Конспект занятия по развитию речевого творчества: "Маленькие поэты" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект с приложением по развитию речевого творчества для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества  для детей старшей группы:

« Маленькие поэты»

Цель: Развитие речевого творчества детей.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к поэзии.
  2. Закрепить умения детей находить изображения (слова-рифмы),

 заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу.

  1. Развивать у детей речевые творческие способности (сочинение простейших стихов).
  2. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Энциклопедия художников,  три картины, карточки-рифмы, сундучок, «живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель», презентация физминутка «Весна», смайлики радостные и грустные.

Предварительная работа: Наблюдение за природой весной; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

  Ход занятия:

Дети стоят на коврике.

Воспитатель:  Посмотрите ребята у меня в руках книга о знаменитых художниках и их картинах. Здесь собраны самые красивые картины. Мой   друг, художник – Тюбик,  тоже мечтает выпустить свою книгу, в которой будут нарисованные им картины. Однажды он взял свои картины и отнес их в издательство, но ему сказали, что к картинам нужны стихи, а он не поэт, а художник. Очень жалко,  если его мечта не осуществится.                                 Чем мы можем помочь Тюбику? …………(Сочинить стихи)

А как мы сообщим, что мы сочинили? ……….(Запишем на диктофон)

Да, сложную задачу задал нам Тюбик.

(Воспитатель обращает внимание детей на первую картину на мольберте.)

Рассмотрите первую картину,   вы помните какие-нибудь стихи про весну, может быть, если мы подберем уже знакомый стишок к картине, то нам придумывать будет меньше?

( дети называют название знакомого стихотворения).

(Федор Иванович Тютчев «Зима не  даром злится»)

Воспитатель: Ребята, чтоб на диктофоне записалось много голосов, предлагаю рассказать стихотворение «По цепочке», передавая диктофон.

(Дети рассказывают стихотворение.)

Ребята, какими образными словами поэт назвал весну и зиму.

Дети: Зима - ведьма злая, Весна – прекрасное дитя.

Воспитатель:         Молодцы, к одной картине подобрали стихотворение, но от нее прямо холодом повеяло, проходите на стульчики рассмотрим другую картину.

Подумайте, есть ли у вас на примете  знакомое стихотворение для этой картины ?

Воспитатель: Давайте я вам помогу. Посмотрите на экран.

(«Живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель»)

(Дети вставляют слова и рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Вот и вторую картину озвучили, осталась последняя, теперь мы точно поработаем поэтами и придумаем сами стихотворение.

Появляется художник Тюбик: ребята стойте,  я хочу научиться,  сам сочинять, научите?

А что  нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

Дети:  Подбирать рифмы. .

Тюбик: А что такое рифмы?

Дети: слова, которые одинаково заканчиваются.

Воспитатель: Правильно.

Давайте поиграем. Чтобы ты,  Тюбик, хорошо понял, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру. Я положу в «сундучок»  слова, которые оканчиваются на «ок» – платок, и далее (замок, сапожок, башмачок, утюжок, бачок, песок, мешок, цветок, листок, стишок, колосок, горшок, порошок, сырок, жучок, каток, комок, дымок, дубок, урок, носок) и т.д.

Тюбик: можно, я тоже скажу слово?

 « Снеговичок», только на полянке он уже растаял.

Воспитатель: Ничего удивительного, ведь наступила весна.

Физминутка «Весна» (презентация)

Тюбик:  как у вас хорошо получается! Тогда помоги мне разобраться в моих картинках.

Воспитатель: - Я думаю,  ребята справятся.

Игра «Парные рифмы»

Дети называют пары и отдают картинки художнику.

(часы-весы лук-жук, шкаф-жираф).

Тюбик: я все понял, слушайте….

Ра-ра-ра начинается ..(гора)

Са- са-са на цветке сидит… (коса)

Воспитатель: Ребята, по моему,  у Тюбика какая то перепутаница получилась. Кроме рифмы,  в стихах должен быть смысл.

Вот слушай………….

Су-су-су было холодно в …(лесу)

Чи –чи-чи у солнца яркие …(лучи)

Жа-жа-жа разбудили мы …(ежа)

Ша-ша-ша,  ох погода …..(хороша)

Ва-ва-ва пробивается…..(трава)

Ре-ре-ре стоит домик на …..(горе)

ФИЗМИНУТКА.(на экране про весну)

Воспитатель: Попробуем придумать рифму со смыслом.

Посмотрите на нашу картину и найдите на ней слова,  которые рифмуются

Дети………(домик-гномик, елка-пчелка, машина-малина).

Воспитатель располагает на доске эти пары.

Воспитатель: Затем придумайте слова признаки, например какой домик, какой гномик.

Дети……………..(Например: веселый гномик, кирпичный домик; Воспитатель: мне понравились ваши слова.

Воспитатель: Затем добавим слова действия. т.е. что он делает.

Дети………(Например: Идет веселый гномик;  стоит кирпичный домик и др.)

Воспитатель: очень подходящие слова, давайте обозначим их картинками. У нас получилось стихотворение,  попробуем его рассказать:

Идет веселый гномик -  стоит кирпичный домик

Воспитатель: По этому примеру придумайте стишок по другим картинкам.

Растет зеленая елка – летит трудолюбивая пчелка

Едет красная машина -  растет вкусная малина.

Воспитатель обращается к Тюбику:

 Ты запомнил, какие стишки ребята придумали.

Тюбик: Да, и запомнил и записал. Молодцы ребята.

Наверно вам было легко и интересно играть в рифму, кто так считает, возьмите у меня смайлик-улыбку. А если вам было трудно серьезный смайлик.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».

Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по развитию речевого творчества: Сочинение сказки на тему: «Времена года. Осень» (Приключение кленового листочка)

Данная разработка направлена на развитие связной речи детей, на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных определений.Занятие развивает творческое воображение...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: Звуки [А], [У].

Представленный конспект занятия может быть использован учителями-логопедами в процессе обучения детей дошкольного возраста с ФФН, ОНР, ЗПР....

Конспект занятие по развитию речевой с детьми ТНР

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей, обобщение знаний детей о жизни домашних животных и их детенышах....