Программа кружка «Солнечные лучики» по театрализованной деятельности (подготовительная группа)
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Пущиенко  Наталья Валерьевна

Пояснительная записка


      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы. Она разработана на основе обязательного минимума содержания по театрализованной деятельности для ДОУ с учетом обновления содержания по различным программам, описанным в литературе, приведенной в конце данного раздела.

     Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

      Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

      Привычку к  выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованная непосредственно-образовательная деятельность. Она всегда радует детей, пользуется у них неизменной любовью.

Цель – развитие выразительности речи детей на основе театрализованной деятельности.

Задачи

1. Развивать творческие способности у детей (исполнительское творчество; умение свободно и раскрепощённо держаться при выступлении; импровизировать).

2. Формировать способность к художественному образованию и воспитанию детей.

3. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.

4. Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.

5. Воспитывать творческого, раскованного, эмоционального, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии.

Программа реализуется в театральном кружке «Солнечные лучики», где обучаются дети 6-7 летнего возраста. Данная программа рассчитана на 1 год обучения. В процессе знакомства с театральным искусством воспитатель каждый раз перед просмотром спектакля настраивает детей на восприятие зрелища, выделяя следующие моменты: выработку нравственного настроя, пробуждение сопереживания, эстетического интереса к предстоящей встрече со спектаклем.

Количественный состав кружковцев 14 человек. НОД– 30 минут.НОД проходят 1 раз в неделю, во второй половине дня. Общая нагрузка: на 1 год обучения 1 академический час в неделю. Диагностика проводится 2 раза в год – в сентябре, мае.Всего на год отводится 36академических часов.Отбор сценарного материала в рамках реализации данной программы обусловлен его актуальностью в воспитательном пространстве детского сада, художественной ценностью, воспитательной направленностью и педагогической целесообразностью.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам.

1.     «Музыкальное воспитание» - дети учатся слышать в музыке эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой, отмечают разнохарактерное содержание музыки, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. 

2.     «Изобразительная деятельность» - где дети знакомятся с репродукциями картин, близкими по содержанию сказки.

3.     «Развитие речи» - где у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. 

4.     «Ознакомление с художественной литературой» - где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля.

5.     «Ознакомление с окружающим» - где дети знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание театральных игр и упражнений.

6.     «Хореография» - где дети учатся через  движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроения.
 

Содержание программы
 1— основы кукольного театра.
 2 — основы актерского мастерства.
 3 — основные принципы драматизации.
 4 — самостоятельная театральная деятельность.
 5— театральная азбука.
 6 — проведение досугов и развлечений

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребёнка (что нас радует?)

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей

Дети должны уметь:

- разыгрывать несложные представления по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (мимику, интонацию, жесты)- с интересом изготавливать и использовать театрализованные образные игрушки из разных материалов- чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами,- выступать перед сверстниками, детьми младших групп, иной аудиторией.

Должны знать:

- некоторые виды театров,- некоторые приемы манипуляции, применяемые в знакомых видах театров: резиновой, пластмассовой, мягкой игрушки (кукольный), настольном, конусной игрушки.                                                                                                                                                    - театры г. Дзержинска, их устройство и различия.

Должен иметь представление:

- о театре, театральной культуре,роли артистов, кукол.                                                                                                                                    - о правилах поведения в театре, азбуке театра.Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.

Интерес к изготовлению и использованиютеатрализовано- образных игрушек из разных материаловвыражен слабо.  Ребенок самостоятельно не понимает эмоциональное состояние героев, не вступает в ролевое взаимодействие с другими персонажамиБолеевыраженный эмоциональный отклик вызываеттолько выступление перед сверстниками, детьми младших групп.

Ребёнок дает обобщенно-упрощенную характеристику  герою,  затрудняется  в установлении мотивов поступков героя, не   чувствителен  к  красоте литературного языка.

Затрудняется при пересказывании текстов, пересказывает их по вопросам или на основе иллюстраций; отказывается от участия в театрализованных играх, чаще бывает зрителем, в образно-игровых этюдах создает только простой стереотипный образ героя.

 


Календарно-тематическое планирование

Подготовительная группа

 

СЕНТЯБРЬ

 

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Летние зарисовки.

Собрать детей вместе после летнего перерыва; создать эмоционально благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений; развивать способность понимать собеседника.

Беседа «Летние впечатления».  Игра «Где мы были, мы не скажем». Музакльно-ритмическая композиция «В гостях у лета».Подвижные игры.

Музыкальное сопровождение, небольшой мяч, чудесный мешочек.

 

2

Что такое театр?

Повторить основные понятия: интонация, эмоция, мимика, жесты, /упражнения к этим понятиям/; упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов, интонации и эмоций.

Беседа «Что такое театр?».Рассматривание иллюстраций к теме «Театр». Пантомимические загадкии упражнения.

Иллюстрации по теме «Театр», музыкальное сопровождение.

 

3

Играем в профессии

Познакомить  детей с профессиями: актер, режиссер, художник, композитор, костюмер; обсудить  особенности этих профессий

Игра «Театральная разминка»,Загадки о театральных профессиях,Подвижные игры.Творческие задания по теме занятия.

Волшебный цветок, музыкальное сопровождение, картинки с профессиями.

 

4

Веселые сочинялки

Побуждать детей к сочинительству сказок; учить входить в роль; развивать творчество и фантазию детей; учить работать вместе, сообща, дружно

«Веселые сочинялки». Игры «Сочини предложение»,«Фраза по кругу».Музыкально – ритмическая композиция «Танцуем сидя».

Музыкальное сопровождение, мяч.

 

 

 

ОКТЯБРЬ

 

 

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

 

1

Сказки осени

Познакомить детей сосказкой «Теремок»; учить связно и логично передавать мысли, полно отвечать на вопросы по содержанию сказки.Побуждать слушать музыку, передающую образ героев сказки.

Сказка «Теремок».

Беседа по содержанию.

Отгадывание загадок по сказке.

 Музыкальные зарисовки к сказке.

Музыкальное сопровождение, Фланелеграф.

 

 

2

Осенний лес

Порадовать детей эмоционально – игровой ситуацией; побуждать к двигательной импровизации; учить выступать в ролях перед сверстниками.

Работа с детьми над передачей образа главных героев комар, муха, курочка, петушок, лиса, медведь.

Музыкальное сопровождение.

 

 

3

Дети в лесу

Упражнять детей в выразительном исполнении характерных особенностей героев сказки; побуждать детей самостоятельно выбирать костюмы к сказке, приобщать к совместному (родители,  воспитатели и дети) изготовлению костюмов к сказке

 

Подготовка к обрядовой церемонии по  сказке« Теремок»

Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказке, шапочки героев, костюм осени.

 

 

4

Обрядовая церемония по сказке «Теремок»

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать  самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

 

Драматизация обрядовой церемонии по сказке «Теремок»  на фестивале многонационального творчества, посвящённого Дню народного единства ( выступление на городском конкурсе)

 

Мультимедийное , музыкальное сопровождение, костюмы к сказке.

 

 

 

НОЯБРЬ

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Теремок

Вызвать у детей радостное настроение от выступления перед зрителями; развивать  самостоятельность и умение согласованно действовать в коллективе (социальные навыки).

Драматизация сказки «Теремок»для детей детского сада.

 

 Костюмы и маски, музыкальное сопровождение.

 

2

Мыльные пузыри

Порадовать детей новым сказочным сюжетом; побуждать к двигательной импровизации; учить детей дышать правильно.

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания и правильной артикуляции: «Мыльные пузыри», «Веселый  пятачок» и т.д.

 

Мыльные пузыри, картинки для сказки на фланелеграфе.

 

3

Вежливый зритель

Познакомить детей  с понятиями«Зрительская культура»,а так же сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, суфлер, дублер.

Игра «Угадай!»,

Настольный театр «Теремок».

Альбом «Мир Театра».

Настольный театр, альбом, картинки по теме «Театр».

 

4

Наши фантазии

Учить детей передаче  музыкального образа при помощи движений и жестов, побуждать де-тей внимательно слушать музыкальное произведение и эмоционально откликаться на неё; развивать двигательные способности детей: ловкость, гибкость, подвижность.

 

Упражнения по ритмопластике.

. Музыкальное произведение М. Глинки

 «Вальс Фантазия».

 

 

Музыкальное сопровождение.

         

 

 

 

ДЕКАБРЬ

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Сказка зимнего леса.

Учить внимательно слушать сказку; дать представление о жизни лесных зверей зимой; продолжать учить детей давать характеристики  персонажам сказки.

Слушание русской народной сказки«Рукавичка». Рассматривание иллюстраций к сказке. Беседа по содержанию.

 

Иллюстрации к сказке «Рукавичка».

 

2

Зимовье зверей.

Совершенствовать умение передавать соответствующее настроение героев сказки с помощью различных интонаций; познакомить  детей с музыкаль-ными номерами сказки; побуждать к двигательной активности.

Выразительное рассказывание сказки детьми.

Обсуждение характерных особенностей героев.

 Игра «Узнай героя сказки».

Музыкальные номера сказки.

 

Музыкальное сопровождение.

Маски и шапочки героев сказки.

 

3

Музыкальная карусель.

 

Совершенствовать умение выразительно двигаться под музыку, ощущая её ритмичность или плавность звучания.

 

«Хоровод зверей».

Репетиция сказки «Рукавичка».

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

 

4

Рукавичка

Порадовать  детей, создать сказочную атмосферу.

 

 

Драматизация сказки «Рукавичка».

 

Декорация, костюмы, музыкальное сопровождение.

 

 

 

ЯНВАРЬ

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Чудесен мир театра.

Познакомить детей с особенностями театрального искусства, его отличие от других видов искусствживописи, музыки, литературы/; побуждать к совместной работе воспитателей, родителей и детей.

Оформление альбома «Все о театре».

Рассматривание картинок, фотографий  с детскими спектаклями.

Выбор материала для альбома.

Альбом, фотографии и картинки по теме «Театр».

 

2

Карнавал животных

Развивать у детей творческое воображение и фантазию; совершенствовать умение выразительно передавать в движениях образ героев.

Упражнения на развитие творчества, воображения и фантазии.

 Игра «Снежинки»,

Игра «Передай позу».

Музыкальное сопровождение.

 

3

Мастерская актера

Познакомить с профессиями художника-декоратора и костюмера; дать детям представление о значимости и особенностях этих в профессий в мире театра.

Открытие  «Мастерской актера».Изготовление атрибутов к сказке (выбор сказки по желанию детей). Работа с костюмами. Выбор костюмов самостоятельно. Подготовка их к выступлению.

Костюмы, маски, краски, бумага и т.д.

 

4

У страха глаза велики

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку; продолжить развивать умение различать основные человеческие эмоции (страх, радость); продолжать учить грамотно отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Сказка «У страха глаза велики».

Беседа по сказке.

Изображение эмоций по сказке.

Рассказы детей из личного опыта.

Фланелеграф, музыкальное сопровождение.

 

 

 

ФЕВРАЛЬ

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Колобок

Познакомить  со сказкой «Колобок»; помочь детям понять и осмыслить настроение героев сказки; совершенствовать умение понятно выражать свои чувства и понимать переживания других.

 

Сказка «Колобок». Обсуждение характерных особенностей героев. Рассматривание иллюстраций к сказке.

Музыкальное сопровождение, иллюстрации к сказке.

 

2

Мир игры.

Продолжать учить детей бесконфликтно распределять роли, уступая друг другу; совершенствовать навыки групповой работы,  продолжить работать над  развитием дикции.

Распределение ролей.

 Игровые упражнения для развития речи

«Со свечей», «Испорченный телефон», «Придумай рифму».

Небольшой мяч.

 

3

 Мир сказки

Способствовать обогащению эмоциональной сферы  детей; учить слушать музыкальное произведение внимательно, чувствовать его настроение.

Работа над образамигероев сказки : колобок, дедушка,бабушка, заяц, волк, лиса.

Музыкальное сопровождение,

 

4

Давай поговорим.

Побуждать детей к совместной работе;  обратить внимание на интонационную выразительность речи; объяснить понятие «интонация»; упражнять детей в проговаривании фразы с различной интонацией

 

Веселые диалоги.

Упражнения на развитие выразительной интонации.

 

Костюмы, маски.

 

МАРТ

 

 

 

 

 

Тема НОД

 

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Расскажи сказку.

Пробудить интерес к драматизации; способствовать развитию артистических навыков; развивать интонационную и эмоциональную сторону речи; закреплять умение разыгрывать сюжет в настольном театре.

 

Рассказывание детьми сказки «Колобок» по ролям.

Маски героев сказки.

Куклы для настольного театра.

 

2

Мир природы

Побуждать к двигательной импровизации; совершенствовать умение передавать образ через музыку и танцевальные движения.

Индивидуальная работа над ролью колобка

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

 

3

У домика

Отрабатывать выразительность мимики, жестов, голоса и движенийс отдельными героями сказки; побуждать детей действовать в воображаемой ситуации.

Сцена у домика на завалинке.

 

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

 

4

Лиса -Патрикеевна

Совершенствовать исполнительское мастерство в эмоциональной передаче музыкального образа героев.

 

 

Заключительная сцена сказки диалог лисы и колобка

 

Музыкальное сопровождение, шапочки героев.

 

 

 

АПРЕЛЬ

 

 

 

 

Тема НОД

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Музыкальный калейдоскоп

Соединить отдельные музыкальные номера в единое целое; работать вместе с детьми  над текстом и выразительным исполнением своих ролей.

Сказка «Колобок».Пантомимические  и интонационные упражнения.«Голоса героев»

Костюмы героев.

 

 2

Рисуем сказку.

Подготовить декорацию, костюмы и атрибуты к сказке «Колобок». Побуждать к совместной работе детей, родителей и воспитателей.

Домик. Атрибуты у домика, пенёк

Краски, цветная бумага, картон и т.д.

 

3

Репетируем сказку

Совершенствовать умение детей  драматизировать сказку; учить детей коллективно и согласованно взаимодействовать, проявляя свою индивидуальность.

 

Генеральная репетиция сказки «Колобок».

 

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

 

4

Играем сказку

Вызвать у детей эмоциональный настрой на сказку;  воспитывать уверенность в себе, в своих силах и возможностях.

 

 

 

Драматизация сказки «Колобок»

Декорация к сказке, музыкальное сопровождение,  костюмы и маски.

 

 

 

МАЙ

 

 

 

 

Тема НОД

 

Задачи

Методические рекомендации

Сопутствующие формы работы

 

1

Мой любимый театр

Вовлечь детей в игровой сюжет; проверить приобретенные знания и умения за время  занятий в театральном кружке; закреплять умение детей использовать различные средства выразительности в передаче образов героев сказок.

 

Итоговое занятиетеатрального кружка «Мой любимый театр».

Викторина по знакомым сказкам.

Драматизация любимой сказки

 ( по желанию детей).

Музыкальное сопровождение, маски и шапочки для сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

 

1.     Анищенкова Е.С. «Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников: пособие для родителей и педагогов» -М .:АСТ:Астрель.2007.-58с.

2.     Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду» : Игры, упражнения, сценарии. 2-у изд., перераб. – М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.

3.      Буренина А.И. «Театр Всевозможного». Вып. 1: От игры до спектакля: Учебн. - метод. Пособие. – 2-у изд., перераб. и допол. – СПб., 2002. – 114 с.

4.     Власенко О.П. «Ребёнок в мире сказок» Волгоград: Учитель,2009.-411с.

5.     Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. Занятия с элементами психогимнастики. практическое пособие для психологов, воспитателей, педагогов». - М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2006.-64с.

6.     Маханёва М.Д. «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду» ТЦ Сфера, 2007.

7.     Примерная  образовательная  программа  дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.  – СПб.: ООО  «Издательство  «Детство-Пресс»,  Издательство  РГПУ  им.  А.И. Герцена, 2014. – 321 с.

8.      Программа Н.Ф Сорокиной «Театр – творчество – дети»

9.     Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду» М.: Мозаика – Синтез, 2007. – 144 с.

10.                       Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ И ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА «РУКАВИЧКА»

Интегрированная образовательная деятельность с элементами нетрадиционных техник рисования и инсценировки сказки "Рукавичка"....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

Рабочая прогамма театрализованного кружка "Солнечные лучики" для старшей группы....

ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Программа дополнительного образования «Театр сказки» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Программа позволяет обеспечить...

Конспект занятия по нравственному воспитанию по театрализованной деятельности (подготовительная группа)

Цель:        Способствовать формированию духовно-нравственных                    качеств  через театрализацию....

Календарно - тематическое планирование кружковой театрализованной деятельности. Подготовительная к школе группа.

План работы театрализованного кружка "В гостях у сказки" на учебный год. Подготовительная к школе группа....

Перспективное планирование "Театрализованная деятельность " подготовительная группа

Перспективное планирование "Театрализованная деятельность" подготовительная группа...