Конспект НОД ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье» в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Приключения в весеннем лесу»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Лихтинен Елена Сергеевна

Конспект занятия по развитию речи на основе сказки-массажки "Колобок" в  подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nov.docx39.1 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье»

в подготовительной группе компенсирующей направленности

для детей с ТНР

«Приключения в весеннем лесу»

                                                     Подготовила Лихтинен Елена Сергеевна

                                                     воспитатель группы компенсирующей

                                                      направленности для детей с ТНР                              

                                               

                             

Конспект НОД.  

 ОО «Коммуникация», ОО «Здоровье»

в подготовительной группе компенсирующей направленности  для детей с ТНР

«Приключения в весеннем лесу»

Программное содержание:

  1. Образовательные задачи:

ОО «Познание»: Закреплять и систематизировать знания  детей о характерных признаках весны. Упражнять детей в умении устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Развивать логическое мышление и внимание.

ОО «Коммуникация»: продолжать учить детей составлять сложноподчиненные    предложения с союзом «потому что»; продолжать развивать связную речь детей;  

ОО «Чтение художественной литературы»: Продолжать знакомить детей с литературными и фольклорными произведениями о весне (стихами, закличками, загадками).

ОО «Художественное творчество»: знакомить с творчеством русских художников пейзажистов.

  1. Коррекционно-развивающие задачи:

ОО «Коммуникация»: упражнять в образовании относительных прилагательных; развивать речевое дыхание, способствовать удлинению фонационного выдоха.

Формирование словаря:

- расширять и активизировать словарный запас на основе обогащения представлений о весенних явлениях природы;  закреплять умение  детей подбирать родственные слова к данному слову.

Грамматический строй речи:                                                                                      -  закреплять практический навык употребления имен существительных в форме родительного падежа единственного числа; закреплять практический навык употребления в речи относительных прилагательных.

ОО «Здоровье»: развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений;  развивать  слуховое восприятие, внимание и память; умение различать голоса птиц,   обучать приемам элементарного массажа БАТ с помощью массажных шариков и массажных ковриков, глазной гимнастике.

ОО «Физическая культура»: Развивать общую моторику, умение согласовывать движения с текстом.

ОО «Музыка»: формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведения различных жанров.

3.Воспитательные задачи:

ОО «Социализация»: Воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе; побуждать к желанию общаться; закреплять умение правильно воспринимать словесную инструкцию,

Предварительная работа: наблюдения за весенними явлениями в природе, рассматривание иллюстраций с изображением лесных растений, животных; беседа «Весна идет, весне – дорогу!», драматизация русской народной сказки «Колобок», разучивание сказки-массажки  «Колобок», слушание записи с голосами птиц и звуков леса.

Материалы:

Массажные шарики, корзинка, магнитная доска, клубки по количеству детей, схема маршрута, игрушечные звери: заяц, волк, медведь, лиса, птица, колобок, ширма, тонкая веточка, 2 стакана с водой, деревянный кубик, деревянный молоток, макет дерева, листья с однокоренными словами к слову «лес», подснежники (искусственные), массажные коврики, картинки – перья с предложениями,

Зрительный ряд: иллюстрации с лесными птицами, пейзаж И.Левитана «Март», А.Рылова «Зеленое кружево», иллюстрации с яблоками, грибами, ягодами,

Звуковой  ряд: песенка про Колобка, аудиозапись с голосами птиц, музыкальная пьеса П.И. Чайковского «Апрель» из цикла «Времена года»

Литературный ряд: загадки, закличка, стихи о весне.

Содержание:

В-ль: - Ребята, сегодня по дороге в детский сад я встретила сороку. Она несла в клюве письмо и бросила его прямо мне в руки.

Воспитатель читает письмо.

Формой я похож на мяч.
Был когда-то я горяч.
Спрыгнул со стола на пол
И от бабушки ушел.
У меня румяный бок…
Вы, узнали? (Колобок)

Приглашаю вас, ребята на прогулку по весеннему лесу. А чтобы вы не заблудились, посылаю вам план.

- Ох, непослушный Колобок! Опять в лес убежал!

Он от дедушки ушел
И от бабушки ушел.
Только, на беду, в лесу
Встретил хитрую … (лису)
 

- Я думаю, нам нужно поторапливаться, пока с Колобком беда не случилась. Давайте рассмотрим план. (Рассматривают план).

- Сплошные вопросы и загадки.  Медлить нам нельзя, будем разгадывать их по пути.

- В лес по сказочной тропинке

Попадем мы прямиком.

Но пройти ее придется

Нам, ребятушки, с клубком!

Звучит музыка.(Песенка про Колобка)

 Дети берут по клубку и проходят по «тропинке», сматывая попутно руками клубок.

- Клубочки привели нас к дереву. А под деревом корзинка. Что же в ней может быть?

(заглядываем в корзинку, находим в ней  шарики Су-Джок)

- Эти хорошо знакомые нам массажные шарики помогут нам в пути.

Сказка – массаж по мотивам р.н. сказки «Колобок» с использованием   колючих шариков – массажёров.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

Блок – З.

1. По дорожке прямиком,

 Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. Через ручеёк,

   

 Через мосток,

   

Через пенёк,

   

 За ёлку -  скок.

3. А оттуда Зайчик:   «Впущу в сказку, когда массаж ушек сделаете».

Зажимают массажёр между ладонями, пальцы вместе, прямые.

Катают массажёр между ладоней,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Берут и зажимают массажёр в правом  кулачке.

Перекладывают в другую ладошку и зажимают в левом кулачке.

Перекладывают и зажимают в правом кулачке.

Перекладывают и зажимают в левом кулачке.

Массаж ушных раковин:

1. Потирают массажёрами ушные

раковины обоих ушей по очереди.

2. Покалывают ушные раковины.

3. Прокатывают или потирают массажёрами за ушами.

По ритму текста.

По ритму текста.

Зажимать не до боли.

Не более 5 секунд на одно ухо.

- Вот спасибо тебе, зайчик! Бодрости и сил у нас прибавилось? А почему ты дрожишь? Боишься кого-то?

- Да, ребятки, зайчишка – трусишка, каждого звука пугается. Давайте послушаем лесные звуки (ведь наши ушки теперь еще лучше слышат), расскажем зайке, каких звуков бояться на стоит.

Дети складывают шарики в корзинку и садятся.

Звучит запись голосов птиц

- Узнаете голоса ? Чей голос ты слышишь, Миша? (Я слышу голос синицы)

 - А ты, Алена? (Я слышу голос кукушки)

Дети называют  птиц, находят их изображения.

В-ль: - А теперь закройте глаза и прислушайтесь: о чем говорит лес?

Воспитатель прячется за ширму и с помощью спрятанных там предметов издает звуки, имитирующие лесные шумы – надламывает толстые и тонкие ветки, в тазик с водой капает воду, переливает воду из одного стакана в другой, стучит молоточком по дереву. Затем предлагает детям высказаться, что бы это могло быть.

Ответы детей: заяц пробежался, ручеек журчит, слышна капель, дятел по дереву стучит.

-Это звуки леса, которые для тебя не страшны.

- Пора нам идти дальше.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – В.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. По широкому полю,

    По широкому раздолью.

    Катились, катились

    И на край леса прикатились.

Катают массажёр между ладонями,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

Катают массажёр по груди круговыми движениями или просто растирают им грудную клетку.

По ритму текста.

По ритму текста.

Делают круги в одну и другую стороны.

- А там волк!

Волк: Куда вы идете?

- Колобка ищем. Мы уже и песенку про него слышали.

Волк -  Я тоже петь люблю. Давайте вместе споем.

- Давай.  А наши колючие колобки нам помогут.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – В.

Дыхательная гимнастика-дренаж

1. Вдох через нос. На выдохе произносят протяжно гласные звуки: «а – э – и – о – у – е – ы». Одновременно постукивают себя массажёрами по груди. Вариант:

Встают парами и поколачивают друг другу по очереди спинку.

Снова зажимают массажёр между ладонями.

2-3 раза.

Дети кладут шарики в корзинку.

Волк:  Хорошо получилось! Только я вас дальше не пущу, потому, что мне ваша помощь нужна. Очень хочется мне, чтобы на этом дереве листочки побыстрее выросли. Солнышко пригревает, мне тень нужна.

- Дерево-то непростое. Давайте разбираться, что за листья  должны на нем вырасти . Вместо корня у него  слово «Лес». Значит листья – это родственные слова. Какие слова считаются родственными? (слова сходные по смыслу и по звучанию).

Дети подбирают родственные слова: лесной, лесная, лесные, лесник, лесовик, лесовичок, лесоруб, подлесок, перелесок,  лесок, и т.п. Воспитатель помещает их на дереве.

Волк: Вот спасибо!  Теперь я могу в тени прятаться. Проходите дальше!

-  Только вот куда? Давайте посмотрим на план. Тут загадки. Отгадаем – узнаем, куда идти.

Загадки:

1. Первым вылез из темницы
  На лесной проталинке.
  Он мороза не боится,
  Хоть и очень маленький.
 (Подснежник)

В-ль: - Молодцы, ребята! Вот солнечная полянка, а на проталинке – подснежники.

Звучит музыка : П.И Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»

 Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Подснежник».

В лесу, где березы столпились гурьбой,

Подснежника глянул цветок голубой.

Сперва понемножку

Зеленую выставил ножку.

Потом потянулся из всех своих сил

И тихо спросил:

- Я вижу погода тепла и ясна

Скажите, ведь правда, что это весна?

Поднять руки с растопыренными пальцами

Сложить ладони «бутоном»

Вытянуть вперед одну руку

Вытянуть вперед другую руку

Потянуться

Приложить палец к губам

Пальцы обеих рук по очереди «встречаются» с большими, начиная с указательного.

2.  - Читаем следующую Загадку:

        Ее всегда в лесу найдешь,

        Пойдем гулять и встретим.

        Она колючая, как ёж,

        Зимою в платье летнем.  (ель)

3. - Вот и ель. А эта загадка про кого?

     Хозяин лесной, просыпается весной.

    А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь)

- Смотрите, вот и берлога. Давайте заглянем.

Дети приподнимают ткань, заглядывают под нее и обнаруживают там игрушечного медведя, лежащего на боку.

В-ль: - В лес весна  пришла, а медвежонок до сих пор спит еще в своей берлоге! Давайте-ка разбудим его – произнесем закличку, которой в старину весну зазывали.

В-ль и дети:

- Весна! Весна!

Приди, красна,

С ясным солнышком,

Колоколнышком,

Принеси урожай

В наш родимый край.

Хлопают над головой

Крутят ладошками с растопыренными пальцами

Хлопают поочередно ладонями и кулачками.

В-ль: - Медвежонок зашевелился! Но вылезать из берлоги не хочет. Говорит, что мама оставила ему картинки с изображением весны, велела смотреть на них и ждать, когда такая весна наступит. Он на картинки смотрит и не понимает, наступила весна или нет.

Давайте поможем медвежонку разобраться.

Это картина Исаака Левитана «Март». Но что- то пейзаж, и правда, больше похож на зимний.

(Дети доказывают, что на картине весенний пейзаж. Помочь детям понять, что картина посвящена ранней весне)

- Ну, хорошо, убедили вы нас с мишкой. А  это картина  А. Шевелева «Весна в усадьбе». Но мне этот пейзаж больше напоминает лето.

(Выслушать аргументы детей, подвести к пониманию, что это поздняя весна)

- Мы с медвежонком согласны – оба пейзажа - весенние. А чтобы он быстрее проснулся, научим его делать массаж стоп на травке. Вылезай, мишка из берлоги, вставай на травку.

Дети встают на массажные колючие коврики ногами.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – М.

1. Мишка, мишенька, медведь,

Ну, не надо так реветь,

Потопчись,

Покружись,

Вместе с нами повертись!

Массаж для стоп ног.

1. Делают перекаты с носков на пятки.

2. Делают перекаты с внешней стороны стоп на внутреннюю.

3. Топчутся с ноги на ногу.

4. Топчутся и поворачиваются вокруг себя.

5. Делая быстрые повороты корпусом влево-вправо (руки в локтях согнуты, прижаты к бокам), елозят стопами по коврику.

Сходят с коврика, 2-3 сек. стоят на гладком полу.

2-3 раза.

- Подскажи нам Мишка, куда дальше идти, где Колобка найти?

- Идите прямо, встретите птицу – небылицу, она вам подскажет.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – П.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

2. Вдруг летит к нам птица,

    птица – небылица.

    Подхватила колобок,

    Подняла на потолок:

    Выше, ещё выше.

    Ниже, ещё ниже.

    Вправо полетела,

    Влево полетела.

    Пред глазами                    покружилась,

    И на носик опустилась.

Гимнастика для глаз:

1. Поднимают массажёр вверх, следят за ним взглядом. Голова не поднимается.

2. Опускают массажёр вниз, следят за ним взглядом. Голова не опускается.

3. Переводят массажёр в правую сторону, следят взглядом. Голова не поворачивается.

4. Переводят массажёр в левую сторону.

5. Круговые движения глазами.

6. Массажёр держат в вытянутой руке и постепенно приближают к носу, следят взглядом.

1 раз.

1 раз.

1 раз вправо,

1 раз влево.

1 раз.

- Улетела птица, птица – небылица. Перья  обронила, а на перьях неправильные предложения. Может быть, если мы их исправим, перышки нас к Колобку приведут.

Дети садятся.

Воспитатель читает предложения:

  • Снег растаял, потому, что расцвели подснежники. (Подснежники расцвели потому, что растаял снег)
  • Весна наступила потому, что прилетели птицы. (Птицы прилетели потому, что наступила весна)
  • Солнце пригревает потому что тают сосульки. (Сосульки тают потому, что пригревает солнце)
  • Ветер дует потому, что качаются деревья. (Деревья качаются потому, что дует ветер)
  • Дождь пошел потому, что мама взяла зонт. (Мама взяла зонт потому, что пошел дождь)
  • Стало тепло потому, что на деревьях набухли почки. (Почки на деревьях набухли потому, что стало тепло.)

- Молодцы, вы исправили все небылицы и перышки зовут нас дальше.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – Л.

1. По дорожке прямиком,

    Всё бегом, бегом, бегом.

   А потом кругом, кругом

   Всё равно бежим бегом.

Катают массажёр между ладонями,

двигая ладони вперёд-назад.

Катают массажёр между ладонями круговыми движениями.

По ритму текста.

По ритму текста.

Дети находят Колобка с лисой.

- Как вовремя мы подоспели! Не успела лиса колобка съесть! Лисонька, не ешь нашего Колобка.

Лиса: Я еще подумаю, нужно ли мне вашего Колобка есть. Он и не пахнет ничем, может быть несъедобный?

- У тебя, наверное, заложен нос, вот ты и не различаешь запахи. Давай мы с ребятами покажем тебе, как можно носику помочь. А ты за это Колобка отпустишь.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – Л.

Стал колобок  

   носик щекотать.

Массаж БАТ носа:

1. Прокатывают или растирают

точку между бровями.

2. Поглаживают носик с обеих сторон, вдоль линии носа.

3. Покалывают точки гайморовых впадин, кончик носа, под носом.

3-5 секунд.

3-5 сек.

По 3-5 сек.

Лиса: Ах, как хорошо мой носик стал дышать!

- Лисонька, ты обещала отпустить Колобка.

Лиса: Раз обещала – отпущу. Лучше вернусь к себе домой и пирогов напеку.

- Давай мы тебе подскажем, с чем можно пироги печь.

Выставить картинки: яблоко, ягоды, клюква, черника, земляника, грибы.

- Начинка из яблок, какая? (яблочная)

- Начинка из земляники, какая? (земляничная).

Лиса: Яблоки и ягодное варенье у меня в кладовочке есть.  А где же я грибов возьму? Они только летом появятся.

- Есть в лесу весенние грибы. Помните, дети, как они называются? (если дети не помнят, назвать самой - сморчки).  Поищи, лисонька на солнечных полянках, будут тебе и грибы. (Находит)

Лиса прощается с детьми.

- Вот и спасли мы Колобка. Колобок от радости запел свою любимую песенку. А мы ему подпоем.

Текст сказки

Описание движения

Примечание

БЛОК – К.

Дети раскрывают массажёры-колобки, а там пальчиковые массажёры.

Массаж БАТ носа:

Дети самостоятельно

прокатывают массажёры по каждому пальчику.

Я колобок – колобок,

По амбару метен,

По сусеку скребен,

В печку сажен,

На окошке стужен,

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

И от зайца ушел,

И от волка ушел,

От медведя ушел,

А от лисы меня ребята спасли.

 Массажёры складываются

На каждую строчку надеть колечко на  пальчик и снять.

Дети кладут шарики в корзинку.

-  Пора нам возвращаться в детский сад. Колобка возьмем с собой, проводим к дедушке и бабушке. А чтобы веселее было возвращаться, стихотворение про весну расскажем и покажем.

В-ль и дети:

Улыбаются все люди

Весна, весна, весна!

Она везде, она повсюду

Красна, красна, красна!

По лугу, лесу и полянке

Идет, идет, идет!

На солнышке скорей погреться

Зовет, зовет, зовет!

И в ручейке лесном задорно

Звенит, звенит, звенит!

По камушкам в реке широкой

Журчит, журчит, журчит!

Разносит запахи повсюду

Цветов, цветов, цветов!

И все живое сразу слышит

Весенний звон

(Идут по кругу.)

(Поднимают руки над головой и ритмично хлопают в ладоши.)

 (Ритмично шагают на месте.)

(Взмахивают обеими руками к себе.)

(Ритмично щелкают пальцами.)

(Потирают ладони.)

(Делают из пальцев «бутон».)

(Прикладывают руку к уху.)

(Хлопают в ладоши.)

Дети уходят под музыку : «Песенка про Колобка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)

Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничен...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с заиканием на тему «Мебель». «Область коммуникация». Развитие всех компонентов речи. Расширение кругозора.

Цели:·         Образовательные: объяснить значение слова «интерьер», немного истории о создании различных предметов мебели, их назначение, вспомнить с детьми, и...

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Путешествие по сказочному лесу».

Итоговое занятие в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Тема: «Быть здоровыми хотим». ( подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с нарушением речи)

Тема: «Быть здоровыми хотим».( подготовительная группа компенсирующей направленностидля детей с нарушением речи)Программное содержание: 1.Воспитание ценностного отношения детей к здоровью ...

Интегрированная НОД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ «Прогулка по весеннему лесу»

Открытое занятие музыкально-эстетической и познавательной направленности для детей 6-7 лет с ЗПР....