Программа Коррекционной работы «Звукарики» по преодолению фонетико- фонематического недоразвития речи у детей в подготовительной к школе логопедической группе детей 6-7 лет
календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zvukariki.doc | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад комбинированного вида №50
Принято на заседании «Утверждено»
Педагогического совета приказом заведующего
МБДОУ ДС № 50 № 47 – 0 от 01.09.2022 г.
от 01 сентября 2022 г. МБДОУ ДС № 50
Протокол № 1 ___________З.И.Сун – Юн - Син
Программа
Коррекционной работы
«Звукарики»
по преодолению фонетико-
фонематического недоразвития речи у
детей в подготовительной к школе
логопедической группе детей 6-7 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Учитель-логопед Уваркина Ольга Владимировна.
г.о. Химки
2022 год
1 | Содержание | 2 |
2 | Пояснительная записка | 3 |
3 | Теоретическое обоснование | 3 |
4 | Цель программы | 4 |
5 | Актуальность программы | 4 |
6 | Новизна программы | 5 |
7 | Отличие данной программы от уже существующих. | 5 |
8 | Педагогическая целесообразность | 6 |
9 | Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитем | 6 |
10 | Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями | 10 |
11 | Интеграция образовательного процесса со специалистами детского сада и родителями | 13 |
12 | Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ФФНР | 16 |
13 | Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя | 16 |
14 | Планируемые результаты логопедической работы | 19 |
15 | Перспективное планирование коррекционной работы в подготовительной к школе логопедической группе | 20 |
16 | Фронтальные занятия 1 период обучения | 20 |
17 | Фронтальные занятия 2 период обучения | 21 |
18 | Фронтальные занятия 3 период обучения | 22 |
19 | Методика проведения мониторинга | 24 |
20 | Календарный план фронтальных занятий | 26 |
21 | Список использованной литературы | 31 |
Пояснительная записка
Данная программа основана на:
- Инновационной программе дошкольного образования « От рождения до школы» 2020г.
- Основной образовательной программе МБДОУ ДС № 50 на 2020-2025г.
- Адаптированной образовательной программе для детей 5-7 лет с ТНР МБДОУ ДС № 50
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020)
- Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
- Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24.11.1995 N 181-ФЗ (последняя редакция 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ)
Теоретическое обоснование В основе создания этой программы использован опыт работы, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ, научно-методическими рекомендациями, инструктивными письмами, представленными в библиографии. В частности “Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной, “Программа логопедической работы по преодолению фонетико- фонематического недоразвития у детей” Т.Б.Филичевой, Г.В.Чиркиной,”Программа логопедической работы по предолению общего недоразвития речи у детей” Т.Б.Филичевой, Т.В.Тумановой.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения», «Домашние тетради для закрепления произношения звуков».
Данная программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп детского сада. Этим и обусловлена значимость написания программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает
формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Актуальность программы
Данная программа рассчитана на работу в условиях логопедических групп детского сада и предполагает использование новых методов, приёмов, технологий, учитывает клинические особенностей детей, что является необходимым. Этим и обусловлена значимость написания рабочей программы, применение которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.
Новизна программы
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду. Основной задачей дошкольного учреждения является подготовка ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Программа предусматривает использование современных технологий, создание условий для оптимального сочетания индивидуальной и совместной деятельности детей, наличие для реализации программы рекомендаций по созданию предметно-развивающей среды.
Отличие данной программы от уже существующих.
В МБДОУ № 50 осуществляется коррекция нарушений речи в условиях логопедических групп. В связи с тем, что в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи, такими как, общее недоразвитие речи, возникла необходимость введения специализированных программ по коррекции данных нарушений. Исходя из этого, логопедическую деятельность необходимо адаптировать к условиям работы в логопедических группах при массовом детском саде.
В нашем дошкольном образовательном учреждении реализуется программа "От рождения до школы". Эта программа не рассчитана на дошкольников с речевой патологией.
Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психические
особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе. Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с речевыми нарушениями нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
Согласно нормативам "Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (2013г.), утверждённых Главным государственным врачом Российской Федерации, а также опыта функционирования дошкольных логопедических групп, показывает, что следует уменьшить количество фронтальных и подгрупповых занятий, и увеличить время на индивидуальную работу. Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать допустимые нормы. В соответствии СанПинами продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут.
Цель программы -сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
преодоление недостатков в речевом развитии;
воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
формирование навыков учебной деятельности;
осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками
ДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Педагогическая целесообразность.
Данная программа доступна к применению в логопедических группах. С её помощью у дошкольников сформируется полноценная фонетическая система языка, разовьётся фонематическое восприятие, навыки звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и навыки, сформируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Таким образом, дети будут подготовлены к успешному обучению в школе, в чём и заключается главная цель данной программы.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей
с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия
и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность
к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-воспитательная работа с ФФНР строится
с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием
у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной связной речи;
- развитие связной речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
- формирование подготовки к обучению грамоте и овладению элементами грамоты
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
Важной в методическом аспекте особенностью индивидуальных и подгрупповых занятий является то, что они готовят детей к усвоению более сложного фонетического и лексико-грамматического материала на фронтальных занятиях в группе.
Фронтальные занятия обеспечивают дальнейшее расширение речевой практики детей, закрепление правильного произношения изучаемого звука, дифференциацию звуков на слух и в произношении.
В эти занятия необходимо включать упражнения на употребление детьми лексико-грамматических категорий, а также упражнения направленные на развитие связной речи. Формы и средства организации образовательной деятельности.
Учитель-логопед:
- фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия,
- индивидуальные коррекционные занятия.
Воспитатель:
- фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
- экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
- беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
Музыкальный руководитель:
- музыкально-ритмические игры;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
- игры-драматизации.
Специалист по ИЗО:
- игры, упражнения на восприятие цвета и формы;
- упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
- комментирование своей деятельности (проговаривание вслух последующего действия);
- обсуждение характерных признаков и пропорций предметов, явлений.
Специалист по ФИЗО:
- игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
- упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
- подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
- игры на развитие пространственной ориентации.
Родители:
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
- контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
- выполнение рекомендаций учителя-логопеда.
В программе выделены следующие разделы.
- Работа над лексико-грамматической стороной и связной речью.
- Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте.
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с ФФНР.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже скоррегированные на индивидуальных занятиях звуки. После уточнения, расширения и обогащения словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию связной речи – на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Внимание детей обращается на основные элементы артикуляции звуков в период первоначальной постановки, которая является лишь одним из этапов изучения нового звука. Частные приемы коррекции определяются и детализируются в зависимости от состояния строения и функции артикуляционного аппарата. При закреплении артикуляции последовательность позиции звука от наиболее благоприятной для произнесения к наименее благоприятной, от легкой к трудной устанавливается логопедом с учетом особенностей артикуляционной базы родного языка.
Учитывается следующее:
- для первоначальной постановки отбираются звуки, принадлежащие к различным фонетическим группам;
- звуки, смешиваемые в речи детей, поэтапно отрабатываются отсроченно во времени;
- окончательное закрепление изученных звуков достигается в процессе дифференциации всех близких звуков.
Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он одновременно способствовал расширению и уточнению словаря, граммати-чески правильной речи, умению правильно строить предло-жения и способствовал развитию связной речи.
Система общедидактических и специфических принципов в работе с детьми с речевыми нарушениями.
Успешность коррекционно-развивающей деятельности обеспечивается реализацией следующих принципов.
1. Системность коррекционных, профилактических и развивающих задач.
Соблюдение означенного принципа не позволяет ограничиваться решением лишь актуальных на сегодняшний день трудностей и требует учета ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. Иными словами, задачи коррекционной программы должны быть сформулированы как система задач трех уровней:
- коррекционного (исправление отклонений, нарушений развития, разрешение трудностей);
- профилактического;
- развивающего (оптимизация, стимулирование и обогащение содержания развития).
2. Единство диагностики и коррекции.
Этот принцип отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку. Он предполагает обязательное комплексное диагностическое обследование ребенка и на основе его результатов определение целей и задач индивидуальной коррекционно-развивающей программы. При этом осуществляется постоянный контроль за развитием лексико-грамматического строя, связного высказывания ребенка, за его деятельностью, поведением, динамикой его эмоциональных состояний, чувств и переживаний, что позволяет внести необходимые коррективы в обучающие программы.
3. Приоритетность коррекции каузального типа.
В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости обоих типов коррекции приоритетной следует считать каузальную.
4. Деятельностный принцип коррекции.
Данный принцип означает, что генеральным способом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка и создание оптимальных условий для ориентировки ребенка в конкретной ситуации.
5. Учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Согласно этому принципу следует учитывать соответствие хода развития ребенка, психического и личностного, нормативному, памятуя в то же время об уникальности, неповторимости, своеобразии каждой личности.
6. Комплексность методов психологического воздействия.
Этот принцип позволяет говорить о необходимости использования как в обучении, так и воспитании детей с ОНР всего многообразия методов, приемов, средств. К их числу можно отнести и те, что получили в теории и практике коррекции в последние годы наибольшее распространение и признание. Это методы игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии; методы модификации поведения (поведенческий тренинг).
7. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком.
Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.
Перечисленные принципы позволяют наметить стратегию и направления коррекционно-развивающей деятельности и прогнозировать степень ее успешности.
Важным условием результативности организации обучающей и развивающей деятельности непосредственно на занятиях будет являться насколько последовательно реализуются дидактические принципы.
1. Развитие динамичности восприятия.
В ходе коррекционно-развивающих занятий этот принцип успешно реализуется через задания с постепенно нарастающей трудностью; через включение упражнений, при выполнении которых внимание ребенка обращается на разные признаки, свойства и состояния изучаемого предмета; через разнообразие типов выполняемых заданий и смену видов деятельности детей.
2. Продуктивность обработки информации.
Смысл этого принципа состоит в том, чтобы обеспечить обучающемуся полноценное усвоение учебной информации на основе переноса предлагаемых педагогом способов обработки информации. Тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения, т.е. способность самостоятельного и адекватного реагирования на определенные условия.
3. Развитие и коррекция высших психических функций.
Реализация этого принципа возможна через выполнение заданий с опорой на несколько анализаторов и включение в занятие специальных упражнений по коррекции высших психических функций. Системе таких упражнений в условиях коррекции речевых дефектов детей придается особое значение.
4. Обеспечение мотивации к учению.
Этот принцип предполагает обеспечение постоянного интереса ребенка к тому, что ему предлагают выполнить в виде учебного задания.
5. Концентрический.
В коррекционно-развивающей работе целесообразно применять концентрическую систему изучения материала, где каждый последующий концентр включает в себя постепенно усложняющуюся совокупность всех подсистем языка (лексической, синтаксической, морфологической).
Необходимость учета обозначенных принципов очевидна, поскольку они дают возможность обеспечить целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности. Кроме того, их учет позволяет обеспечить комплексный подход к устранению у ребенка общего недоразвития речи, поскольку таким образом объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и др.Педагогический коллектив ДОУ представлен воспитателями, младшим воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, педагогом-психологом, методистом, заведующей и другими специалистами.
В целом логопедическая работа с детьми дошкольного возраста подчиняется общей логике развертывания коррекционно-образовательного процесса и, следовательно, может быть представлена в виде алгоритма с разбивкой на ряд этапов, которые для достижения конечного результата – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников – реализуются в строго определенной последовательности
Программа составлена с учётом интеграции основных образовательных направлений в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
- Развитие речи (воспитатели).
Развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия на занятиях по развитию речи, а также в свободной деятельности (различные дидактические, подвижные игры для развития речи).
Расширение и активизация словарного запаса детей. Рассказывание и чтение воспитателем художественной литературы, рассматривание детьми картин и беседы по вопросам. Заучивание программных стихотворений. Развитие монологической речи осуществляется при составлении рассказов – описаний, рассказов по картине и серии картин, пересказов знакомых сказок.
Проведение повседневного наблюдения за состоянием речевой деятельности детей, осуществление контроля за правильным использованием поставленных или исправленных звуков, отработанных на занятиях грамматических форм по рекомендациям логопеда в тетрадях взаимодействия.
Развитие познавательных интересов детей в ходе занятий, экскурсий, игр, а также в свободной деятельности.
При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе учителя-логопеда и воспитателей:
Совместная коррекционная деятельность логопеда и специалистов
Приоритеты учителя-логопеда: | Приоритеты воспитателей: |
- звукопроизношение; - фонематические процессы; - языковой анализ; | - моторный праксис; - психологическая база речи; - обогащение и активизация словаря; |
- Музыкальное воспитание (музыкальный руководитель)
Выполнение следующих упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания чувства музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития “мышечного чувства”, развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
Пляски под пение, хороводы, игры с пением, шумовые оркестры. Музыкально – дидактические игры, способствующие развитию фонематического слуха и внимания, ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве, упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, распевки, вокализы на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях, этюды на развитие выразительности мимики, жестов, игры-драматизации.
3. Взаимодействие с родителями (или лицами, их заменяющими)
После проведения логопедического обследования логопед предоставляет родителям (или лицам, их заменяющим) полную и подробную информацию о речевых и неречевых нарушениях, выявленных у ребёнка. Далее учитель – логопед подробно разъясняет индивидуальную коррекционно-развивающую программу, предназначенную для занятий с ребёнком и делает акцент на необходимости совместной, согласованной работы педагогов детского сада и родителей.
Программа предусматривает:
- активное участие во всех мероприятиях, проводимых для родителей в детском саду (открытые занятия, обучающие занятия – практикумы, подгрупповые и индивидуальные консультации, праздники, в том числе логопедические, родительские собрания и т.д.);
- помощь ребёнку в выполнении заданий, в оформлении логопедической тетради, дидактического материала для занятий дома;
- игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка,
систематические занятия с ребёнком дома по закреплению изученного на логопедических занятиях материала, по автоматизации поставленных звуков и введению их в речь;
- создание положительного эмоционального настроя на логопедические занятия, формирование интереса ребёнка к собственной речи и желания научиться говорить правильно.
В работе с детьми опираемся на методологические подходы развивающего обучения:
- необычное начало занятия;
- присутствие на занятии “духа открытия”;
- удержание взрослым паузы для “включения” мыслительных процессов детей;
- предусмотренность при подготовке к проведению занятия вариативности ответов детей;
- не оставление без внимания ни одного ответа;
- развитие речи в любых формах деятельности;
- учёт возможностей и терпимое отношение к затруднениям детей;
- обучение видению многовариативности выполнения задания;
- поддержка у детей ощущения успешности.
Для успешной реализации Рабочей программы необходимо создание предметно-развивающей среды: оснащение логопедического кабинета и групп необходимым оборудованием, дидактическими материалами и наглядными пособиями.
Алгоритм логопедической работы в группе для детей с ФФНР.
Этапы | Основное содержание | Результат |
Организационный | Исходная психолого-педагогическая и логопедическая диагностика детей с нарушениями речи. Формирование информационной готовности педагогов ДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. | Составление индивидуальных коррекционно-речевых программ помощи ребенку с нарушениями речи в ДОУ и семье. Составление программ групповой(подгрупповой) работы с детьми, имеющими сходные структуру речевого нарушения и/или уровень речевого развития. Составление программ взаимодействия специалистов ДОУ и родителей ребенка с нарушениями речи. |
Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя.
Задачи, стоящие перед учителем-логопедом | Задачи, стоящие перед воспитателем |
1. Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма | 1. Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе |
2. Обследование речи детей, психических процессов, связанных с речью, двигательных навыков | 2. Обследование общего развития детей, состояния их знаний и навыков по программе предшествующей возрастной группы |
3. Заполнение речевой карты, изучение результатов обследования и определение уровня речевого развития ребенка | 3. Заполнение протокола обследования, изучение результатов его с целью перспективного планирования коррекционной работы |
4.Обсуждение результатов обследования. Составление психолого-педагогической характеристики группы в целом | |
5. Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи | 5. Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания |
6. Развитие зрительной, слуховой, вербальной памяти | 6. Расширение кругозора детей |
7. Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий | 7. Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам |
8. Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям | 8. Развитие представлений детей о времени и пространстве, форме, величине и цвете предметов (сенсорное воспитание детей) |
9. Развитие подвижности речевого аппарата, речевого дыхания и на этой основе работа по коррекции звукопроизношения | 9. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики детей |
10. Развитие фонематического восприятия детей | 10. Подготовка детей к предстоящему логопедическому занятию, включая выполнение заданий и рекомендаций логопеда |
11. Обучение детей процессам звуко-слогового анализа и синтеза слов, анализа предложений | 11. Закрепление речевых навыков, усвоенных детьми на логопедических занятиях |
12. Развитие восприятия ритмико-слоговой структуры слова | 12. Развитие памяти детей путем заучивания речевого материала разного вида |
13. Формирование навыков словообразования и словоизменения | 13. Закрепление навыков словообразования в различных играх и в повседневной жизни |
14. Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по картине и по ситуации | 14. Контроль за речью детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок |
15. Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения | 15. Развитие диалогической речи детей через использование подвижных, речевых, настольно-печатных игр, сюжетно-ролевых и игр-драматизаций, театрализованной деятельности детей, поручений в соответствии с уровнем развития детей |
16. Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ, составлять рассказы-описания, рассказы по картинкам, сериям картинок, пересказы на основе материала занятий воспитателя для закрепления его работы | 16. Формирование навыка составления короткого рассказа, предваряя логопедическую работу в этом направлении |
- Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия “звук”, “твёрдый звук”, “мягкий звук”, “глухой звук”, “звонкий звук”, “слог”, “предложение” на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ
РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ
ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.
Программа соответствует рабочему плану и рассчитана период с сентября по май месяц. Учебная нагрузка в соответствии с требованиями СанПин и ФГОС составляет 36 недель в учебный год. Занятия проводятся в I половине дня с дошкольниками 6-7 лет продолжительностью 30 минут 3 раза в неделю и начинаются с 1 недели сентября; заканчиваются 4 неделей мая. Количество учебных часов в подготовительной группе - 108.
В 1,2 неделю сентября и 3,4 неделю мая проводится мониторинг детей.
Подготовительный период коррекционной работы.
- Обследование состояния речи детей и неречевых психических функций.
- Выявление структуры и механизма речевых нарушений.
- Общее моторное развитие ребенка.
- Заполнение речевых карт на каждого ребенка.
Индивидуальные и подгрупповые занятия.
1 Устранение дефектного звукопроизношения (в соответствии речевым
картам).
- Развитие памяти, слухового внимания, памяти, фонематического восприятия.
- Формирование и развитие артикуляционной моторики.
- Овладение комплексом пальчиковой гимнастики.
- Вызывание интереса к логопедическим занятиям.
- Укрепление физического здоровья детей.
- Развитие умений и навыков дифференцировать звуки.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах, словах, предложениях, речи.
9 Совершенствование звукового анализа и синтеза.
- Развитие внимания, памяти, мышления.
- Развитие связной выразительной речи.
Фронтальные занятия 1 период обучения.
- Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения (в
соответствии с речевыми картами). - Дифференциация звуков.
А) Всех гласных (у, а, и, э, о, ы)
Б) Согласных Т- Д-К; К-Г-Х-Т; Л*-Л-Й- Р*-Р; С-3-Ц-Т*-Ш-Щ.
В) Правильно произносимых звуков.
3. Работа над слоговой структурой слова.
А) Над односложными словами со стечением согласных в начале или конце
слова.
Б) Работа над двухсложными словами без стечения согласных.
В) Над трехсложными словами без стечения согласных.
4. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Выделение ударного гласного в начале слова.
Б) Анализ и синтез ряда гласных звуков.
В) Анализ обратного слога.
Г) Анализ прямого слога.
Д) Выделение начального согласного и слогообразующего гласного из положения
после согласного.
Е) Полный звуковой анализ и синтез односложных слов, без стечения согласных.
5. Грамматический строй речи.
А) Отработка падежных окончаний существительных.
Б) Преобразование существительных ед. числа во множественное число.
В) Согласование существительных единственного и множественного числа с
глаголами.
Г) Согласование прилагательных с существительными.
Д) Подбор существительных к притяжательным местоимениям.
Е) Согласование числительных с существительными.
6. Развитие связной речи.
А) Составление простых распространенных предложений. Б) Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом. В) Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам. Г) Обучение пересказу и заучиванию текстов.
7. Лексические темы.
А) Начало осени. Сельскохозяйственный труд. Овощи, фрукты. Перелетные птицы. Игрушки.
Б) Золотая осень. Город. Строительство. Квартира (мебель, посуда, оборудование). В) Поздняя осень. Транспорт в городе. Различные виды транспорта (наземный, водный, подземный, воздушный и пр.).
Фронтальные занятия 2 период обучения.
1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения,
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
выразительностью речи.
Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2 Работа над слоговой структурой слова
А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале или середине слова
Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале Или середине слова.
3. Развитие языкового анализа и синтеза
А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).
Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового
состава,
В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.
Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово», «слог».
Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы
предложения без предлогов, затем с предлогом.
Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов
в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в
начале предложения и в собственных именах.
4. Грамматический строй речи,
А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных
конструкций.
Б) Учить согласовывать существительные с числительными.
В) Учить образовывать множественное число существительных.
Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.
Д) Учить составлять предложения с предлогами.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
6. Лексические темы.
А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.
Новый год.
Б) Дикие животные. Зимующие птицы.
В) Профессии людей в городе и селе.
Фронтальные занятия 3 период обучения.
1. Развитие общих речевых навыков, звукопроизношения.
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
вьфазительностью речи.
Б) Продолжать работу по постановке, автоматизации и дифференциации
звуков.
2 Работа над слоговой структурой слова.
А) Закрепить слоговую структуру слов сложного звуко-слогового состава
Б) Работа над слоговой структурой двух-трех-четырех-пятисложных слов со
сложной звуко-слоговой структурой.
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (Щ, Ч, Л; Р-Р*).
Б) Обучать звуковому анализу слов из 3-6 звуков без наглядной основы,
подбору слов по моделям.
В) Закрепить навыки звуко-слогового анализа слов и анализа предложений.
4. Грамматический строй речи
А) Уточнить значение простых и сложных предложений.
Б) Отработать правильное употребление в речи различных типов
сложноподчиненных предложений с союзами и союзными словами.
В) Учить образовывать наречия от прилагательных, формы степеней
сравнения прилагательных.
Г) Обучать подбору родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов.
Д) Закрепить способы образования новых слов с помощью приставок и
суффиксов.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы,
рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин.
Б) Составление различных типов сложно-подчиненных предложений с
союзами и союзными словами.
В) Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов.
6. Лексические темы.
А) Совместная коррекционная деятельность логопеда и воспитателя нашей страны. Лес, парк, сад.
1. Развитие общеречевых навыков, звукопроизношения.
А) Продолжать работу над речевым дыханием, темпом, ритмом,
выразительностью речи.
Б) Автоматизация и дифференциация поставленных звуков.
2. Работа над слоговой структурой слова.
А) Работа над структурой двухсложных слов со стечением согласных в начале
или середине слова.
Б) Работа над структурой трехсложных слов со стечением согласных в начале
или
середине слова.
3. Развитие языкового анализа и синтеза.
А) Знакомство со звуками (С-С*; 3-3*; Ц; Ш- Ж).
Б) Учить полному звуковому анализу слов различного звуко-слогового
состава.
В) Учить различать на слух твердые и мягкие, глухие и звонкие согласные.
Г) Учить детей делить слова на слоги, ввести понятия: «слово» , «слог».
Д) Знакомство с понятием «предложение», составление графической схемы
предложения без предлогов, затем с предлогом.
Е) Познакомить детей с правилами правописания: раздельное написание слов
в предложении, точка в конце предложения, употребление заглавной буквы в
начале предложения и в собственных именах.
4. Грамматический строй речи.
А) Продолжать работу над правильным употреблением падежно-предложных
конструкций.
Б) Учить согласовывать существительные с числительными.
В) Учить образовывать множественное число существительных.
Г) Учить употреблять существительные в различных падежах.
Д) Учить составлять предложения с предлогами.
5. Развитие связной речи.
А) Закрепить умение связно самостоятельно составлять описательный рассказ. Б) Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин.
6. Лексические темы.
А) Начало зимы. Месяцы года. Домашние животные. Домашние птицы.
Новый год.
Б) Дикие животные. Зимующие птицы. В) Профессии людей в городе и селе.
На протяжении года осуществлять работу, направленную на максимальную коррекцию в развитии у обучающихся (воспитанников). Комплектовать группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся. Работать в тесном контакте с учителями и воспитателями, посещать занятия и уроки. Консультировать педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих) по применению специальных методов и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в развитии. Вести необходимую документацию. Способствовать формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ. Использовать разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов. Реализовывать образовательные программы обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта Соблюдать права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации «Об образовании», Конвенции о правах ребенка. Участвовать в деятельности методических объединений и других формах методической работы. Осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяющими). Выполнять правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Методика проведения мониторинга
Динамика речевого развития каждого воспитанника тщательно отслеживается. В начале учебного года (в первой половине сентября) проводится диагностика, заполняются соответствующие документы (речевые карты, листы индивидуальной коррекционной работы); в конце учебного года ( в первой половине мая) также проходит диагностика для выявления результатов коррекционной логопедической работы.
Каждый ребенок дошкольного возраста дважды в год обследуется по таким параметрам:
- звукопроизношения;
- фонематические процессы;
- словарный запас;
- грамматический строй речи;
- связная речь;
- пространственная ориентировка;
- артикуляционная моторика;
- мелкая моторика.
Таблицы мониторинга заполняются дважды в год для проведения сравнительной диагностики.
Технология работы с таблицами включает два этапа.
Этап 1.Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются значки ,(низкий- среднийО и высокий + уровни речевого развития детей) в каждой ячейке указанного параметра .Этот показатель необходим для написания характеристики конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения коррекционной программы.
Этап 2.Когда все дети прошли диагностику ^подсчитывается итоговый показатель по группе .Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета промежуточных результатов освоения программы. Мониторинг позволяет оперативно выделять детей с проблемами в речи, а также определять трудности реализации программного содержания в каждом индивидуальном случае.
После проводимой коррекционной работы за исследуемый период подводятся результаты итогового мониторинга, которые фиксируются в процентах и отражаются в диаграмме, где видна положительная динамика в освоении детьми коррекционяой программы.
Календарный план фронтальных занятий
№ п/п | Тема | |
1 | Развитие высших психических функций. | |
2 | Формирование представления о звуках. | |
3 | «Части тела» | |
4 | Знакомство со словом. | |
5 | Слова - действия. | |
6 | «Геометрические фигуры и основные цвета» | |
7 | Слова, обозначающие признаки предмета. | |
8 | Знакомство с предложением. | |
9 | «Игрушки» | |
10 | Звук «У». | |
11 | Составление 4-словных предложений с введением одного определения. | |
12 | Звук «А». Путешествие в красный домик. | |
13 | «Овощи» | |
14 | Звуки «А», «У» | |
15 | Звук «И». Употребление существительных именительного падежа, во множественном числе, в косвенных падежах. | |
16 | «Овощи» (продолжение) | |
17 | Единственное и множественное число слов, обозначающих действия предметов. | |
18 | Звук «О». | |
19 | «Фрукты» | |
20 | Звук «Ы». | |
21 | Сложносочиненное предложение с союзом «А». | |
22 | Звуки «И», «Ы» | |
23 | «Фрукты» (продолжение) | |
24 | Звук «Э». | |
25 | Звуки «П», «П'». | |
26 | «Деревья» (экскурсия) | |
27 | Звуки «Т», «Т'». | |
28 | Родственные слова. (1-ое занятие по теме) | |
29 | Звуки «П», « Т». | |
30 | «Грибы» | |
31 | Звуки «К», «К'». | |
32 | Родственные слова. (2-ое занятие по теме) | |
33 | Звуки «П», «Т», «К». | |
34 | «Перелетные птицы» | |
35 | Звуки «С», «С'». | |
36 | Предлоги - В, Над, Под. (1-ое занятие по теме) | |
37 | «Осень» | |
38 | Звуки «З», «З'». | |
39 | Предлоги - В, Над, Под. (2-ое занятие по теме) | |
40 | Звуки «Х», «Х'», «К». | |
41 | «Домашние птицы» | |
42 | Дательный падеж множественного числа существительного. | |
43 | Тема: Звуки «М», «М'». | |
44 | «Домашние Животные» | |
45 | Тема: Звуки «Н», «Н'». | |
46 | Тема: «Творительный падеж множественного числа существительных». | |
47 | «Зима» | |
48 | Тема: звуки «Л», «Л'». | |
49 | Обучение самостоятельной постановке вопросов. | |
50 | Тема: Звуки «Б», «Б'». | |
51 | «Зимующие птицы» | |
52 | Тема: «Предлоги - из- под - ». | |
53 | Тема: Звуки «В», «В'». | |
54 | «Зима. Зимние забавы» | |
55 | Тема: Звуки «Д», «Д '». | |
56 | Тема: Предлог из-за. (1-ое занятие по теме) | |
57 | «Мебель» | |
58 | Тема: Звуки «Г», «Г'». | |
59 | Тема: Предлог из-за. (2-ое занятие по теме) | |
60 | Тема: Звук «Ш». | |
61 | «Посуда» | |
62 | Тема: «Глаголы совершенного и несовершенного вида». | |
63 | Тема: Звуки «Р», «Р'». | |
64 | «Одежда» | |
65 | Тема: Звуки «Р» - «Л». | |
66 | Тема: Несклоняемые существительные. | |
67 | «Одежда» (продолжение) | |
68 | Тема: Звук «Ж». | |
69 | Тема: Согласование местоимений Наш, Наши, Наша с существительными. | |
70 | «Дикие животные» | |
71 | Тема: Звуки «З» – «Ж». | |
72 | Родительный падеж множественного числа существительного. | |
73 | Тема: Звуки «Ж» – «Ш». | |
74 | «Транспорт» | |
75 | Тема: Приставочные глаголы. | |
76 | Тема: Приставочные глаголы. Продолжение | |
77 | «Транспорт» (продолжение) | |
78 | Тема: Звук и буква «Ц». | |
79 | «День защитника Отечества» | |
80 | Предлог НАД. (1-ое занятие по теме) | |
81 | Тема: Звук и буква «Ч». | |
82 | «Животные Севера» | |
83 | Тема: Притяжательные прилагательные. | |
84 | «8 Марта» | |
85 | Предлог НАД. (2-ое занятие по теме) | |
86 | Тема: звуки «С», «Ц». | |
87 | «Семья» | |
88 | Согласование числительного и существительного в в творительном падеже. | |
89 | Тема: Звуки «Ч», «Т». | |
90 | «Животные жарких стран» | |
91 | Тема: Звуки «Ч», «С'». | |
92 | «Ранняя весна» | |
93 | Тема: Предлог С, СО. | |
94 | «Наша столица» | |
95 | Тема: Звуки «Ф», «В». | |
96 | «Космос» | |
97 | Согласование числительного и существительного в родительном падеже. | |
98 | Тема: Звук и буква «Щ». | |
99 | «Хлеб» | |
100 | Тема: Предлог С, СО. | |
101 | «Птицы» | |
102 | Тема: Звук и буква «Й». | |
103 | «Школа» | |
104 | Тема: Звуки «С», «Щ». | |
105 | «Лето» | |
106 | «Насекомые» | |
107 | «Ягоды» | |
108 | Тема: Относительные прилагательные. |
Литература
1.Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием.- М.:МГОПИ,1993
2.Г.А.Каше, Т.Б.Филичева. Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи.-М.:Просвещение,1978
3.Г.В.Чиркина. Коррекция нарушений речи.-М.: Просвещение, 2009
4.Н.В.нищева. Программа коррекционно развивающей работы для детей с онр.
5.З.Е.Агранович. Сборник домашних заданий для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с онр.-С.П.: Детство-Пресс,2002
6.О.И.Крупенчук.Научите меня говорить правильно.-С.П.:Литера,2001
7.Е.А.Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.-М.:Владос,2002
8.Е.В.кузнецова. Обучение грамоте детей с нарушениями речи.-М.:ТЦ,1999
9.А.В.Ястребова. Как помочь детям с недостатками речевого развития.-М.:АРКТИ,1999
10.Р.А.Кирьянова. Комплексная диагностика детей, имеющих нарушения речи.-С.П.:КАРО,2002
11В.И.Руденко .домашний логопед.-Ростов на Дону:феникс,2002
12.Г.С.Швайко .Игровые упражнения для развития речи.-М.:просвещение,1988
13З.Е.агранович. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей.-С.П.:Детство-Пресс,2005
14.Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.-М.:ГНОМ и Д,2000
15.В.В.Коноваленко .Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе ФФН.-ГНОМ,2005
16.Н.В.Курдвановская .Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет.-М.:Сфера,2007
17.Н.В.Соловьёва Подготовка к обучению грамоте детей с недостатками речи.- М.:ТЦ Сфера,2009
18.Е.А.борисова. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками.-М.:ТЦ Сфера,2008
19. Э.Ф.курмаева. Коррекционно-логопедическая работа с детьми 5-7 лет.-Волгоград : Учитель,2011
20.О.В.Тырышкина. Индивидуальные логопедические занятия.-Волгоград:Учитель,2011
21 Е.Л.Ворошилова .Коррекция заикания у дошкольников.-М.:Сфера,2012
22.А.Ф.Рыбина. Коррекция звукопризношения у детей. Речевой материал.-Волгоград:Учитель,2001
23.Н.В.Нищева .Разноцветные сказки.-С.П.:Детство-Пресс,2001
24.О.Б.иншакова. Альбом для логопеда.-М.:Владос,2003
25.А.В.Ястребова.Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной деятельности.-М.:АРКТИ,2001
26.Т.Ю.Бардышева.учусь перессказыват.-М.:Карапуз,2003
27.Э.М.Курицына.большая книга занятий по развитию речи. М.:рОСМЭН,2005
28.О.И.Крупенчук. Пальчиковые игры для детей.С.П.:Литера,2005
29.Н.В.Нищева. Будем говорить правильно.С.П.:Детство-Пресс,2002Е.Н.Косинова.Уроки логопеда.-М.:Эксмо.2008
30.О.С.Гомзяк.Развитие связной речи у шестилетних детей.-М.:Сфера,2007
31.Журнал “Логопед”
32.Журнал “Конфетка” (Приложение к журналу “Логопед”)
33.О.В.Жохова.Домашние задания для детей логопедической группы ДОУ.-М.:Сфера,2010
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.
Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...
Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста
В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения. ...
ПРОГРАММА коррекционно-развивающей логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей подготовительной группы детского сада
ПРОГРАММАкоррекционно-развивающей логопедической работыпо преодолению общего недоразвития речиу детей подготовительной группы детского сада Учитель-логопед: ...
Консультация для родителей на тему: «Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста на основе малых форм фольклора Кубани»
Включение малых жанров фольклора Кубани потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, загадок, народных подвижных игр, пальчиковых игр, русских сказок помогает развив...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы по преодолению фонетико- -фонематического недоразвития речи и фонематического недоразвития у детей 5-7 лет в условиях логопедического пункта
Настоящая программа разработана в целях оказания логопедической помощи детям (старший дошкольный возраст), имеющим диагноз фонематическое недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи. ...
Театральная деятельность как фактор преодоления фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста
Показывается значение театральной деятельности в коррекционно-развивающей работе для детей с ФФН...