Конспект открытого занятия по развитию связной речи: Составление описательного рассказа по картине с опорой на картинно-графический план.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Занятие по развитию речи: " Составление описательного рассказа ( с элементами творческого рассказа) с опорой на картинно-графический план.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 582.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи:
составление описательного рассказа (с элементами творческого)
по картине «Зимний лес».
Цель:
Обучать детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.
Задачи:
1. Учить детей понимать замысел картины.
2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.
3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.
4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами, в образовании сравнительных оборотов и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.
5. Упражнять в образовании родственных слов, кратких прилагательных.
6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.
7. Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к лесу.
Оборудование:
Индивидуальные карточки-схемы, презентация, репродукция картины «Зимняя тропинка»
Р. Сайфульмулюкова, музыкальный центр (запись звука шагов по снегу, музыка для физминутки), картинно-графический план, искусственная елка.
Ход занятия:
Дети входят в зал, здороваются с пришедшими гостями.
- Организационный момент.
На стульчике каждого ребенка лежит карточка с графической схемой. Логопед предлагает
«прочитать» схему и прикрепить ее на магнитную доску.
Логопед (Л): Дети, посмотрите внимательно на доску.
Скажите признаки какого времени года мы сейчас назвали.
Дети (Д): Признаки зимы.
- Основная часть.
Показ слайдов: зима в городе – зима в лесу.
Л: Ребята, где лучше любоваться красотой зимы: в городе или в лесу?
Д: В лесу.
Л: Я согласна с вами.
Хочу рассказать вам случай, который произошел со знакомым мне мальчиком, когда он пошел в лес.
Рассказывает он мне (от 1лица): «…».(стихотворение К. Ибряева «Приглашаю в лес на елку»).
О какой лесной красавице рассказывал мальчик?
Д: О елочке.
Л: Давайте тоже отправимся в лес, полюбуемся сказочным зимним лесом. Поможет нам в этом репродукция картины современного художника.
Предъявление картины.
« Говорят, зимою лес
Полон сказочных чудес.
А давайте поспешим
Да на чудо поглядим.»
Л: Итак, рассмотрим картину и составим описательный рассказ зимнего леса и графический план к нему.
Вопрос- ответ- графический знак – параллельно с анализом пейзажа составляется картинно-графический план.
.
- Каков лес зимой?
(Красив, загадочен, прекрасен)
- Вдохнем глубоко. Какой воздух в зимнем лесу?
(Чистый и прозрачный)
- Давайте рассмотрим небо. Какое оно?
(Голубое небо, на нем нет ни облачка)
- Что мы слышим в зимнем лесу?
(Тихо)
- В лесу тихо, никого не видно, нет ни единого движения - лес словно …
(Притаился, замер)
- Когда мы шли по лесной тропинке, то слышали скрип под ногами. Чем укрыта лесная поляна?
(Снегом)
Каким?
(Белым, пушистым)
На что похож белый пушистый снег? С чем его можно сравнить?
(С одеялом)
- Какие деревья преобладают в этом лесу?
(Березы – березки)
Какие они?
(Стройные)
Стайные березки стоят как?
(Неподвижно)
Что лежит на тонких ветках березок?
(Снег – снежок)
Давайте пофантазируем: почему стройные березки стоят неподвижно?
(Боятся уронить снежок со своих тонких веток)
- Нам на пути встретился …(указываю на пенек, жду ответа детей)
(пень – пенек)
Пенек почти замело снегом. Значит он какой?
(Заснеженный)
Вспомните рассказ Г. Скребицкого «На лесной полянке».
С чем сравнивает автор пенек?
(Пенек – терем-теремок)
Кто мог заселиться в этот терем-теремок?
(Букашки и жуки)
- Какие красавицы украшают зимний лес?
(Елки – елочки)
- Акцентирую внимание детей на том, что елочки зимой на фоне белого снега еще зеленее.
- Какие ветви у елочек?
(Пышные, большие)
Холодно, морозно. Под чем спрятали елочки свои пышные ветви?
( Под снегом)
С чем можно сравнить это убранство? Накидываю себе на плечи пуховую шаль. Даю детям потрогать
.
- Страшен ли елочкам мороз в таком наряде?
(Не страшен)
- После прогулки по зимнему лесу мы вернемся домой, в город. Хочется ли вам унести с собой эту красоту (эти красивые впечатления) ?
Л. произносит получившийся рассказ.
3. Физкультурная минутка.
Л. приглашает детей на «полянку». Под музыку имитация катания на лыжах, на коньках, игра в снежки ( детская песня З. Петровой, А. Островского «Хорошо, что снег пошел»)
4. Дети рассказывают рассказ по плану.
5. Подведение итогов
Л: Насмотрелись мы чудес.
Жди нас снова, зимний лес.
Понравилась вам прогулка по зимнему лесу?
Почему же мальчик не срубил елочку?
(Ответы детей)
Что придумали люди, чтобы не рубить елки в лесу для Нового года?
(Ответы детей)
Л: Ни листочка, ни травинки!
Тихим стал наш лес и сад.
И березки, и осинки
Скучные стоят.
Только елочка одна
Весела и зелена.
Видно, ей мороз не страшен,
Видно, смелая она!
Сюрпризный момент: искусственная елка, под ней ларец с подарками.
Рэм Сайфульмулюков
Репродукция картины «Зимняя тропинка»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа с использованием схемы"
Конспект занятия по развитию связной речиу детей подготовительной группыТема: "Составление описательного рассказа использованием схемы" ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/17/picture-500541-1413552105.jpg)
Конспект занятия по развитию связной речи "Составление описательного рассказа об одежде"
Занятие в старшей логопедической группе на тему "Составление описательного рассказа о платье"...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/11/picture-1030336-1523461543.jpg)
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи "Составление творческого рассказа о лесных обитателях"
В конспекте раскрывается интеграция продуктивной деятельности и коррекционно-расзвивающей работы в процессе составления творческих рассказов. Использование коллективной работы, поделок, сенсорно...
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи. Составление рассказа по сюжетной картине «Наш детский сад»
В конспекте удачно продуман мотивационный этап. Творческий подход к изучаемой теме вызывает интерес у детей. Ключевые вопросы помогают детям рассуждать и делать выводы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/16/picture-945730-1505574696.jpg)
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР).
Конспект НОД по развитию связной речи «Составление описательного рассказа о зимних видах спорта» в подготовительной группе для детей с ОВЗ (ТНР)....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1230504-1588155748.jpg)
КОНСПЕКТ коррекционной образовательной деятельности по развитию связной речи «Составление описательного рассказа «Зимние забавы» по картинно-графическим схемам
Тема: «Составление описательного рассказа по мнемо – дорожкам «Зимние забавы». Программное содержание: Учить составлять описательный рассказ по картине, вопросам лог...
Конспект открытого занятия по развитию связной речи «Составление творческого рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ»
Составление творческого рассказа на основе восприятия картины через разные органы чувств с использованием технологии ТРИЗ....