Занятие по развитию речи "Начинающие поэты".
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
«Начинающие поэты».
Задача: развивать звуковую культуру речи.
Цели:
- совершенствование умения анализировать слова различной слоговой структуры;
- развитие умения находить слова, сходные по звучанию;
- развитие творческих способностей (умение заканчивать ритмическую фразу);
- развитие способности к сотрудничеству, работе в коллективе.
Ход занятия.
- Ребята, недавно мы читали, как Незнайка сочинял стихи. Помните, какие они у него получились? (Смешные. Неправильные.)
- Почему смешные и неправильные? Вспомните, чему учил Незнайку Цветик, что должно быть в стихах. (Смысл и рифма.)
- А что такое рифма? (Когда слова оканчиваются одинаково.)
- Вспомните стихотворения, сочинённые Незнайкой.
Знайка шёл гулять на речку
Перепрыгнул через овечку.
Торопыжка был голодный,
Проглотил утюг холодный.
- Какие слова здесь рифмуются? (Речку – овечку, голодный – холодный.)
- Правильно. Значит, рифма есть. А почему же стихи не получились? ( В них нет смысла.)
- Верно. Давайте попробуем научиться рифмовать слова и фразы, но так, чтобы в них обязательно был смысл.
Итак, послушайте эти строки (читается отрывок из стихотворения Н.Матвеевой «Путаница».)
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаю повторять:
В печке выпечен
Бутон,
А в петлицу вдет
Батон,
По траве ползёт
Бидон,
Молоко течёт в
Бетон,
А на стройке есть
Питон…
- Что здесь неправильно, перепутано? (Перепутаны слова.)
- Какие? ( Бутон, батон и т.д., проясняется значение слов.)
( Если есть картинки, то желательно проиллюстрировать значение слов.)
- Скажите, почему эти слова перепутаны? ( Они оканчиваются одинаково, похожи по звучанию.)
- Сколько в них слогов? (Ба-тон, бу-тон и т. д. – 2 слога.)
- Так чем же похожи эти слова? (Во всех словах 2 слога и второй слог – тон (кроме слова «бидон».)
- Какими звуками отличаются эти слова? ( Батон-бутон: [а] – [у] – гласные, питон-бетон-бидон: [п’] – [б’] – [б’], [т] – [т] – [д] - согласные ).
- Верно! А теперь расставим слова по местам.
(Стихотворение читается ещё раз, а дети договаривают слова: батон, бутон, питон, бидон, питон.)
-Хорошо! Начинающему поэту очень важно научиться рифмовать слова. Поучимся этому и мы.
Упражнение «Коза - стрекоза».
Дети рассматривают рисунки с изображением чашки, козы, кошки, барсука, самовара, ромашки, стрекозы, лукошка, шины, машины, сука, пара.
1). - Подберите пары слов, похожих по звучанию. (Чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, пар – самовар, шина – машина.)
- Назовите слова, в которых один слог, два и три слога. ( В словах пар, сук – один слог, в словах чашка, коза, шина, кошка, барсук – два слога, в словах самовар, ромашка, стрекоза, лукошко, машина – по три слога.)
2). Возможен такой вариант: одна группа детей подбирает сходно звучащие пары слов: чашка – ромашка, коза – стрекоза, кошка – лукошко, сук – барсук, шина – машина, пар – самовар. Другие дети называют, сколько слогов в каждом слове из названной пары.
3). Можно предложить и такое задание: рифмующиеся слова разделить между 2 группами детей ( одной группе : чашка, коза и т.д., другой – ромашка, стрекоза и т.д.) и предложить каждой из них подобрать сходно звучащие слова: чашка – букашка, ромашка – милашка и т.д.
- Закончите фразу, чтобы получилось складно:
Я поехал на машине – (у меня порвалась шина);
побежал за стрекозой… (тут же встретился с козой);
я разбил сегодня чашку … (и сорвал в лесу ромашку);
зацепился я за сук… (а под ним сидел барсук);
под столом лежала кошка… (рядом с ней стоит лукошко).
- А теперь давайте попробуем исправить Незнайкины стихи:
Знайка шёл гулять на речку
И нашёл в траве колечко.
Торопыжка был голодный,
Съел на ужин суп холодный.
- Итак, сегодня мы сделали шаг к тому, чтобы научиться писать стихи. Может быть, вы и не станете великими поэтами, но как приятно поздравить своих близких и друзей с праздником стихами собственного сочинения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие "Как Незнайка был поэтом»
Занятие по развитию вонематического восприятия и слухового внимания...
Непосредственная образовательная деятельность интегрированное занятие "Осень глазами композиторов, поэтов и художников"
Представлено занятие с использованием шедевров русских и советских композиторов, поэтов и художников....
Конспект занятия по развитию речи «Приветы от поэтов» В группе компенсирующей направленности детей 5-7 лет.
Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова.Воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.Совершенствовать слуховое восприятие речи....
Конспект занятия по развитию речевого творчества: "Маленькие поэты" (старшая группа)
Конспект с приложением по развитию речевого творчества для детей старшей группы...
Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий. "Зима в стихах русских поэтов"
Данное занятие предназначего для детей подготовительной к школе группы. Занятие направлено на развитие у детей интереса к художественному слову, эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов-класс...
Конспект занятия по развитию речи на тему: «Осень в стихах поэта»
Конспект занятия по развитию речи на тему "Осень"....
Технологическая карта занятия по развитию речи. Коррекционное занятие по развитию речи: "Весна в творчестве сибирского поэта А.И.Обухова".
В процессе занятия дети играют в речедвигательный тренинг, рассказывают стихотворение "Весенний дождь" по мнемотаблице. Играют в дидактические игры: "Без чего весна не бывает"; &qu...