Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему

Amidavik

В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_preodoleniyu_fonetiko.docx53.35 КБ

Предварительный просмотр:

Программа по преодолению

фонетико-фонематического недоразвития речи

для детей старшего дошкольного возраста

Автор программы: учитель-логопед Беседина В.К.

Пояснительная записка

Повышение качества образования вызывает необходимость разработки новых образовательных технологий, обновления содержания и организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент детей, попадающий в логопедический пункт в ДОУ, достаточно разнообразен по структуре дефекта, и в связи с этим требует специального подхода к организации условий их обучения. Ведь помимо речевых трудностей, часто обнаруживаются проблемы с удержанием внимания, запоминанием, слабостью  формирования условных связей при выработке новых речевых стереотипов. Все названные трудности дают основания для включения детей с речевыми нарушениями в группу риска, так как выявленные у них сложности будут в дальнейшем препятствовать успешному обучению в школе и овладению учебными программами. 

Особенно актуальной в связи с этим становится проблема комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса обучения детей с речевыми нарушениями.

Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы по формированию звуковой культуры речи у детей старшей и подготовительной группы. Данная программа рассчитана на 1 год.

Основной базой рабочей программы являются:

  • программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой;
  • программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Цель данной программы – создание условий для устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста и максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка для его полноценного личностного развития путем создания комплексной системы коррекционно-педагогического обучения, а также профилактика возможных трудностей в обучении в школе.

Основные задачи программы: 

1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;

2. Формирование интонационно-мелодической стороны речи;

3. Формирование правильного звукопроизношения;

4. Развитие фонематических процессов;

5. Развитие навыков фонемного анализа и синтеза

6. Развитие навыков коммуникации

7. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;

8. Развитие высших психических функций.

9.Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками детского сада.

Организация деятельности

Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Подгрупповые занятия проводятся 1 раз в неделю.

В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.

В течение учебного года занятия проходят по определенной теме в соответствии с календарно-тематическим планом. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.

Каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению.

При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения.

В образовательном процессе используются следующие дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.

Помимо этого в содержании образовательной программы большое значение уделяется поддержанию необходимого уровня функционирования нейродинамических процессов,  от которых зависит качество усвоения детьми новых навыков и динамика коррекционного воздействия в целом. С этой целью используются технологии самомассажа, дыхательные упражнения, глазодвигательная гимнастика, комплекс двигательных упражнений. Данные упражнения включаются в содержание как индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятий.

В осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей

В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. С воспитателями также проводятся консультации и беседы, касающиеся вопросов автоматизации речевых навыков.

Ожидаемые результаты.

В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.

Способы проверки усвоения программы.

1. Текущий контроль:  систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.

2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.

3. Итоговый контроль: диагностика.

Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения.

Психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих ФФН

Речь детей с ФФН характеризуется нарушением звукопроизношения, проявляющееся в: пропусках, искажениях, заменах звуков речи.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Помимо указанных выше нарушений речевого характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:

  • внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
  • объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
  • отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:

  • поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
  • могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
  • возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;

Перспективный план подгрупповых занятий с детьми, имеющими ФФН

Недели

Темы

занятия

Сентябрь

1

Обследование

2

Обследование

3

Обследование

4

Обследование

Октябрь

1

Развитие слухового внимания  и  восприятия на неречевых и речевых звуках

1

2

Звук и буква У

2

3

Звуки А

3

4

Звук и буква О

4

Ноябрь

1

Звук и буква Э

5

2

Звук и буква Ы

6

3

Звук и буква И

7

4

Звук и буква М

8

Декабрь

1

Звук и буква Н

9

2

Звук и буква П

10

3

Звук и буква Т

11

4

Звук и буква К

12

Январь

1

Каникулы

2

Звук Кь. Буква К

13

3

Звук и буква Б

14

4

Звук Бь. Буква Б

15

Февраль

1

Звук и буква Э

16

2

Звуки Г — Гь. Буква Г

17

3

Звук Ль. Буква Л

18

4

Звук и буква Ы

19

Март

1

Звук и буква С

20

2

Звуки С- Сь. Буква С

21

3

Звук и буква Ш

22

4

Звуки С — Ш

23

Апрель

1

Звуки X — Хь. Буква X

24

2

Звуки В — Вь. Буква В

25

3

Звук и буква 3

26

4

Звук Зь. Буква 3

27

Май

1

Звук и буква Ж

28

2

Звуки 3 — Ж

29

3

Звуки Д — Дь. Буква Д

30

4

Звуки Ф — Фь. Буква Ф

31

Июнь

1

Повторение

32

2

Повторение

33

3

Повторение

34

4

Повторение

35

Перспективный план индивидуальных занятий с детьми,

имеющими ФФН

1. Развитие артикуляционной моторики

2. Формирование костабдоминального типа дыхания

3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.

4. Формирование правильного звукопроизношения. Включает в себя несколько этапов: постановка, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.

5. Развитие фонематических процессов.

6. Развитие высших психических функций.

Ожидаемые результаты

- умение нормировано произносить все звуки речи;

- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность;

- умение дифференцированно использовать термины: звук, гласный, согласный звук, слог, слово, предложение;

- умение выделять предложения из устной речи;  из предложений -  слова;

- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;

- умение обозначить гласные и согласные звуки буквами;

- умение различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;

- умение различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;

- умение использовать навыки интонационно - мелодического оформления высказывания;

- умение удерживать,  распределять и переключать внимание на протяжении всего занятия.

Заключение

Таким образом, использование рабочей программы «Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» в условиях логопедического пункта детского сада:

- позволяет обеспечить индивидуальный подход, отвечая потребностям каждого ребенка;

- позволяет через игровую деятельность овладевать речеязыковыми компетенциями;

- обогащать занятия нестандартными технологиями, поддерживающими концентрацию внимания и работоспособность детей в течение всего занятия;

- позволяет комплексно воздействовать на все компоненты речевой системы;

- позволяет сформировать достаточный базис фонематических процессов для успешного обучения в школе;

- закрепить навыки правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей

Литература

  1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993;
  2. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической  стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004;
  3. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Каро, СПб, 2008;
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Генезис, М., 2012;
  5. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий,  Гном, М., 2013;
  6. Гаркуши Ю.Ф.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Сфера,  М., 1999;
  7. Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, Аркти, М., 2003;
  8. Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии,  ДЕТСТВО-ПРЕСС, М., 2012;
  9. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста, Каро, 2012;
  10. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, Гном, М., 2010;
  11. Цуканова, Бетц  Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы, Гном, 2011;
  12. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989;
  13. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
  14. Уманская А.А. Волшебные точки, М., 1987;
  15. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников, Каро, СПб, 2003;
  16. Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2008;
  17. Семенченко П.М. 399 задач ждя развития ребенка, М., 2000;
  18. Тушканова О.И. Развитие внимания, Волгоград, 1997;
  19. Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Сборник Основы теории и практики логопедии, М., 1968.

Приложение

Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Звуки с-с’. Буква С.»

I. Цель: Различение звуков с-с’ на слух, изучение буквы С.

II.Задачи:

  1. Учить детей давать характеристику звуков с-с’;
  2. Выделение звуков с-с’ в ряду звуков, слогов, слов;
  3. Формирование умения чёткого произнесения звуков с-с’;
  4. Развитие фонематического восприятия;
  5.  Формирование навыков звукового анализа;
  6. Развитие слухового и зрительного внимания;
  7. Развитие мелкой моторики;
  8. Знакомство со зрительным образом буквы.

III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки с и с’, картинки с изображением инопланетян, макеты ракет, разрезанные буквы С.

IV. Ход урока

Орг-момент. Дети, отгадайте мою загадку:

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …солнце

  1. Назовите первый звук в слове «СОЛНЦЕ»? С
  • Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
  • Что мешает воздуху? (зубы и язык)
  • Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
  • А как вы думаете звук С …твердый или мягкий? (твердый)
  • А теперь давайте назовем полную характеристику звука.

А что делает солнце? (сияет) назовите первый звук в слове «СИЯЕТ»? (с’)

  • Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
  • Что мешает воздуху? (зубы и язык)
  • Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С’. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
  • А как вы думаете звук С’ …твердый или мягкий? (мягкий)
  • А теперь давайте назовем полную характеристику звука.

Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки с и с’.

2. «По местам» (слоговой анализ)

Логопед: сегодня мы с вами совершим путешествие в космическое государство, на планету Марс. А на чем же лететь на Марс?( на ракете). Да, ребята, но полетим мы на двух ракетах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в ракету с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в ракету с тремя окошками.

3. «Фонематическое восприятие.

Логопед: итак, все космонавты на местах. Но прежде чем отправиться в полет нам нужно изучить язык марсиан, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук С – хлопнем в ладоши, а если услышим С’ – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.

- на уровне звука: с м ж с с’ л п в с н с’ р к с п м с’;

- на уровне слога: со, пы, се, ли ны, су, ся, эн, ос, кы, си;

-на уровне слова: сыр, пол, кот, капуста, персик, ухо, сени, коса.

Приготовились. Внимание. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью.

4. Физминутка

Откройте глаза. Наш полет продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два потянись.

Вот летит ракета ввысь! (В.Волина)

5. «Говорим по-марсиански»

Логопед: Ребята, мы с вами приземлились на планету Марс. И тут нас встречают инопланетяне.

Давайте поздороваемся с ними. На марсианском языке это звучит су-се

Как дела? – сю –са

Хорошо. – сэ-ся

Как тебя зовут? – си-со

Мы прилетели к вам с далекой планеты Земля, чтобы познакомиться с вами- со-си-се

6. «Поможем Симбе и Самбе»

Логопед: Марсианин Симба и марсианка Самба просят вашей помощи. Мама подарила им картинки, а они никак не могут разделить их между собой. Давайте Симбе подарим все картинке со звуком С', а Симбе – все картинки со звуком С. Дети выходят по очереди и дарят картинки с соответствующим звуком.

7. «Собери букву»

Логопед: А теперь нам пора возвращаться домой на Землю. Но прежде, давайте оставим на память марсианам подарок –букву С. Но в пути они рассыпались, давайте сложим буквы С и подарим марсианам. А чтобы вы собрали все правильно, я оставлю вам вот такой образец.

А теперь отправляемся в путь. Занимайте свои места в ракетах. К полету готовы? Закрывайте глаза. Мы летим в космических ракетах и возвращаемся домой. Открывайте глаза. Вот мы и оказались дома.

Итог занятия

  • Понравился вам полет на Марс?
  • А с кем вы там познакомились?
  • А  какие звуки мы сегодня вспоминали?

Приложение

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Л».

I. Цель: Закрепление правильного произношения л на материале различной сложности.

II. Задачи:

  1. Автоматизировать л в слогах, словах и предложениях.
  2. Развивать моторику артикуляционного аппарата
  3. Развивать фонематическое восприятие в связи с работой над звуком л
  4. Совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных.
  5. Тренировать учеников в умении изменять темп произнесения слогов и слов.
  6. Формирование навыков языкового анализа и синтеза ( фонемный анализ и синтез).

III. План-конспект урока

1. Орг- момент. Логопед просит ребенка показать как гудит паровоз ( ллллллллл..)

Логопед сообщает тему урока: «Звук л».

2. Артикуляционная гимнастика.

  • Улыбка- трубочка
  • Лопаточка
  • Наказать непослушный язычок
  • Вкусное варенье
  • Качели
  • Маляр
  • Чистим верхние зубки

3. Характеристика звука л.

Ребенок дает характеристику звука л: согласный, звонкий, твердый. Язык в форме ложки, кончик языка прижат к верхним зубам, боковые края опущены, образуются щели, через которые проходит воздух.

4. Развитие фонематического восприятия:

Задание 1. Игра «Поймай слог». Логопед произносит слоговые ряды, дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком л:

Ба-ла- за-фа-со-то-ло-зо-ко, ту-лу-ку-мо-то-ло-ша

5. Автоматизация звука л

  • в слогах

Задание 1. Договори слово. Логопед: «Сейчас я буду называть начало слова, а вы - конец».

Пи - ла, мы- ло,  иг - ла, сто- лы, шко - ла.

Задание 2. Игра «Кто быстрее?». Логопед предлагает ребенку повторить ряд слогов сначала в медленном, а потом быстром темпе.

ла-ла-ла, лу-лу-лу, ло-ло-ло, ал-ал-ал, ул-ул-ул, ла-ло-лу.

  • в словах

Задание 1. Загадки.

Логопед: «Отгадай загадки».

Сама не ем, а людей кормлю

(ложка)

По деревьям скок да скок,

А орешки- щелк да щелк.

(белка)

Я в ягнятах знаю толк,

Я зубастый серый…(волк)

Не ручка, а пишет

Не карандаш, а рисует

(мел)

6. Работа над слоговой структурой слова ( + автоматизация звука л в словах).

Игра «Домики». На доске 2 картинки- домика. В одном живет Белка, а в другом- Волчонок. Ребенок выходит к доске, берет картинку, называет ее и ставит в соответствующий домик: если в слове 2 слога, то в домик Белки, если 3 – в домик Волчонка.

пила, лыжи, игла, школа, лужа.

соловей,  лопата, яблоко, клубника, шоколад.

7. Формирование навыка фонемного анализа.

На магнитной доске картинка «лопата» и соответствующая схема фонемного анализа слова. Ребенок за партой выкладывает фишками схему фонемного состава слова. Вся работа проводится с комментариями ребенка, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а также выделении ударного безударного слогов. Далее осуществляется фонемный анализ слов: молния,  кукла, яблоко..

8. Автоматизация л в предложениях.

На доске написаны предложения, но вместо последнего слова картинка. Ребенку нужно понять, что изображено на картинке, и произнести предложение полностью.

У Милы (мыло)

Павел сел за (стол)

На полке стоит (лампа)

Итог занятия

Ребенок отвечает на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука л.

Логопед хвалит ребенка и мотивирует на следующие занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста...

статья Игра в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

Значение игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста  ...

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста

В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....