Занятие по развитию речи "Начинающие поэты".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Манаенкова Екатерина Владимировна

Развитие звуковой культуры речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_1.docx15.8 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи.

«Начинающие поэты».

Задача: развивать звуковую культуру речи.

Цели:

  • совершенствование  умения анализировать слова различной слоговой структуры;
  • развитие умения находить слова, сходные по звучанию;
  • развитие творческих способностей (умение заканчивать ритмическую фразу);
  • развитие способности к сотрудничеству, работе в коллективе.

Ход занятия.

- Ребята, недавно мы читали, как Незнайка сочинял стихи. Помните, какие они у него получились? (Смешные. Неправильные.)

- Почему смешные и неправильные? Вспомните, чему учил Незнайку Цветик, что должно быть в стихах. (Смысл и рифма.)

- А что такое рифма? (Когда слова оканчиваются одинаково.)

- Вспомните  стихотворения, сочинённые  Незнайкой.

Знайка шёл гулять на речку

Перепрыгнул через овечку.

Торопыжка был голодный,

 Проглотил утюг холодный.

- Какие слова здесь рифмуются? (Речку – овечку, голодный – холодный.)

- Правильно. Значит, рифма есть. А почему же стихи не получились? ( В них нет смысла.)

- Верно. Давайте попробуем научиться рифмовать слова и фразы, но так, чтобы в них обязательно был смысл.

Итак, послушайте эти строки (читается отрывок из стихотворения Н.Матвеевой «Путаница».)

Раз, два, три, четыре, пять,

                                           Начинаю повторять:

                                           В печке выпечен

                                           Бутон,

                                           А в петлицу вдет

                                           Батон,

                                           По траве ползёт

                                           Бидон,

                                           Молоко течёт в

                                           Бетон,

                                           А на стройке есть

                                           Питон…

- Что здесь неправильно, перепутано? (Перепутаны слова.)

- Какие? ( Бутон, батон и т.д., проясняется значение слов.)

( Если есть картинки, то желательно проиллюстрировать значение слов.)

- Скажите, почему эти слова перепутаны? ( Они оканчиваются одинаково, похожи по звучанию.)

- Сколько в них слогов? (Ба-тон, бу-тон и т. д.  – 2 слога.)

- Так чем же похожи эти слова? (Во всех словах 2 слога и второй слог – тон (кроме слова «бидон».)

- Какими звуками отличаются эти слова? ( Батон-бутон: [а] – [у] – гласные, питон-бетон-бидон: [п’] – [б’] – [б’], [т] – [т] – [д] - согласные ).

- Верно! А теперь расставим слова по местам.

(Стихотворение читается ещё раз, а дети договаривают слова: батон, бутон, питон, бидон, питон.)

-Хорошо! Начинающему поэту очень важно научиться рифмовать слова. Поучимся этому и мы.

Упражнение «Коза - стрекоза».

   Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.

1). - Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина.)

- Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. ( В словах пар, сук – один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук – два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина – по три слога.)

 2).  Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, шина – машина, пар – самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.

  3).  Можно предложить и такое задание:  рифмующиеся слова разделить между 2 группами детей ( одной группе : чашка, коза и т.д., другой – ромашка, стрекоза и т.д.) и предложить каждой из них подобрать сходно звучащие слова: чашка – букашка, ромашка – милашка и т.д.

- Закончите фразу, чтобы получилось складно:

Я поехал на машине – (у меня порвалась шина);

побежал за стрекозой…  (тут же встретился с козой);

я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромашку);

зацепился я за сук… (а под ним сидел барсук);

под столом лежала кошка… (рядом с ней стоит лукошко).

- А теперь давайте попробуем исправить Незнайкины стихи:

Знайка шёл гулять на речку

                                          И нашёл в траве колечко.

Торопыжка был голодный,

Съел на ужин суп холодный.

- Итак, сегодня мы сделали шаг к тому, чтобы научиться писать стихи. Может быть, вы и не станете великими поэтами, но как приятно поздравить своих близких и друзей с праздником стихами собственного сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие "Как Незнайка был поэтом»

Занятие по  развитию вонематического восприятия и слухового внимания...

Непосредственная образовательная деятельность интегрированное занятие "Осень глазами композиторов, поэтов и художников"

Представлено занятие с использованием шедевров русских  и советских композиторов, поэтов и художников....

Конспект занятия по развитию речи «Приветы от поэтов» В группе компенсирующей направленности детей 5-7 лет.

Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова.Воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.Совершенствовать слуховое восприятие речи....

Конспект занятия по развитию речевого творчества: "Маленькие поэты" (старшая группа)

Конспект с приложением по развитию речевого творчества для детей старшей группы...

Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий. "Зима в стихах русских поэтов"

Данное занятие предназначего для детей подготовительной к школе группы. Занятие направлено на развитие у детей интереса к художественному слову, эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов-класс...

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень в стихах поэта»

Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень"....

Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".

В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...