РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»
рабочая программа (старшая группа)

Туребекова Лилия Николаевна

Рабочая прогамма театрализованного кружка "Солнечные лучики" для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx45.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Перемышльский детский сад «Радуга»

Утверждаю:

Заведующий МКДОУ

Перемышльский детский сад «Радуга»

Артамонова Г.М.

_______________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКА

«СОЛНЕЧНЫЕ ЗАЙЧИКИ»

на 2020 – 2021 учебный год.

для детей старшего дошкольного возраста

Руководитель кружка

Туребекова Л.Н.

Пояснительная записка

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность — изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет театрализованная деятельность. В связи с этим, в детском саду принята программа  по театрализованной деятельности, которую реализуют воспитатели.

Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Использование программы позволяет стимулировать способность детей к образному и свободному восприятию окружающего мира (людей, культурных ценностей, природы), которое, развиваясь параллельно с традиционным рациональным восприятием, расширяет и обогащает его. Ребенок начинает чувствовать, что логика — это не единственный способ познания мира, что прекрасным может быть и то, что не всегда понятно и обычно. Осознав, что не существует истины одной для всех, ребенок учится уважать чужое мнение, быть терпимым к различным точкам зрения, учится преобразовывать мир, за действуя фантазию, воображение, общение с окружающими людьми.

Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей дошкольного возраста 5—6 лет (старшая группы).

Цель программы — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства, формирование у детей интереса к театрализованной деятельности.

Задачи:

Образовательная: сформировать знания и умение различать жанры: потешки, сказки, рассказы, выделять положительные и отрицательные качества персонажей.

Развивающая: развивать у детей интонационную выразительность речи,  умение чувствовать характер литературного произведения,  развивать выразительность жестов, мимики, умение оценивать поступки героев, ситуации, чувствовать юмор и навык  детей принимать участие в инсценировках по сюжетам знакомых художественных произведений.

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать  в команде.

Актуальность программы:

Одной из важных проблем, распространенных в нашем обществе среди молодежи — это равнодушие, отсутствие интересов. Они не отходят от компьютера, занимаясь компьютерными играми и днем, и ночью, остальное их не интересует. Кроме того, у молодых людей много комплексов. Они безынициативны, несамостоятельны, малообщительны, скованны, стеснительны вне виртуального мира. Чтобы преодолеть эти проблемы, нужно еще дошкольном возрасте пробудить в детях какой-то интерес, развить самостоятельность, общительность, творческий потенциал, помочь преодолеть стеснительность, скованность. А самой благодатной почвой для этого является театр. В театре ребенок раскрывает все свои возможности, он чувствует себя не самим собой, а тем героем, которого играет. Поэтому у него пропадает стеснительность, скованность движений, исчезают все комплексы, которые у него есть.

Направленность программы:

Данная программа направлена на воспитание творческого человека в процессе театральной деятельности, развитие у него самостоятельности, активности, инициативы в процессе овладения навыками театральной деятельности, а также в других видах деятельности: коммуникативной, художественно-эстетической, познавательной. Показ своего «Я» в рисовании, народно-прикладном искусстве, в создании стихотворений, придумывании рассказов, выражении сценического образа, в своем видении - какой-то познавательной проблемы, но в то же время уважение к коллективу, умение идти на компромиссы - важные моменты этой программы.

Новизна программы:

Данная программа очень состоятельна, так как на протяжении всех занятий присутствует герой из любимого мультфильма – это Маша, что дает обучению связность и вызывает интерес у детей.   В дошкольном возрасте дети подражательны, не самостоятельны, творчество проявляется незначительно. Дети повторяют за педагогом, за другими детьми рассказ, рисунок, образ. Данная программа направлена на развитие у детей самостоятельности в художественном творчестве, активности. Мы хотим научить детей самим  придумывать игры, сказки, рассказы, сценарии, по-своему передавать сценический образ. Не копировать чужое, а самому создавать, фантазировать. Программа способствует развитию наблюдательности у детей. Лишь наблюдая за поведением животных, людей, дети могут понять реальные чувства наблюдаемых, донести до зрителя эти чувства. Данная программа охватывает, кроме театральной и другие виды деятельности: познавательную, художественно-эстетическую, коммуникативную. В коммуникативной деятельности дети высказывают свое собственное мнение: «Я считаю», «Я полагаю». Важно научить ребенка думать, размышлять, не бояться высказывать собственное мнение, отличное от мнения других.

Формы работы:

1.  Театрализованные игры.

2.  Рассказы воспитателя о театре.

4.  Организация спектаклей.

5.  Беседы-диалоги.

6.  Изготовление и ремонт атрибутов и пособий к спектаклям.

7.  Чтение литературы.

8.  Оформление альбома о театре.

9.  Показ представлений.

Взаимодействие с родителями и специалистами:

Работа кружка проходит более эффективно и результативно при участии специалистов ДОУ:   консультации педагога-психолога прибегаем для решения социально-нравственных проблем у детей. Советы логопеда помогают совершенствовать речевые навыки дошкольников. Другие педагоги принимают участие в праздниках, развлечениях в роли персонажей. Родители оказывают помощь в изготовлении атрибутов, костюмов к праздникам; участвуют в качестве персонажей.

Беседы с родителями, их участие в работе кружка помогают и дома закреплять знания и навыки, полученные детьми на занятиях и, тем самым, достичь желаемых нами результатов.

Ожидаемые результаты:

  • Дети овладевают навыками выразительной речи, правилами поведения, этикета общения со сверстниками и взрослыми.
  • Проявляют интерес, желание к театральному искусству.
  • Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию.
  • Самостоятельно исполняют и передают образы сказочных персонажей.
  • Дети стараются уверенно чувствовать себя во время выступлений.
  • Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ дополнилась разными видами театров, пособиями, рисунками, картотеками творческих игр.
  • Установлен тесный контакт с родителями

Перспективное планирование программы.

Тема

Задачи

1

Мой театр. Знакомство с главной героиней кружка куклой Машей.

Образовательная задача:дать детям представление о театре; расширять знания театра как вида искусства; познакомить с видами театров.

Развивающая задача:.развивать эмоциональность, актреское мастерство.

Воспитательная задача:воспитывать эмоционально положительное отношение к театру.

2

Знакомство с театром.

Образовательная задача:учить управлять дыханием при проговаривании фраз и реплик, определять интонацию  и произносить фразы с разной интонацией. Познакомить с видами театра, профессиями, инструментами необходимыми в актерской деятельности.

Развивающая задача:развивать артикуляционный аппарат, умение произносить фразу на одном дыхании.

Воспитательная задача:воспитывать культуру поведения, культуру речи.

3

Какие театры бывают?

Образовательная задача: формировать знания о видах театра.

Развивающая задача:продолжать развивать внимание, воображение, выдержку, коммуникативные качества.

Воспитательная задача:воспитывать коллективизм.

4

Игра-драматизация «За кулисами театра»

Образовательная задача:сформировать знания о профессиях людей, работающих в театре, об их обязанностях.

Развивающая задача: развивать творческое воображение, актерское мастерство.

Воспитательная задача:вспитывать уважение к профессиям театра.

5

Первые актерские пробы. Сказка «Колобок на новый лад»

Образовательная задача:познакомить с сказкой «Колобок на новый лад», формировать желания дополнять и изменять старые сказки, используя свою фантазию.

Развивающая задача:развивать творческие способности, актерское мастерство.

Воспитательная задача:воспитывать умение оценивать себя и других, умение быть справедливым.

6

Что такое мимика? Драматизация отрывка «Волк и Лиса»

Образовательная задача:сформировать понимание что такое мимика и зачем она нужна актеру.

Развивающая задача:развивать навык выражать эмоции через движения и мимику, навык выразительной интонации; умение красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения.

Воспитательная задача:воспитывать уважение к творческим профессиям.

7

Изменю себя, друзья. Догадайтесь, кто же я?Инсценировка «Чудо овощи»

Образовательная задача:закрепить знания детей об овощах и их пользе.

Развивающая задача:развивать внимание, наблюдательность, воображение детей.

Воспитательная задача:желание самовыражаться.

8

Актеры кукольного театра. Инсценировка сказки Сутеева «Яблоко»

Образовательная задача:познакомить со сказкой Сутеева «Яблоко»

Развивающая задача:развивать артикуляционный аппарат, выразительность речи и творческое воображение.

Воспитательная задача:воспитывать щедрость, умение делиться друг с другом.

9

Мой голос. Театрализованная игра «Настройщик».

Образовательная задача:формировать понимание, какую силу имеет голос для актера.

Развивающая задача:развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию.

Воспитательная задача:воспитывать чувство коллективизма.

10

Драматизация «Сказка о том, почему помидор стал красным».

Образовательная задача:формировать умения произносить скороговорки, учить выразительности движений.

Развивающая задача:развивать пластичность, легкость движений, речь и актерское мастерство.

Воспитательная задача:воспитывать желание проявлять хорошие качества человека: скромность, честность.

11

Язык жестов.Кукольный театр. Драматизация сказки «Глупый волк»

Образовательная задача:Продолжать знакомить детей с литературным жанром - сказками о животных; закрепить знакомые слова по содержанию текста на казахском языке.

Развивающая задача:развивать речь, мышление, память, формировать умение управлять в процессе показа сказки куклами, умение интонировать голосом.

Воспитательная задача:Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.

12

Эмоции.

Образовательная задача:учить детей распознавать эмоциональные состояния (радость, грусть, страх, злость) по мимике. Совершенствовать умение связно и логично излагать свои мысли. Знакомить с основами театральной культуры.

Развивающая задача:развивать умения изображать эмоции, используя жесты, движения, голос, развивать эмоциональную сферу ребенка.

Воспитательная задача:воспитывать положительные эмоции.

13

Эмоции. Игра драматизация по стихотворениюК. Чуковского «Айболит и воробей»

Образовательная задача:закреплять знания об основных эмоциях: злость, боль, сострадание. Учить различать их и изображать с помощью выразительных средств.

Развивающая задача:развивать умения  определять тон, настроение произведения, особенности поэтического языка, умение оценивать поступки героев произведения с точки зрения норм нравственности, этики взаимоотношений, норм поведения. Развивать речь, мышление.

Воспитательная задача:воспитывать чувство сострадания, сочувствия к персонажам произведения.

14

Знакомство с настольным театром. Инсценировка русской народной сказки «Гуси-лебеди»

Образовательная задача:познакомить с настольным театром, формировать навыки детей в управлении настольными куклами, совершенствовать исполнительское мастерство, выразительность в передаче образов героев сказки.

Развивающая задача:развивать устойчивый интерес к игре-драматизации, умение детей последовательно и выразительно пересказывать сказку.

Воспитательная задача:воспитывать умение бесконфликтно общаться в ходе подготовки к драматизации сказки.

15

Что такое рифма? Игра драматизация «Суп»

Образовательная задача:сформировать понимание что такое рифма, учить рифмовать слова.

Развивающая задача:развивать чувство рифмы,воображение и пантомимические навыки.

Воспитательная задача:воспитывать чувство коллективизма, единства.

Көрнекі құралдар/ используемый материал:иллюстрации к игре в рифму,музыкальное сопровождение.

16

Настольный театр «Заюшкина избушка»

Образовательная задача:продолжить знакомство с настольным театром, Формировать социальные качества личности через драматизацию

русской народной сказки.

Развивающая задача:Развивать у детей умение разыгрывать знакомые сказки, развивать творческие способности; умение перевоплощаться, импровизировать.

Воспитательная задача:воспитывать чувство доброты, взаймопомощи, уважение друг к другу.

17

Продолжаем рифмовать.Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина.

Образовательная задача:закрепить языковые знания детей по  пройденным словам, формировать понимание о важности трехязычия,учить рифмовать.

Развивающая задача:развивать фонематичский слух, координацию движению и умение использовать нужную интонацию голоса.

Воспитательная задача:воспитывать сотрудичество детей друг с другом, командное чуввство.

18

Ролевая гимнастика у зеркала.  Парная инсценировка стихотворения.

Образовательная задача: учить передавать содержание стихотворения движениями, совершенствовать образные исполнительские умения.

Развивающая задача:развивать творческую самостоятельность в передаче образа.

Воспитательная задача:воспитывать сотрудничество, адекватную самооценку.

19

Пантомима. Сценическое мастерство.

Образовательная задача:учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест. Учить детей элементам искусства пантомимы.

Развивающая задача:развивать выразительность мимики. Совершенствовать исполнительские умения детей в создании выразительного образа.

Воспитательная задача:воспитывать умение дружить.

20

Игра – пантомима «Представьте себе»

Образовательная задача:Закреплять умение взаимодействовать с партнером по диалогу.

Развивающая задача:Развивать воображение, пантомимические навыки, выразительность жестов.

Воспитательная задача: Воспитывать интерес к театральной деятельности.

21

Настольный театр русская народная сказка «Рукавичка»

Образовательная задача:совершенствовать навыки работы с настольным театром.

Развивающая задача:развивать творческую активность детей, выразительность.

Воспитательная задача:воспитывать товарищеские взаимоотношения.

22

Театрализованная игра по мотивам сказки Шарля Перро «Красная Шапочка»

Образовательная задача: познакомить детей с литературным произведением из сокровищницы мировой классики. Учить детей показывать отрывок сказки, применяя заученные слова героев.

Развивающая задача:развивать память, мышление, речь, актерское мастерство.

Воспитательная задача: воспитывать сотрудничество, коллективизм.

23

Пальчиковый театр. Русская народная сказка «Снегурочка»

Образовательная задача:учить использовать пальчиковый театр, имитировать голоса. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки.

Развивающая задача:развивать речь детей посредством словесного описания разных времен года в соответствии с содержанием сказки. Развивать память, логическое мышление.

Воспитательная задача:воспитывать умение оценивать себя, свои возможности, знания.

24

Театрализованная игра с элементами пальчикового театра «Три поросенка».

Образовательная задача:продолжать обогащать и активизировать словарь детей, учить образовывать прилагательные от существительных, закреплять и уточнять значения слов.

Развивающая задача:развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, удивление, восхищение, жалость, презрение), развивать способность создавать образы с помощью жеста и мимики.

Воспитательная задача:воспитывать старательность, трудолюбие, любознательность.

25

Драматизация стихотворения «Три мамы»

Образовательная задача:познакомить с стихотворением «Три мамы»,продолжать знакомить детей с чистоговорками.

Развивающая задача:Развивать чувство ритма и координацию движений,   пластическую выразительность, умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию. Развивать дикцию на материале чистоговорок.

Воспитательная задача:воспитывать любовь и уважение к маме, воспитывать чувство собственного достоинства.

26

Интонация.

Инсценирование мини-сценки  «Рак-бездельник».

Образовательная задача:упражнять детей в проговаривании фраз с различной интонацией.

Развивающая задача:развивать интонационный строй речи у детей  и  коммуникативные способности, развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение.

Воспитательная задача:воспитывать активность.

27

Действия с воображаемыми предметами.

Образовательная задача:учить действовать на сцене согласованно.

Развивающая задача: развивать навыки импровизации, фантазию, творческое воображение, способствовать развитию чувства правды и веры в вымысел.

Воспитательная задача:воспитывать сотрудничество, стремление достигать единой цели.

28

Театральная игра "Одно и то же по-разному"

Образовательная задача:учить согласовывать свои действия с другими детьми.

Развивающая задача: развивать воображение, фантазию детей.

Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

29

Что такое этюд?

Образовательная задача:познакомить детей с понятием "этюд", учить детей действовать в условиях вымысла, общаться и реагировать на поведение друг друга.

Развивающая задача: развивать умение передавать эмоциональное состояние с помощью мимики и жестов.

Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность, коммуникабельность в отношениях со сверстниками.

30

Репетиция  итогового спектакля по мотивам английской сказки

«Три поросенка». Эпизод «Давай построим дом».

Образовательная задача:формировать четкую, грамотную речь; совершенствовать умение создавать образы с помощью жестов и мимики.

Развивающая задача: развивать воображение, фантазию, память детей.

Воспитательная задача: воспитывать умение оценивать себя и других так, чтобы не обидеть и умение воспринимать критику.

31

Репетиция  итогового спектакля по мотивам английской сказки

«Три поросенка».

Эпизод «Быстро мы построим дом».

Образовательная задача:совершенствовать технику речи, дыхание, артикуляцию, голос. Добиваться веры детей в предлагаемые обстоятельства.

Развивающая задача: развивать воображение, фантазию, память детей.

Воспитательная задача: воспитывать умение оценивать себя и других так, чтобы не обидеть и умение воспринимать критику.

32

Репетиция  итогового спектакля по мотивам английской сказки

«Три поросенка».

Эпизод «Погоня за поросятами»

Образовательная задача:совершенствовать культуру и технику речи, добиваться от детей верного, правдоподобного поведения в предлагаемых обстоятельствах.

Развивающая задача: развивать воображение, память детей.

Воспитательная задача:воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.

33/

34

Праздник сказки. Показ спектакля «Три поросенка»

Образовательная задача: продолжить формировать интерес к театрально-игровой деятельности.

Развивающая задача: развивать умение равномерно размещаться и двигаться по сценической площадке, не сталкиваясь друг с другом,

Воспитательная задача:воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, культуру поведения в театре.

35

Театральная игра «Сам себе режиссёр»

Образовательная задача:учить детей ориентироваться в окружающей обстановке, создавать условия для импровизации мини-спектакля.

Развивающая задача: развивать внимание и наблюдательность

Воспитательная задача:воспитывать коллективизм.

36

Итоговое занятие.Спасение Маши.

Образовательная задача:углублять, расширять и закреплять знания детей о сказках, пополнять словарный запас.Формировать умение распознавать эмоциональное состояние окружающих, описывать его.

Развивающая задача:развивать мышление, зрительную память, наблюдательность.Развивать мелкую моторику рук и движений.Развивать  умение согласовывать свои действия с партнерами, желание преодолевать препятствия.

Воспитательная задача:воспитывать нравственные качества: желание помочь, дружелюбие, отзывчивость.

Итого: 36 ч

Список литературы

1 . Куревина О.А. «Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста» . М.,2003 .

2 . Куцакова Л.В. , Мерзляков С.И. «Воспитание ребенка – дошкольника : развитого , образованного , самостоятельного , инициативного , неповторимого, культурного , активно – творческого» . М.,2003 .

3 . Ледяйкина Е.Г. , Топникова Л.А. «Праздники для современных малышей» . Ярославль , 2002 .

4 . Медведева И.Я. «Улыбка судьбы . Роли и характеры .» М. , 2002.

5 . Мирясова В.И. «Играем в театр. Сценарии детских спектаклей о животных .» М., 2000 .

6 . Михайлова М.А. «Праздники в детском саду . Сценарии , игры , аттракционы.» Ярославль , 2002 .

7 . Науменко Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе .» М.,2000.

8 . Петрова Т.И. , Сергеева Е.А. , Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду» М.,2000 .

9 . Поляк Л. «Театр сказок» СПб . , 2001 .

10 . Праздник каждый день . (Сценарии , пьесы , инсценировки , развлечения для детских садов ) . Ростов н\Д. , 2002 .

11 . Сорокина Н.Ф. , Миланович Л.Г. «Театр – творчество – дети» . М., 1995 .

12 . Царенко Л.И. «От потешек к пушкинскому балу» . М. , 1999 .

Театрализованная деятельность в детском саду.

Классификация  театрализованных игр.

      Существует множественность точек зрения на классификацию игр,   составляющих театрально-игровую деятельность. Театрализованную игру можно разделить  на две группы: драматизации и режиссерские.

      В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре - драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.

Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т.д.) или в форме массового сюжетного зрелища, их называют театрализациями.

Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.

Виды игр – драматизаций.

      Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.

Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы руки надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.

Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.

      В традиционной педагогике игры-драматизации относят к творческим, входящим в структуру сюжетно-ролевой игры.

        В режиссерской игре ребенок не является действующим лицом, действует за игрушечный персонаж, сам выступает в роли сценариста и режиссера, управляет игрушками или их заместителями. Эту самостоятельность в придумывании сюжета считают особенно важной для дальнейшего формирования игры и воображения (Е.Е.Кравцова). «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Преобладающими средствами выражения в этих играх являются интонация и мимика, пантомима ограничена, поскольку ребенок действует с неподвижной фигурой или игрушкой.

      Важная особенность этих игр состоит в переносе функции с одного объекта реальности на другой. Их сходство с режиссерской работой в том, что ребенок придумывает мизансцены, т.е. организует пространство, сам исполняет все роли или просто сопровождает игру «дикторским» текстом.

В этих играх ребенок-режиссер приобретает умение «видеть целое раньше частей», которое, согласно концепции В.В. Давыдова, является основной особенностью воображения как новообразования дошкольного возраста.

      Режиссерские игры могут быть групповыми: каждый ведет игрушки в общем сюжете или выступает как режиссер импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

Л.В.Артемова предлагает классификацию режиссерских игр в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.).

Виды театров.

      Настольный театр игрушек. Используются игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей.

Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда-книжки, ведущий демонстрирует различные сюжеты, изображающие события, встречи.

Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе с детьми из старых книг, журналов или создаются самостоятельно.

Теневой театр. Для него необходим экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и яркий источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают тени на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.

      Игра-драматизация рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Однако режиссерская игра, включая такие составляющие, как воображаемая ситуация, распределение ролей между игрушками, моделирование реальных социальных отношений в игровой форме, является онтогенетически более ранним видом игр, чем сюжетно-ролевая, так как для ее организации не требуется высокого уровня игрового обобщения, необходимого для сюжетно-ролевой игры (С.А.Козлова, Е.Е.Кравцова).

Театрализованные игры в дошкольном возрасте, так или иначе, основаны на разыгрывании сказок - способом познания мира ребенком. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания. Ребенок получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.

        Приведу примеры педагогических ситуаций, разрешаемых с помощью театральной деятельности.

1. «Погружение в сказку» при помощи «волшебных вещей» из сказки. Создание воображаемой ситуации. Например, предлагаю детям посмотреть на вещи, стоящие в группе, используя «волшебный ритуал» (зажмурить глазки, вдохнуть, с выдохом открыть глазки и осмотреться) или «волшебные очки». Затем привлекаю внимание детей к какой-либо вещи: скамейка («Не с нее ли упало яичко?»), миска («Может в этой миске испекли Колобок?») и т.д. Затем спрашиваю, узнали ли они из какой сказки эти вещи.

       2. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала я провожу беседу, направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю идентифицировать себя с одним из персонажей. Для этого во время драматизации дети смотрятся в «специальное» зеркало, которое позволяет видеть себя в различные моменты театрализованной игры и с успехом используется при проигрывании перед ним различных эмоциональных состояний.

    3. Проигрывание отрывков из сказки, передающих различные черты характера, с параллельным объяснением или разъяснением нравственных качеств и мотивов действий персонажей.

      4. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом).

      5. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

6. Словесные, настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.

      Если необходимо ввести проблемные игровые ситуации, то театрализованные игры могут проводиться в двух вариантах: с изменением сюжета, сохранив образы произведения или с заменой героев, сохранив содержание сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа кружка «Солнечные лучики» по театрализованной деятельности (подготовительная группа)

Пояснительная записка      Настоящая программа описывает курс подготовки по театрализованной деятельности детей подготовительной к школе группы. Она разработана на основе обяз...

План кружка "Солнечный зайчик"

Перспективный план кружка по экологии...

"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет

Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...

"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы

Данная программа разработана с целью:  снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...

Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"

Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....

Рабочая программа кружка «Веселая мастерская» подготовительной группы «КАПЕЛЬКИ» МКДОУ№ 4 «ЗВЕЗДОЧКА» ЗАТО п. Солнечный На учебный год 2019-2020

Цель: Создать благоприятные условия для развития у детей творческих способностей, помочь ребёнку ощутить себя мастером и творцом. Развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия,...