Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)
материал (подготовительная группа)
Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"
Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с активной жизненной позицией. Поэтому одной из главных задач дошкольного образования является воспитание свободного, уверенного в себе человека, который умеет творчески подходить к решению проблемных ситуаций. Методы работы с проблемой, которые предлагает ТРИЗ-технология, позволяют решить эту адачу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Решение творческих задач | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 17»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Протокол проведения работы по решению творческих задач
Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ
Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
(для детей подготовительной группы)
Учитель-логопед:
Бызова Екатерина Николаевна
2021г.
Цель: Учить находить разные пути решения творческих задач.
Задачи:
- Выявление проблемы.
- Выделение ключевой проблемы.
- Решение проблемы.
- Совет герою, чтобы проблемы не было.
Количество чел. – 6чел.
Этапы работы:
- Чтение сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях» (1-й день).
- Анализ литературного героя (2-й день).
- Рассматривание проблемной задачи (3-й день).
- Совет герою, чтобы проблемы не было.
1-й день.
- Чтение сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».
2-й день.
- Анализ литературного героя.
Работа по алгоритму:
Герой | Царица | Царевна | Елисей |
Цель | Избавиться Устранить Убить | Спастись Смириться | Спасти царевну Найти невесту Привести домой |
Действия | Садилась Красовалась Радовалась Злилась Бросала зеркальце Переодевалась старушкой Отравила царевну | Кричала, заблудившись в лесу Прибиралась в тереме Поджидала Пряла пряжу Напевала песни | Мчался Искал Переживал Спрашивал совета |
Место | Дворец | Лес | Лес, горы |
Помощники | Служанка | Служанка Собака Семь богатырей | Ветер |
Результат | Несмотря на старания, ничего сделать, не смогла, лишь сама пострадала из-за своей злости | Осталась живой | Нашел невесту |
Свойства характера | Коварная, злая, предприимчивая, жестокая | Добрая, доверчивая, ласковая, трудолюбивая | Надежный, смелый, сообразительный |
Жизненное правило | Самолюбование | На грубое слово не сердись, принимай все невзгоды, не сдавайся! | Сам погибай, а любимую невесту выручай! |
3-й день.
- Решение проблемной задачи.
Рассматриваем проблему каждого героя | Герой | Царица | Царевна | Елисей |
На столах лежат схемы героев сказки. Дети подходят к столам и обсуждают проблему каждого героя. Если есть проблема, дети кладут значок Логопед предлагает детям показать, как действовал герой, решая проблему. Дети показывают, как царица бросает зеркальце, как царевна блуждала одна в лесу, как Елисей искал свою невесту. | Какая была проблема? ? | Свести со свету молодую царевну. Старалась, старалась. Но ничего у нее не получилось. | Когда у нее появилась проблема? Когда она осталась в лесу одна. Как она спаслась от смерти? Набрела на терем в лесу, где жили семь богатырей. | Когда у него появилась проблема? Когда пропала его невеста царевна. Он отправился на поиски ее. |
Что хотел? | Избавиться от царевны. | Ничего не хотела. Ей понравилось жить у семи богатырей. | Найти свою невесту, спасти ее. | |
Что мешало? | Ничего. | Ничего. | Незнание, где искать. | |
Как решал проблему? Какой выбрал способ? | Нарядилась нищенкой и принесла отравленное яблоко. | Пела песни, готовила еду, пряла пряжу, убиралась, играла с собачкой. | Спрашивал у разных персонажах, не встречали ли они его невесту (У солнца, у месяца, у ветра). | |
Логопед предлагает детям подумать и решить, у кого из героев была ключевая (главная) проблема. | Лог.- Ребята, как вы думаете, у кого из героев ключевая (главная) проблема? Дети: - У Елисея. | |||
Дети садятся на стульчики перед магнитной доской. Логопед, задавая вопросы, выставляет на доску значки решения проблемы. ? Проблема | Лог. – Что хотел Елисей? Дети: – Хотел отыскать царевну. Лог. – Что ему мешало это сделать? Дети: – Он не знал, куда надо ехать и где ее искать. | |||
Противоречие | Лог. – Что нужно Елисею? Дети: – Догадаться, в какую сторону поехать на поиски царевны. | |||
ИКР | Лог. – Какое само лучшее решение для Елисея? Дети: – Спросить совета у кого-нибудь. | |||
Р Ресурсы Дети предлагают варианты решения проблемной задачи. Лог. - схематично зарисовывает каждый предложенный вариант, обсуждает с детьми плюсы и минусы каждого варианта и спрашивает у детей, подходит ли вариант для решения проблемы Елисея. | Привнесенные ресурсы Лог. - Кто может помочь Елисею? Дети: - Если б у царевны был телефон, он мог бы с ней созвониться и спросить, где она находится. - Царевна могла бы вызвать такси и поехать навстречу к Елисею. - Елисей мог бы спросить у чернавки, где она оставила царевну. - Мог бы отыскать по навигатору, где находится лес, в который чернавка отвела царевну. Собственные ресурсы Лог. – Что может сделать Елисей, чтоб царевна не пропала? Дети: - Разбить зеркало царицы. - Жениться на царевне. - Подарить царевне камеру видеонаблюдения. - Подарить царице хороший косметический набор. - Сделать царице омолаживающую операцию. Она будет всегда молодой, и не будет завидовать молодости царевны. | |||
4.Совет герою, чтобы проблемы не было. | Лог. – Ребята, какую проблему мы решали? Дети: - Как сделать так, чтоб царевна не пропала. Чтоб ее не отравила злая царица. Чтоб ее быстро нашел Елисей. Лог. – Что надо сделать, чтобы проблемы не было у царицы с царевной? Дети: - Подружить царицу с царевной. - Открыть для царицы салон красоты, и тогда у нее не будет времени на зависть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выпускного праздника в детском саду "Белоснежка и семь гномов" для детей подготовительной группы с ОНР
До свиданья, наш любимый дом!...
«Папа и я – спортивная семья!» - праздник для детей подготовительной группы
Сценарий спортивного праздника, посвящённого Дню защитника Отечества в подготовительной группе....
познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...
познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри». Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...
Папа, мама, я – отличная семья ! Развлечение для детей подготовительной группы и их родителей
Развлечение для детей подготовительной группы и их родителей...
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальный квест «В поисках семи нот» для детей подготовительной группы (6-7 лет)
Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальный квест «В поисках семи нот» для детей подготовительной группы (6-7 лет)...
Конспект проведения занятия по речевому развитию в подготовительной группе с подгруппой детей с включением дидактической игры на ИКТ оборудовании, по произведению А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
Цель: продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;пополнять литературный багаж сказками А. С. Пушкина...