Занятие Рассказ по картине.
план-конспект занятия (развитие речи, старшая группа) по теме
Рассказ по картине является одним из самых сложных разделов, так как детям неоюходимо умение создавать полные предложения, слова характеризующие предметы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kartina_grachi_prileteli.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
картина А. к. саврасова
«грачи прилетели»
Цели:
– дать краткие биографические сведения о художнике А. К. Саврасове;
– познакомить с творчеством А. К. Саврасова;
– раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»;
– воспитывать любовь к изобразительному искусству; к творчеству русских художников; чувство к прекрасному, безграничную любовь к родной земле.
Зрительный ряд:
– портрет художника А. К. Саврасова;
– иллюстрации с пейзажами А. К. Саврасова «Грачи прилетели», «Сельский вид», «Весенний день», «Закат над болотом», «Дворик», «Рожь»;
– грамзапись П. И. Чайковского «Времена года»;
– словарные слова.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель. Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством замечательных русских художников, произведения которых радуют нас своей красотой, чувственностью, яркостью и выразительностью образов.
«Отраженье – искусство природы», –
Говоришь ты и смотришь на воды.
– «Это ж рабская копия» –
«Нет, это подлинник», – слышу в ответ.
Л. Звонарева
II. Введение в тему.
1. Прослушивание грамзаписи П. И. Чайковского «Времена года. Март».
2. Беседа о картине.
– Что вы представляли себе, слушая музыку? А если бы каждый из вас был художником, что бы нарисовал?
(Передо мной предстала такая картина. Весна. Утро. Небо светло-серое, без туч, светит солнце. По небу тянутся стаи птиц. Вода в пруду темная, в ней отражаются еще голые стволы деревьев. В дали виднеется деревня, пастух гонит стадо коров на пастбище.)
– Хорошая картина получилась в творческом воображении. А какое время года вы представили? (Весну.)
– А точнее – раннюю весну? позднюю весну? Почему? (Ранняя весна – март. Пробуждается природа: тает снег, прилетают птицы, набухают почки, появляется трава.)
III. Изучение нового материала.
1. Вступительная беседа.
Воспитатель. Сегодня мы совершим путешествие в музей, чтобы узнать о замечательном русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове и его творчестве.
– Кто из вас знаком с творчеством этого художника? Какие его картины вам известны? («Весенний день», «Рожь».)
– Сейчас мы с вами посмотрим эти и другие картины А. К. Саврасова.
Воспитатель демонстрирует иллюстрации с пейзажами А. К. Саврасова: «Весенний день», «Рожь», «Сельский вид», «Дворик», «Закат над болотом».
2. Сообщение воспитателя о биографических данных художника А. К. Саврасова.
Воспитатель обращает внимание на портрет А. К. Саврасова.
Одни из основоположников и классиков русской пейзажной живописи – Алексей Кондратьевич Саврасов родился в 1830 году в Москве, в семье небогатого купца. Уже в юношеские годы он начал заниматься живописью. В 1844 году после окончания трехклассного училища он поступил в Московское училище живописи, ваяния, зодчества. С 1857 по 1882 год А. К. Саврасов вел в Московском училище пейзажный класс. Он учил будущих художников любить и понимать природу, и его ученики – И. И. Левитан, К. А. Коровин и другие всегда с благодарностью вспоминали А. К. Саврасова как прекрасного учителя и доброго, отзывчивого человека.
Физкультминутка
По весне к нам с юга мчится
Черная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач,
Насекомых ест всех грач!
(Дети повторяют движения за воспитателем.)
IV. Изучение нового материала.
1. Рассказ воспитателя.
«Грачи прилетели» была очень тепло и восторженно встречена и критикой, и зрителями. И. И. Левитан писал: «Саврасов радикально отказался от общепринятого отношения к пейзажу, избирая уже не исключительно красивые места сюжетом для своих картин, а наоборот, стараясь отыскать и в самом простом и обыкновенном те интимные, глубоко трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу. С Саврасова появилась лирика в живописи пейзажа и безграничная любовь к своей родной земле».
Картина «Грачи прилетели» – высшее творческое достижение А. К. Саврасова, произведение, глубоко новаторское не только по сюжету, но, что значительно важнее, по образному решению. Ее сюжет необычайно прост: ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. В своей основе этот пейзаж был увиден Саврасовым в натуре. Работу над картиной художник начал ранней весной 1871 года в селе Молвитино Костромской губернии. Затем А. К. Саврасов некоторое время жил и работал в Ярославле. Художник создал в картине живой и трепетный образ русской природы.
(Одновременно рассказывая, воспитатель обращает внимание детей на картину.)
На картине художник закрепил главное впечатление бескрайнего простора, сумел передать ощущение спокойного величия природы. Но природа эта самая будничная. Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд, вдали земля освобождается от снежного покрова. Небо покрыто облаками, гонимыми ветром, все в природе озарено весенним солнцем. На березах в своих гнездах суетятся, гомонят грачи. А за невысоким забором течет неспешная жизнь людей, из трубы дома идет дымок. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви, этой обязательной принадлежности русского сельского пейзажа. Человек в картине Саврасова остается как бы за кадром, и все же его незримое присутствие хорошо ощущается в этом скромном и поэтическом мире.
Для Саврасова важнее всего было решить извечную задачу: уловить и передать гармонию между человеком и окружающей его природой. В своей картине Саврасов первым из русских пейзажистов сумел раскрыть душу русской природы.
И. И. Левитан писал: «Какая простота! Но за этой простотой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому все это дорого и близко его сердцу».
V. Итог занятия.
– С творчеством какого художника вы познакомились?
– Какие картины А. К. Саврасова вы запомнили?
– Что выразил в картине «Грачи прилетели» русский художник?
– Какое настроение у вас осталось от знакомства с этой картиной?
– Что каждый из вас испытывает с приходом ранней весны, с пробуждением природы?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие "рассказ по картине"
Рассказ по картине - один из самых сложных разделов, учим детей находить слова-характеристики,составлять полные предложения...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план....
Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
Материал представляет собой конспект подгруппового логопедического занятия по развитию связной речи....
Занятие Рассказ по картине «Корова с теленком»
Занятие Рассказ по картине «Корова с теленком»...
Использование технологии синквейн в ходе обучения составлению рассказа по картине. Тема занятия: «Составление рассказа по картине И. Левитана «Золотая осень»
Это опыт организации работы по рпзвитию речи с детми старшего дошкольного возраста. На этом занятии я показала как можно использовать технологию синквейн в составлении рассказа по пейзажно...
Конспект занятия рассказ по картине
Конспект занятия рассказ по картине "Мы дежурим"...
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны» и составление рассказов по картинам
Конспект интегрированного занятия по рассматриванию картин И. Грабаря «Вешний поток» и В. Бялыницкого-Бирули «Изумруд весны»и составление рассказов по картинам...