Конспект НОД ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Приключения в весеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Конспект занятия по развитию речи на основе сказки-массажки "Колобок" в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nov.docx | 39.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД
ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье»
в подготовительной группе компенсирующей направленности
для детей с ТНР
«Приключения в весеннем лесу»
Подготовила Лихтинен Елена Сергеевна
воспитатель группы компенсирующей
направленности для детей с ТНР
Конспект НОД.
ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье»
в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
«Приключения в весеннем лесу»
Программное содержание:
- Образовательные задачи:
ОО «Познание»: Закреплять и систематизировать знания детей о характерных признаках весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление и внимание.
ОО «Коммуникация»: продолжать учить детей составлять сложноподчиненные предложения с союзом «потому что»; продолжать развивать связную речь детей;
ОО «Чтение художественной литературы»: Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).
ОО «Художественное творчество»: знакомить с творчеством русских художников пейзажистов.
- Коррекционно-развивающие задачи:
ОО «Коммуникация»: упражнять в образовании относительных прилагательных; развивать речевое дыхание, способствовать удлинению фонационного выдоха.
Формирование словаря:
- расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о весенних явлениях природы; закреплять умение детей подбирать родственные слова к данному слову.
Грамматический строй речи: - закреплять практический навык употребления имен существительных в форме родительного падежа единственного числа; закреплять практический навык употребления в речи относительных прилагательных.
ОО «Здоровье»: развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений; развивать слуховое восприятие, внимание и память; умение различать голоса птиц, обучать приемам элементарного массажа БАТ с помощью массажных шариков и массажных ковриков, глазной гимнастике.
ОО «Физическая культура»: Развивать общую моторику, умение согласовывать движения с текстом.
ОО «Музыка»: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведения различных жанров.
3.Воспитательные задачи:
ОО «Социализация»: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе; побуждать к желанию общаться; закреплять умение правильно воспринимать словесную инструкцию,
Предварительная работа: наблюдения за весенними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций с изображением лесных растений, животных; беседа «Весна идет, весне – дорогу!», драматизация русской народной сказки «Колобок», разучивание сказки-массажки «Колобок», слушание записи с голосами птиц и звуков леса.
Материалы:
Массажные шарики, корзинка, магнитная доска, клубки по количеству детей, схема маршрута, игрушечные звери: заяц, волк, медведь, лиса, птица, колобок, ширма, тонкая веточка, 2 стакана с водой, деревянный кубик, деревянный молоток, макет дерева, листья с однокоренными словами к слову «лес», подснежники (искусственные), массажные коврики, картинки – перья с предложениями,
Зрительный ряд: иллюстрации с лесными птицами, пейзаж И.Левитана «Март», А.Рылова «Зеленое кружево», иллюстрации с яблоками, грибами, ягодами,
Звуковой ряд: песенка про Колобка, аудиозапись с голосами птиц, музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года»
Литературный ряд: загадки, закличка, стихи о весне.
Содержание:
В-ль: - Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила сороку. Она несла в клюве письмо и бросила его прямо мне в руки.
Воспитатель читает письмо.
Формой я похож на мяч.
Был когда-то я горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У меня румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)
Приглашаю вас, ребята на прогулку по весеннему лесу. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам план.
- Ох, непослушный Колобок! Опять в лес убежал!
Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую … (лису)
- Я думаю, нам нужно поторапливаться, пока с Колобком беда не случилась. Давайте рассмотрим план. (Рассматривают план).
- Сплошные вопросы и загадки. Медлить нам нельзя, будем разгадывать их по пути.
- В лес по сказочной тропинке
Попадем мы прямиком.
Но пройти ее придется
Нам, ребятушки, с клубком!
Звучит музыка.(Песенка про Колобка)
Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.
- Клубочки привели нас к дереву. А под деревом корзинка. Что же в ней может быть?
(заглядываем в корзинку, находим в ней шарики Су-Джок)
- Эти хорошо знакомые нам массажные шарики помогут нам в пути.
Сказка – массаж по мотивам р.н. сказки «Колобок» с использованием колючих шариков – массажёров.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
Блок – З. 1. По дорожке прямиком, Всё бегом, бегом, бегом. А потом кругом, кругом Всё равно бежим бегом. 2. Через ручеёк,
Через мосток,
Через пенёк,
За ёлку - скок. 3. А оттуда Зайчик: «Впущу в сказку, когда массаж ушек сделаете». | Зажимают массажёр между ладонями, пальцы вместе, прямые. Катают массажёр между ладоней, двигая ладони вперёд-назад. Катают массажёр между ладонями круговыми движениями. Берут и зажимают массажёр в правом кулачке. Перекладывают в другую ладошку и зажимают в левом кулачке. Перекладывают и зажимают в правом кулачке. Перекладывают и зажимают в левом кулачке. Массаж ушных раковин: 1. Потирают массажёрами ушные раковины обоих ушей по очереди. 2. Покалывают ушные раковины. 3. Прокатывают или потирают массажёрами за ушами. | По ритму текста. По ритму текста. Зажимать не до боли. Не более 5 секунд на одно ухо. |
- Вот спасибо тебе, зайчик! Бодрости и сил у нас прибавилось? А почему ты дрожишь? Боишься кого-то?
- Да, ребятки, зайчишка – трусишка, каждого звука пугается. Давайте послушаем лесные звуки (ведь наши ушки теперь еще лучше слышат), расскажем зайке, каких звуков бояться на стоит.
Дети складывают шарики в корзинку и садятся.
Звучит запись голосов птиц
- Узнаете голоса ? Чей голос ты слышишь, Миша? (Я слышу голос синицы)
- А ты, Алена? (Я слышу голос кукушки)
Дети называют птиц, находят их изображения.
В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?
Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.
Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, слышна капель, дятел по дереву стучит.
-Это звуки леса, которые для тебя не страшны.
- Пора нам идти дальше.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – В. 1. По дорожке прямиком, Всё бегом, бегом, бегом. А потом кругом, кругом Всё равно бежим бегом. 2. По широкому полю, По широкому раздолью. Катились, катились И на край леса прикатились. | Катают массажёр между ладонями, двигая ладони вперёд-назад. Катают массажёр между ладонями круговыми движениями. Катают массажёр по груди круговыми движениями или просто растирают им грудную клетку. | По ритму текста. По ритму текста. Делают круги в одну и другую стороны. |
- А там волк!
Волк: Куда вы идете?
- Колобка ищем. Мы уже и песенку про него слышали.
Волк - Я тоже петь люблю. Давайте вместе споем.
- Давай. А наши колючие колобки нам помогут.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – В. | Дыхательная гимнастика-дренаж 1. Вдох через нос. На выдохе произносят протяжно гласные звуки: «а – э – и – о – у – е – ы». Одновременно постукивают себя массажёрами по груди. Вариант: Встают парами и поколачивают друг другу по очереди спинку. Снова зажимают массажёр между ладонями. | 2-3 раза. |
Дети кладут шарики в корзинку.
Волк: Хорошо получилось! Только я вас дальше не пущу, потому, что мне ваша помощь нужна. Очень хочется мне, чтобы на этом дереве листочки побыстрее выросли. Солнышко пригревает, мне тень нужна.
- Дерево-то непростое. Давайте разбираться, что за листья должны на нем вырасти . Вместо корня у него слово «Лес». Значит листья – это родственные слова. Какие слова считаются родственными? (слова сходные по смыслу и по звучанию).
Дети подбирают родственные слова: лесной, лесная, лесные, лесник, лесовик, лесовичок, лесоруб, подлесок, перелесок, лесок, и т.п. Воспитатель помещает их на дереве.
Волк: Вот спасибо! Теперь я могу в тени прятаться. Проходите дальше!
- Только вот куда? Давайте посмотрим на план. Тут загадки. Отгадаем – узнаем, куда идти.
Загадки:
1. Первым вылез из темницы
На лесной проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и очень маленький. (Подснежник)
В-ль: - Молодцы, ребята! Вот солнечная полянка, а на проталинке – подснежники.
Звучит музыка : П.И Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»
Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».
В лесу, где березы столпились гурьбой, Подснежника глянул цветок голубой. Сперва понемножку Зеленую выставил ножку. Потом потянулся из всех своих сил И тихо спросил: - Я вижу погода тепла и ясна Скажите, ведь правда, что это весна? | Поднять руки с растопыренными пальцами Сложить ладони «бутоном» Вытянуть вперед одну руку Вытянуть вперед другую руку Потянуться Приложить палец к губам Пальцы обеих рук по очереди «встречаются» с большими, начиная с указательного. |
2. - Читаем следующую Загадку:
Ее всегда в лесу найдешь,
Пойдем гулять и встретим.
Она колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем. (ель)
3. - Вот и ель. А эта загадка про кого?
Хозяин лесной, просыпается весной.
А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)
- Смотрите, вот и берлога. Давайте заглянем.
Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.
В-ль: - В лес весна пришла, а медвежонок до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – произнесем закличку, которой в старину весну зазывали.
В-ль и дети:
- Весна! Весна! Приди, красна, С ясным солнышком, Колоколнышком, Принеси урожай В наш родимый край. | Хлопают над головой Крутят ладошками с растопыренными пальцами Хлопают поочередно ладонями и кулачками. |
В-ль: - Медвежонок зашевелился! Но вылезать из берлоги не хочет. Говорит, что мама оставила ему картинки с изображением весны, велела смотреть на них и ждать, когда такая весна наступит. Он на картинки смотрит и не понимает, наступила весна или нет.
Давайте поможем медвежонку разобраться.
Это картина Исаака Левитана «Март». Но что- то пейзаж, и правда, больше похож на зимний.
(Дети доказывают, что на картине весенний пейзаж. Помочь детям понять, что картина посвящена ранней весне)
- Ну, хорошо, убедили вы нас с мишкой. А это картина А. Шевелева «Весна в усадьбе». Но мне этот пейзаж больше напоминает лето.
(Выслушать аргументы детей, подвести к пониманию, что это поздняя весна)
- Мы с медвежонком согласны – оба пейзажа - весенние. А чтобы он быстрее проснулся, научим его делать массаж стоп на травке. Вылезай, мишка из берлоги, вставай на травку.
Дети встают на массажные колючие коврики ногами.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – М. 1. Мишка, мишенька, медведь, Ну, не надо так реветь, Потопчись, Покружись, Вместе с нами повертись! | Массаж для стоп ног. 1. Делают перекаты с носков на пятки. 2. Делают перекаты с внешней стороны стоп на внутреннюю. 3. Топчутся с ноги на ногу. 4. Топчутся и поворачиваются вокруг себя. 5. Делая быстрые повороты корпусом влево-вправо (руки в локтях согнуты, прижаты к бокам), елозят стопами по коврику. Сходят с коврика, 2-3 сек. стоят на гладком полу. | 2-3 раза. |
- Подскажи нам Мишка, куда дальше идти, где Колобка найти?
- Идите прямо, встретите птицу – небылицу, она вам подскажет.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – П. 1. По дорожке прямиком, Всё бегом, бегом, бегом. А потом кругом, кругом Всё равно бежим бегом. 2. Вдруг летит к нам птица, птица – небылица. Подхватила колобок, Подняла на потолок: Выше, ещё выше. Ниже, ещё ниже. Вправо полетела, Влево полетела. Пред глазами покружилась, И на носик опустилась. | Гимнастика для глаз: 1. Поднимают массажёр вверх, следят за ним взглядом. Голова не поднимается. 2. Опускают массажёр вниз, следят за ним взглядом. Голова не опускается. 3. Переводят массажёр в правую сторону, следят взглядом. Голова не поворачивается. 4. Переводят массажёр в левую сторону. 5. Круговые движения глазами. 6. Массажёр держат в вытянутой руке и постепенно приближают к носу, следят взглядом. | 1 раз. 1 раз. 1 раз вправо, 1 раз влево. 1 раз. |
- Улетела птица, птица – небылица. Перья обронила, а на перьях неправильные предложения. Может быть, если мы их исправим, перышки нас к Колобку приведут.
Дети садятся.
Воспитатель читает предложения:
- Снег растаял, потому, что расцвели подснежники. (Подснежники расцвели потому, что растаял снег)
- Весна наступила потому, что прилетели птицы. (Птицы прилетели потому, что наступила весна)
- Солнце пригревает потому что тают сосульки. (Сосульки тают потому, что пригревает солнце)
- Ветер дует потому, что качаются деревья. (Деревья качаются потому, что дует ветер)
- Дождь пошел потому, что мама взяла зонт. (Мама взяла зонт потому, что пошел дождь)
- Стало тепло потому, что на деревьях набухли почки. (Почки на деревьях набухли потому, что стало тепло.)
- Молодцы, вы исправили все небылицы и перышки зовут нас дальше.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – Л. 1. По дорожке прямиком, Всё бегом, бегом, бегом. А потом кругом, кругом Всё равно бежим бегом. | Катают массажёр между ладонями, двигая ладони вперёд-назад. Катают массажёр между ладонями круговыми движениями. | По ритму текста. По ритму текста. |
Дети находят Колобка с лисой.
- Как вовремя мы подоспели! Не успела лиса колобка съесть! Лисонька, не ешь нашего Колобка.
Лиса: Я еще подумаю, нужно ли мне вашего Колобка есть. Он и не пахнет ничем, может быть несъедобный?
- У тебя, наверное, заложен нос, вот ты и не различаешь запахи. Давай мы с ребятами покажем тебе, как можно носику помочь. А ты за это Колобка отпустишь.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – Л. Стал колобок носик щекотать. | Массаж БАТ носа: 1. Прокатывают или растирают точку между бровями. 2. Поглаживают носик с обеих сторон, вдоль линии носа. 3. Покалывают точки гайморовых впадин, кончик носа, под носом. | 3-5 секунд. 3-5 сек. По 3-5 сек. |
Лиса: Ах, как хорошо мой носик стал дышать!
- Лисонька, ты обещала отпустить Колобка.
Лиса: Раз обещала – отпущу. Лучше вернусь к себе домой и пирогов напеку.
- Давай мы тебе подскажем, с чем можно пироги печь.
Выставить картинки: яблоко, ягоды, клюква, черника, земляника, грибы.
- Начинка из яблок, какая? (яблочная)
- Начинка из земляники, какая? (земляничная).
Лиса: Яблоки и ягодное варенье у меня в кладовочке есть. А где же я грибов возьму? Они только летом появятся.
- Есть в лесу весенние грибы. Помните, дети, как они называются? (если дети не помнят, назвать самой - сморчки). Поищи, лисонька на солнечных полянках, будут тебе и грибы. (Находит)
Лиса прощается с детьми.
- Вот и спасли мы Колобка. Колобок от радости запел свою любимую песенку. А мы ему подпоем.
Текст сказки | Описание движения | Примечание |
БЛОК – К. Дети раскрывают массажёры-колобки, а там пальчиковые массажёры. | Массаж БАТ носа: Дети самостоятельно прокатывают массажёры по каждому пальчику. Я колобок – колобок, По амбару метен, По сусеку скребен, В печку сажен, На окошке стужен, Я от бабушки ушел, Я от дедушки ушел, И от зайца ушел, И от волка ушел, От медведя ушел, А от лисы меня ребята спасли. Массажёры складываются | На каждую строчку надеть колечко на пальчик и снять. |
Дети кладут шарики в корзинку.
- Пора нам возвращаться в детский сад. Колобка возьмем с собой, проводим к дедушке и бабушке. А чтобы веселее было возвращаться, стихотворение про весну расскажем и покажем.
В-ль и дети:
Улыбаются все люди Весна, весна, весна! Она везде, она повсюду Красна, красна, красна! По лугу, лесу и полянке Идет, идет, идет! На солнышке скорей погреться Зовет, зовет, зовет! И в ручейке лесном задорно Звенит, звенит, звенит! По камушкам в реке широкой Журчит, журчит, журчит! Разносит запахи повсюду Цветов, цветов, цветов! И все живое сразу слышит Весенний звон | (Идут по кругу.) (Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.) (Ритмично шагают на месте.) (Взмахивают обеими руками к себе.) (Ритмично щелкают пальцами.) (Потирают ладони.) (Делают из пальцев «бутон».) (Прикладывают руку к уху.) (Хлопают в ладоши.) |
Дети уходят под музыку : «Песенка про Колобка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.
Цели:· Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».
Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Календарный план воспитательно-образовательной работы подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: Весенние сельскохозяйственные работы"
Календарный план воспитательно-образовательной работы...
Тема: «Быть здоровыми хотим». ( подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)
Тема: «Быть здоровыми хотим».( подготовительная группа компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи)Программное содержание: 1.Воспитание ценностного отношения детей к здоровью ...
Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Прогулка по весеннему лесу»
Открытое занятие музыкально-эстетической и познавательной направленности для детей 6-7 лет с ЗПР....