Технологические карты и конспекты НООД.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Технологические карты и конспекты НООД.
Тема: «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Программное содержание: закреплять и уточнять знания о домашних животных, знать названия детенышей и семью, образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса –ищ; подобрать слова-антонимы; согласовывать числительные с существительными; составлять предложения с предлогами.
Активизация словаря: названия детенышей животных, притяжательные прилагательные.
Оборудование: демонстрационный мат-л – картинки с изображением домашних животных; раздаточный мат-л – карточки с изображением домашних животных.
- Сядет тот, кто стоит за…, перед…, между…, около…, и т.д. | ||
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Отгадывание загадок Отворилась тихо дверь, и вошел усатый зверь, сел у печки, жмурясь сладко, и умылся серой лапкой. Берегись мышиный род – на охоту вышел…(кот) Все следы находит точно. Охраняет склады ночью. Уши чуткие и нос – это друг наш, верный … (пес) Молоко дает нам кто-то, детям пить его охота. Чтобы были все здоровы, молоко дают… (коровы) Назовите домашнее животное, у которого тоже есть копыта. (лошадь) Бежит замарашка в щетинистой рубашке. Хвост крючком, нос пятачком. (свинья) Бегут по дорожке борода да рожки. (коза) кто не прядет, не ткет, а людей одевает? (овца) - Как можно назвать этих животных одним словом? - Где они живут? | Дети отгадывают, вос-ль выставляет картинки. |
2. Словоизменение | Дид игра «Сосчитай» (согласование существительных с числительными.) | |
3. Словообразование | У кошки – усы, у котенка – усики, у кота – усищи.(аналогично с разными животными: нос, лапы, зубы, хвост, глаза) | |
4. Физминутка | Дид игра «Скажи ласково» (с мячом) | |
5. Расширение объема словаря | Подбор слов – антонимов У коровы хвост длинный, а у свиньи… У козы рога острые, а у барана… У свиньи щетина жесткая, а у кошки шерсть… У свиньи ноги толстые, а у ягненка… | |
6. Словообразование | Образование притяжательных прилагательных. У коровы длинный хвост. Корова какая? – Длиннохвостая У быка острые рога. Бык какой?… У свиньи короткие ноги. Свинья какая?... У кролика длинные уши. Кролик какой?... У лошади длинная грива. Лошадь какая?... | |
7.Словообразование. | Образование притяжательных прилагательных Конура собаки. Чья конура? – Собачья. Копыта коровы. Чьи копыта?... Борода козы. Чья борода?... Грива лошади. Чья грива?... Уши кролика. Чьи уши?... Хвост кошки. Чей хвост?... | |
8. Связная речь | Составление предложений с предлогами. Использовать модель для составления описания. |
Тема: «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
Программное содержание: закрепить и уточнить названия зимующих птиц, знаний о частях тела птицы; образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать прилагательные к слову «птица», учить объяснять значение сложных слов, развивать навык связной речи; развивать внимание, воспитывать сочувствие к пернатым.
Активизация словаря: названия птиц, сложные слова: длиннохвостая, красногрудая, перелетная, остроклювая и т.п.;
Оборудование: демонстрационный материал – картинки с изображением зимующих птиц; раздаточный материал – семена растений, карточки с изображением зимующих птиц.
Тема: «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА»
Программное содержание: учить составлять рассказ, закреплять названия военных профессий, военной техники; упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными, в подборе синонимов; развивать память, мышление, речь; воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Активизация словаря: названия военных профессий, техники, словаря синонимов.
Оборудование: картинки с изображением представителей военных профессий, военной техники.
Предварительная работа: заучивание стихов об армии; домашнее задание: попросить пап и дедушек рассказать детям о службе в армии.
Сядет тот, кто правильно назовет представителей военных профессий. (по картинкам) | ||
2. Активизация словаря, вербально-логического мышления. | Загадывание загадок. Без разгона ввысь взлетает, Стрекозу напоминает, Отправляется в полет, Наш российский… (вертолет) Тучек нет на горизонте, Но раскрылся в небе зонтик. Через несколько минут Опустился … (парашют) Что за птица: Песен не поет, Гнезда не вьет, Людей и груз везет. (самолет) Ходит город – великан на работу в океан (корабль) | |
3. Расширение объема словаря | Дид. игра «Кому что нужно?» На доске картинки с изображением представителей военных профессий. Дети называют профессию и говорят, что нужно военному этой профессии: Летчику – самолет; танкисту – танк; ракетчику - ракета; пограничнику – собака; моряку – корабль. | |
4. Развитие связной речи | Чтение стихов об Армии (выучить заранее) | |
5. Физминутка | См. на обороте. | |
5. Словоизменение | И/упр. «Скажи много» Смелый летчик – смелые летчики; железная каска - …, быстрая ракета - …, боевой корабль - …, военный самолет - …, храбрый танкист - …, пограничная полоса - …, умная собака - …, большой парашют - …, меткий стрелок - …, отважный солдат - …, боевой офицер - … | |
6. Активизация словаря. | Дид.игра «Скажи по другому» (с мячом) Храбрый – смелый, отважный, бесстрашный; солдат – боец, воин; большой – огромный; сильный – могучий; охранять – беречь, стеречь; | |
7. Словоизменение | И/упр. «Сосчитай» (дети передают мяч друг другу) Одна быстрая ракета, две быстрые ракеты, три… - пять быстрых ракет; один тяжелый танк…, один боевой корабль…, один военный вертолет. | |
8.Развитие связной речи | «Составь рассказ о папе» Дети рассказывают о военных профессиях с использованием модели |
Тема: «О ТЕХ, КТО ХЛЕБ РАСТИТ»
Программное содержание: учить детей полно и точно отвечать на вопрос; развивать навыки составления рассказа по картине; учить применять в речи образные выражения; развивать фонематический слух.
Активизация словаря: глагольные формы, признаки предметов, обстоятельства;
Оборудование: картинки с изображением различных изделий из хлеба, репродукция картины И.И.Шишкина «Рожь», иллюстрации с изображением полевых работ, людей разных профессий, которые выращивают хлеб, разрезные картинки.
Послушайте стихотворение и подумайте, как можно его назвать. Поскорее накрывай стол скатеркой чистой. Перед нами каравай с корочкой душистой! Круглобок и маслян он, в меру крут, посолен – Пахнет солнечным теплом, пахнет знойным полем. Режь, да ешь от всей души, силы набирайся. Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся. Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился. Как вы думаете, как можно назвать стихотворение? Оно называется «Каравай». Обратите внимание на последние строки: «Чтобы добрый в светлый час хлеб на стол явился, Кто-то встал чуть раньше нас и крепко потрудился». Давайте сегодня побеседуем о тех людях , которые выращивают хлеб /использование модели/ | ||
Игра «Волшебная палочка» | Поиграем в волшебную палочку: палочка идет по кругу, тот, кто взял палочку, говорит слово. Важно, чтобы слова не повторялись. Сначала мы обсудим, какие профессии у людей, которые выращивают хлеб. Ранней весной в поле выходят трактора. Ими управляют… (палочка переходит к другому ребенку). - Какую работу делает тракторист на транспорте? -Какие машины используют для уборки хлеба? (комбайны). Какую работу делает комбайнер ? (Жнет, обмолачивает.) Кто вывозит зерно с поля? Как назвать одним словом всех людей, которые выращивают хлеб? (хлеборобы) Как вы думаете, почему профессия называется - (хлебороб)? Затем тема для разговора меняется. Итак люди много трудятся, чтобы вырастить хлеб. А как они работают? Люди могут работать быстро (медленно, аккуратно, старательно, лениво, спустя рукава, не покладая рук, не зная отдыха, и т.п.) Как вы понимаете фразу «спустя рукава»? В давние времена самые богатые и знатные люди на Руси – бояре – носили одежду с длинными рукавами. Сами бояре не работали, за них все делали слуги. Вот народ и придумал про этих лентяев выражение «Спустя рукава». Представьте, что у вас длинные рукава, они закрывают всю руку, ладонь, пальцы, свисают до пола, путаются под ногами. Вы сможете с такими рукавами помыть посуду, расставить по местам игрушки, подмести пол? Вот и получается, что работать «спустя рукава» - это значит лентяйничать, ничего не делать. Как назвать человека, который хорошо работает, любит трудиться? (Трудолюбивый). А как назвать человека, который трудиться не хочет (ленивый, лентяй, лодырь). недаром в народе есть такая пословица: «Не трудиться – хлеба не добиться». | |
Игра «Да - нет» | Водящий загадывает одно из хлебобулочных изделий, на картинке. Дети должны отгадать какое. Можнозадавать вопросы, на которые водящий может отвечать «да или нет». Например - сухарь. - Этот продукт их пшеничной муки? – Да. - Он мягкий? - Нет. - Он круглый? – нет. -Он мягкий? – да. | |
Физминутка | См. картотеку. | |
Игра «Сложи картинку» | Дети складывают разрезные картинки и придумывают по ним рассказы. Чтобы рассказ получился связным, предложения должны соединяться друг с другом, цепляться друг за друга, образуя единую цепь. Например, следующее предложение может начинаться со слова, которым закончилось предыдущее.(Я расскажу о трактористе. Тракторист работает на большом тракторе. Трактор пахал землю.) | |
Итог | Ваши рассказы получились очень интересными. В них правильно и подробно описан труд хлеборобов. предлагаю вам послушать одно стихотворение. Написал его Я.Аким Хлеб ржаной, батоны, булки не добудешь на прогулке. Люди хлеб в полях лелеют, сил для хлеба не жалеют. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта ООД Конспект занятия "Знакомство с профессией лесника"
Развитие интереса у дошкольников к профессии лесника....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО ПОКАЗА НООД Тема «Путешествие в осенний лес» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Тема «Путешествие в осенний лес» Возрастная группа: подготовительная к школе Цель: формирование представлений о временах года, экологической культуры через наблюдения и по...
Технологическая карта ООД Конспект занятия "Мы -путешественники. Путешествие к разным народам "
Конспект занятия по развитию речи....
Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе
Технологическая карта занятия Конспект совместной деятельности взрослых и детей по изобразительной деятельности в средней группе...
Технологическая карта плана-конспекта проведения экскурсии в рамках кружковой работы.
Экскурсия для детей шестого года жизни в стилизованную комнату «Русская изба»...
Технологическая карта и конспект НОД по английскому языку.
Технологическая карта и конспект НОД в старшей группе детского сада по те е "Фрукты"...
технологическая карта и конспект
Технология "Детский совет"...