ПРОГРАММА КРУЖКА ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
методическая разработка (подготовительная группа)

Боброва Вера Владимировна

Программа дополнительного образования «Театр сказки» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Программа позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), чьи дети посещают дошкольное учреждение. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью в условиях дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_teatr.deyatelnosti.docx47.36 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.

Пояснительная записка…………………………………………………...

3

1.1

Направленность программы...…………………………………………..

3

1.2

Актуальность программы……………………………………………….

3

1.3

Отличительные особенности программы ……………………………..

4

1.4

Адресат программы …………………………………………………….

4

1.5

Цель и задачи реализации программы………………………………….

4

1.6

Условия реализации программы ………………………………………..

5

1.7

Планируемые результаты программы ………………………………….

5

2.

Календарный учебный график …………

6

3.

Календарно-тематическое планирование……………………………….

7

4.

Содержание программы………………………………………………….

13

5.

Оценочные и методические материалы ………………………………..

13

6.

Материально-техническое обеспечение………………………………...

14

7.

Литература………………………………………………………………..

15

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Направленность программы

Программа дополнительного образования «Театр сказки» является общекультурной модифицированной программой художественно-эстетической направленности. Программа позволяет обеспечить удовлетворение образовательных запросов родителей (законных представителей), чьи дети посещают дошкольное учреждение. Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с театрализованной деятельностью в условиях дошкольного образовательного учреждения.

1.2 Актуальность Программы

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги- практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

В этом плане невозможно переоценить роль родного языка, который помогает детям осознанно воспринимать окружающей мир и является средством общения. Для развития выразительной стороны речи, необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично.

Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия. Они всегда радуют детей, пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С познавательным развитием тесно связано и речевое. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, её интонационный строй. Улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и т.д.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

1.3Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является метод совместной деятельности, который выстраивается по принципу от простого к сложному, используется варьирование работы над одним и тем же материалом, повторное использование игр на разных занятиях.

1.4 Адресат программы

Программа адресована детям дошкольного возраста с 6 до 7 лет, проявляющих интерес к театрализованной деятельности. 

1.5 Цель и задачи реализации программы

Цель программы - развитие коммуникативно-творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности.

Реализуется через раскрытие интеллектуальных и творческих             способностей, развитие речи, памяти, мышления, внимания, овладение основными культурными способами деятельности. Программа «Театр сказки» знакомит с общечеловеческими ценностями и межличностными отношениями, формирует основу нравственного поведения.

Обучающие

 1. Создать условия для развития творческой активности детей, участвующих        в театральной деятельности;

         2.совершенствовать общую и мелкую моторику рук;

 3.расширять словарный запас;

 4.подбирать нужное слово по смыслу;

 5.заканчивать начатую взрослым фразу.

Развивающие                                                                                                                                    1. Формировать у детей простейшие образно-выразительные умения, учить имитировать характерные движения сказочных животных;

2. обучать детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика);

 3.активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь;

 4. формировать опыт социальных навыков поведения, создавать условия для развития творческой активности детей;

 5.развивать зрительное и слуховое внимание;

 6.совершенствовать двигательную и тактильную память;

 7.устанавливать причинно-следственные связи;

  8. развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Воспитательные   

   1.Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим     (доброжелательность, чувство  сопереживания героям и т. д.);

   2.воспитывать и развивать художественный вкус;

   3.воспитывать усидчивость и целенаправленность.

1.6 Условия реализации программы

Форма проведения занятий - с подгруппами, индивидуально.

Продолжительность занятий:

 Подготовительный возраст 6-7 лет – 30 минут.

Срок реализации программы - один учебный год (с сентября по май).

Учебно-тематический план каждого учебного года включает в себя 18 занятий.

  Форма подведения итогов реализации программы –совместный с родителями показ сцен из русских народных сказок.

1.7 Планируемые результаты

    - Взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;

    -создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых;

      -иметь способность к обыгрыванию любого сюжета. художественного произведения;

      -передавать образ героя мимикой, жестами;

       -умение управлять куклами в соответствии с текстом художественного произведения;

        -обладать умением   работать в коллективе.

                                                                                                                                           Формы и методы педагогической диагностики: наблюдение за ребенком, беседы в ходе проведения совместной деятельности без фиксации результатов.

  1. Календарный учебный график

Год обучения

Дата начала

обучения по

программе

Дата начала

обучения по

программе

Всего учебных недель

Количество часов

Режим занятий

1 год

Подготовительная  группа

Сентябрь 2020

Май 2021

18

В неделю -

30 минут

В месяц –

60 минут

2 раз месяц

во вторую

половину дня

3.Календарно-тематическое планирование

Подготовительный возраст (6-7 лет)

Тематическое планирование (18 часов)

Ме

сяц

Тема

Цель

Методические приёмы

Кол-во часов

Сентябрь

Театральная азбука

«Всё о театре»

«Театр звуков»

Развивать  воображение и способности к творчеству.

Воспитывать дружеские , партнёрские взаимоотношения.

Формирование правильной речи

Формировать  чёткое произношение отдельных звуков.

Развитие выразительной пластики движений.

Занятия « С чего начинается театр »

Сказкотерапия:

 « Ласковый цветок »

 «Сердитые тучки»

С/р игра «Театр»

Артикуляционное «Мы играем в театр»

Считалки,скороговорки

Игра «Язык жестов»

2 часа

Октябрь

«Волк и семеро маленьких козлят»

(мимика в сказке)

«Музыкальная драматизация»

(разыгрывание сказки на новый лад)

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Формировать умение отвечать на вопрос полным предложением.

Учить интонационно-выразительно проговаривать фразы.

Обогащать яркими впечатлениями, вызывать желание принимать активное участие.

Игра «Кто это?»

Чтение сказки «Волк и семеро козлят»

Игра «Угадай, кто главный»

Упражнение «Угадай интонации»,

 «Глубокое дыхание»

Речевая минутка

Игра «Музыкальный стул»;

«Цепочка слов»;

«Поехали-поехали»

2 часа

Ноябрь

«Волшебный сундучок»

(кукловедение)

«Одну простую сказку хотим мы рассказать»

 

Воспитывать интерес детей к русским народным и зарубежным сказкам.

Воспитывать умение следить за развитием действий, передавать характер и эмоциональное состояние героев.

Развивать мелкую моторику в выразительность сочетании с речью

Упражнение на развитие сенсомоторики:

 « Маска»

Чтение сказки А.Барто

 «В театре»

Артикуляционная гимнастика «Волшебный дом»

Упражнение на развитие пластической выразительности

«Спящий зайка»

Этюд «Мёрзнет заяц под кустом»

Игра на выразительность «Молчок»; «Что это за сказка?»

Введение понятия«пантомима»  

2 часа

Декабрь

«Постучимся в теремок»

(учимся говорить правильно)

«Волшебные руки»

Учить   детей воспроизводить  текст знакомой  сказки

Учить интонационно-выразительно проговаривать фразы

Развивать артикуляционный аппарат

Развивать мелкую моторику рук.

Артикуляционная гимнастика « Терем расписной»

Игра-загадка «Угадай-кто?»

Обыгрывание сказки «Волк и лиса»

Беседа «Как устроена перчатка»

Упражнение на развитие моторики рук                        

Игра «чудесные превращения»

Объяснение понятия «интонация»

2 часа

Январь

«Теремок»

(перчаточный театр)

«Мы играем и поём»

(сочиняем сказку)

Расширять словарный запас

Развивать умение изображать зверей в движениях и голосом.

Формировать умение работать в коллективе.

Развивать детское воображение.

Развивать мелкую моторику рук, координацию движений.

Игра «Звериные голоса»

Инсценировка потешек, песен.

Театр. сказка  «Весёлые зверушки»

Игра «Прогулка трёх медведей»

Игры-этюды: «Весёлая корова»; «Серьёзная собачка»

Подвижная игра «Дед мороз»

Игра на развитие выразительной мимики «Ел лимон»; «Я чищу зубы»

2 часа

Февраль

«Пальчиковый театр»

«Зимняя сказка»

Формировать умение детей создавать яркие образы.

Познакомить детей с элементами игры- викторины

Активизировать речь и словарь детей.

Развивать умение вести диалог.

Игра –викторина с куклами «Большая морковка»

Сочиняем сказку сами «Петушок  и………..»

Мимические этюды

Игра –викторина «Снеговик»

Развитие речи

 «Маленькой ёлочке холодно зимой»

Этюд «Разговор со снежинкой»

Отгадывание загадок.

2 часа

Март

«Весна пришла»

«Волшебные слова»

Формировать чёткое произношение отдельных звуков.

Способствовать развитию выразительных средств ( голоса, движения).

Формировать умение отвечать на вопрос.

Развивать фонематический слух.

Работа над отдельными эпизодами, над выразительностью речи.

Занятие «В царстве звуков»

Техника речи.

Дыхательное упражнение «Слоговые цепочки»

Подвижная игра «День и ночь»

Знакомство с новой сказкой «Колобок в хлебном царстве».

Обсуждение сказочных персонажей .

Распределение ролей по сказке .                                              

2 часа

Апрель

«Волшебный сундучок»

«Наши эмоции»

Подводить детей   к  имитации сопровождения потешек на детских музыкальных инструментах.

Развивать чувство ритма.

Создание игрового образа.

Учить чётко проговаривать слова.

Развивать воображение и способности к творчеству.

Занятие : «Я артист»

 Артикуляционное упражнение «Улитка»

Игра на развитие пластической выразительности «Ручеёк»

Инсценировка сказки «У страха глаза велики»

Разучивание песен, танцев.

2 часа

Май

«Сказки сами сочиняем, а потом мы в них играем»

«Мы любим сказки»

Совершенствовать мелкую моторику.

Расширять активный словарь.

Развивать слуховое, зрительное ,тактильное внимание и память.

Активизировать словарь за счёт  существительных, обозначающих название растений.

Аппликация «Аленький цветочек»

Упражнение « Ласковое имя»

Сказкотерапия

Подвижная игра «Поймай бабочку»

Беседы по содержанию сказки «Аленький цветочек»

Мимические этюды

(удивление, радость, огорчение)

Отгадывание загадок

Инсценировки фрагментов   сказки

2 часа

4. Содержание программы

Структура совместной деятельности:

1.Вступительная беседа. Во время вступительной беседы у ребенка создается положительный эмоциональный настрой. Во вступительную беседу может быть включен сюрпризный момент, речевая или двигательная разминка под музыку. Вступительная беседа предполагает активное участие детей в общении.

2.Выполнение заданий в сочетании с подвижными играми, веселыми развлечениями.

3.Заключительная часть, когда происходит свободное общение, дети делятся впечатлениями.

Важной задачей в воспитании ребенка является формирование у них таких умений и навыков, которые позволяют легко осваивать новое, свободно общаться, ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать многие интеллектуальные задачи, встающие перед ними.

Образовательный процесс условно подразделен на:

-совместную деятельность с детьми, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;

-взаимодействие с семьями детей по реализации дополнительной образовательной программы дошкольного образования.

Организация взаимодействия с семьями воспитанников проходит через педагогическое просвещение родителей, обмен опытом и совместное творчество детей и взрослых. Взаимодействие с семьями детей по реализации дополнительной программы осуществляется в вечернее время с 17.00до19.00. Дополнительные, развивающие мероприятия и кружки проводятся во второй половине дня согласно расписанию.

5.Оценочные и методические материалы

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность и психологическую комфортность пребывания детей в ДОУ. Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми.

На занятиях данного кружка используются следующие приёмы, игра и упражнения:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;

- знакомство со сказками;

- разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;

- упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной);

- упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Занятия включают в себя разнообразные   игровые упражнения и этюды, проводимые на материале различных лексических тем.

6.Материально-техническое обеспечение

 

  1. Доска или мольберт, мультимедийное оборудование.
  2. Магнитофон, театральная ширма.
  3. Необходимое оборудование для создания РППС в соответствии с детскими видами деятельности:

- игры для проведения театрализованной деятельности.

4.  Дополнительное оборудование:

- элементы костюмов , игрушки, иллюстрации;

- маски, декорация;

- Диски с музыкальным сопровождением.

7. Использованная литература

1.  Алянский Ю.Л. Азбука театра. -М., 1986г.

2.  Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003г.

3.  Михайлова М.А. Праздники в детском саду. Сценарии, игры, аттракционы. Ярославль, 2002г.

4. Маханева М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду.   Творческий центр «Сфера» Москва, 2007г.

5.  Посашкова И.П. Организация творческой деятельности детей 3-7 лет Волгоград 2009г.

6.  Рындин В. Ф. Как создается художественное оформление спектакля. М., 1962г.

7.  Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1990г.

8.   Шорохова О.А. – Играем в сказку. Сказкотерапия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа кружка по театрализованной деятельности "Мир сказки"

Материал представляет собой тематическое планирование кружковой работы по театрализованной деятельности для детей младшего дошкольного возраста на учебный год....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"

Данная программа разработана для кружка по театрализованной деятельности "Теремок" для старшей группы...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности "Теремок"в 1 младшей группе

В данной методической разработке я представила рабочую программу кружка по театрализованной деятельности в 1 младшей группе...

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности в подготовительной группе "В гостях у сказки"

Программа способствует реализации новых форм общения с детьми, последовательно знакомить детей  с различными видами театра ....

Рабочая программа кружка по театрализованной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи 5-6 лет.

Цель программы: Создание условий по развитию творческих, духовно-нравственных качеств детей с нарушениями речи (ОНР и ФФНР) посредством приобщения к миру театра....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по театрализованной деятельности «Мы играем в театр» для детей 4-7 дошкольного возраста на 2020-2022 уч.год

Театр - это самый доступный вид искусства для детей, раскрывающий духовный и творческий потенциал ребенка и дающий реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде.Театрализованная дея...