Конспект НОД по познавательно-речевому развитию на тему: "Ах, какая осень!"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по познавательно- речевому развитию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_v_podgotovitelnoy_k_shkole_gruppe.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад
№ 16 « Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края
Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию
На тему: «Ах, какая осень!»
для старшей -подготовительной группы
Воспитатель: Магкиева М.А
с. Ростовановское
2014 г.
Конспект НОД в старшей-подготовительной группе «Ах, какая осень!»
Задачи:
Образовательные:
- обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках;
- уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни растений и животных и о разнообразии вариантов их подготовки к зиме;
- закрепить представления детей о связи живой и неживой природы в осенний период.
Развивающие:
- развивать внимание, память;
- улучшать общую моторику и координацию движений;
- развивать умение восстанавливать логическую взаимосвязь, делать выводы.
Речевые:
- отвечать на поставленные вопросы полными ответами, поощрять составление сложных предложений;
- активизировать словарь: листопад, заморозки, урожай, ненастье, непогода, слякоть, осадки, облачность, рябина, лиловый, золотой, багряный; перелетные, зимующие;
- обучать основам словообразования: образовывать и использовать в речи относительные прилагательные.
Воспитательные:
- воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы;
- воспитывать чувство любви к родной природе;
- воспитывать бережное, заботливое отношение к окружающему нас миру: растениям, птицам, животным.
Индивидуальная работа: включать в работу малоактивных детей: Казбека Б.,Дилару С.,Сонну З..; привлекать Игната Т., Абида Б. к комментированию ответов других детей.
Дидактический материал: кукла клоун Клёпа; проектор, картины с изображением осенних пейзажей, осенних работ, изменений в животном мире; предметные картинки по теме «деревья», «птицы; листочки с дидактическим упражнением «Выбери животных» на каждого ребенка, цветной карандаш (красного цвета); дидактические игры: «Времена года», «Животный мир», «С какого дерева листок», «Назови листок» .
Предварительная работа:
Рассматривание картин, чтение стихотворений, загадок, пословиц про осень, печатанье осенних листьев. Рисование на тему «Золотая осень»; дидактические игры.
Методы и приемы, использованные на занятии:
• информационно – рецептивный метод,
• словесный метод,
• наглядный метод,
• практический метод,
• игровой метод.
Ход занятия.
Воспитатель:
- Ребята, знаменитый русский поэт А.С.Пушкин написал много стихотворений. Сейчас я прочту одно из них, а вы определите какое время года описывает поэт:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы…
Дети: - Это осень.
Воспитатель:
- Наступают последние дни осени, мы должны будем с вами с ней попрощаться и вспомнить всё, что мы о ней узнали. А поможет нам в этом клоун Клёпа: он подготовил вам картины об осени ( на экране появляется картина , где изображена осень).
- Какое явление природы изображено на картинке?
Дети: - Дождь.
Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?
Дети: - Туман.
Воспитатель: - Какое явление изображено на этой картинке?
Дети: - Листопад.
Воспитатель: - Какие явления природы вы ещё знаете?
Дети: - Облачность, ветер, осадки, долгота дня, погода.
Воспитатель: - К какой природе их можно отнести ?
Дети: - К неживой природе.
Воспитатель: - Назовите признаки осени в неживой природе?
Дети: - Осенью день становится короче, а ночь длиннее.
Воспитатель: - Почему погода становится прохладной?
Дети: - Солнце светит уже не так ярко и горячо, как летом, поэтому погода становится более прохладной
Воспитатель: - Какие осадки характерны для осени?
Дети: - Чаще идут дожди, поздней осенью, в октябре у нас даже выпал снег.
Воспитатель: - Какие еще явления природы вы наблюдали в осенние дни?
Дети: - По утрам бывает туман или заморозки, иногда лужи, покрытые тонкой корочкой льда.
Воспитатель: - Вадик, ты хочешь что – то добавить?
- По утрам, на траве, я замечал капельки росы, когда я иду по улицам - сыро, слякоть.
Воспитатель: - Что- то Клёпа заскучал, давайте вместе с ним поиграем.
Дидактическая игра « Природные явления» (На экране появляются картинки с изображением природных явлений, если это явление относится к осени- дети хлопают один раз, если нет- то два раза).
Воспитатель: - Молодцы ребята.
- Клёпа а что ты знаешь о растительном мире?
Клёпа: - Ну он большой, красивый, зелёный.
Воспитатель: - И всё?
- Ребята давайте расскажем ,Клёпе, что мы относим к растительному миру?
Дети: - К растительному миру относятся деревья, кустарники, травы, цветы, грибы.
Воспитатель: - Какие изменения происходят с деревьями и кустарниками с приходом осени ?
Дети: - Осенью опадает листва с деревьев, начинается листопад.
Воспитатель:- София ,Турунч что еще интересного вы можете добавить о листьях?
Дети: - Загадки.
София: -Летом вырастают зелёными,
А осенью опадают желтыми.
Турунч: - Под ногами лежат,
Зашагаешь — шуршат,
Яркие, цветные,
Краешки резные.
Воспитатель: - Что же меняется в жизни трав и цветов?
Дети: - Трава пожухла, засохла, потому что стало холодно и не хватает солнечного света
Воспитатель: - А сейчас немного поиграем.
Дидактическая игра «С какого дерева листок? ( Дети собирают разбросанные на полу листочки. Турунч - клёна, Вадик - липы, Алёна –рябины, Никита – дуба, Клёпа-осины.) Молодцы, правильно.
Ой, Клёпа, разве это листья осины? Давайте поможем Клёпе собрать правильно листья.
Клёпа: - Спасибо. Ребята, теперь я запомнил!. А я предлагаю поиграть в мою любимую дидактическую игру « Назови листочек». Я называю дерево, а вы называете какой листочек.
дуб – дубовый
клён – кленовый
осина - осиновый
рябина – рябиновый
берёза – берёзовый
тополь – тополиный
калина - калиновый
Клёпа: - Молодцы, правильно ребята!
(Слышатся звуки животного мира: мяукает кот, рычит медведь. фыркает ёжик, стрекочет кузнечик)
Воспитатель: - Ребята, давайте встанем и посмотрим, что происходит в группе.(Дети подходят к столу, где стоят животные, которых они сделали из природного материала)
Воспитатель: - Это они нас звали. Давайте их развеселим и вернёмся к Клёпе, он у нас совсем один.
Физминутка:
Медведь по лесу бродит, от дуба к дубу ходит. (Идти вразвалочку)
Находит в дуплах мёд и в рот к себе кладёт. («доставать» мёд рукой)
Облизывает лапу сластёна косолапый, (имитация движения)
А пчёлы налетают, медведя прогоняют. («отмахиваться» от пчёл)
А пчёлы жалят мишку: «Не ешь наш мёд, воришка». (слегка пощипать себя за нос и щёки)
Бредёт лесной дорогой медведь к себе в берлогу. (Идти вразвалочку)
Ложится, засыпает и пчёлок вспоминает. (руки под щеку, наклонить голову)
Воспитатель: - Вот и дошла очередь до животного мира, очень богатого и разнообразного.
- Кого мы относим к животному миру?
Дети: - К животному миру мы относим зверей, птиц, насекомых, земноводных.
Воспитатель: - Что же происходит с приходом осени в жизни зверей?
Дети: -Все животные готовятся к зиме. Некоторые залегают в спячку, например, медведь, еж, барсук. Другие делают запасы на зиму, такие как белка, хомяк.
Воспитатель: - Абид, ты хочешь что-нибудь добавить?
Абид: - Осенью звери линяют: меняют летние шубки на зимние, более теплые.
Воспитатель: - Земноводные и насекомые, наверное, тоже делают запасы на зиму?
Дети: - Нет, земноводные, насекомые, залегают в спячку до весны.
Воспитатель: - Что меняется в жизни птиц с приходом осени?
Дети: - Есть такие птицы, которые улетают на зиму в теплые края.
Воспитатель: - А как называются птицы, улетающие от нас на зиму?
Дети: - Такие птицы называются перелетными.
Воспитатель: - А почему же они улетают? Остаются же с нами круглогодично вороны, галки, воробьи.
Дети: - Осенью солнце греет мало, становится прохладно, насекомых становится меньше.
Воспитатель: - Как же выживают оставшиеся с нами птицы?
Дети: - Эти птицы живут рядом с человеком и чтобы они не умерли от голода или не замерзли, нужно их подкармливать, строить кормушки.
Воспитатель: - Верно. Такие птицы называются зимующими. И, конечно, они ждут помощи от нас зимой. А мы обязательно вместе с папами и мамами построим им кормушки.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»(Дети встают около стульчиков.)
Воспитатель: - Вы машете руками, как крылышками, если названная птица улетает на юг. Если птица остается, приседаете.
Ворона(з), соловей(п), дятел(з), журавли (п), голубь(з), ласточка(п), воробей(з), утка(п), скворец(п).
Воспитатель: - Молодцы! Вы очень внимательны.
Воспитатель: - Ребята, у вас в руках карточки трёх цветов. Сейчас на экране будут появляться картинки из растительного мира, животного и природные явления осенью. Если вы увидите картинку из растительного мира, то вы показываете зелёную карточку. Если из животного мира – то красную, а если это природное явление – то синюю. Но могут на картинке одновременно быть и то и другое, тогда вы показываете несколько карточек вместе.
Мы приглашаем нашего гостя Клёпу поиграть с нами.
Воспитатель: - Каждый постарался на славу! Клёпа, тебе понравилось трудиться вместе с ребятами?
-Клёпа, подумай и скажи: обо всем ли мы рассказали, что задумывали? Ничего не упустили?
- Чьи ответы тебе понравились больше всего: у кого из ребят они были самыми полными и правильными? Этих ребят мы наградим очень весёлыми смайликами. Чьи ответы были не очень полными, мы наградим их другими смайликами.
- Спасибо за хорошую работу. Приходи ещё к нам в гости!
Список использованной литературы:
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N8, 2008
Акулова Е.А. Познаем логические отношения. Дидактические игры для старших дошкольников.// Дошкольное воспитание N9, 2008
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2002. – 272 с.
Воспитание и обучение в подготовительной к школе группе детского сада. Практические и методические рекомендации Сост. Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.
Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию. Старшая группа. / Автор-сост. П.Г.Федосеева. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Комратова Н.Г. Учимся говорить правильно: Учебно-методическое пособие по развитию речи детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 208 с. (Программа развития)
Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. -.: ТЦ Сфера, 2005. – 144 с. (Программа развития).
Ломбина Т., Лукша В. Авторская программа «Читайка», или Как познавательно развивать дошкольников.// Дошкольное воспитание N12, 2005.
Дошкольное воспитание N12 – 2005г.
Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. – СПб.: «Детство-Пресс», 2007. – 80 с.
Развитие связной речи. Подготовительная группа./ Автор-сост. Т.В.Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 96 с.
Скоролупова О.В. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Осень. Ч. 1» - М.: ООО «Изд-во Скрипторий 2003», 2006. – 128 с., илл.
Интернет - ресурсы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал из опыта работы - конспект занятия по познавательно-речевому развитию во второй младшей группе на тему «ХОДИТ ОСЕНЬ ПО ДОРОЖКЕ»
Занятие по познавательно-речевому развитию с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий....
Конспект открытого занятия НОД в подготовительной группе тема: «Ах, какая осень!»
Работа предназначена в помощь педагогам ДОО, в которой представлен опыт экологического воспитания дошкольников...
Конспект НОД по познавательно- речевому развитию с применением ИКТ в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни на тему: " Прогулка в осенний лес".
В конспекте представлена интегрированная совместная деятельность педагога с детьми по познавательно- речевому развитию в группе кратковременного пребывания детей 3-го года жизни с пр...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию на тему: "Путешествие в осенний лес"
В данном конспекте представлено использование нетрадиционного способа рисования....
Конспект НОД По художественно-эстетическому развитию (рисование) Тема: «Вот и осень наступила». Средняя группа.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«Детский сад комбинированного вида №13»Московская областьг. Сергиев Посад Конспект НОДПо художестве...
Конспект занятия в группе раннего развития на тему: «Что нам осень подарила?»
Конспект занятия включает в себя изучение изменений погодных условий, формирование представлений об овощах, развитие познавательного интереса к окружающему миру....
Конспект занятия для детей средней группы по теме: «Ах, какая осень!»
Цель: расширять представления об окружающем через разные виды деятельности.Задачи:- образовательные: продолжать расширять представления детей об осенних изменениях в природе (растительный мир); закреп...