Календарный план по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи
календарно-тематическое планирование по логопедии (подготовительная группа) по теме
Этот методический материал адресован логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи. Данная программа предназначена для подготовки к обучению грамоте детей дошкольного возраста, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи и легкую степень дизартрии. Это речевое нарушение является на сегодняшний день самым распространенным, недоразвитие речи проявляется в нарушении звукопроизношения, в низкой способности различать звуки, сходные по артикуляционным и акустическим признакам, в затруднении звукового анализа. У детей наблюдается недостаточная четкость и выразительность речи, которые проявляются смазанности артикуляции, интонационной бедности. Для этих детей характерны неустойчивость внимания, снижение памяти, несформированность мыслительных операций, недостаточное развитие моторной сферы (общая, мелкая, артикуляционная).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalenarnyy_plan_po_obucheniyu_gramote_v_podgot._gruppe.doc | 180 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 41 «Ивушка» города Туапсе
Муниципального образования Туапсинский район
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ
Детский сад к/в № 41 «Ивушка»
__________Н.Н. Выборнова
«__»____________________
Календарный план
обучение грамоте в подготовительной к школе группе
для детей с фонетико-фонетическим недоразвитием речи
Кружок «Буратино»
Составитель: учитель-логопед
Москалец Лариса Фёдоровна
Ме сяц | № № заня тия | Звуки и буквы | Индиви дуальная работа по орфографии | Дидактические игры
| Звуко-сло говой анализ | Кол-во ча сов | |
CЕНТЯБРЬ | 1 | Знакомство с буквой «У» | «Прописывание» буквы в воздухе,написа ние буквы Изобра жение буквы из ниток, письмо в тетрадях | Д/и «Слоговое лото», «Угадай слово», «цепочки изменений» | Выделение начального ударного гласного | 1 | |
2 | Знакомство с буквой «А». | «Прописыва ние» буквы в возду хе, «написа-ние» буквы из пробок, письмо в тетра дях | Д/и «Буква потерялась», «Доскажи словечко» «Сломанный телевизор», «Хлопочки» | Анализ звукового ряда из двух гласных | 1 | ||
3 | Закрепление знаний о буквах «А», «У». | «Пропи сыва ние» букв в возду хе, «написание» букв из прово локи, письмо в тетра дях | Д/и «Что изменилось?», «Отгадай картинку», «Ловушка» | Анализ звукового ряда из двух гласных | 1 | ||
4 | Знакомство с буквой «И». | «Пропи сыва ние» буквы в воздухевыкла дыва ние из ленто чек, письмо в тетра дях | Д/и «Определить место звука «И» в слове», «Прошагай слово», «Кто первый?» | Анализ звукового ряда из трёх гласных | 1 | ||
5 | Закрепление знаний о буквах «А», «У», «И». | Выкла дывава ние букв из кату шек, письмо в тетра дях | Д/и «Сосчитай и назови все звуки», «Отгадай слово», «Пальцы – альпинисты» | Анализ звукового ряда из трёх гласных | 1 | ||
6 | Знакомство с буквой «О». | Выкладывание буквы из тесьмы, письмо буквы в тетра дях | Д/и «Много – один», «Кто больше?», «Отыщи картинку», «Дирижёр» | Анализ звукового ряда | 1 | ||
7 | Знакомство с буквой «М».
| Выкла дывние буквы из карандашей, письмо буквы в тетра дях | Д/и «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук «М», «Чистоговорки», «Посели слово» | Выделение последнего согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа АМ. | 1 | ||
8 | Знакомство с буквой «Н» | Выкладывание буквы из кашта- нов, письмо буквы в тетра дях | Д/и «Ната и Нина», «Любопытный», «Техники», «Ластик» | Звуковой анализ обратного слога типа УН. | 1 |
Месяц | № № занятия | Звуки и буквы | Индиви дуальная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов |
ОКТЯБРЬ | 1 | Знакомство с буквой «П» | Выкла дывание буквы камеш ками. | Д/и «Слоговое лото», «Подбери пару», «Отыщи картинку», «Одинаковое-разное» | Выделе ние последне го глухого согласно го. | 1 |
2 | Закрепление знаний о букве «П» | Написа ние буквы в тетрадях | Д/и «Мягкие - твёрдые», « Скажи наоборот», «Сравни на ощупь»( буквы из ткани) | Звуковой анализ и синтез обратного слога | 1 | |
3 | Знакомство с буквой «Т» | Выкладывание буквы из косто чек | Д/и «Найди картинки», «Закончи слово», «Узнай букву», «Распутай буквы» | Звуковой анализ обратногослога типа УТ | 1 | |
4 | Закрепление знаний о букве «Т» | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Камень – вата», «Что изменилось?», «Разгляди буквы» | Воспроиз ведение слоговых рядов (обратные слоги) | 1 | |
5 | Дифференци ация звуков «П», «Т». | Печата ние под диктовку | Д/и «Угадай слово», «Подбери нужную схему», «Зеркало» | Выделе ние последнее го глухого согласного в слове | 1 | |
6 | Знакомство с буквой «К» | Выкладывание буквы из шишек | Д/и «Раздели слова на слоги», «Помоги Буратино», « У кого память лучше» | Преобразование обратных слогов в прямые | 1 | |
7 | Закрепление знаний о букве «К» | Письмо буквы в тетрадях | Д/и «Найди картинки со звуком «К», « Телефон», «Волшебники», «Отыщи картинку» | Воспроиз ведение слоговых рядов (обратные и прямые слоги) | 1 | |
8 | Знакомство с буквой «Э» Индивидуальная работа по орфографии. | Выкла дывание буквы из тесьмы | Д/и «Найди слоги», «Четвёртый лишний» | Воспроизведение слоговых рядов типа ЭТ,ЭП,ЭК | 1 |
Месяц | № № занятия | Звуки и буквы | Индиви дуальная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | |
НОЯБРЬ | 1 | Знакомство с буквой «Х» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Камень – вата», «Наоборот» | Определе ние места звука в слове. | 1 | |
2 | Закрепление знаний о букве «Х» | Печата ние слогов | Д/и «Объясни значение слов, назови место звука в слове», «Телеграф» | Деление слов на слоги | 1 | ||
3 | Дифференцирование звуков «К», «Х». | Вставь нужную букву (работа с тетрадями) | Логические задачи Д/и «Наоборот» | Звуко-слоговой анализ слов типа КОТ,МОХ | 1 | ||
4 | Знакомство с буквой «Ы». | Печата ние буквы, слогов | Д/и «Добавь звук», «Волшебная цепочка» | Место звука в слове. Выделение ударного гласного после согласного | 1 | ||
5 | Дифференциация звуков «Ы», «И». | Вставь нужную букву (работа в тетра дях) | Д/и «Измени слово», «Камень-вата». | Звуко-слоговой анализ слов ПЫХ, КИТ | 1 | ||
6 | Знакомство с буквой «С». | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Скажи наоборот», Игра в мяч | Определение места звука в слове. Деление слов на слоги | 1 | ||
7 | Закрепление знаний о букве «С». Знакомство с буквой «П» | Печатание слов типа СОК, СУК | Д/и «Подари подарки Соне и Симе», «загадка-ребус». | Звуко-слоговой анализ слов СИМА, САМ | 1 | ||
8 | Повторение пройденного. | Печата ние корот ких слов типа ПАУК, ТУК, КОТ | Д/и «Измени звук в слове», «Замени и назови слова».
| Звуко-слоговой анализ слов типа ТОК, МОХ, ТИ МА, ТИК | 1 |
Месяц | № занятия | Звуки и буквы | Индивидуаль ная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Знакомство с буквой «З» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Назови первый слог в словах», «Подбери родственные слова» | Звуко-слоговой анализ слов типа КОЗЫ,ЗИМА, ЗОНТ, ЗИНА | 1 | |
2 | Закрепление знаний о букве «З» | Печата ние корот ких слов типа КОЗЫ, ЗОНА | Д/и Путаница», Один-много» | Схемы слов | 1 | ||
3 | Дифференцирование звуков «З», «С».
| Вставь нужную букву (работа в тетра дях) | Д/и «Четвёртый лишний», «Запомни и повтори» Д/и «Добавь слог», «Угадай слово» | Звонкие и глухие согласные | 1 | ||
4 | Знакомство с буквой «Б». | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Собери слово», «Какой первый звук?» | Звуко-слоговой анализ, схемы слов БИНТ, БАНТ | 1 | ||
5 | Закрепление знаний о букве «Б». | Печатание слов типа БАК, БУК | Д/и «Составь предложение», «Школа» ( чтение слогов по карточкам) | Место звука в слове | 1 | ||
6 | Дифференциация звуков «Б», «П». | Вставь нужную букву | Д/и «Назови согласные в словах», «Небылицы» | Мягкие и твёрдые согласные | 1 | ||
7 | Знакомство с буквой «В» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Узнай букву, написанную на ладони», «Сломались буквы». | Работа с разрезной азбукой: составле ние и преобразо вание слогов и слов | 1 | ||
8 | Закрепление знаний о букве «В» | Печатание слогов и слов в тетра дях | Д/и «Угадай слово», «Лото» | Деление слов на слоги. Место звука в слове | 1 |
Месяц | № занятия | Звуки и буквы | Индивидуаль ная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | ||||||
ЯНВАРЬ | 1 | Закрепление знаний о твердых и мягких согласных. | Печата ние слогов и слов с мягким и твёрдыми звуками | Д/и «Измени слово с помощью одной буквы», «Отбери картинки с мягкими согласными в начале слова» | Мягкие и твёрдые согласные | 1 | ||||||
2 | Знакомство с буквой «Д». | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Найди свое место», «Преобразуй слово» | Работа с разрезной азбукой, преобразование слогов и слов: ДУБОК, ДОМИК, ДЫМИТ, ДЫМОК | 1 | |||||||
3 | Закрепление знаний о букве «Д». | Печата ние слогов и слов в тетра дях | Д/и «Отведи каждую букву в свой домик», «Эхо» | Место звука в слове | 1 | |||||||
4 | Дифференциация звуков «Д», «Т». | Перепиши с доски только слова с буквой «Д» | Д/и «Кто лучше слушает?», «Чего не стало?» | Звуко-слоговой анализ слов типа: Тома, дымит, домик, Тима | 1 | |||||||
5 | Дифференциация звуков «ДЬ», «ТЬ». | Печата ние слов с мягким и звуками | Д/и «Подскажи Незнайке», «Что изменилось?» | Звуко-слоговой анализ слов. Звонкие и глухие согласные | 1 | |||||||
6 | Знакомство с буквой «Г» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Вставь букву «Г», «Телефон» | Звуко-слоговой анализ слов ГОЛУБИ, БУМАГА | 1 | |||||||
7 | Закрепление знаний о букве «Г» | Печата ние слов типа:НОГА, ГУБЫ | Д/и «Измени слово», «Придумай слово, используя слоги «ГА», «ГО», «ГУ». | Чтение слов и предложений. Деление предложений на слова | 1 | |||||||
8 | Дифференциация звуков «К», «Г». | Вставь нужную букву | Д/и «Составь букву», « Из одного слова несколько»
| Звуко-слоговой анализ. Схемы слов УТЮГИ, КНИГА, КОФТА | 1 |
Месяц | № занятия | Звуки и буквы | Индиви дуальная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | ||
ФЕВРАЛЬ Март | 1 | Знакомство с буквой «Ш». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Слово рассыпалось», «Добавь нужный слог» | Преобразование слов (МЫШКА-МИШКА) | 1 | ||
2 | Повторение пройденных букв. Закрепление знаний о букве «Ш». | Печата ние слов только с буквой «Ш» | Д/и «Большой-маленький», «Сосчитай и назови гласные в слове» | Преобразование слов (МИСКА-МЫШКА) | 1 | |||
3 | Дифференциация звуков «Ш», «С». | Размес ти слова в два столби ка (С-Ш) | Д/и «Занимательные вопросы», «Запомни, повтори, положи» | Составле ние схем слов по индивиду альным каточкам | ||||
4 | Знакомство со звуком «Й» | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Измени слово, чтобы появилась буква «Й», «Светофор».
| Упражне ние с разрезной азбукой | 1 | |||
5 | Знакомство с буквой «Л» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Скажи ласковое слово», «Назови правильно» | Работа над схемой предложения | 1 | |||
6 | Закрепление знаний о букве «Л». | Печата ние слогов и слов в тетра дях | Д/и «Закончи предложение», «Назови картинку» | Преобразование слов. | 1 | |||
7 | Знакомство с буквой «Е» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Реши ребус», «Наоборот» | Упражне ние с разрезной азбукой | 1 | |||
8 | Знакомство с буквой «Ж» | Печата ние буквы в тетра дях | Д/и «Доскажи словечко», «Вставь пропущенную букву». | Схема предложе ния.Чтение. | 1 |
Месяц | № занятия | Звуки и буквы | Индиви дуальная работа по орфогра фии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | ||
МАРТ | 1 | Дифференциация звуков «Ж-З» | Печата ние слов | Д/и «Измени слог» | Схема предложения. Чтение | 1 | ||
2 | Дифференциация звуков «Ш-Ж». | Печата ние слов | Д/и «Составь предложение», «Волшебные шары» | Слова сложной звуко-слоговой структуры.Ударение | 1 | |||
3 | Знакомство с буквой «Р». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Что кому?», «Вставь пропущенную букву». | Самостоя тельное составле ние схем слов | 1 | |||
4 | Закрепление знаний о букве «Р». | Печата ние слов и предложений | Д/и «Подбери слова по смыслу», «Слоги перепутались». | Упражне ние с разрезной азбукой. Чтение | 1 | |||
5 | Дифференциация звуков «Р-Л» | Вставь пропу щенную букву | Д/и «Исправь ошибку», «Составь новые слова» | Преобразо вание слогов и слов. Слова сложные звуко-слоговой структуры | 1 | |||
6 | Повторение пройденного материала. | Печата ние слов и коротких предложений | Д/и «Игра в мяч» (родственные слова) «Составь предложение из рассыпанных слов» | Работа над схемой предложения | 1 | |||
7 | Знакомство с буквой «Е». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Буквы рассыпались», «Слоговой аттракцион». | Звуко-слоговой анализ слов типа: ДЕТИ,ВЕТКА | 1 | |||
8 | Знакомство с буквой «Ё» | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Составь слова из букв», «Эхо» | Чтение. Ударение | 1 |
Месяц | № № занятия | Звук и буква | Индиви дуальная работа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | |||
АПРЕЛЬ | 1 | Знакомство с буквой «Ч». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Доскажи словечко», «Расселим знакомых ребят» | Упражнения с разрезной азбукой. Чтение | 1 | |||
2 | Закрепление знаний о букве «Ч». | Печата ние слов в тетрадях | Д/и «Из букв составь слова», «Реши ребус». | Упражне ние с разрезной азбукой. Ударение | 1 | ||||
3 | Дифференцирование звуков «Ч-ТЬ» | Печата ние слов и предло жений | Д/и «Вставь пропущенную букву», «Путаница» | Преобразо вание слогов и слов. | 1 | ||||
4 | Знакомство с «Ь». | Печата ние в тетрадях | Д/и «Измени слово», «Назови слова по заданной модели» | Упражне ние с разрезной азбукой. Ударение | 1 | ||||
5 | Закрепление знаний о «Ь». | Печата ние слов в тетрадях | Д/и «Измени слог», «Кто внимательный?» | Схема предложе ния. Ударение | 1 | ||||
6 | Знакомство с буквой «Ц». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Каждому предмету – свое место», «Цепочка слов» | Упражне ние с разрезной азбукой. Чтение | 1 | ||||
7 | Дифференциация звуков «Ц-С». . | Печата ние предложения в тетрадях | Д/и «Сравни слова», «Найди свои домики» | Схема предложе ния | 1 | ||||
8 | Закрепление знаний о написании предложения | Печата ние предложений в тетрадях | Д/и «Добавь слово» «Слово потерялось» | Звуко-слоговая схема | 1 |
Месяц | № занятия | Звуки и буквы | Индиви дуальная программа по орфографии | Дидактические игры | Звуко-слоговой анализ | Кол-во часов | ||
МАЙ | 1 | Знакомство с буквой «Щ» | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Подскажи словечко», «Телеграф» | Деление слов на слоги | 1 | ||
2 | Закрепление знаний о букве «Щ» | Печата ние слов и предло жений | Д/и «Буквы - путанки», «Запомни и повтори» | Схема предложе ния | 1 | |||
3 | Дифференциация звуков «Щ-Ч» | Печата ние слов в тетрадях | Д/и «Придумай слова» | Звуко-слоговой анализ слов типа: ЩИТ, ЧАШКА | 1 | |||
4 | Знакомство с буквой «Ф». | Печата ние буквы в тетрадях | Д/и «Измени слог». | Упражне ние с разрезной азбукой. Чтение | 1 | |||
5 | Закрепление знаний о букве «Ф» | Печата ние предло жений | Д/и «Найди букву», «Четвёртый лишний» | Работа со схемой предложе ния | 1 | |||
6 | Знакомство с буквой «Ю». | Печата ние буквы | Д/и «Камень-вата» | Работа с разрезной азбукой. Чтение | 1 | |||
7 | Закрепление знаний о букве «Ю». | Печата ние слогов и слов | Д/и «Составь слоги с этой буквой», «Эхо» | Работа со схемой предложе ния | 1 | |||
8 | Знакомство с «Ъ». | Печата ние в тетрадях | Д/и «Подбери нужную картинку» | Работа с разрезной азбукой. Чтение | 1 | |||
ИТОГО | 72часа |
Учитель-логопед: Л.Ф. Москалец
Используемая литература:
1.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. «Программа обучения и воспитания детей
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи», М.: МГОПИ, 1993 г.
2. Каше Г. А. «Подготовка к школе детей с недостатками речи», М. 1985 г.
3. Ткаченко Т. А. «Развитие фонематического восприятия», М.
Издательство «Гном», 2001 г.
4. Богомолова Т. В. «Нарушение произношения у детей», М. Просвещение,
1979 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».
Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Тема: «Звук и буква «С»
Предлагаю конспект логопедического занятия по обучению грамоте, который сможет помочь в профилактике дисграфии и дислексии у детей с общим недоразвитием речи....
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Елены - Премудрой.Знакомство со звуком и буквой Ц".
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе для детей с ФФНР....
Дидактические игры по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушениями зрения и речи.
Исходя из естественной логики обучения детей грамоте: звук - буква, чтение - письмо, все дидактические игры разделены соответственно на четыре группы: фонетические, графические, грамматические, игры, ...
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР. Тема "Дифференция звуков [р]-[л]"
Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ТНР...
Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (тяжёлыми нарушениями речи) с применением средств ИКТ.
Тема: Школа. Школьные принадлежности . Цель: Формирование аналитико-синтетической деятельности , слухового внимания и фонематического восприятия на материале речевых звуков в си...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...