Протокол проведения работы по решению творческих задач Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ Проблемная задача про царицу по произведению А.С Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (для детей подготовительной группы)
материал (подготовительная группа)

Бызова Екатерина Николаевна

 

Перед современным дошкольным образованием остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня?"

Изменился социальный заказ, обществу нужна творческая личность с активной жизненной позицией. Поэтому одной из главных задач дошкольного образования является воспитание свободного, уверенного в себе человека, который умеет творчески подходить к решению проблемных ситуаций. Методы работы с проблемой, которые предлагает ТРИЗ-технология, позволяют решить эту адачу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Решение творческих задач26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Протокол проведения работы по решению творческих задач

Средствами ОТСМ – ТРИЗ-РТВ

Проблемная задача про царицу  по произведению А.С Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

(для детей подготовительной группы)

                                                                        Учитель-логопед:

                                                                        Бызова Екатерина Николаевна

2021г.

Цель: Учить находить разные пути решения творческих задач.

Задачи:

  1. Выявление проблемы.
  2. Выделение ключевой проблемы.
  3. Решение проблемы.
  4. Совет герою, чтобы проблемы не было.

Количество чел. – 6чел.

Этапы работы:

  1. Чтение сказки «О мертвой царевне и о семи богатырях»  (1-й день).
  2. Анализ литературного героя (2-й день).
  3. Рассматривание проблемной задачи (3-й день).
  4. Совет герою, чтобы проблемы не было.

1-й день.

  1. Чтение  сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях».

2-й день.

  1. Анализ литературного героя.

Работа по алгоритму:

Герой

Царица

Царевна

Елисей

Цель

Избавиться

Устранить

Убить

Спастись

Смириться

Спасти царевну

Найти невесту

Привести домой

Действия

Садилась

Красовалась

Радовалась

Злилась

Бросала зеркальце

Переодевалась старушкой

Отравила царевну

Кричала, заблудившись в лесу

Прибиралась в тереме

Поджидала

Пряла пряжу

Напевала песни

Мчался

Искал

Переживал

Спрашивал совета

Место

Дворец

Лес

Лес,  горы

Помощники

Служанка

Служанка

Собака

Семь богатырей

Ветер

Результат

Несмотря на старания, ничего сделать, не смогла, лишь сама пострадала из-за своей злости

Осталась живой

Нашел невесту

Свойства характера

Коварная, злая, предприимчивая, жестокая

Добрая, доверчивая, ласковая, трудолюбивая

Надежный, смелый, сообразительный

Жизненное правило

Самолюбование

На грубое слово не сердись, принимай все невзгоды, не сдавайся!

Сам погибай, а любимую невесту выручай!

3-й день.

  1. Решение проблемной задачи.

Рассматриваем проблему каждого героя

Герой

Царица

Царевна

Елисей

На столах лежат схемы героев сказки. Дети подходят к столам и обсуждают проблему каждого героя. Если есть проблема, дети кладут значок

Логопед предлагает детям показать, как действовал герой, решая проблему.

Дети показывают, как царица бросает зеркальце, как царевна блуждала одна в лесу, как Елисей искал свою невесту.

Какая была проблема?

?

Свести со свету молодую царевну.

Старалась, старалась.  Но ничего у нее не получилось.

Когда у нее появилась проблема?

Когда она осталась в лесу одна.

Как она спаслась от смерти?

Набрела на терем в лесу, где жили семь богатырей.

Когда у него появилась проблема?

Когда пропала его невеста царевна.

Он отправился на поиски ее.

Что хотел?

Избавиться от царевны.

Ничего не хотела. Ей понравилось жить у семи богатырей.

Найти свою невесту, спасти ее.

Что мешало?

Ничего.

Ничего.

Незнание, где искать.

Как решал проблему? Какой выбрал способ?

Нарядилась нищенкой и принесла отравленное яблоко.

Пела песни, готовила еду, пряла пряжу, убиралась, играла с собачкой.

Спрашивал у разных персонажах, не встречали ли они его невесту (У солнца, у месяца, у ветра).

Логопед предлагает детям подумать и решить, у кого из героев была ключевая (главная) проблема.

Лог.- Ребята, как вы думаете, у кого из героев ключевая (главная) проблема?

Дети: - У Елисея.

Дети садятся на стульчики перед магнитной доской. Логопед, задавая вопросы, выставляет на доску значки решения проблемы.

?

Проблема 6072377-1.jpg

Лог. – Что хотел Елисей?

Дети: – Хотел отыскать царевну.

Лог. – Что ему мешало это сделать?

Дети: – Он не знал, куда надо ехать и где ее искать.

Противоречие

Лог. – Что нужно Елисею?

Дети: – Догадаться, в какую сторону поехать на поиски царевны.

ИКР

Лог. – Какое само лучшее решение для Елисея?

Дети: – Спросить совета у кого-нибудь.

Р

Ресурсы

Дети предлагают варианты решения проблемной задачи.

Лог. - схематично зарисовывает каждый предложенный вариант, обсуждает с детьми плюсы и минусы каждого варианта и спрашивает у детей, подходит ли вариант для решения проблемы Елисея.

Привнесенные ресурсы

Лог. -  Кто может помочь Елисею?

Дети:

-  Если б у царевны был телефон, он мог бы с ней созвониться и спросить, где она находится.

- Царевна могла бы вызвать такси и поехать навстречу к Елисею.

- Елисей мог бы спросить у чернавки, где она оставила царевну.

-  Мог бы отыскать по навигатору, где находится лес, в который чернавка отвела царевну.

Собственные ресурсы

Лог. – Что может сделать Елисей, чтоб царевна не пропала?

Дети:

- Разбить зеркало царицы.

- Жениться на царевне.

- Подарить царевне камеру видеонаблюдения.

- Подарить царице хороший косметический набор.

- Сделать царице омолаживающую операцию. Она будет всегда молодой, и не будет завидовать молодости царевны.

4.Совет герою, чтобы проблемы не было.

Лог. – Ребята, какую проблему мы решали?

Дети:

- Как сделать так, чтоб царевна не пропала. Чтоб ее не отравила злая царица. Чтоб ее быстро нашел Елисей.

Лог. – Что надо сделать, чтобы проблемы не было у царицы с царевной?

Дети:

- Подружить царицу с царевной.

-  Открыть для царицы салон красоты, и тогда  у нее не будет времени на зависть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Папа и я – спортивная семья!» - праздник для детей подготовительной группы

Сценарий спортивного праздника, посвящённого   Дню  защитника Отечества в подготовительной группе....

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

познавательно творческий проект" Русские богатыри" для детей подготовительной группы

ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ РУССКИЕ БОГАТЫРИ ДЛЯ ДЕТЕЙ подготовительной группы Проект «Русские богатыри».  Актуальность. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. П...

Папа, мама, я – отличная семья ! Развлечение для детей подготовительной группы и их родителей

Развлечение для детей подготовительной группы и их родителей...

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальный квест «В поисках семи нот» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Конспект НОД по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальный квест «В поисках семи нот» для детей подготовительной группы (6-7 лет)...