Конспект совместной непосредственно образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник и элементов аппликации для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района Санкт-Петербурга
(ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида Красносельского района СПб)
Конспект
совместной непосредственно образовательной деятельности
по рисованию
с использованием нетрадиционных техник и элементов аппликации
для детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
«ОСЕННЯЯ ВЕТКА В ВАЗЕ»
Используемые технологии:
- Здоровьесберегающие технологии
- Игровые технологии
- Нетрадиционные техники изобразительной деятельности
- Технологии рефлексивного характера
Подготовила и провела:
воспитатель Караваева С.А.
высшая квалификационная категория
Санкт-Петербург
2020
ЦЕЛЬ: развитие у детей изобразительных умений и навыков в работе с нетрадиционными материалами и техниками, тонкой моторики пальцев рук, зрительно-двигательной координации, умения отображать в изображении основные свойства объекта – цвет, соотнесение частей по взаимному расположению.
ЗАДАЧИ:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
- Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками изобразительной деятельности – техникой печати растительными элементами, рисованием ватной палочкой, пользованием трафаретом.
- Расширять у детей представления об используемых в процессе деятельности материалах и инструментах.
- Закреплять у детей изобразительные навыки.
- Совершенствовать у детей ориентировку на плоскости.
- Развивать у детей умение проверять правильность выполнения изображения путем сравнивания с образцом.
- Развивать у детей познавательный интерес к природе, закреплять представления об осени и её характерных признаках (становится холоднее, листья меняют окраску, опадают, часто идут дожди, птицы собираются улетать на юг).
КОРРЕКЦИОННЫЕ:
- Совершенствовать у детей восприятие цвета.
- Совершенствовать у детей в процессе работы мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие, зрительно-двигательную координацию.
- Развивать у детей внимание, память.
- Развивать у детей объяснительно-сопровождающую и регулирующую функции речи в процессе изобразительной деятельности, побуждать детей к высказыванию по поводу своей работы, посильно объяснять последовательность ее выполнения.
- Активизировать словарь детей: опадают, идут дожди, листопад, разноцветные и др.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
- Поддерживать у детей интерес к изобразительной деятельности, развивать творчество, воображение.
- Поощрять у детей проявление самостоятельности в процессе выполнения работы.
- Воспитывать у детей стремление доводить начатое дело до конца, заинтересованность в процессе деятельности и получении результата, умение радоваться успеху.
- Воспитывать у детей аккуратность в выполнении работы.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- иллюстрации с изображением признаков времени года - осень;
- иллюстрации: деревья в осеннем наряде, осенний лес;
- муляжи осенних листьев;
- крупные предметные картинки с изображением деревьев: дуб, клен, рябина, липа или береза, ива; контурные изображения листьев данных деревьев натурального размера;
- осенний букет в вазе;
- листы светлого немелованного картона по количеству детей;
- материалы и инструменты для выполнения работы на подносах по количеству детей: простой карандаш, трафарет вазы, ватные палочки, широкая кисть, гуашевые краски, засушенные листья деревьев, салфетки, тряпочки, баночки с водой, клей ПВА, карандашная стружка, клеевая кисточка, подставка или клеенка для выполнения работы;
- образец выполнения работы.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Рассматривание с детьми иллюстраций по теме «Осень».
- Обследование с детьми природного материала.
- Рассматривание и составление осенних букетов.
- Наблюдение за деревьями на прогулке.
- Чтение художественной литературы по теме «Осень», заучивание коротких стихотворений на осеннюю тематику.
- Сюжетное конструирование на тему «Осенний пейзаж».
- Составление изображения из частей - «Осеннее дерево», «Осенний букет в вазе», «Листопад».
- Раскрашивание готовых контурных изображений - «Осеннее дерево», «Осенний букет», «Осенние листья».
- Аппликация, рельефная лепка «Осенний пейзаж».
- Заготовка карандашной стружки для выполнения работы.
- Дидактические игры и упражнения: «Парочки» (найди такой же листик), «Разрезные картинки» (на осеннюю тематику), «Расскажи по картинке», «С какого дерева листочек?», «Что не так?» и пр.
- Игровые упражнения на имитацию, подвижные игры, речь с движением, пальчиковые игры на осеннюю тематику, с осенними листочками: «Ветер и листочки», «Кто быстрее соберёт», «Найди такой же», «Успей взять листочек» и др.
- Загадки на осеннюю тематику.
- Знакомство детей с техникой печати.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ:
Здоровьесберегающие технологии:
- динамические паузы: речь с движением «Осенние листья», упражнение «Деревья»;
- пальчиковая гимнастика: «Осенние листья»;
- технология эстетической направленности;
- подвижная игра: «Ветер и листочки».
Игровые технологии:
- технология развивающей игры: развивающие игры на развитие зрительного восприятия «С какого дерева листок?»;
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности:
- техника печати сухими листьями;
- рисование ватной палочкой;
- использование элементов занимательного ручного труда - наклеивание карандашной стружки.
Технологии рефлексивного характера
- актуализация личного опыта каждого участника образовательного процесса; поисковая активность;
- деятельностный подход использования диалогических форм речи.
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
I часть
Дети сидят на ковре. На ковре разложены иллюстрации с изображением признаков времени года - осень.
- Ребята, какое сейчас время года? (ответы детей)
- Правильно, осень. А как вы об этом узнали?
(ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов; затем педагог обобщает и уточняет ответы детей)
- Стало холодно, отцветают последние цветочки, птицы собираются улетать на юг, люди собирают урожай на полях, часто идут дожди. Листья на деревьях стали разноцветными, опадают.
- А какого цвета листья мы видели с вами на улице? (ответы детей)
- А почему так происходит? (ответы детей)
- Становится холоднее, деревья готовятся к зиме. Листочки на деревьях становятся разноцветными, ветер срывает их с веток, они кружатся в воздухе и ложатся на землю.
- Послушайте стихотворение про осенние листочки:
Стихотворение
Листочки разноцветные,
Летят, летят, летят.
Кружатся, тихо падают,
Под ноги ребят.
Ветер набежит и вновь,
Вверх поднимет их,
Но вернуться к веточкам,
Невозможно им.
Подвижная игра «Ветер и листочки»
(педагог раздает детям муляжи осенних листочков, дети встают врассыпную на ковре)
- Давайте с вами поиграем с осенними листьями, а игра называется «Ветер и листочки»
(педагог напоминает правила и проводит подвижную игру, после игры дети садятся на свои места)
- Ребята, у нас на участке растут разные деревья. Попробуйте вспомнить их название. (ответы детей)
- А как вы узнавали разные деревья? (ответы детей)
- Ребята, давайте с вами вспомним строение деревьев. (ответы детей)
- Да, у всех деревьев есть ствол, корни, ветки, листва. Но какие-то деревья похожи друг на друга, а какие-то совсем разные: у березы белый ствол, а у рябины яркие грозди, некоторые деревья легко узнать по необычной форме листочков, ветви у некоторых деревьев тянутся вверх, к солнышку, а у других опущены вниз.
Динамическая пауза – упражнение «Деревья»
(дети встают врассыпную на ковре, педагог проводит упражнение)
- Давайте с вами поиграем. Я буду называть дерево, а вы понарошку «превращаться» него: в елку, липу, березу или другое дерево, показывая веточки руками. Если я назову березу – поднимаете руки вверх, елка – опускаете вниз. Будьте внимательны, помните, у каких деревьев как расположены веточки.
(педагог проводит игру, после игры дети садятся на места)
- Молодцы, какие красивые деревья растут у нас на поляне!
Развивающая игра «С какого дерева листок?»
- А хотите еще поиграть? Игра называется «С какого дерева листок?». На ковре разложены большие карточки с изображением разных деревьев: дуб, клен, рябина, липа или береза, ива. Подул ветер и разбросал, перепутал все листочки.
(педагог разбрасывает разные по форме и цвету листья – муляжи натурального размера)
- Давайте, к каждому дереву разложим подходящие по форме листья.
(педагог проводит игру, после игры дети садятся на места)
- Посмотрите, как красивы деревья в осеннем наряде!
(педагог показывает детям иллюстрацию с осенними деревьями).
- Скажите, какие деревья вы узнали на иллюстрации? (ответы детей)
- Какое дерево вам больше всего понравилось и почему? (ответы детей)
II часть
- Ребята, садитесь за столы.
- Посмотрите, какой красивый букет мы собрали с вами на прогулке вчера.
(педагог с детьми рассматривают букет из осенних веток в вазе)
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем. | Дети загибают пальчики на одной руке, начиная с больших. Дети ритмично сжимают и разжимают кулачки. Дети загибают пальчики на другой руке, начиная с больших. Указательными и средними пальцами обеих рук «шагают» по столу. |
- А давайте подарим маме красивый осенний букет! Только мы его не соберем, а нарисуем. И даже не нарисуем, а напечатаем. А как, я вам сейчас расскажу.
Педагог показывает детям способ выполнения работы. По ходу объяснения и частичной демонстрации действий, активно привлекает детей к выполнению элементов изображения.
- Сначала простым карандашом обводим трафарет вазы и дорисовываем веточки.
- Затем обводим красками с помощью ватной палочки нарисованные карандашом веточки и печатаем листочки: берём заготовленный сухой лист и кисточкой наносим на него краску, затем прикладываем лист к бумаге, окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок.
- Когда веточки готовы, наносим клей на нарисованную вазу, затем покрываем её карандашной стружкой и аккуратно придавливаем к листу (после того как высохнет), ватной палочкой наносим рисунок по контуру вазы.
- По желанию полученное изображение можно дополнить деталями: дорисовать скатерть или стол.
- Вот что у нас получается! (показ детям полученного изображения)
- А сейчас предлагаю и вам приступить к работе, каждому нарисовать свой осенний букет.
(педагог раскладывает на столы подносы с подготовленными для работы инструментами и материалами)
Самостоятельное выполнение работы детьми (контроль со стороны педагога, помощь при выполнении работы детьми по необходимости, минимальная).
III часть
(педагог выкладывает готовые работы на ковре, дети становятся вокруг – рассматривают работы, обязательно положительная оценка педагогом детских работ)
- Посмотрите, ребята, какие красивые осенние букеты у вас получились, вашим мамам они очень понравятся.
- Расскажите, как вы их сделали? (ответы детей)
- А в какое время года можно собрать такие замечательные букеты. (ответы детей)
- Ну, конечно, осенью! А давайте еще раз вспомним, как узнать время года – осень.
(ответы детей с опорой на иллюстрации, с помощью наводящих вопросов)
- Как много мы сегодня с вами узнали про осень – это замечательное время года.
- А пока ваши работы подсыхают, предлагаю еще раз поиграть с осенними листочками.
Динамическая пауза – речь с движением «Осенние листья»
Листья осенние тихо кружатся, Листья нам под ноги тихо ложатся. И под ногами шуршат, шелестят, Будто опять закружиться хотят. | Дети кружатся, расставив руки в стороны. Приседают. Движения опущенными вниз руками влево-вправо. Снова кружатся. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ Непосредственно-образовательной изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования На тему «Рукавичка для дедушки Мороза» для детей средней группы
Я увлекаюсь и использую в своей работе по рисованию нетрадиционные техники. Один из конспектов представляю коллегам....
Конспект НОД «Домашние животные» по рисованию с использованием нетрадиционной техники (рисование губками) в подготовительной группе.
конспект НОД по рисованию. Тема: Домашние животные....
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему: «Букет цветов»
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) с использованием нетрадиционных техник рисования в старшей группе на тему:«Букет цветов»...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) рисование с использованием нетрадиционной техники рисования (рисование пальчиками) на тему: «Зимнее дерево»
Цель: учить детей рисовать зимние деревья нетрадиционным способом - пальчиками.Образовательные задачи: закрепить с детьми признаки времени года – Зима; развивать эстетическое восприятие, о...
Конспект открытого педагогического мероприятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники для детей с ЗПР 4-5 лет ( « Светофор»)
рисование с использованием нетрадиционной техники...
Конспект открытого интегрированного занятия по рисованию с использованием нетрадиционной техники «Кленовый лист» для детей с ОВЗ 4-5 лет
Конспект по нетрадиционной технике рисования "Кленовый лист" для детей средней группы с ограниченными возможностями здоровья...
Конспект по ХЭР, рисование с использованием нетрадиционной техники и элементами экспериментирования. «Пускает рыбка пузыри» для второй младшей/средней группы
В завершении темы "Рыбы" рисование крышечками от бутылок и небольшое эксперементирование, для закрепления знаний о дыхании рыб. ( Конспект для детей младшего/среднего возраста - исходя из ур...