Конспект НОД в подготовительной группе по восприятию художественной литературы «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Баранок Светлана Николаевна

Конспект НОД по восприятию художественной литературы по творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_khudozh._literature_baranok.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №18 «Алёнушка»

Конспект НОД

в подготовительной  группе

по восприятию художественной литературы

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

                                                воспитатель  Баранок С.Н.

г. Павлово  2014г.

Задачи:

Образовательные:

- Продолжать знакомить  детей с творчеством А.С. Пушкина.

- Способствовать развитию умения выделять основные действующие лица и последовательность основных эпизодов художественного текста.

- Обогащать  словарь детей словами обозначающими предметы и явления по сказке.

Развивающие:

- Способствовать  развитию речевой и коммуникативной активности детей во время обсуждения сказки.

- Развивать память, воображение, образное восприятие.

- Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую  форму речи, умение содержательно и выразительно передавать литературный текст в процессе  рассказывания отрывка из сказки по ролям.

Воспитательные:

- Воспитывать любовь к книге, вызвать эмоциональное  отношение к героям путём использования выразительных средств (поэзии, музыки, авторских иллюстраций к сказкам).

- Формировать дружеские взаимоотношения между детьми, умение договариваться, помогать друг другу, работать в группе;

Методы и приёмы:

- Игровой момент, вопросы поискового характера, отгадывание загадок, чтение пословиц, художественное слово, показ презентации, домашнее задание,  

Предварительная работа:

- Знакомство  детей с жизнью и творчеством  А.С.Пушкина.

- Организация библиотеки «Творчество А.С.Пушкина»

- Чтение  произведений А.С.Пушкина: «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»,«Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о царе Салтане», его стихотворений.

- Просмотр мультфильмов по сказкам А.С.Пушкина.

- Создание альбома «Сказки А.С.Пушкина».

- Продуктивная деятельность:

НОД  художественное творчество: рисование героев «Сказки о царе Салтане», «Обложка для книги сказок».   Лепка «Мой любимый сказочный герой»

Материалы:

 Книга-сюрприз, портрет А.С. Пушкина, ИКТ,  диск с мультфильмом «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях», разрезные картинки - пазлы с сюжетами из сказки, листы с нарисованными на них восковыми мелками героями сказки, краски, кисти, непроливайки.

 

Ход Нод:

         Вопросы воспитателя

           Ответы детей

      Дети стоят рядом с воспитателем

- Ребята, посмотрите, сколько к нам    сегодня пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся. А мне хочется загадать вам загадку

    Не куст, а с листочками,

    Не рубашка, а сшита,

    Не человек, а рассказывает...

- Правильно, а вот и отгадка у меня в руках

( воспитатель показывает детям железную книгу-коробку)

-  А кто из вас  знает пословицы о книге?

- Молодцы! А как вы думаете, кто пишет книги?

- Да, писатели пишут разные книги. Бывают сказки, а ещё?

- Ребята, а каких писателей знаете вы?

- Я очень рада, что вы так много назвали детских писателей. А сегодня мы будем беседовать о творчестве А.С.Пушкина. Ксюша подготовила  о нём небольшой рассказ.

- А.С.Пушкин написал много прекрасных стихов и очень интересных сказок. Какие его сказки вы можете назвать?

- У меня для вас есть ещё загадка. Проходите на стулья и садитесь поудобнее. Интересно, узнаете ли вы сказку?

( дети проходят на стулья и смотрят отрывок из мультфильма «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).

- Как называется эта сказка?

- А кто сможет рассказать, о чём эта сказка?

- А как скажет Диана.

- Давайте послушаем Ксюшу

- Ребята, а как можно сказать про эту сказку, какая она?

- Правильно, в сказках добро всегда побеждает зло.

- А кто герои этой сказки?

- Чтобы лучше узнать героев, давайте поговорим о них поподробнее.

( воспитатель показывает на слайдах героев сказки)

- Царевна, какая она?

- Послушайте как про царевну писал А.С.Пушкин

( воспитатель зачитывает из книги

 отрывок про царевну)

 Белолица, черноброва,

 Нраву кроткого такого

 И жених сыскался ей

 Королевич Елисей.

- А про царицу вы что скажете, какая она была?

- Послушайте, как про неё написано в сказке:

  Правду молвят, молодица

  Та и впрямь была царица

  Высока, стройна, бела

  И умом и всем взяла.

  Но зато горда, ломлива,

  Своенравна и ревнива.

- В этой сказке была одна чудесная вещь, которой часто пользовалась царица, помните, что это?

 - Какова его роль в этой сказке?

- А как царица обращалась к зеркальцу?

- А как зеркальце ей отвечало, ребята, кто помнит?

- А кто скажет, что случилось с царевной, когда злая царица услышала вот такой ответ зеркальца?

- Ты прекрасна спору нет, но царевна всё ж милее и румяней и белее.

- А что случилось с царевной в лесу?

- Ребята, а кто сможет рассказать про богатырей, какие они?

- А чем они занимались?

- Послушайте, как про богатырей написал А.С.Пушкин

      Перед утренней зарёю

      Братья дружною толпою

      Выезжают погулять

      Серых уток пострелять.

      Руку правую потешить

      Сорочина в поле спешить,

      Иль башку с соседских плеч

      У татарина отсечь.

- А кто напомнит, что потом случилось в сказке?

А послушайте, я зачитаю вам отрывок…..

Чтение отрывка из сказки….

-А кто хочет продолжить дальше?

- Что сделал пёс Соколко?

- Какой был пёс, как он поступил?

- Что было дальше?

- А как можно сказать про королевича Елисея?

- А почему про него можно сказать, что он храбрый

- А какие герои в сказке помогали королевичу Елисею? Кто указал ему путь к царевне?

- Кто помнит, как они говорили?

- Давайте мы с вами расскажем эти отрывки по ролям.

- Алёша, ты хочешь побыть в роли Елисея?

- А ты, Диана, будешь отвечать от лица месяца

- А Соня будет в роли ветра

( рассказывание по ролям)……

- Чем закончилась сказка?

-Вы очень хорошо знаете эту сказку, и у меня для вас есть интересное задание из нашей чудесной книги.

( здесь есть картинки - пазлы из сказки, которые нужно собрать, а ещё надо раскрасить героев сказки, которые спрятались на этих белых листах. Как вы думаете, сможем мы справится с заданием?

- Ну, тогда сейчас выберем, кто будет собирать, а кто раскрашивать. Подходите к столу и выбирайте.

Дети проходят к столам, выбирают задание. Кто-то в группах по 2-3 человека собирает пазлы с иллюстрациями из сказки, а кто-то закрашивает красками героев, нарисованных восковыми мелками.

Воспитатель в ходе продуктивной деятельности, помогает, направляет детей.

- Что вы собрали?

- Что здесь изображено?

- А что получилось у вас?

- Вы узнали героев сказки?

- Кто у тебя получился, Римма? А у тебя, Артём?

- Посмотрите, как хорошо вы справились с заданием, какие яркие и красивые иллюстрации у вас получились, а это значит, что мы с вами тоже создали сказку. …

- Подойдите поближе и посмотрите друг у друга, что у вас получилось.

( дети проходят и смотрят работы друг друга )

  Верить в сказку – это счастье,

  И тому, кто верит,

  Сказка обязательно

  Отворит все двери.

- Что вам понравилось сегодня делать?

- Что было интересно?  Что вызвало трудности?

-  Книга

- Дом без книги – день без солнца

- Будешь книги читать – будешь много знать

- Книга – маленькое окошко – через него весь мир видно

- Книга поможет в труде и выручит в беде

- Книга учит жить, книгой нужно дорожить.

- Писатели

- Рассказы, стихи, басни

- Л.Толстой, Н.Носов, А.Барто, К.Чуковский, А.Пушкин, В.Бианки...

Рассказ об А.С.Пушкине   ( дом.задание)

- Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, сказка о мёртвой царевне и семи богатырях, сказка о золотом петушке.

- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

- Ответы 2-3 детей.

- Волшебная, добрая, чудесная, загадочная.

- Царевна, королевич Елисей, мачеха, богатыри.

- Добрая, красивая, трудолюбивая, несчастная

- Злая, коварная, ведьма

- Волшебное зеркало

- Оно говорило правду и царица на него злилась, а потом разбила.

- Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи, я ль на свете всех милее, всех румяней и белее.

- Ты прекрасна спору нет, ты, царица всех милее, всех румяней и белее.

- Приказала отвести её в лес.

- Она сначала думала, что заблудилась, а потом нашла терем богатырей

- Добрые, сильные, помогли царевне.

- Охотились

- Ответы детей

……

Побежал к богатырям.

Съел отравленное яблоко,

Не пожалел жизни.

……

-Добрый, сильный, храбрый

- Потому, что он отправился искать царевну

- Солнце, месяц, ветер

Ответы детей.

- Да

- Иллюстрации, картинки  из сказки

- Волшебное зеркало, месяц, солнце, ветер.

 Ответы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей...

Конспект образовательной деятельности по восприятию художественной литературы для детей 5-6 лет: «Чтение сказки С. Козлова «Как ежик с медвежонком протирали звёзды »

Образовательная деятельность направлена на формирование у детей умения внимательно слушать сказку и отвечать на вопросы по её содержанию....

Конспект ИОС в старшей группе компенсирующей направленности по восприятию художественной литературы сказка Р.Киплинга «Слонёнок»

Для того чтобы заинтересовать детей к восприятию художественной литературы, использую игры.Чтобы подвести к игре, загадываю загадку....

Конспект по речевой деятельности. Восприятие художественной литературы и фольклора. Тема «Путешествие по сказкам»

Тема: «Путешествие по сказкам»Задачи:Образовательные: Учить включаться в мини –драматизацию, соотносить игровые действия и эмоционально – выразительные движения со словом....

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в старшей группе

Чтение произведения А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» в старшей группе ...

Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с...