Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему: "Ах, какая осень!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Магкиева Марина Анатольевна

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

№ 16 « Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края

               Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию

На тему: «Ах, какая осень!»

                             

                             для старшей -подготовительной группы

                     

 

                                       

                                       

                                                                      Воспитатель:  Магкиева М.А

                                   

                                           

                                            с. Ростовановское  

                                                     2014 г.

Конспект НОД в старшей-подготовительной группе «Ах, какая осень!»        

Задачи:

Образовательные:

- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;

- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.

Развивающие:

- развивать внимание, память;

- улучшать общую моторику и координацию движений;

- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.

Речевые:

- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;

- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина,  лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;

- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.

Воспитательные:

- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;

- воспитывать чувство любви к родной природе;

- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.

Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Казбека Б.,Дилару С.,Сонну З..; привлекать Игната Т., Абида Б. к комментированию ответов других детей.                                                              

Дидактический материал: кукла клоун Клёпа; проектор, картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Выбери животных» на каждого ребенка, цветной карандаш (красного цвета); дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок» .

Предварительная работа:

Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.

Методы и приемы, использованные на занятии:

• информационно – рецептивный метод,

• словесный метод,

• наглядный метод,

• практический метод,

• игровой метод.

Ход занятия.

Воспитатель: 

- Ребята, знаменитый русский поэт А.С.Пушкин написал много стихотворений. Сейчас я прочту одно из них, а вы определите какое время года описывает поэт:

Унылая пора! Очей очарованье!

 Приятна мне твоя прощальная краса —

 Люблю я пышное природы увяданье,

 В багрец и в золото одетые леса,

 В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

 И мглой волнистою покрыты небеса,

 И редкий солнца луч, и первые морозы,

 И отдаленные седой зимы угрозы…

Дети: - Это осень.

Воспитатель: 

- Наступают последние дни осени, мы должны будем с вами с ней попрощаться и вспомнить всё, что мы о ней узнали. А поможет нам в этом  клоун Клёпа: он подготовил вам картины об осени ( на экране появляется картина , где изображена осень).

- Какое явление природы изображено на картинке?

Дети: - Дождь.

Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?

Дети: - Туман.

Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?

Дети: - Листопад.

Воспитатель: - Какие явления природы вы ещё знаете?

Дети: - Облачность, ветер, осадки, долгота дня, погода.

Воспитатель: - К какой природе их можно отнести ?

Дети: - К неживой природе.

Воспитатель: - Назовите признаки осени в неживой природе?

Дети: - Осенью день становится короче, а ночь длиннее.

Воспитатель: - Почему погода становится прохладной?

Дети: - Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной

Воспитатель: -  Какие осадки характерны для осени?

Дети: - Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас даже выпал снег.

Воспитатель: -  Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?

Дети: - По утрам бывает туман или заморозки, иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда.

Воспитатель: -  Вадик, ты хочешь что – то добавить?

- По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.

Воспитатель: -  Что- то Клёпа заскучал, давайте вместе с ним поиграем.

Дидактическая игра « Природные явления» (На экране появляются картинки с изображением природных явлений, если это явление относится к осени- дети хлопают один раз, если нет- то два раза).

Воспитатель: - Молодцы ребята.

- Клёпа а что ты знаешь о растительном мире?

Клёпа: - Ну он большой, красивый, зелёный.

Воспитатель: - И всё?

- Ребята давайте расскажем ,Клёпе, что мы относим к растительному миру?

Дети: - К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.

Воспитатель: - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени ?

Дети: - Осенью опадает листва с деревьев, начинается листопад.

Воспитатель:- София ,Турунч что еще интересного вы можете добавить о листьях?

Дети: - Загадки.

София: -Летом вырастают зелёными,

 А осенью опадают желтыми.

Турунч: - Под ногами лежат,

 Зашагаешь — шуршат,

 Яркие, цветные,

 Краешки резные.

Воспитатель: - Что же меняется в жизни трав и цветов?

Дети: - Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света

Воспитатель: - А сейчас немного поиграем.

Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Турунч - клёна, Вадик - липы, Алёна –рябины, Никита – дуба, Клёпа-осины.) Молодцы, правильно.

Ой, Клёпа, разве это листья осины? Давайте поможем Клёпе собрать правильно листья.

Клёпа: - Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру    « Назови листочек». Я называю дерево, а  вы называете какой листочек.

дуб – дубовый

клён – кленовый

осина - осиновый

рябина – рябиновый

берёза – берёзовый

тополь – тополиный

калина - калиновый

Клёпа: -  Молодцы, правильно ребята!

(Слышатся звуки животного мира: мяукает кот, рычит медведь. фыркает ёжик, стрекочет кузнечик)

Воспитатель: - Ребята, давайте встанем и посмотрим, что происходит в группе.(Дети подходят к столу, где стоят животные, которых они сделали из природного материала)

Воспитатель: - Это они нас звали. Давайте их развеселим и вернёмся к Клёпе, он у нас совсем один.

Физминутка:

Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)

Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)

Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)

А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)

А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)

Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)

Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)

Воспитатель: - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.

 - Кого мы относим к животному миру?

Дети: - К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.

 

Воспитатель: - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?

Дети: -Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.

 

Воспитатель: - Абид, ты хочешь что-нибудь добавить?

Абид: - Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.

 

Воспитатель: - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?

Дети: - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.

 

Воспитатель: - Что меняется в жизни птиц с приходом осени?

Дети: - Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.

 

Воспитатель: - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?

Дети: - Такие птицы называются перелетными.

Воспитатель: -  А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.

Дети: -  Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.

Воспитатель: -  Как же выживают оставшиеся с нами птицы?

Дети: -  Эти птицы живут рядом с человеком и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.

Воспитатель: - Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.

Дидактическая игра «Улетают – не улетают»(Дети встают около стульчиков.)

Воспитатель: - Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.

Ворона(з), соловей(п), дятел(з), журавли (п), голубь(з), ласточка(п), воробей(з), утка(п), скворец(п).

Воспитатель:  - Молодцы!  Вы очень внимательны.

Воспитатель:  -  Ребята, у вас в руках карточки трёх цветов. Сейчас на экране будут появляться картинки из растительного мира, животного и природные явления осенью. Если вы увидите картинку из растительного мира, то вы показываете зелёную карточку. Если из животного мира – то красную, а если это природное явление – то синюю. Но могут на картинке одновременно быть и то и другое, тогда вы показываете несколько карточек вместе.

Мы приглашаем нашего гостя Клёпу поиграть с нами.

Воспитатель:  -  Каждый постарался на славу! Клёпа, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?

 -Клёпа, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?

 - Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными? Этих ребят мы наградим очень весёлыми смайликами. Чьи ответы были не очень полными, мы наградим их другими смайликами.

 - Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости!

Список использованной литературы:

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008

Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008

Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.

Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)

Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).

Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.

Дошкольное воспитание N12 – 2005г.

Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.

Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.

Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.

Интернет - ресурсы:

http://www.moi-detsad.ru/zanatia/zanatia4042.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»

Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....

Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе тема: «Ах, какая осень!»

Работа предназначена в помощь педагогам ДОО, в которой представлен опыт экологического воспитания дошкольников...

Конспект НОД по познавательно- речевому развитию с применением ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: " Прогулка в осенний лес".

В конспекте представлена интегрированная  совместная деятельность педагога с детьми  по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни  с пр...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в осенний лес"

В данном конспекте представлено использование нетрадиционного способа рисования....

Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Вот и осень наступила». Средняя группа.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад комбинированного вида №13»Московская областьг. Сергиев Посад     Конспект НОДПо художестве...

Конспект занятия в группе раннего развития на тему: «Что нам осень подарила?»

Конспект занятия включает в себя изучение изменений погодных условий, формирование представлений об овощах, развитие познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект занятия для детей средней группы по теме: «Ах, какая осень!»

Цель: расширять представления об окружающем через разные виды деятельности.Задачи:- образовательные: продолжать расширять представления детей об осенних изменениях в природе (растительный мир); закреп...