Занятие "рассказ по картине"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Никифорова Наталья Ивановна

Рассказ по картине - один из самых сложных разделов, учим детей находить слова-характеристики,составлять полные предложения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kartina_shishkina_rozh.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Картина И. и. шишкина «рожь»

Цели:

– познакомить с биографическими данными и творчеством И. И. Шишкина;

– раскрыть сюжет картины И. И. Шишкина «Рожь»;

– содействовать формированию любви к родной природе;

– воспитывать нравственно-эстетические и гражданские качества личности.

Зрительный ряд:

– портрет художника И. И. Шишкина и годы его жизни;

– иллюстрации работ художника И. И. Шишкина «Лес зимой», «На севере диком», «Лесные доли», «Утро в сосновом лесу»;

– стихотворение С. Маршака «Времена года»;

– грамзапись П. И. Чайковского «Времена года»;

– колосья ржи.

Ход занятия

I. Введение в тему.

1. Чтение стихотворений детьми.

Чтение стихотворений проходит на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года. Август».

летом

        Зарумянилась вишня и слива,

        Налилась золотистая рожь,

        И как море волнуется нива,

        И в траве на лугах не пройдешь…

                                Н. Греков

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится.

Пшеница золтится.

                        Ю. Соколова

2. Беседа.

– О каком времени года говорят поэты? (О лете.)

– Назовите основные признаки лета. (Жарко, дни длиннее ночей, все цветет, растет, и созревает урожай. Дети отдыхают в летних лагерях – купаются, загорают, оздоравливаются и т. д.)

– Летом обычно стоит теплая солнечная погода. Расскажите, какую одежду обычно носят летом. (Ответы детей.)

– Летом можно увидеть на небе разноцветную радугу. Она появляется, когда идет дождь и светит солнце.

– Летом иногда бывают грозы. Гремит гром, сверкают молнии. Особенно хорошо молнии видны на темном ночном небе.

В жаркую погоду хорошо около реки или моря.

А как весело купаться в теплой прозрачной воде!

Сколько цветов на лужайке! А какие красивые бабочки и стрекозы здесь летают!

В лесу поспели ягоды: душистая земляника и сладкая черника.

II. Рассказ о творчестве художника.

Слово педагога: ознакомление с биографией И. И. Шишкина.

Воспитатель. Продолжаем знакомство с великими художниками и их картинами.

Иван Иванович Шишкин явился создателем русского эпического пейзажа. Произведения этого популярного художника хорошо известны. Наследие Шишкина огромно: это сотни картин, тысячи этюдов и рисунков, множество гравюр. Титанический труд художника вызывал к себе глубокое уважение со стороны современников. Большой любовью зрителей пользуется искусство Шишкина и в наши дни.

Иван Иванович родился в 1832 году в городе Елабуге на Каме в купеческой семье. Благодаря своему отцу, страстному любителю природы, он еще в детстве открыл для себя ее величие и красоту. С 1852 по 1856 год он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а с 1856 по 1860 год – в Петербургской Академии художеств. В эти годы он сблизился со многими передовыми художниками. Здесь сложились и взгляды И. И. Шишкина – художника и человека. 70–90-е годы XIX века – пора высших творческих достижений Шишкина, к числу которых, безусловно, принадлежит его знаменитая «Рожь».

Физкультминутка

Ветер веет над полями

Ветер веет над полями,

И качается трава.

(Дети плавно качают руками над головой.)

Облако плывет над нами,

Словно белая гора.

(Потягивание – руки вверх.)

Ветер пыль над полем носит.

Наклоняются колосья –

Вправо-влево, взад-вперед,

А потом наоборот,

(Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Мышки прячутся во ржи.

Как увидишь их, скажи!

В норке прячется полевка.

Покажись, скорей, плутовка!

(Приседания.)

Мы взбираемся на холм,

(Ходьба на месте.)

И немного отдохнем.

(Дети садятся за парты.)

III. Изучение нового материала.

1. Сообщение воспитателя о сюжете картины И. И. Шишкина «Рожь».

Картина И. И. Шишкина «Рожь» стала воплощением образа самой России. Широкие неоглядные дали открываются перед нами; в хлебах, стеной стоящих до горизонта, теряется дорога. А в прозрачную синеву неба торжественно поднялись могучие, богатырские сосны. Общее впечатление, рождаемое этой картиной, – сильное, захватывающее. Тщательно исполненные детали свидетельствуют о том, что художник по-настоящему глубоко знал природу. Золотистая спеющая рожь клонит свои тяжелые, налитые колосья почти до самой земли, в хлебах синеют васильки. Низко над землей летят ласточки – будет дождь, из-за горизонта поднимается тяжелая темная туча, предвестница грозы. Справа во ржи растет сосна с могучей пышной кроной.

В картине «Рожь» И. И. Шишкин создал величавый образ русской земли, неоглядно просторной, суровой и прекрасной. Для своей картины художник выбрал полотно довольно большого размера и горизонтального формата и построил композицию так, что дорога невольно ведет наш взгляд в бесконечную глубину золотистого моря ржи. Эпически величавый мир произведения И. И. Шишкина обращен сразу ко многим людям. Это типичнейший русский равнинный пейзаж. Картина производит сильное впечатление благодаря необычайной жизненности мотива, внутренней цельности образа и глубине выражения художественной идеи. Чувствуется, что создавая ее, художник был преисполнен огромной веры в богатства природы, которыми она щедро награждает труд человека. В картине И. И. Шишкина рожь – дело рук народа, результат творческой силы и размаха, присущих русским людям.

2. Творческое задание.

Воспитатель раздает детям колосья ржи.

– Внимательно рассмотрите колосья ржи и нарисуйте их. Варианты принимаются любые: одинокий колос у дороги, поле ржаных колосьев, сноп ржаных колосьев и т. д.

IV. Итог занятия.

– С творчеством какого художника сегодня познакомились?

– Какие картины художника И. И. Шишкина вы знаете?

(И. И. Шишкин «Рожь», «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу» и т. д.)

– Какие чувства, настроение вызывают у вас картины И. И. Шишкина?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Цели:- учить составление описательные рассказы по пейзажной картине; - учить художественному видению пейзажной картины, стимулировать желание внимательно ее рассматривать;- развивать эмоцио...

Презентация технологии поэтапного вхождения в картину К Коровина "Северная идиллия" "Я в картине"

При рассматривании подлинников музейный педагог использовап музейные игры и методические приёмы. Чтобы возникние у детей образы дольше проживали, для более полного восприятия, нами, командой детского ...

Презентация технологии поэтапного вхождения в картину К Коровина "Северная идиллия" "Я в картине"

При рассматривании подлинников музейный педагог использовап музейные игры и методические приёмы. Чтобы возникние у детей образы дольше проживали, для более полного восприятия, нами, командой детского ...

Занятие в старшей группе. «Знакомство детей с картинами русских художников, описание картин».

Цель: Познакомить детей с картинами русских художников.Задачи: Продолжать знакомить детей с картинами русских художников: Васнецова, Шишкина, Левитана, Саврасова. Закрепить умение отвечать на во...

как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин

Рекомендации по работе над составлением рассказов по картине и серии картин с детьми с ОНР молодым логопедам....

Конспект занятия по развитию речи «Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» (старшая группа) Конспект по развитию речи Обучение рассказыванию по картине «Зайцы» Тема: Обучение рассказыванию по картине «Зайцы»

Это занятие направлено на формирование у детей умения рассказывать по картине «Зайцы» (из серии «Дикие животные» П. Меньшиковой), придерживаясь плана.В перв...