Конспект занятия по развитию речи для детей 6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий. "Зима в стихах русских поэтов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Топильская Светлана Анатольевна

Данное занятие предназначего для детей подготовительной к школе группы. Занятие направлено на развитие у детей интереса к художественному слову, эмоциональной отзывчивости на музыку композиторов-классиков, закрепление  умения чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, воспитание  любви к природе, желания беречь свое   здоровье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи для детей  6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий.

"Зима в стихах русских поэтов"

Цель: знакомство детей со стихотворениями о зиме, написанными русскими поэтами, находить взаимосвязь между словесным, зрительным и слуховым восприятием явления.  

Задачи: развивать интерес к художественному слову, приобщать детей к поэзии, знакомить с русскими поэтами;

расширять словарный запас детей;

закреплять умение чувствовать, понимать и воспроизводить образный язык стихотворения, развивать образные представления при прослушивании музыкальных произведений, рассматривании иллюстраций.

воспитывать любовь к природе, желание беречь свое   здоровье.

Оборудование: иллюстрации  зимних пейзажей  и   развлечений, портреты русских поэтов (А. Фета, С. Есенина, А.Пушкина, В. Брюсова), аудиозапись произведений: А.Вивальди "Времена года. Зима", Э. Вайльдтейфель "Конькобежцы", Г. Свиридов "Метель", снежинка из фольги или бумаги.

Предварительная работа:  беседы  о погоде, наблюдения за  изменениями в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание музыкальных произведений.

Словарная работа: мороз, солнце, вьюга, метель, вихрь, шелковый ковер, мгла, пташки.

Ход занятия.

В группу приходит почтальон и приносит письмо. "Здравствуйте, ребята!  Тут вам письмо пришло заказное, а я еле до вас добрался - все дороги замело. Вы тут распишитесь в получении, а я дальше пойду - мне нужно еще целую сумку писем и газет разнести."

Воспитатель. "Большое Вам спасибо! Ребята, посмотрите  письмо пришло из далекой Африки. Сейчас мы его прочтем. Здравствуйте, дорогие ребята! Пишут вам слоненок, попугай, мартышка и удав. Мы живем на очень жарком континенте и никогда не видели зимы.  У нас все время лето и очень тепло. Мы купаемся, загораем, играем в футбол.  А у вас зимой холодно, наверно, грустно все время сидеть дома?  Нам очень хочется узнать об этом побольше, может вы расскажете, что еще бывает зимой?"

Воспитатель. Ребята, а вы помните героями какого мультфильма были эти животные? ( ответы)

Ну что, поможем друзьям узнать о зиме побольше? (ответы)   Тогда предлагаю, записать наше занятие на диск и отправить в далекую Африку.

Наступил первый зимний месяц - декабрь.  Дни стали короче, холоднее, часто идет снег, и появляются сугробы, животным и птицам становится труднее.  Обо всем этом хорошо написано в стихах русских поэтов.

(чтение стихотворения  С. Есенина  "Поет зима, аукает…")

Какое это стихотворение веселое или грустное? (ответы) С чем поэт сравнивает метелицу? (ответы) Да с шелковым ковром - легким, невесомым, гладким. А как он описывает вьюгу? (ответы)  Как снежный вихрь, который "стучится с ревом бешеным".   Рассмотрите  иллюстрацию "Зимняя дорога. Метель".  Дорога  белым-бела, снег идет  хлопьями и  я хочу предложить вам послушать вальс  Г. Свиридова "Метель".

(звучит аудиозапись отрывка из произведения Г. Свиридова "Метель").

Какие чувства вызвал у вас этот вальс? (ответы детей) Можно представить под музыку эту картину? (ответы)  Как можно назвать погоду, когда падает снег? (ответы) А как вы думаете, холодно тем людям, которые едут в санях? (ответы)  Если у нас зимой замерзнут руки, мы можем их согреть.

Пальчиковая гимнастика "Зима".

Наши ручки замерзают.( Кулачки крепко прижать друг к другу)
Поиграем – ка немножко (
Разжать кулачки, хлопать в ладони).
Да похлопаем в ладошки. (
Хлопать в ладоши)
Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп!
Пальчики, чтоб их согреть, (
Прижать ладони друг к другу, тереть
Сильно надо растереть.         
ладонь о ладонь.)
Пальчики мы согреваем,  (
Греем руки круговыми движениями)
Их сжимаем – разжимаем!  (
сжимаем и разжимаем кулачки)

Воспитатель.  Для того, чтобы согреться в зимние холода мы надеваем теплую одежду: шапки, шарфы, теплые куртки, варежки.  В бурю очень легко замерзнуть.  

(чтение стихотворения А. С. Пушкина "Зимний вечер")

Какие чувства вызывает у вас это стихотворение? (ответы)  Нравится ли оно вам? (ответы) С кем сравнивает поэт бурю? (ответы) Да в стихотворении говорится, что снежная буря может то завывать как дикий зверь, то стихать, как плачущее дитя.

Воспитатель. Посмотрите на иллюстрацию "Буря", что можно увидеть на картине ? (ответы) Да, здесь снег сыплет не только сверху, но и поднимается сильными порывами ветра с земли. Послушайте произведение  А.Вивальди "Времена года . Зима"

(аудиозапись произведения А. Вивальди "Времена года. Зима")

Воспитатель.  Можно глядя на картину  и слушая музыку представить себе снежную бурю?  (ответы)  

И вот буря стихла, на дворе легкий морозец  и совсем не грустно.  Ведь зимой можно придумать много развлечений. Ребята, давайте расскажем, в какие игры мы играем зимой. (ответы)  Да, мы катаемся на санках, ледянках, лыжах и коньках, из снега строим крепости, горки, лепим снежки, играем в хоккей. Давайте покажем наши  зимние забавы:   изобразите, как вы катаетесь на коньках, играете в снежки, лепите снежную бабу, везете на санках малышей, ходите на лыжах.

Игра малой подвижности "Где мы были мы не скажем, а что делали покажем"

Дыхательная гимнастика "Подуй на снежинку"  (сначала легко, затем сильно).

Воспитатель.  Вот что пишет о зиме поэт А. Фет (чтение стихотворения А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка…")

Какие чувства возникают у вас после прочтения этого стихотворения? (ответы)  Какие строчки вам особенно нравятся? ( ответы)  Да, зимние забавы доставляют ребятам большое удовольствие. Посмотрите на иллюстрацию "Зимние забавы". Ребята заняты разными развлечениями - кто-то катается на санях, кто-то играет в снежки, а вот эти ребята катаются на коньках. А вы любите кататься на коньках? У Э. Вайльдтейфеля даже есть произведение "Конькобежцы". Давайте послушаем.

(аудиозапись Э.  Вайльдтейфель вальс "Конькобежцы")

Воспитатель. Прямо хоть сейчас бери коньки и скорей на каток, правда , ребята? (ответы)  Сегодня мы с вами познакомились с тремя стихотворениями, посвященными зиме. Что нового узнали? (ответы).  А еще мы узнали как по - разному можно показать одно и тоже явление - стихами, живописью и музыкой.    Какое стихотворение вам особенно понравилось? (ответы) Мне это стихотворение тоже очень нравится. Ну что же, запись нашего занятия мы отправим друзьям в далекую Африку, пусть тоже посмотрят и послушают эти чудесные произведения, и получат представления о зиме.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и художественному творчеству с использованием здоровьесберегающих технологий "Овощи и фрукты".

Вашему вниманию предоставляется интергрированная образовательная деятельность с использованием здоровьесберегающих технологий, художественная деятельность, экспериментальная деятельность. Где дети с у...

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей».

Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы Тема: «Пересказ русской народной сказки «Репка» с использованием моделей»....

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени.Систематизировать знания детей об осени и осенних явле...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила»...

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Осень наступила»

Конспект занятия по развитию речи для детей 5-6 лет с использованием здоровьесберегающих технологий «Осень наступила»...

Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с использованием здоровьесберегающих технологий по лексической теме «Зима».

Развитие связной речи с использованием здоровьесберегающих технологий с помощью опорных картинок по теме «Зима»Задачи: расширение словарного запаса и активизировать словаря по теме «...