В гости к Деду Буквоеду (Образовательная область «Коммуникация», коррекционно-развивающая работа. Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи)
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Непосредственная образовательная деятельность направлена на дифференциацию у детей на слух и в произношении звуков Б-П, развитие фонематического слуха и фонематического восприятия, а также разграничение понятий "одежда", "обувь", "головные уборы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_3.zip | 17.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- тренировать детей в различении на слух звуков [п] [п'] – [б] [б'] (изолированно, в слогах, словах, предложениях) с опорой на их артикуляционные признаки;
- закрепить соотнесение глухих звуков [п], [п'] с буквой П, а звонких [б] ,[б'] с буквой Б;
- упражнять в звукобуквенном анализе слов;
- закреплять понятия звонкий, глухой согласный;
- расширять словарный запас по теме “Одежда”;
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух и восприятие;
- активизировать зрительное восприятие, моторику рук;
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать навыки самоконтроля;
- закреплять умение работать в коллективе сверстников.
Материалы и оборудование: картинки-символы звуков [п]– [б], карточки с буквами, перфоконверты, карандаши простые, портрет Деда Буквоеда, электронная презентация с развивающими играми, мяч.
Ход непосредственной образовательной деятельности
- Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы с вами побываем в гостях у Деда Буквоеда. Давайте расскажем, что мы будем делать.
Пальчиковая гимнастика
С Дедом Буквоедом
Мы пойдём по сказке звуков,
Нам преграды нипочём,
Не боимся злых мы духов.
Будем с язычком дружить
И с воздушной струйкой тоже.
Ну а звуки говорить
Буквоед нам всем поможет.
- Введение в тему.
Логопед: Я знаю, что Дед Буквоед очень любит играть на музыкальных инструментах: балалайке и музыкальной погремушке. Чтобы было веселее, он вовремя игры произносит первый звук, с которого начинается название этого музыкального инструмента. Получается очень забавно. Как вы думаете, какой звук произносит Дед Буквоед, когда бьёт по струнам балалайки?
Дети: Звук [б] .
Логопед: Попробуем сыграть также (имитация игры на балалайке, произнося звук [б] . А когда звенит погремушкой, что он напевает?
Дети: Он поёт: [п] - [п] - [п] .
Логопед: Давайте попробуем также сыграть (имитация игры с погремушкой).
- Новый материал
- Сравнительная акустико-артикуляционная характеристика звуков.
Слайд №1.
- Дайте характеристику звуку [б] (с опорой на план-схему характеристики звуков).
- Назовите ему парный мягкий звук.
Дети: Звук [б']. (характеристика звука с опорой на план-схему)
- Дайте характеристику звуку [п] (с опорой на план схему характеристики звуков).
- Назовите ему парный мягкий звук.
Дети: Звук [п'] (характеристика звука с опорой на план-схему).
Вывод
Сходство: звуки [б] и [п] - согласные; при произнесении этих звуков активное участие принимают губы. Они смыкаются и резко размыкаются под напором выдыхаемого воздуха, образуя звук.
Различие: когда мы произносим звук [б] , то, приложив пальцы к горлу, можно услышать, как горлышко «работает»( звенит), а при произнесении звука [п] горлышко молчит; звук [б] - звонкий, а звук [п] - глухой.
2.Игра «Повтори песенку» (с мячом):
Логопед: Дед Буквоед просит спеть с ним песенку:
Ба-па-ба па-ба-ба Бо-по-бо по-бо-по Бу-пу-бу пу-бу-пу
3. Различение звуков [б] и [п] в ряде звуков, слогов, слов.
Логопед: Дед Буквоед предлагает поиграть: он будет называть звуки, слоги, слова. Когда вы услышите звук [б], поднимите картинку с изображением балалайки, а на звук [п] - картинку с изображением погремушки.
Звуки: [п], [т], [б], [в], [г], [л], [п] , [б], [н], [б], [п].
Слоги: ка- па – но – ло – бы – гу – бо – пы
Слова: бумага, газета, пакет, сова, бублик, пряник, банан.
4. Дифференциация [б][б’] – [п][п’] в предложениях.
Слайд №2
«Игра Деда Буквоеда»
Вам Буквоед подарил
На наряды сто рублей.
Что хотите, покупайте,
Но наряды выбирайте
Лишь со звуками [б], [ б’] в названье…
Приготовились. Вниманье!
(Отвечать нужно полными предложениями)
- Вы наденете юбочку с блузкой или платье? (Я надену юбочку с блузкой.)
- Вы выберете шубу или пальто? (Я выберу шубу.)
- На голове будет берет или шляпа? (На голове будет берет.)
- На шею наденете бусы или цепочку? (На шею надену бусы.)
- Блузку украсят бантики или пуговицы? (Блузку украсят бантики.)
- Выбирайте обувь: сапоги или ботинки. (Я выберу ботинки.)
- Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.
- Закрепление. Связь букв и звуков.
- Сравнение букв Б – П
- Подсчитать сколько букв Б на карточке.
- Подсчитать сколько букв П на карточке.
Б п б П П п б п п п б |
2.Чтение слоговой таблицы. Слайд №3
3.Д/игра «Скажи наоборот». Проверь себя - прочитай.
Слайд №4
Па – ба По – бо Пу – бу Пы – бы
4.Д/игра «Замени первый звук в слове». Проверь себя – прочитай.
Слайд №5
пой – бой почка – бочка папка – бабка папа – баба падать – бодать
- д Буквоед хочет узнать как вы умеете различать звуки [б] - [п] -[б,] - [п,]. Возьмите перфоконверты. Я называю слова, а вы внимательно слушаете и записываете буквы, стоящие в начале слова в окошки конвертов.
Первый ряд: пальто, брюки, пиджак, блузка
Второй ряд: берет, боты, пуловер, пилотка
- Итог.
Логопед: Вот и настала пора прощаться с Дедом Буквоедом. Давайте вспомним, в какие игры мы играли с Буквоедом. Что вам сегодня больше всего понравилось? Дети называют игры и от Деда Буквоеда получают подарки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект занятия для работы с детьми с тяжёлым нарушенем речи...
Годовой план работы воспитателей Пономаренко С.А. в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи «Светлячок»
Целями и задачами на учебный год является:Цель – всестороннее развитие детей.Задачи:достижение гармоничного физического и психического развития воспитанников;диагностика и анализ уровня развития...
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи
Данная программа разработана на основе «Адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи, с учётом «Примерной комплексной образо...
Конспект занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи "Дифференциация звуков С и Ш в слогах, словах, предложениях" (В гостях у куклы Маши)
Закрепление пройденного материала....
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)
Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...