Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"
статья (старшая группа) на тему
Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описывается диагностика и выявление детей с недостаточно развитой памятью, разработка и апробирование программы по развитию памяти для детей старшего дошкольного возраста, диагностика эффективности апробированной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста
с задержкой психического развития
С. А. Климова,
ГБОУ школа №297 дошкольное отделение, Санкт-Петербург, Россия
При работе с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) многими авторами отмечено, что у этой группы детей плохо развиты процессы памяти, снижено внимание, не так подвижны психические процессы, они не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. Дети с задержкой психического развития испытывают особые затруднения в усвоении заданий по развитию речи: они отличаются скудным словарным запасом, неумением согласовывать слова в предложении, нарушениями внимания, памяти, несовершенством логического мышления.
В силу этих и других причин дети с ЗПР развития не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции [3].
Таким образом, можно выявить особенности развития памяти детей с ЗПР:
- значительное ослабление памяти (ограничены объём запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации);
- склонность к механическому бездумному заучиванию материала;
- сложности в воспроизведении словесного материала;
- сложности в самоорганизации мнемонической деятельности.
Как следствия нарушения памяти:
- трудности в усвоении программы воспитания и обучения;
- снижение продуктивного потенциала;
- школьная дезадаптация.
Таким образом, нами была поставлена задача максимально разработать программу развития образной памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, используя элементы методики мнемотехники. Мнемотехника (от греческого слова «мнемо» – память) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации [1]. Для решения поставленной задачи на базе ГБОУ №297 в дошкольном отделении было проведено исследование возможности развития образной памяти детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста. Главным направлением в работе было не просто использование искусственных приемов мнемотехники, которые имеют лишь второстепенное и вспомогательное значение, а установление логически оправданных, осмысленных связей, которые устанавливаются как внутри того, что запоминается (между его отдельными частями), так и между
запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Были сформулированы следующие задачи данного исследования: диагностика и выявление детей с недостаточно развитой памятью; разработка и апробирование программы по развитию памяти для детей старшего дошкольного возраста; диагностика эффективности апробированной программы.
В качестве испытуемых были задействованы 8 детей старшего дошкольного возраста коррекционной группы детского сада.
На первом этапе исследования использовалась методика, направленная
на изучение непроизвольной и произвольной зрительной памяти. Методика состояла из двух серий экспериментов. В первой серии испытуемым предлагалось внимательно рассмотреть по очереди 10 цветных предметов-картинок и после назвать те из них, которые запомнили. Во второй серии эксперимента испытуемым предлагалось запомнить 10 картинок, которые показывались по очереди, и после показа назвать их.
На втором этапе исследования детей старшего дошкольного возраста применялась методика, направленная на оценку слуховой памяти – кратковременной и долговременной. Испытуемым предлагалось запомнить 10 слов в одном предъявлении. Далее испытуемые называли слова, которые они запомнили. Затем испытуемым зачитывали 10 слов еще 3 раза, потом делался перерыв в 1 час. После испытуемых просили вспомнить и назвать 10 слов.
Тестирование проводилось в утренние часы индивидуально с каждым ребёнком. Выяснялась возможность описания ребенком свойств и назначения каждого из предметов, изображенных на всех картинках. После пятнадцатиминутного перерыва, во время которого ребенок был занят рисованием, приступали к первой серии опытов. Между экспериментами делались небольшие перерывы. После проведения экспериментов сопоставлялись средние показатели по результатам, полученным в каждом эксперименте. Устанавливались соотношения показателей, полученных у одних и тех же детей при разных видах запоминания.
Далее по результатам диагностики было выявлено, что у детей недостаточно развита память. С этими детьми проводился обучающий эксперимент в течение 6 недель. Работа по развитию памяти проходила в двух направлениях: в подгруппах и индивидуально с каждым ребенком. Целью этой работы было с помощью специально подобранных игр и упражнений добиться значительного улучшения показателей памяти у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Содержание занятий построено на основе упражнений - игр, предложенных Л.В. Черемошкиной [5], Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной [4], Л.М. Житниковой [2] и упражнений, разработанных автором.
Все занятия имеют единую структуру: ритуал приветствия; основная часть занятия; подведение итога занятия; ритуал прощания.
Проведя работу по формированию образной памяти у детей с задержкой психического развития старшего дошкольного возраста посредством элементов методики мнемотехники через игровые упражнения, дидактические игры, практическую деятельность, мы наблюдали, как от занятия к занятию рос уровень знаний детей, как они увереннее стали ориентироваться в предлагаемом учебном материале.
Строго дозируемая последовательная система знаний создала условия для постепенного образования всё новых и новых связей, формирующих знания детей. У испытуемых поддерживался интерес к предлагаемому материалу, расширялся жизненный опыт и словарь. Дети приобрели определённый опыт наблюдений, действий с предметами и их моделями, научились моделировать наглядную ситуацию, описывать события, разыгрываемые ими в процессе действий, ориентироваться в пространстве, выполнять упражнения в процессе предметно-практической и игровой деятельности. Высокий эмоциональный фон способствовал также успешности формирования необходимых знаний, умений и навыков, возникновению у детей положительного эмоционального отношения к занятиям и интереса к их содержанию.
Таким образом, ребенку с задержкой психического развития надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания, так как это является одним из главных условий адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.
Список литературы
- Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб: Детство-Пресс, 2005.
- Житникова Л. Н. Учите детей запоминать. - М.: Просвещение, 1978.
- Ульенкова У. В. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция. - СПб: Питер, 2007.
- Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М.: Владос, 1995.
- Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. - Ярославль: Академия развития, 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/17/picture-634226-1431881127.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей. Для обогащения этого развития можно применять раз...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/24/picture-772799-1458848073.jpg)
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/30/picture-42632-1548865939.jpg)
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Развитие внимания у детей старшего возраста с задержкой психического развития...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/29/picture-1181685-1575053233.jpg)
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/14/picture-749595-1673676297.jpg)
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
МУЗЫКОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПСИХОГЕННОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАСведения об авторе: Галахова Анна Анатольевна, музыкальный руко...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»
Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...