Система преодоления фонетико-фонетического недоразвития (ФФН) у детей.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Колосова Юлия Сергеевна

                  Практика показывает, что наиболее часто встречающиеся на начальных этапах обучения трудности – обучение письму. Они могут быть вызваны самыми различными причинами: дефицитом или задержкой в развитии различных функций (зрения, моторики, слуха), задержкой речевого развития, отклонениями в состоянии здоровья и т. д. Рассматривая различные нарушения письма в начальной школе можно выделить несколько групп риска, т.е. групп детей у которых наиболее вероятно возникновение этих трудностей.

      1. Дети, имеющие в анамнезе патологию беременности и родов у мамы, родовые травмы, инфекционные и другие тяжёлые заболевания в возрасте до 1 года.

     2.  Дети ослабленные, часто болеющие. Как правило, это худенькие, бледные детки, физически недостаточно развитые, и хотя уровень их интеллектуального развития может быть высок, могут возникнуть серьёзные проблемы.

      3. Дети с различными неврологическими нарушениями. Немало детей с черепно-мозговыми травмами.

    4. Большую «группу риска» составляют дети, у которых имеется задержка в развитии тех или иных функций. Причём задержки эти видны ещё до школы.

    5. Но самая многочисленная, требующая особого внимания, специальной и длительной работы ещё до школы, это группа с фонетико-фонетическим недоразвитием.

  Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н. А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и др., готовность к звуковому анализу у логопатов-дошкольников почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. Поэтому дети с различными нарушениями, в том числе и с ФФН не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы.

    Развитие фонетико-фонематических представлений у детей младшего школьного возраста включает следующие разделы:

  1. Развитие языкового анализа и синтеза.
  2. Развитие фонематического восприятия.

Предлагаем рассмотреть все разделы обучения подробнее.

Развитие звукового анализа и синтеза ведётся в следующих направлениях:

  • Развитие анализа структуры предложения.
  • Развитие слогового анализ и синтеза.
  • Развитие фонематического анализа и синтеза.

Развитие анализа структуры предложения.

Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении можно сформировать, выполняя следующие задания:

  1. придумать предложения с определённым количеством слов. Для этого детям предлагаются сюжетные картинки. Затем количество слов увеличивается.
  2. составить графические схемы данного предложения; здесь проговариваются правила записи предложений:
    предложение начинается с заглавной буквы;
    слова в предложении пишутся отдельно;
    в конце предложения ставится точка;
  3. определить место слова в предложении. Например, составить предложение по картинкам, на которых изображён один и тот же предмет в различных ситуациях. Дети придумывают предложения, а затем называют предложение, в которых данное слово находится на 1,2,3 месте.
  4. поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.
  5. составить предложение из слов, данных в беспорядке.
  6. выделение предложения из текста. Задание: найти границы предложения:
    Наступила осень земля стала белой морозы украсили окна узорами Зоя и Зина гуляют в парке они задумали лепить снежную бабу.

Развитие слогового анализ и синтеза.

Закрепления действия слогового анализа и синтеза проводится с использованием следующих заданий:

  1. Детям предлагаются предметные картинки. Необходимо разделить слова на слоги и сосчитать их количество.
  2. Дидактическая игра «Поезд». Детям предлагается макет поезда: паровоз из трёх вагонов с цифрами 1,2,3. в первом вагоне размещаются слова – картинки из одного слога, во втором - из двух слогов, в третьем из трёх слогов.
  3. Дидактическая игра «Слоговой дождь» (капельки с нарисованными слогами), дети из данных слогов должны составить слова.

    Капают капли дождя,
    В ладошку поймаю их я.
    Какие из них попросить
    Помочь слова оживить?
  4. Дидактическая игра «Пирамида», дети должны расставить картинки по ступенькам, в зависимости от количества слогов в слове.
  5. Дидактическая игра «Отгадай секрет». На доске записаны «засекреченные» слова, в каждом из которых вставлен лишний слог, например, собамага, оперсина, сокорошка, глорамм. Рассекреченные слова записываются в тетрадь.
  6. Дидактическая игра «Распутай слова».

    Вот так горе! Вот беда!
    Как запутались слова!
    Все они из трёх слогов
    Кто помочь словам готов?


    /БА КА ЛО РАН СО МО РЁ КО КА ЗА БА/ - БЕРЁЗА, КАРАНДАШ, МОЛОКО, СОБАКА.
  7. Дидактическая игра «Шифровка».задание: из каждого слова взять толькотпервый слог и составить новое слово, которое нужно записать в тетрадь.

    машина, лисица, народ – МАЛИНА.
    ветер, семя, лопата – ВЕСЕЛО
    колос, рота, ваза – КОРОВА
  8. Дидактическая игра «Большие и маленькие слова». на сюжетной картине найти большие и маленькие слова, разделить их на слоги, подсчитать количество слогов.
    На последнем этапе предлагаются задания по формированию действия слогового анализа и синтеза в умственном плане, на основе слухопроизносительных представлений.

 Своевременное выявление детей с фонетико-фонетическим недоразвитием, проведение специально организованного обучения позволяет не только исправить речевой дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе, дать им необходимые и полезные навыки учебной деятельности.

      Обучение грамоте – одно из основных  мест в общей системе преодоления фонетико-фонематической недостаточности у детей дошкольного возраста.

       Обучение ведётся аналитико-синтетическим методом, который включает два процесса: звуковой анализ (разложение слов на слоги и звуки) и синтез звуковых элементов (соединение их в слоги и слова). Оно носит элементарно-практический характер и направленно на то, чтобы упорядочить речевые умения и навыки, приобретённые детьми в первый и второй период обучения, а так же способствовать  дальнейшему развитию речи.

          Наряду с закреплением всех полученных знаний и навыков, перед ребёнком ставится новая задача: овладение буквами, объединение букв в слоги и слова, умение охватывать глазами одновременно две буквы и уяснить значение  прочитанного. Обучение чтению тесно связано с письмом.

            Устная речь – это автоматизированный процесс, навык, рефлекс. Чтение и письмо как рефлекс появиться не могут, нужно обучение. При чтении преобладают процессы синтетические, при письме аналитические.

             Что должно быть сформировано как база успешного овладения грамотой?

   1. Достаточный уровень развития устной речи.

  2. Достаточное развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

 3. Достаточное развитие внимания и памяти.

  4. Достаточная работоспособность.

     Основным методическим приёмом в работе является одновременность, параллельность работы над устной речью, развитием фонематического слуха, звукового анализа и синтеза, чтением и печатаньем.

     Основным приёмом при овладении чтением слога является чтение по следам анализа. При этом слог или слова после предварительного анализа складываются из букв разрезной азбуки, а затем, непосредственно за разложением слов на слоги и звуки следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам.

     Чтобы приучить ребёнка к умственному труду, необходимо сделать его интересным, занимательным. В игровой форме сам процесс мышления протекает быстрее, активнее. В игре ребёнок преодолевает трудности умственной работы легко, не замечая, что его учат.

      Работа по обучению грамоте начинается с закрепления названий букв-символов. Обыгрывание внешнего вида буквы способствует более прочному её усвоению, а также дифференциации от других букв. Закреплению символов помогают такие приёмы: отгадывание на какой предмет похожа буква, ощупывание пластмассовых букв, определение их с закрытыми глазами, лепка букв из пластилина, составление их из палочек, переделывание букв из тех же палочек, с добавлением или с меньшим количеством, печатанье букв в воздухе, пальцем на парте, затем в тетрадях простым карандашом, ходьба по буквам, отгадывание буквы, зашифрованной в картинках, определение букв по половине буковки, допечатывание  половины буковки, показ правильно напечатанной буквы.

           Все эти примеры направлены  на развитие  оптико-пространственных дифференцировок, на предупреждение оптических и графических дисграфий. При чтении происходит восприятие графемы, т.е. перешифровка в моторике стереотипа звука. При письме происходит воспроизведение слышимых звуков, воспринятая фонема воспроизводится в графему. Поэтому, перечисленные упражнения создают оптико-пространственную систему, способствующую более легкому узнаванию букв, их начертания, подыскиванию нужной буквы.

          Схемы слов - это своеобразное моделирование звуко – слогового состава слова, они помогают детям наглядно представить, сколько в слове слогов и звуков, какова их последовательность, и что особенно важно, характер связи между звуками. Использование схем на разных этапах всего периода обучения, является важным условием развития фонематического слуха, умение производить звуко – слоговой анализ звучащего слова, овладеть продуктивным способом чтения плавно слогами.

           С большим интересом работают дети, когда применяются игры:

         1. Определение буквы (узнай букву). Сложи слова из этих букв по схемам.

         2. Подбери схему к картинке.

         3. Подбери картинку к схеме.

         4. Соедини картинку со схемой.

         5. Соедини слово со схемой.

         6. Подбери к слову картинку и схему.

          7. Подбери к картинке слово и схему.

           Эти игровые моменты направлены также на выработку сознательного чтения, т. е. чтобы дети понимали смысл прочитанного слова, а затем предложения.

           Необходимо включить в процесс выработки у детей навыка чтения более широкую, эмоциональную, интересную познавательную деятельность. Разнообразные варианты игр, требующих доказательств.

             1.  Докажи, что в слове две части.

             2. Докажи, что в слове два гласных звука.

             3. Проверьте, правильно ли соединены слова с картинками.

             4. Между какими словами стоит слово «ушла».

             5. Найдите предложение, состоящее из 3,4 слов.

             6. Найдите предложение, в котором говорится про сахар.

             7. «Отгадай словечко».

             8. Выкладывание из разрезной азбуки отгадок.

               9. Догадаться, каким словом нужно закончить предложение и составить его из разрезной азбуки.

             10. Лото «Загадки».

             Очень любят дети расшифровывать слова, зашифрованные в картинках, а также самостоятельно зашифровывать слова, разгадывать кроссворды и ребусы различных видов.

             Работа по формированию письменной речи начинается с печатанья букв, затем слогов, слов и предложений.

              Для предупреждения дисграфии очень важно выработать у детей устойчивое внимание и  самоконтроль. Для этого можно проводить такие виды работ: списывание букв, слов, предложений с печатного текста. Печатанье по памяти после предварительного разбора слога или слова, или выкладывание их из разрезной азбуки.

           Затем можно перейти к диктантам.

              1. Напечатать большие буквы под диктовку.

             2. Напечатать маленькие буквы.

             3. Напечатать слова.

             4. Напечатать имена (после повторений правил).

             5. Выборочный диктант. Напечатать гласные буквы.

Но главным условием всех работ детей является проверка – выработка орфографической зоркости у ребёнка.

          Большое внимание нужно уделять всевозможным преобразованиям слов. Путём замены одного звука, добавление или сокращение звуков дети получают новые слова при этом нужно обращать внимание на то, что изменение только одного звука меняет значение всего слова. Для закрепления навыка сознательного письма можно проводить и такие работы:

           1. Напечатать слово под картинкой.

           2. Напечатать имена на букву «Ш, А, М, И».

          3. Напечатать продукты питания, птиц, животных, инструменты.

         4. Напечатать предложение и выполнить графический анализ.

          5. Выполнить полный графический анализ.

Во всех предложенных видах работ и заключается система преодоления фонетико – фонетического недоразвития речи у детей: предупреждение нарушения письменной речи – дисграфии и чтения – дислексии. Хорошо развитая письменная и устная речь обуславливает возможность более глубокого усвоения других учебных дисциплин.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...

Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»

Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...

Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи

Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена  для под...

Профилактика дисграфии, дислексии в системе коррекционной работа по преодолению общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Одним из важнейших условий в подготовке детей с общим недоразвитием речи  к школе является развитие речи.Формирование грамматически правильной устной речи и элементов грамоты в дошкольном возраст...

Театральная деятельность как фактор преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста

Показывается  значение театральной деятельности в коррекционно-развивающей работе для детей с ФФН...

Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет

В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивн...