Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
консультация на тему

Скутарь Елена Анатольевна

Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx14.65 КБ

Предварительный просмотр:

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

   У Детей с задержкой психического развития  отмечаются нарушения лексико-грамматического строя речи. Поэтому педагоги и родители должны уделять этому особое внимание.

   Лексическая сторона речи и грамматический строй  формируются, прежде всего в повседневном общении, а также  в различных видах детской деятельности – в игре, изобразительном творчестве, конструировании. Поэтому важным педагогическим условием является грамотная организация этой деятельности взрослыми в повседневной жизни ребенка.

  Ведущий вид детской деятельности - это игра. Игры вызывают у детей  повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной  энергии, с минимальными волевыми усилиями.

  Придумано много игр для повседневного общения, которые учат детей запоминать слова,  правильно изменять слова, употреблять формы слов. Вот некоторые из них: «Чудесный мешочек», «Чего не стало?», Чего не хватает?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Разноцветный сундучок» (на усвоение родовой принадлежности существительных); «Прятки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наречий) и др.

  В игре ребенок старается быть внимательным, пытается узнать предмет по описанию, пытается запомнить, как стоят игрушки и т.д. Ребенок не осознает истинное назначение игры, а приобретает грамматические знания и умения.

Лото, домино, парные картинки- это настольно-печатные игры, которые широко используются в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эти игры позволяют усваивать и закреплять знания в практических действиях.

  Словесные дидактические игры, не имеющие опору на наглядный материал, учат детей мыслить о вещах, с которыми в данное время не действуют, которые не воспринимают.

  Педагоги в своей работе широко используют  игры, направленные на развитие лексико-грамматического строя речи: «Какой, какая, какое?», «Один-много» (образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах), «Исправь ошибку»,  «Размытое письмо» (согласование слов в словосочетании и предложении), «Хорошо-лучше» (образование степени сравнения прилагательных и наречий), «Чей хвост? Чья лапа? Чья морда?» (образование притяжательных прилагательных) «Скажи наоборот» (образование антонимов) и др.

Родители по рекомендации учителя-дефектолога  пользуются данными играми дома.

  Использование игр, основанных на народной культуре, дает еще большие возможности для решения поставленных задач. Дети старшего дошкольного возраста уже знакомы со многими народными сказками. И когда в игре используются знакомые персонажи, эмоциональный фон на занятии улучшается, дети с большим интересом включаются в игру. И на этом положительном фоне легче усваивается, предложенный педагогом или родителем, изучаемый материал.

  Важную роль при формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста, имеющих задержку психического развития, играет взаимосвязь  работы учителя-дефектолога, воспитателя и родителей. Добиться положительных результатов возможно только при систематическом применении специальных дидактических игр и упражнений в повседневной жизни ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)

В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...

Опыт работы на тему: «Формирование интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через аппликацию»

Цель исследования: Исследовать особенности формирования интегративного качества «Любознательный. Активный» у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе аппликации.Задачи:1.Изучит...

Формирование и коррекция навыков самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (ЗПР) средствами дидактических игр для развития зрительного восприятия

   В основе причин отставания детей с ЗПР от сверстников (неустойчивое внимание, трудности восприятия, замедленность мыслительных операций, снижение работоспособности и пр.) лежит нес...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Консультация для родителей. Родители узнают, как через игру можно развивать лексико-грамматический строй речи ребенка....

Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (описание диагностических методик).

Мы не ставим цель исследовать готовность ребёнка к школьному обучению во всем объёме, что означает диагностировать различные её компоненты: мотивационную, волевую готовность; сформированность у ребёнк...

Формирование готовности к обучению грамоте у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе логопедического сопровождения (обзор отечественной и зарубежной научно-методической литературы).

Многочисленные исследования особенностей детей с задержкой психического развития указывают на то, что у детей данной категории недостаточно сформированы многие психические функции: логическое мышление...