открытое занятие по развитию фонетико-фонетической системы речи "Путешествие по волшебному лесу"
план-конспект занятия по логопедии (средняя группа)
подгрупповое логопедическое занятие по автоматизации звука [ш]
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «ВЕСЕЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕЧИ
ТЕМА: «Путешествие по волшебному лесу» (согласный звук [ш])
(первый год обучения)
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ
Дата проведения:09.04.2024
Место проведения: кабинет учителя –логопеда
Подготовила: Нащекина Елена Валерьевна,
Учитель-логопед
Содержание учебного конспекта (план-конспект занятия)
Тема занятия – Согласный звук ш. «путешествие по волшебному лесу»
Цель занятия - правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках.
Задачи:
Образовательные:
- автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, чистоговорках;
- учить определять позицию звука в слове;
- формировать навык образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов;
Развивающие:
- совершенствовать навык правильного произнесения звука [ш];
- развивать фонематический слух;
- развивать внимание, умение повторять ритмический рисунок
Воспитательные:
- формировать навык самоконтроля при произношении звуков;
- вырабатывать усидчивость, самоконтроль.
Форма организации занятия: подгрупповое.
Тип занятия: закрепление пройденного материала
Форма организации деятельности – фронтальная работа.
Методы проведения занятия – наглядные, словесные, практические.
Методическое обеспечение занятия:
индивидуальные зеркала, мячи Су-джок, листья, разрезная картинка, шишки со слогами, колобки с картинками на звук [ш], предметные картинки на звук [ш], схема «позиция звука в слове», ноутбук, мультимедийная установка, музыка для рефлексии.
Этапы и задачи учебного занятия
Этап и задачи занятия | Деятельность педагога | Деятельность детей | Время |
Этап I. Организационный. Эмоционально психологический настрой детей | - Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.
Вы пришли сегодня к нам, Рады мы всегда гостям. Давайте с гостями поздороваемся. Дети: Здравствуйте! - Улыбнитесь всем вокруг, Руку дайте другу справа Руку дайте другу слева И скорей вставайте в круг. Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее. Как замечательно, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. | Дети здороваются, выполняют движения по тексту. | 2 мин |
Этап II. Проверочный установление пробелов в знаниях и их коррекция | Ребята, отгадайте загадку: Во флаконе, посмотри, Поселились пузыри. Моем голову скорей – Мыльных больше пузырей. (Шампунь) - Какой звук вы слышите в начале слова шампунь. Правильно, а чтобы правильно произнести звук давайте выполним артикуляционную гимнастику. - Давайте послушаем сказку о веселом язычке. Жил – был на свете веселый язычок. Каждое утро он просыпался в своем домике – ротике и потягивался в кроватке. Затем он просыпался, открывал окошко и начинал делать зарядку. Выполнял наклоны влево-вправо. Садился на качели и раскачивался: то взлетал вверх, то опускался вниз. После зарядки наш язычок бежал чистить зубки. А вот и завтрак. Наш язычок очень любит блинчики и помогает маме их стряпать. Месит тесто язычок, наливает тесто на сковородку и ждет, когда блинчик поджарится. А потом быстро съедает его. Запивает язычок вкусные блинчики чаем, который мама наливает ему в чашку. Позавтракав, наш язычок отправляется путешествовать. | Ответы детей Дети выполняют артикуляционную гимнастику | 3 мин |
Этап III. Подготовительный обеспечение мотивации обучения и принятия цели занятия | - Ребята, а вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться сегодня в небольшое путешествие вместе с язычком. А куда же мы с вами отправимся? Чтобы узнать это, надо собрать картинку. - Мы сегодня отправимся на прогулку по волшебному лесу, где встретимся с его обитателями. - Посмотрите, ребята. Какая – то корзинка стоит. Интересно, что там внутри? Шишки. Давайте возьмем каждый по шишке и поиграем с нашими пальцами, чтобы попасть в волшебный лес. Шишкой я круги катаю, Взад-вперёд её гоняю, Я поглажу ей ладошку, Будто я сметаю крошки, Я сожму её немножко, Как сжимает лапу кошка, Каждым пальчиком прижму И другой рукой начну, А сейчас последний трюк – Шишку гоняю между рук. - Мы с вами оказались в лесу. В лесу тихо, но вдруг подул легкий ветерок, зашелестел листвой деревьев. Давайте и мы с вами как листья пошелестим. Какой звук мы должны произнести? Правильно, [ш-ш-ш-ш]. А что делают губы, когда мы произносим этот звук? Губы бубликом. Зубы сомкнуты или есть щелка между ними? Есть щелочка. Куда смотрит наш язычок? Вверх. Какой он формы? Как чашечка. Давайте еще раз пошелестим, как ветер шелестит листвой. - Ребята, в лесу обитают разные жители. И вот к нам на встречу уже кто – то спешит. Шубка – иголки, Свернётся он – колкий, Рукой не возьмешь. Кто это?.... (ёж) - Ёжик принес нам листочки, чтобы мы могли поиграть с ними. Давайте возьмем каждый по листочку и подуем на него так, чтобы он улетел как можно дальше. Делаем глубокий вдох носом и плавно сдуваем наши листочки. Молодцы, умеете сдувать листочки. -Отправляемся дальше. А там….. На ветке птичка – Зверёк – невеличка, Мех тёплый, как грелка. Кто же это?.... (белка) - А чем она питается? Ребята, белочка приготовила нам конвертик. Давайте посмотрим, что внутри. ( шишки с написанными слогами). На шишках что то написано. Я вам прочитаю слоги, а вы придумайте продолжение, чтобы получилась чистоговорка. Попробуем? - Молодцы, белочка очень довольна, что вы справились с заданием. | Выполняют пальчиковую гимнастику Ответы детей. Произносят звук ш. Дают правильную характеристику звуку Отгадывают загадки Выполняют дыхательные упражнения Проговаривают слоги. Придумывают чистоговорки с данными слогами и проговаривают чистоговорку полностью Проговаривают слоги | 8 мин |
Этап IV. Практическая работа | Вы хотите узнать, с кем нам встреча предстоит? Тогда слушайте загадку. Хитрая плутовка, Рыжая головка, Пушистый хвост – краса. Кто же это?..... (Лиса). - А что приготовила нам лиса? Давайте подойдем поближе и посмотрим. (Колобки). - Эти колобки особенные, потому что в них спрятаны картинки. Лиса нашла колобков и хочет их съесть. Для того чтобы этого не произошло, надо правильно назвать каждую картинку со звуком [ш]. Поможем колобкам? Возьмите колобка, переверните и назовите картинку, четко проговаривая звук [ш]. - А теперь, произнесите ещё раз это слово и подселите колобка к тому кружочку, где находится звук [ш] в слове: в начале слова, в середине или в конце. - Молодцы, колобки спасены, лисичка махнула хвостом и убежала в лес. | Выбирают колобков и проговаривают слова со звуком [ш] Определяют позицию звука в слове, соотносят слово со схемой | 5 мин |
Этап V. Физминутка Упражнения на релаксацию | Мы продолжаем нашу прогулку по лесу. К кому нас приведёт лесная тропинка, узнаем из загадки: В яме спит зимою длинной, Но чуть солнце станет греть, В путь за мёдом и малиной Отправляется …..(медведь) Смотрите, кто нам повстречался? Медведи. Они предлагают с ними поиграть. Топай, Мишка, Хлопай, Мишка. Приседай со мной, братишка. Лапы вверх, вперед и вниз, Улыбайся и садись. | Выполняют двигательные упражнения | 2 мин |
Этап VI. Итоговый Дать оценку и анализ достижения цели занятия наметить перспективу работы | А теперь нам пора возвращаться. Наше путешествие по волшебному лесу заканчивается. Для того, чтобы вернуться, нам надо сесть на стульчики, закрыть глаза и послушать музыку леса. - Скажите, пожалуйста, с каким звуком мы с вами гуляли по лесу? Со звуком [ш]. На что похож звук [ш]? как мы его произносим? - Вы сегодня большие молодцы, все задания лесных жителей выполнили правильно. - Вам понравилось в лесу? Нашему язычку тоже понравилось с вами путешествовать, и он решил подарить вам подарки. Сегодня все ликуют: В руках у детворы От радости танцуют Воздушные ….шары. - До свидания, ребята! | Ответы детей | 2 мин |
Список используемой литературы
- Каше Г. А., Филичева Т. Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи. — М., 1978.
- Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. — СПб.: Акцидент, 1998.
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. — М.: Просвещение, 2008.
https://nsportal.ru/DETSKIY-SAD/LOGOPEDIYA/2020/04/15/AVTOMATIZATSIYA-ZVUKA-SH
Самоанализ подгруппового логопедического занятия.
Нащекина Елена Валерьевна, учитель-логопед, первая квалификационная категория,
Форма занятия – подгрупповое
Тема занятия: «Путешествие по волшебному лесу»
Группа - старшая, количество детей – 6, логопедическое заключение: фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
1.Место занятия в системе логопедической работы - Автоматизация звука [ш] в слогах, словах.
2. Место данной темы в общей системе логопедической работы.- Совершенствование звукопроизношения, фонематических процессов, развитие и коррекция лексико-грамматического строя речи, связной речи, обогащение словаря.
3. Подготовленность данного занятия предыдущим обучением и связь с последующим.
Перед данным занятием проводилась работа по постановке звука [ш], укрепление артикуляционного аппарата, логопедический массаж. Последующие занятия предусматривают усложнение материала по автоматизации звука, увеличение объема словаря, развитие общей и мелкой моторики.
4. Используемые технологии: здоровьесберегающие, ИКТ, игровые, проблемно – поисковые.
5. Анализ целей и задач занятия.
Цель занятия: закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Дети научатся:
- четко выделять звук [ш] на слух и в произношении в слогах и словах;
- определять место звука в слове.
Познавательные:
- продолжать формировать умение действовать по алгоритму;
- закреплять умение делать выводы, анализировать;
Регулятивные:
– понимать и принимать коррекционно-развивающую задачу, осуществлять ее решение под руководством учителя – логопеда;
- осуществлять самоконтроль;
Коммуникативные:
– слушать и понимать речь других;
-включаться в диалог с учителем-логопедом и сверстниками.
6. Анализ структуры и организации занятия:
а) Данная тема соответствует основной цели и поставленным в процессе занятия задачам.
б) Занятие состоит из следующих этапов:
Организационный момент – создание эмоционального настроя на занятие.
Мотивационный этап – игровая деятельность, направленная на актуализацию имеющихся знаний у детей.
Основной этап – состоит из нескольких заданий, упражнений:
Активизация внимание на предстоящую деятельность - «разрезная картинка», актуализация навыка выполнения артикуляционной гимнастики, осознанности действий при произнесении звука, автоматизация звука в слогах, в чистоговорках, в словах; определения позиции звука в слове; образования существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; ритмического рисунка; интонационной выразительности речи.
Динамическая пауза - развитие общей и мелкой моторики, слухового внимания, координации движений, переключаемости.
Рефлексивно-оценочный этап - формирование навыка самоанализа, самооценки, развитие воображения и зрительного восприятия.
в) Каждый этап связан между собой решением определенных задач, после каждого этапа подводится мини итог через разнообразные виды проверок.
7. Анализ этапов занятия
Орг. момент Тренировка памяти и мышления, слухового восприятия.
Основной этап состоит из введения в тему.
В основной этап включены упражнения артикуляционной гимнастики; упражнение на развитие речевого дыхания, упражнения на развитие мелкой моторики; упражнение на произнесение изолированного звука, упражнение на произнесение звука в слогах и словах; игра на слуховое внимание и словоизменение; упражнения на мышление и внимание; физминутка, которая способствует развитию слухового внимания координации движений и переключаемости.
В конце занятия подводится рефлексивно-оценочный этап, где дети дают оценку своей работе, которая соответствует их настроению и успехам.
Весь материал, используемый на занятии, подобран согласно речевым и возрастным особенностям детей данной группы.
На занятии используются игровые, учебные и поисковые методы и приемы. Все они соответствуют общей цели занятия.
Все наглядные пособия использовались с целью мотивации, создания проблемно-поисковых ситуаций, помощи в выполнении, внесения разнообразия в занятие, помогали достигать более высоких результатов при выполнении заданий.
8. Оценка коррекционной направленности занятия.
На занятии даны задания, в которых используются следующие виды деятельности: анализ, синтез, сравнение.
- В процессе занятия проведена физкультурная пауза, которая помогла снять мышечное и эмоциональное напряжение, активизировала внимание детей.
- Предложенный на занятии речевой материал: дидактический материал (предметные картинки) соответствовал возрастному и программному требованию.
- В процессе выполнений заданий, упражнений, игр проводилась работа по совершенствованию звукопроизношения, формированию психических функций, были задействованы слуховой и зрительный анализаторы.
- Задания давались детям с учетом их уровня развития и речевого дефекта.
- Инструкции предлагались в игровой форме, поэтапно, от простого к сложному. При необходимости логопедом оказывалась направляющая помощь.
9. Анализ работы и поведения детей на занятии.
На занятии все дети были активны, с заданиями справлялись быстро и правильно, помогали при необходимости друг другу, обращались за помощью к логопеду, были внимательными на протяжении всего рабочего процесса.
Ко всем детям предъявлялись требования, не превышающие их возможности. Задания выполнялись как самостоятельно, так и с направляющей помощью учителя-логопеда. А так же дети помогали друг другу.
На последующих занятиях приобретенные знания и умения закрепляются.
Поставленные перед детьми цели и задачи решены в полном объёме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр для развития фонетико – фонетической стороны речи дошкольников
Фонетико-фонематическая сторона речи является показателем общей культуры речи.Восприятие и воспроизводство звуков родного языка — это согласованная работа речеслухового и речедвигательного анали...

Открытое занятие по развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников "Волшебная дорожка"
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию музыкально-сенсорных способностей детей через музыкально-дидактические игры. Тема: «Волшебная дорожка»Форма образоват...

Открытое занятия по развитию речи в средней группе :"Волшебный сундучок сказок "
Открытое занятия в средней групе по развитию речи :"Волшебный сундучок сказок"...

Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе «Волшебный сундучок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 Конспект открытого занятия по развитию речи в средней группе«Волшеб...

Картотека дидактических игр для развития фонетико-фонетической стороны речи
Учеными доказано, что еще до рождения дети слышат и реагируют на звуки внешнего мира по-разному. С появлением ребенка на свет, эти звуки наполняют его мир: пение птиц и журчание воды, шум ветра и шеле...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Волшебная книга"
Открытое занятие по развитию речи в средней группе "Волшебная книга"...