25.03.2023г. Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звук [В] и [В] буква В.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)
Конспект открытого занятия
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Звук [В] и [В'] буква В.
Цель: знакомство со звуками [В и В'], буквой В.
Задачи:
Образовательные: определять на слух звук [В и В'], ЕГО место в слове; подбирать слова с заданными звуками; учить давать характеристику
звука [В]
Развивающие: развивать речевую активность; формировать фонематический слух и восприятие; развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности и взаимопомощи; воспитывать умение слушать и слышать товарищей и педагога; воспитывать умение работать в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тема: Звук [В] и [В'] буква В | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия
по обучению грамоте в старшей группе
Тема: Звук [В] и [В’] буква В.
Цель: знакомство со звуками [В и В’], буквой В.
Задачи:
Образовательные: определять на слух звук [В и В’], ЕГО место в слове; подбирать слова с заданными звуками; учить давать характеристику звука [В]
Развивающие: развивать речевую активность; формировать фонематический слух и восприятие; развивать логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, чувство ответственности и взаимопомощи; воспитывать умение слушать и слышать товарищей и педагога; воспитывать умение работать в команде.
Ход занятия:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу! Давайте пожелаем друг другу добра, хорошего настроения, удачи! У нас сегодня гости, давайте им тоже улыбнемся и поздороваемся.
Сегодня мы с вами будем беседовать, напоминаю, как правильно отвечать на вопросы. Дослушивать до конца, не кричать хором, не перебивать, поднимать руку. Отвечает только тот, кого спросили. Отвечать нужно полным предложением.
Но это еще не все гости. К нам еще прилетела тётушка Сова. Поздороваемся с ней. Давайте сейчас пройдем на свои места и сядем. Т.Сова принесла с собой интересную сказку. Предлагаю вам её послушать.
- «Сказка о букве В»
В большом высоком доме с названием Алфавит, жили-были буквы. Самая первая, как ты помнишь, на самом верхнем этаже, жила буква «А», после неё, этажом ниже, жила буква «Б»; а ниже буквы «Б» проживала буква «В» — третья буква Алфавита.
Буква «В» работала почтальоном. Дело в том, что ребята дружили с буквами и постоянно посылали им письма, посылки и разные подарки.
А буква «В» была самая быстрая. Она переворачивалась и вставала на свои два колёсика, вот так и превращалась в машинку и ехала очень быстро, вот так: В – В – В – В – В – В – В – В – В – В – В. Очень быстро она доставляла все подарки буквам от ребят и ребятам от букв.
И вот однажды буква «В» уехала в отпуск на море.
– Поеду, – говорит, – отдохну, на недельку всего. Посмотрю, что будет?
И уехала.
Прошло всего три дня, и вдруг раздался звонок. Это звонили буквы.
– Буква «В», приезжай скорее! Мы уже так долго ждём тебя! На почте уже нет места, куда ставить письма и посылки. Срочно приезжай!
Буква «В» скорее собрала вещи и приехала домой. Потом бегом, быстро поехала на почту, вот так: В – В – В – В – В – В. А там вся комната была заставлена письмами, посылками, и подарками от ребят. И работники почты уже не знали куда и что ставить.
– Ох! Сколько работы!
Буква «В» опять встала на свои колёсики и превратилась в машинку и стала быстро развозить вещи по адресам – по буквам: В – В – В – В.
Буква «В» работала очень быстро, и уже к вечеру все письма и посылки были развезены.
– Ух! – утёрла пот со лба буква «В», – Как я устала, но зато дело сделала. Сколько сейчас моих друзей-букв сидят и читают письма от ребят. А я устала и пойду спать, отдыхать.
И буква «В» легла спать.
Ей снилось, как ребята и буквы радовались полученным подаркам. А ещё снились вагоны, полные подарков, волны на море, ветер, и все слова на букву «В».
Ребята, о какой букве сказка?
Скажите пожалуйста, как звучит буква В?
Может кто-то из вас подскажет т. Сове, чем звук отличается от буквы?
Какие бывают звуки? (дети: Гласные и согласные.)
Почему мы их называем «гласные звуки»? (Когда мы их произносим, воздушная струя не встречает преграду).
Произнесем звук (В).
Что про него можно рассказать? (согласный – не поется, звонкий, твердый и обозначим его синим цветом). Звук (В) при написании обозначается буквой В. (Повесить на доску.)
Теперь произнесем звук (В’)
Звук [В’] - согласный, мягкий, звонкий. Каким цветом обозначим? (зеленым - ответ детей)
Физминутка «СОВА»
В лесу темно,
Все спят давно. (Дети изображают спящих)
Одна сова не спит,
Большеглазая летит. (Дети делают взмахи руками)
Совушка - сова, (Изобразить большой круг руками)
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит. (Присесть, сделать повороты головой вправо, влево)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
2. Определение мягкого или твердого звука в слове
Т. Сова предлагает поиграть в игру
Я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Вася, Валера, Василиса, Влада. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук [В].
Вика, Вероника, Виолетта, Виктор. Какой чаще всего звук повторялся?
Дети: Звук [В’]
Сегодня мы познакомимся со звуками В, В’ и с буквой В.
Зубками мы нижнюю губу прикусим,
Между ними голос пустим.
3. Звуки В и В любят играть:
- Подними синюю карточку, когда услышишь звук В
Подними правую карточку, когда услышишь звук В.
(воспитатель, называет сначала звуки: В В В’ В В’ В…, затем слоги: Ва, Вя, Вы, Ве, Ву….)
- Молодцы!
4. Игра с мячом «Скажи наоборот».
Ребята, т. Сова предлагает нам поиграть.
Я буду произносить слог с твердым звуком [В], а вы отвечаете с мягким [В’] и наоборот.
ВА-ВЯ ВЫ-ВИ ВЯ-ВА
ВО-ВЁ ВУ-ВЮ ВИ-ВЫ
ВЭ-ВЕ ВЁ-ВО
5. Определить место звука в слове.
Воробья врачи спасли, | Кисть разжата, пальцы в сторону. |
В вертолёт его внесли. | Круговые движения кистью сначала одной, потом другой рукой. |
Вертолёт вертел винтами, | Круговые движения кистями обеих рук. |
Волновал траву с цветами. | Плавные движения руками . |
- Ребята, т. Сова принесла вам картинки, давайте вы их рассмотрите и скажите, что там изображено, и есть ли в словах звук [В] или [В’]. Где он расположен: в начале слова, в середине или в конце.
В – самовар, ваза, валенки, волк, вода, сливы, неваляшка
В’ – весы, ведро, вертолет, цветы, телевизор, медведи)
Где мы слышим звук В (В) в слове САМОВАР, в начале,
в середине или в конце слова?
Пальчиковая гимнастика
6. Работа в тетрадях
Ребята, открываем наши тетради и штрихуем букву В. Кто закончит штриховку, тетрадь закрываем и оставляем на столе.
7. Рефлексия
Молодцы! Ребята, т. Сова вас благодарит. Ей очень понравилось у вас в гостях, но ей пора к лесным друзьям, которые её очень ждут.
С какими звуками мы знакомились?
Звук [В] какой? Звук [В’] какой?
А какое задание было самым трудным?
Какое задание понравилось больше всего?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э» Цель: уметь выделять звук [Э] в начале слова,Задачи: дифференцировать этот звук с другими гласным...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х\']. Буква Х»
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуки [х], [х']. Буква Х»...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [К]-[К’], буква К»
Задачи: - учить звуковому анализу коротких слов с заданным звуком, - развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику. Оборудование: • предметные картинки на звук К -в нача...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звук [Э] и буква Э»
Звук и буква Э. (Старшая группа)Цели: уметь выделять звук [Э] в начале слова, дифференцировать этот звук с другими гласными [а, у, и, о, ы]; упражнять в произнесении слов сложной с...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звук [П] и буква П.
Задачи:Коррекционно – образовательные:- Закреплять произношение и различение звуков «П», «Пь»- Формировать навыки анализа и синтеза обратных слогов- Знакомство с бу...
«Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. Звуки [б] и [б’] и буква Б» 7.12.23 г
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие». Коррекционные задачи: 1. Познакомить со звуками [б]...
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе "Звуки и буквы Ш, С"
Формировать правильное произношение звука [ш] и [с] . Упражнять в определении позиции звука [ш] и [с] в слове...