Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы в подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Глушач Ольга Анатольевна

Данное занятие поможет познакомить с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведений, осмысливать характеры и поступки персонажей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_otkrytoe_skazka_o_baykale.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы

в подготовительной группе:

чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды

        Цель: учить воспринимать художественную литературу, расширять лексический запас и развивать образность речи детей, умение подбирать определение – описание к сказочному персонажу.

Задачи: продолжить знакомство с детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на языковое богатство сказки.

Материалы и оборудование: выставка книг бурятских народных сказок, мультимедийный проектор, ноутбук, слайды с изображением озера Байкал, иллюстрации к сказке «Богатырь Байкал», альбомы, кисти, краски, салфетки.

Интеграция областей: в.х.л.,  познавательная, изо.

Содержание организованной деятельности детей.

  1. Организационный момент

- Сегодня день у нас особый

Я приглашаю вас, друзья.

А вы со мной идти готовы?

В чудесный мир зову вас я!


Воспитатель просит детей встать в круг, выполнить пальчиковую гимнастику «Будем вместе мы играть!». 

Раз, два, три, четыре, пять,  (Дети загибают поочередно пальцы на обеих руках. _
Будем вместе мы играть,  (Разгибают пальцы поочередно на обеих руках.)
 Будем вместе мы играть,  (Сжимают и разжимают кулачки.) 
В сказку будем попадать (Поднимают руки вверх.)

  1. Познавательная деятельность

         Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на берег самого большого озера нашего края.

- Как называется это озеро?

- А что такое озеро и чем оно отличается от реки?

- А еще про Байкал говорят Море Байкал, как вы думаете почему?

- Давайте вспомним, что мы знаем об озере Байкал?

        Ребята, садитесь на стульчики, закройте глаза и представьте себе, что мы стоим на берегу озера, плещут волны, слышно как они ударяются о камни, и тихонько откатываются назад (включается фонограмма шум прибоя воды. На фоне прибоя воды, воспитатель начинает свой рассказ и параллельно показывает слайды с изображением  коренных жителей Байкала, шторма на Байкале, спокойного озера)

       Очень давно поселились люди на берегах озера Байкал.  Они восхищались чистой воды озера, его красотой, переживали и пугались того что не могли объяснить: шторм ли начнется или случится землетрясение,  и  стали люди придумывать легенды и сказки о Байкале, пытаясь  объяснить некоторые явления природы и рассказать о величии и красоте родного края. (слайд с изображением рассказов легенд детям).

- Как могли представить озеро Байкал в своих сказках люди?

- Образ, какого сказочного героя он мог бы принять?  

       Много рек впадают в озеро. А вытекает из него только одна река - Ангара (слайд с изображением реки Ангары).

 Она берет из него начало, как вы начинаетесь от своих родителей.

- Кем может приходиться Ангара Байкалу?  Вытекает Ангара из Байкала и течет по нашему краю Сибирь. А впадает в другую реку Енисей.

- Енисей это мужское имя или женское? Значит, кем может быть в сказке Енисей?

- А давайте ребята, с вами немного поиграем, изобразим Енисея, Ангару и Байкала. (Педагог читает стихи из игры, а дети сопровождают движениями)

3. Игровая деятельность

Игра малой подвижности «Море волнуется»

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Фигуру сказочного героя, покажи!

- Молодцы! Вот каких замечательных героев вы изобразили!

- Сейчас давайте все присядем, где кому удобно и я прочту вам эту сказку. Слушайте внимательно.

Слетелись птицы с моря,

Садились у нас на заборе,

Пели птицы, сказывали сказки,

Были там и небылицы.

Одну я там переняла, да Вам принесла.

Это ещё не сказка. Сказка вся впереди.

 Чтение сказки «БОГАТЫРЬ БАЙКАЛ» (Чтение сказки сопровождается показом иллюстраций к сказке - слайды).

В старые времена могучий Байкал был веселым и добрым. Крепко любил он свою единственную дочь Ангару.

Красивее ее не было на земле.

Днем она светла — светлее неба, ночью темна — темнее тучи. И кто бы ни ехал мимо Ангары, все любовались ею, все славили ее. Даже перелетные птицы: гуси, лебеди, журавли — спускались низко, но на воду Ангары садились редко. Они говорили:

— Разве можно светлое чернить?

Старик Байкал берег дочь пуще своего сердца.

Однажды, когда Байкал заснул, бросилась Ангара бежать к юноше Енисею.

Проснулся отец, гневно всплеснул волнами. Поднялась свирепая буря, зарыдали горы, попадали леса, почернело от горя небо, звери в страхе разбежались по всей земле, рыбы нырнули на самое дно, птицы унеслись к солнцу. Только ветер выл да бесновалось море-богатырь.

Могучий Байкал ударил по седой горе, отломил от нее скалу и бросил вслед убегающей дочери.

Скала упала на самое горло красавице. Взмолилась синеглазая Ангара, задыхаясь и рыдая, стала просить:

— Отец, я умираю от жажды, прости меня и дай мне хоть одну капельку воды…

Байкал гневно крикнул:

— Я могу дать только свои слезы!..

Сотни лет течет Ангара в Енисей водой-слезой, а седой одинокий Байкал стал хмурым и страшным. Скалу, которую бросил Байкал вслед дочери, назвали люди Шаманским камнем. Там приносились Байкалу богатые жертвы. Люди говорили: «Байкал разгневается, сорвет Шаманский камень, вода хлынет и зальет всю землю».

Только давно это было, теперь люди смелые и Байкала не боятся…

- Дети, вы прослушали сказку. Скажите кто главные герои сказки (Байкал, Ангара, Енисей)

- Кто такая Ангара (дочь Байкала), как ее можно описать? (светлая чистая, все ей любовались) (по ответам детей - вывешивание иллюстраций к сказке с изображением сказочных героев)

- А Енисей (юноша, которого полюбила Ангара)

Какими словами описывается Байкал вначале сказки? (могучий, веселый и добрый)

Каким он стал в конце сказки (злой, седой, хмурый, страшный)

При необходимости повторное чтение и повторение детьми

- А какой эпизод в сказке вам запомнился больше всего? Почему?

- Как вы думаете, чему учит эта сказка? (выводы помогает сделать воспитатель)

- Ну а нам пора прощаться,

И со сказкой расставаться.

Художественно-творческая деятельность детей

- А для того, чтобы сказка осталась с нами, каждый сейчас нарисует, того сказочного героя или тот эпизод сказки, который ему понравился больше всего.

Итог занятия.

- Назовите произведение, с которым мы познакомились. Можно ли сказку «Богатырь Байкал» считать волшебной? Что больше всего вам понравилось?

- Давайте положим наши работы друг с другом так, чтобы получилась книжка по сказке.  Посмотрите, какая красочная книжка у нас получилась. (Все рисунки рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные, вывешиваем в холле для родителей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по восприятию художественной литературы. Чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды для детей подготовительного возраста.

Познакомить  детей с сибирским народным творчеством, способствовать пониманию эмоционально-образного содержания произведения, осмысливать характеры и поступки персонажей; обратить внимание на язы...

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературы

Конспект интегрированного занятия по восприятию художественной литературыв подготовительной группе: чтение сказки «Богатырь Байкал» по мотивам бурятской легенды...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.  Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)

Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с  подготовительной группой детей  дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...

Конспект занятия по художественной литературы в подготовительной группе "Чтение сказки "Добрый заяц"

Цель: познакомить детей с новой сказкой, учить детей понимать образное содержание сказки,  характера героев сказок, способствовать формированию эмоционального отношения к воспринимаемом...

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы» в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, пословиц».

Конспект занятия по «Чтению художественной литературы»  в старшей группе «Чтение английской сказки «Три поросёнка» в обработке С. Михалкова. Анализ фразеологизмов, п...