Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по логопедии (подготовительная группа) на тему
В данном материале представлена система работы по преодолению фонетико-фонематических нарушений у детей 5-7 лет, имеющих речевые нарушения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_preodoleniyu_fonetiko.docx | 53.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по преодолению
фонетико-фонематического недоразвития речи
для детей старшего дошкольного возраста
Автор программы: учитель-логопед Беседина В.К.
Пояснительная записка
Повышение качества образования вызывает необходимость разработки новых образовательных технологий, обновления содержания и организации работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Контингент детей, попадающий в логопедический пункт в ДОУ, достаточно разнообразен по структуре дефекта, и в связи с этим требует специального подхода к организации условий их обучения. Ведь помимо речевых трудностей, часто обнаруживаются проблемы с удержанием внимания, запоминанием, слабостью формирования условных связей при выработке новых речевых стереотипов. Все названные трудности дают основания для включения детей с речевыми нарушениями в группу риска, так как выявленные у них сложности будут в дальнейшем препятствовать успешному обучению в школе и овладению учебными программами.
Особенно актуальной в связи с этим становится проблема комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса обучения детей с речевыми нарушениями.
Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы по формированию звуковой культуры речи у детей старшей и подготовительной группы. Данная программа рассчитана на 1 год.
Основной базой рабочей программы являются:
- программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой;
- программа Т.Б.Филичевой и Г.В.Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
Логопедическое воздействие в рамках данной программы опирается на принципы общей и специальной педагогики. Содержание программы определено с учетом дидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Цель данной программы – создание условий для устранения речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста и максимального раскрытия потенциальных возможностей ребенка для его полноценного личностного развития путем создания комплексной системы коррекционно-педагогического обучения, а также профилактика возможных трудностей в обучении в школе.
Основные задачи программы:
1. Раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
2. Формирование интонационно-мелодической стороны речи;
3. Формирование правильного звукопроизношения;
4. Развитие фонематических процессов;
5. Развитие навыков фонемного анализа и синтеза
6. Развитие навыков коммуникации
7. подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
8. Развитие высших психических функций.
9.Осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками детского сада.
Организация деятельности
Программа рассчитана на один год обучения. Занятия проводятся в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. Подгрупповые занятия проводятся 1 раз в неделю.
В течение занятия предусмотрены физкультминутки, смена динамической позы, артикуляционная, пальчиковая и зрительная гимнастики, подвижные игры.
В течение учебного года занятия проходят по определенной теме в соответствии с календарно-тематическим планом. Продолжительность занятий составляет 25-30 минут.
Каждое занятие интегрирует в себе материал из разных разделов программы. Смена форм работы, видов деятельности повышает мотивацию ребенка к обучению.
При реализации программы необходимо придерживаться принципа преемственности и интегрирования различных разделов ее содержания на разных уровнях обучения.
В образовательном процессе используются следующие дидактические методы и приемы обучения: словесные, наглядные, практические (игровые). С учетом возрастных психологических особенностей дошкольников для обеспечения мотивации к обучению данные методы и приемы используются в комплексе, что и является особенностью данной программы. Игровой деятельности, как основной в развитии личности ребенка дошкольного возраста, в программе отводится особое место. Весь учебный материал подается через игру. В игре созревает следующая ведущая деятельность ребенка – учебная, а также формируются произвольные психические процессы.
Помимо этого в содержании образовательной программы большое значение уделяется поддержанию необходимого уровня функционирования нейродинамических процессов, от которых зависит качество усвоения детьми новых навыков и динамика коррекционного воздействия в целом. С этой целью используются технологии самомассажа, дыхательные упражнения, глазодвигательная гимнастика, комплекс двигательных упражнений. Данные упражнения включаются в содержание как индивидуальных, так и подгрупповых логопедических занятий.
В осуществлять сугубо индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и психических особенностей
В рамках данной программы в учебно-воспитательный процесс привлекаются родители. Для правильной организации речевого развития ребенка родителям после каждого занятия даются письменные рекомендации. Родители активно участвуют в образовательном процессе: посещают занятия, родительские собрания, индивидуальные консультации. С воспитателями также проводятся консультации и беседы, касающиеся вопросов автоматизации речевых навыков.
Ожидаемые результаты.
В результате освоения содержания программного материала дети овладевают речевыми знаниями, умениями и навыками, соответствующими возрастным нормам.
Способы проверки усвоения программы.
1. Текущий контроль: систематическое повторение пройденного материала на последующих занятиях.
2. Промежуточный контроль: обобщающие занятия по теме, тематические праздники.
3. Итоговый контроль: диагностика.
Диагностика проводится в начале и конце каждого учебного года. За основу диагностики была взята методика Безруковой О.А., Каленковой О.Н. «Методика определения уровня речевого развития детей». В конце года проводится сопоставительный анализ начальной и итоговой диагностики речевого развития, в ходе которого можно проследить динамику и эффективность обучения.
Психолого - педагогическая характеристика детей, имеющих ФФН
Речь детей с ФФН характеризуется нарушением звукопроизношения, проявляющееся в: пропусках, искажениях, заменах звуков речи.
Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим — до 16—20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.
Итак, характер описанных нарушений указывает на недостаточность фонематического слуха и восприятия у детей с ФФН. Без специального коррекционного воздействия ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что приведет к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.
Помимо указанных выше нарушений речевого характера, отдельно следует охарактеризовать возможные особенности в протекании высших психических функций у детей с ФФН:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности, дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой на строения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности, т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно — двух-, трех-, четырехступенчатых, требующих поэтапного и последовательного выполнения;
Перспективный план подгрупповых занятий с детьми, имеющими ФФН
Недели | Темы | № занятия |
Сентябрь | ||
1 | Обследование | |
2 | Обследование | |
3 | Обследование | |
4 | Обследование | |
Октябрь | ||
1 | Развитие слухового внимания и восприятия на неречевых и речевых звуках | 1 |
2 | Звук и буква У | 2 |
3 | Звуки А | 3 |
4 | Звук и буква О | 4 |
Ноябрь | ||
1 | Звук и буква Э | 5 |
2 | Звук и буква Ы | 6 |
3 | Звук и буква И | 7 |
4 | Звук и буква М | 8 |
Декабрь | ||
1 | Звук и буква Н | 9 |
2 | Звук и буква П | 10 |
3 | Звук и буква Т | 11 |
4 | Звук и буква К | 12 |
Январь | ||
1 | Каникулы | |
2 | Звук Кь. Буква К | 13 |
3 | Звук и буква Б | 14 |
4 | Звук Бь. Буква Б | 15 |
Февраль | ||
1 | Звук и буква Э | 16 |
2 | Звуки Г — Гь. Буква Г | 17 |
3 | Звук Ль. Буква Л | 18 |
4 | Звук и буква Ы | 19 |
Март | ||
1 | Звук и буква С | 20 |
2 | Звуки С- Сь. Буква С | 21 |
3 | Звук и буква Ш | 22 |
4 | Звуки С — Ш | 23 |
Апрель | ||
1 | Звуки X — Хь. Буква X | 24 |
2 | Звуки В — Вь. Буква В | 25 |
3 | Звук и буква 3 | 26 |
4 | Звук Зь. Буква 3 | 27 |
Май | ||
1 | Звук и буква Ж | 28 |
2 | Звуки 3 — Ж | 29 |
3 | Звуки Д — Дь. Буква Д | 30 |
4 | Звуки Ф — Фь. Буква Ф | 31 |
Июнь | ||
1 | Повторение | 32 |
2 | Повторение | 33 |
3 | Повторение | 34 |
4 | Повторение | 35 |
Перспективный план индивидуальных занятий с детьми,
имеющими ФФН
1. Развитие артикуляционной моторики
2. Формирование костабдоминального типа дыхания
3. Развитие силы, высоты голоса, навыков рациональной голосоподачи и голосоведения.
4. Формирование правильного звукопроизношения. Включает в себя несколько этапов: постановка, автоматизация, дифференциация смешиваемых звуков.
5. Развитие фонематических процессов.
6. Развитие высших психических функций.
Ожидаемые результаты
- умение нормировано произносить все звуки речи;
- умение дифференцировать звуки речи, определять их количество и последовательность;
- умение дифференцированно использовать термины: звук, гласный, согласный звук, слог, слово, предложение;
- умение выделять предложения из устной речи; из предложений - слова;
- умение владеть навыками слогового, фонемного анализа и синтеза;
- умение обозначить гласные и согласные звуки буквами;
- умение различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции;
- умение различать твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные;
- умение использовать навыки интонационно - мелодического оформления высказывания;
- умение удерживать, распределять и переключать внимание на протяжении всего занятия.
Заключение
Таким образом, использование рабочей программы «Программа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей» в условиях логопедического пункта детского сада:
- позволяет обеспечить индивидуальный подход, отвечая потребностям каждого ребенка;
- позволяет через игровую деятельность овладевать речеязыковыми компетенциями;
- обогащать занятия нестандартными технологиями, поддерживающими концентрацию внимания и работоспособность детей в течение всего занятия;
- позволяет комплексно воздействовать на все компоненты речевой системы;
- позволяет сформировать достаточный базис фонематических процессов для успешного обучения в школе;
- закрепить навыки правильного звукопроизношения в самостоятельной речи детей
Литература
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада): Учеб.пособие.- М., 1993;
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям : Сб. домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у ст. дошкольников , СПб.: Детство-Пресс, 2004;
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков и слов, Каро, СПб, 2008;
- Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза, Генезис, М., 2012;
- Гомзяк О.С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий, Гном, М., 2013;
- Гаркуши Ю.Ф.Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи, Сфера, М., 1999;
- Глухов В.П. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи, Аркти, М., 2003;
- Коноваленко С.В. Кременецкая М.И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии, ДЕТСТВО-ПРЕСС, М., 2012;
- Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста, Каро, 2012;
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения, Гном, М., 2010;
- Цуканова, Бетц Я учусь говорить и читать. Альбом для индивидуальной работы, Гном, 2011;
- Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения, М., 1989;
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985;
- Уманская А.А. Волшебные точки, М., 1987;
- Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников, Каро, СПб, 2003;
- Безрукова О.А., Каленкова О.Н. Методика определения уровня речевого развития детей дошкольного возраста, М., 2008;
- Семенченко П.М. 399 задач ждя развития ребенка, М., 2000;
- Тушканова О.И. Развитие внимания, Волгоград, 1997;
- Рау Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем. Сборник Основы теории и практики логопедии, М., 1968.
Приложение
Конспект подгруппового логопедического занятия на тему: «Звуки с-с’. Буква С.»
I. Цель: Различение звуков с-с’ на слух, изучение буквы С.
II.Задачи:
- Учить детей давать характеристику звуков с-с’;
- Выделение звуков с-с’ в ряду звуков, слогов, слов;
- Формирование умения чёткого произнесения звуков с-с’;
- Развитие фонематического восприятия;
- Формирование навыков звукового анализа;
- Развитие слухового и зрительного внимания;
- Развитие мелкой моторики;
- Знакомство со зрительным образом буквы.
III. Оборудование: зеркала, предметные картинки на звуки с и с’, картинки с изображением инопланетян, макеты ракет, разрезанные буквы С.
IV. Ход урока
Орг-момент. Дети, отгадайте мою загадку:
Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …солнце
- Назовите первый звук в слове «СОЛНЦЕ»? С
- Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
- Что мешает воздуху? (зубы и язык)
- Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
- А как вы думаете звук С …твердый или мягкий? (твердый)
- А теперь давайте назовем полную характеристику звука.
А что делает солнце? (сияет) назовите первый звук в слове «СИЯЕТ»? (с’)
- Посмотрите в зеркала и скажите, есть преграда для воздуха? (да)
- Что мешает воздуху? (зубы и язык)
- Теперь положите ладошки на горлышко и произнесите звук С’. Горлышко звенит? (нет) Значит это какой звук? (глухой)
- А как вы думаете звук С’ …твердый или мягкий? (мягкий)
- А теперь давайте назовем полную характеристику звука.
Скажите а чем похожи, и чем отличаются звуки с и с’.
2. «По местам» (слоговой анализ)
Логопед: сегодня мы с вами совершим путешествие в космическое государство, на планету Марс. А на чем же лететь на Марс?( на ракете). Да, ребята, но полетим мы на двух ракетах. Сейчас я раздам вам картинки, если в слове будет 2 слога – сядете в ракету с двумя окошками, а если в слове будет 3 слога – сядете в ракету с тремя окошками.
3. «Фонематическое восприятие.
Логопед: итак, все космонавты на местах. Но прежде чем отправиться в полет нам нужно изучить язык марсиан, а понимают они язык жестов. Итак, если мы услышим звук С – хлопнем в ладоши, а если услышим С’ – тихонечко стукнем по столу. Давайте потренируемся.
- на уровне звука: с м ж с с’ л п в с н с’ р к с п м с’;
- на уровне слога: со, пы, се, ли ны, су, ся, эн, ос, кы, си;
-на уровне слова: сыр, пол, кот, капуста, персик, ухо, сени, коса.
Приготовились. Внимание. Пуск! Закройте глаза, мы летим с огромной скоростью.
4. Физминутка
Откройте глаза. Наш полет продолжается. Выходите на коврик и становитесь в кружок.
А сейчас мы с вами, дети,
Улетаем на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
Раз, два потянись.
Вот летит ракета ввысь! (В.Волина)
5. «Говорим по-марсиански»
Логопед: Ребята, мы с вами приземлились на планету Марс. И тут нас встречают инопланетяне.
Давайте поздороваемся с ними. На марсианском языке это звучит су-се
Как дела? – сю –са
Хорошо. – сэ-ся
Как тебя зовут? – си-со
Мы прилетели к вам с далекой планеты Земля, чтобы познакомиться с вами- со-си-се
6. «Поможем Симбе и Самбе»
Логопед: Марсианин Симба и марсианка Самба просят вашей помощи. Мама подарила им картинки, а они никак не могут разделить их между собой. Давайте Симбе подарим все картинке со звуком С', а Симбе – все картинки со звуком С. Дети выходят по очереди и дарят картинки с соответствующим звуком.
7. «Собери букву»
Логопед: А теперь нам пора возвращаться домой на Землю. Но прежде, давайте оставим на память марсианам подарок –букву С. Но в пути они рассыпались, давайте сложим буквы С и подарим марсианам. А чтобы вы собрали все правильно, я оставлю вам вот такой образец.
А теперь отправляемся в путь. Занимайте свои места в ракетах. К полету готовы? Закрывайте глаза. Мы летим в космических ракетах и возвращаемся домой. Открывайте глаза. Вот мы и оказались дома.
Итог занятия
- Понравился вам полет на Марс?
- А с кем вы там познакомились?
- А какие звуки мы сегодня вспоминали?
Приложение
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Л».
I. Цель: Закрепление правильного произношения л на материале различной сложности.
II. Задачи:
- Автоматизировать л в слогах, словах и предложениях.
- Развивать моторику артикуляционного аппарата
- Развивать фонематическое восприятие в связи с работой над звуком л
- Совершенствовать умения правильно произносить двух- и трехсложные слова с одним стечением согласных.
- Тренировать учеников в умении изменять темп произнесения слогов и слов.
- Формирование навыков языкового анализа и синтеза ( фонемный анализ и синтез).
III. План-конспект урока
1. Орг- момент. Логопед просит ребенка показать как гудит паровоз ( ллллллллл..)
Логопед сообщает тему урока: «Звук л».
2. Артикуляционная гимнастика.
- Улыбка- трубочка
- Лопаточка
- Наказать непослушный язычок
- Вкусное варенье
- Качели
- Маляр
- Чистим верхние зубки
3. Характеристика звука л.
Ребенок дает характеристику звука л: согласный, звонкий, твердый. Язык в форме ложки, кончик языка прижат к верхним зубам, боковые края опущены, образуются щели, через которые проходит воздух.
4. Развитие фонематического восприятия:
Задание 1. Игра «Поймай слог». Логопед произносит слоговые ряды, дети хлопают в ладоши, если слышат слог со звуком л:
Ба-ла- за-фа-со-то-ло-зо-ко, ту-лу-ку-мо-то-ло-ша
5. Автоматизация звука л
- в слогах
Задание 1. Договори слово. Логопед: «Сейчас я буду называть начало слова, а вы - конец».
Пи - ла, мы- ло, иг - ла, сто- лы, шко - ла.
Задание 2. Игра «Кто быстрее?». Логопед предлагает ребенку повторить ряд слогов сначала в медленном, а потом быстром темпе.
ла-ла-ла, лу-лу-лу, ло-ло-ло, ал-ал-ал, ул-ул-ул, ла-ло-лу.
- в словах
Задание 1. Загадки.
Логопед: «Отгадай загадки».
Сама не ем, а людей кормлю
(ложка)
По деревьям скок да скок,
А орешки- щелк да щелк.
(белка)
Я в ягнятах знаю толк,
Я зубастый серый…(волк)
Не ручка, а пишет
Не карандаш, а рисует
(мел)
6. Работа над слоговой структурой слова ( + автоматизация звука л в словах).
Игра «Домики». На доске 2 картинки- домика. В одном живет Белка, а в другом- Волчонок. Ребенок выходит к доске, берет картинку, называет ее и ставит в соответствующий домик: если в слове 2 слога, то в домик Белки, если 3 – в домик Волчонка.
пила, лыжи, игла, школа, лужа.
соловей, лопата, яблоко, клубника, шоколад.
7. Формирование навыка фонемного анализа.
На магнитной доске картинка «лопата» и соответствующая схема фонемного анализа слова. Ребенок за партой выкладывает фишками схему фонемного состава слова. Вся работа проводится с комментариями ребенка, отражающими сведения о порядке следования звуков, их количестве, характеристике каждого, а также выделении ударного безударного слогов. Далее осуществляется фонемный анализ слов: молния, кукла, яблоко..
8. Автоматизация л в предложениях.
На доске написаны предложения, но вместо последнего слова картинка. Ребенку нужно понять, что изображено на картинке, и произнести предложение полностью.
У Милы (мыло)
Павел сел за (стол)
На полке стоит (лампа)
Итог занятия
Ребенок отвечает на вопросы, касающиеся темы урока и характеристики звука л.
Логопед хвалит ребенка и мотивирует на следующие занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фонетико - фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной работе представлен теоретический аспект фонетико - фонематического недоразвития....
Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Образовательная программа в детском саду предусматривает развитие фонематического восприятия и анализа, однако у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, не занимающихся в специальных логоп...
Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста» (возраст детей 5 – 7 лет, срок реализации 1 год)
Программа расчитана на детей старшего дошкольного возраста. Для учителей-логопедов, работающих на логопункте....
Система коррекционной работы по фонетико-фонематическому недоразвитию речи у детей старшего дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами
Статья для сайта "Молодой ученый" в раздел Международные конференции 2012г....
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей старшего дошкольного возраста...
статья Игра в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Значение игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста ...
Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа слов при коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье раскрыта актуальность данного вопроса, представлены этапы работы по развитию фонематического слуха и формированию навыков звукового анализа....