Конспект логопедического занятия Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического плана»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) по теме

Светлана  Геннадьевна Ульяновская

Материал представляет собой конспект  подгруппового логопедического занятия   по развитию связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_na_konkurs.docx682.21 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического  занятия

Тема: «Составление рассказа по картине «Зима» с использованием картинно-графического  плана»

Составила: учитель-логопед

МБДОУ №14  п. Андреевское

                                                                     Александровский район

Ульяновская

Светлана Геннадьевна

2014г.

Цель:закреплять умениесоставлять описательный рассказ по картинно-графическому плану.

ЗАДАЧИ:

Коррекционно-образовательные:

-расширять,  уточнять и активизировать словарь по теме «Зима».

-закреплять умение составлять простые предложения по картине;

-упражнять в употреблении  предлогов «НА», «С»;

-упражнять в употреблении существительных в  Р. п.;

Коррекционно-развивающие:

-развивать связную речь, формировать целостное впечатление о изображенном на картине, диалогическую и монологическую речь дошкольников;

-коррегировать  направление длительного выдоха посредством игры «Оживляем снежинки»;

-развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные:

-формировать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии;

-воспитывать доброжелательное отношение, желание помочь в трудной ситуации.

Оборудование:

-карточки–отгадки к загадкам с изображением: вьюги, льда, рукавички, снеговика, кормушки;

-снежинки на ниточках ;

-сюжетная картина « Зима »( приложение 1),  

-4 схемы картинно-графического плана рассказа( приложение 2);

- схемы предлогов «НА», «С».

-заготовки для снеговиков ;

-цветные карандаши.

Форма занятия: подгрупповое

Методы: наглядный, словесный, практический.

Литература:

1.Гомзяк О.С.Говорим правильно  в 5-6 лет. Конспекты занятий по развитию связной речи в старшей группе.-М., 2013.

2. БардышеваТ.Ю., Моносова  Е.Н.  . Комплект наглядных пособий «Обучение связной речи детей 5-6 лет». Картинно-графические планы рассказов.-М.,2014.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед встречает детей в кабинете и приветствует их.

Логопед:-Здравствуйте, ребята!

– Давайте начнем нашезанятие с улыбки. Какой может быть улыбка? (Доброй, красивой, открытой, привлекательной, яркой...).

  – Улыбнитесь себе, улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне.

-А сейчас я загадаю вам загадки, а отгадки на них  вы найдете сами. Каждый из вас по очереди выберет подходящую картинку.

Загадки:

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья... (вьюга)

Заморозил чародей

И озера, и ручей.

Холодом дышал, и вот —

Не вода в ручье, а... (лед)

Свяжет бабушка их внучке,

Чтоб зимой не мерзли ручки.

Сохранят тепло сестрички —

Шерстяные... (рукавички)

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает... (снеговик)

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец... (сосулька)

Всякая здесь может птица

В зимний холод угоститься.

На сучке висит избушка,

Называется... (кормушка)

Игра «Оживим снежинки»

Логопед:- Пока мы с вами отгадывали загадки, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите,  какие они?

(Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.)

Логопед:- Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.

(Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи.Упражнение повторить 3-5 раз.)

Сообщение темы:

Логопед: -Ребята, а каком  времени  года  мы отгадывали загадки?

Дети: -Мы отгадывали загадки о зиме.

Логопед:- Сегодня мы с вами будем составлять рассказ по картине «Зима».

Составление предложений о зиме в городе  по картине

(Логопед помещает на наборное полотно картину)

Логопед:- Какое время года изображено на картине?

Дети:-На картине изображена зима.

Логопед:-Почему вы так думаете?

Дети:-Потому что на улице идет снег. На земле и на крышах домов намело много снега.

Логопед:- Верно. На картине изображена  зима.

-А скажите, пожалуйста, где  лежит снег?

Дети:-Снег лежит на тротуарах и дорогах.

Логопед:-Откуда дворники сгребают снег?

Дети: - Дворники сгребают снег с тротуаров.

Логопед:-Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

Дети: -Снегоуборочные  машины  убирают снег с дорог.

(Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями)

Динамическая пауза:«Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!           (кланяемся)

Что в подарок принесла?     (разводим руки в стороны)

Белый снег пушистый,(приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)

Иней серебристый                           (встаём, поднимаем руки вверх)

Лыжи, санки и коньки,     (имитируем движения лыжников и конькобежцев)

И на ёлке огоньки!                        (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Логопед:-А сейчас, чтобы нам было легче составить рассказ по картине

« Зима в городе», я предлагаю использовать  опорные схемы предложений к этому рассказу. На прошлых занятиях мы с вами уже составляли  предложения по этим схемам.

 -В тексте нам встретится  схема маленького слова-предлога .

-Вспомните,  пожалуйста,  какой предлог обозначает эта схема?

Дети:-Это схема предлога «С»

( Логопед вывешивает  схему предлога «С»)

Логопед:-Что обозначает  на схеме «стрелочка»?

Дети:-«Стрелочка»  обозначает- действие.

Логопед:-Послушайте мой рассказ по этому плану.

(Логопед составляет рассказ по опорным схемам)

1.Наступила зима.

2. Снег лежит на тротуарах и дорогах.

3. Дворники  сгребают снег с тротуаров.

4. Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Логопед:-Ребята,  составьте теперь вы  предложения по изображенным схемам.

(Дети составляют по одному предложению)

Логопед:-Ребята, а кто хочет самостоятельно рассказать весь рассказ по опорным  схемам.

( Дети составляют рассказ по плану)

Логопед:- Ребята, а что вы все любите лепить из снега на улице зимой?

Дети:-Мы лепим  снеговика.

Логопед:-  А сейчас посмотрите, что у меня есть. Что это?

Дети: -Это снеговики.

Логопед:-А что не хватает нашим снеговикам?

Дети:- У них не дорисованы глаза, нос, рот, ведро и т.п.

Логопед:-Как мы можем помочь этим  снеговикам ?

Дети:-Мы можем дорисовать   им недостающие детали.

(Дети рисуют)

Итог занятия:

Логопед:- Ребята, о каком времени года мы сегодня составляли рассказ?  Вы любите зиму? А за что вы ее любите?

(Ответы детей)

(Логопед помогает детям,  если они затрудняются говорить полными предложениями)

Оценка работы детей:

Логопед:-  За ваши хорошие рассказы и полные ответы на занятии получите в подарок и этих веселых снеговиков.

Раскраска Простой Снеговик с ветками-ручками Раскраски Снеговики

Раскраска Снежинка для маленьких детей Раскраски Снежинки

Злая вьюга (Евгения Зих) / Стихи.ру - национальный сервер современной поэзии

Исследовательский проект

Спасатели обнаружили подо льдом тела двоих детей, пропавших в Хабаровском крае РИА Дейта.RU

18-09-13- Варежки детские - Розничный интернет-магазин АЙАС

MONINOMAMA.ru * Просмотр темы - Приглашаем на праздник "Птич…

Здравствуй, гостья-зима. - Goldteam форумы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД «Коммуникация» Тема: Составление рассказа по картине с использованием технологии ТРИЗ «Зима»

Программные задачи: 1. Воспитывать умение слушать  других, не перебивая их.2. Развивать логическое мышление, внимание, память.3.Побуждать составлять описательный рассказ по картине.4.Закреплять у...

Конспект по развитию речи Тема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)

Конспект  по развитию речиТема: " Составление рассказа по картине "Зима пришла" с использованием опорных схем. (старшая группа)...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группы по теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы» (с использованием технологии ТРИЗ)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» для детей старшей группыпо теме: Составление рассказов по картине «Зимние забавы»...

Занятие по развитию речи детей в подготовительной к школе группе Тема: «Рассматривание и составление рассказа по картине «Зима»»

Цель: Учить детей составлять небольшой рассказ по картине.Задачи: Образовательные:Формировать умение рассматривать и понимать содержание картины.Формировать навыки построения связных монологических вы...

Конспект занятия по Развитию Речи На тему «Составление рассказа по картине «Заготовки на зиму» Старшая группа

Конспект занятия по Развитию РечиНа тему «Составление рассказа по картине «Заготовки на зиму»Старшая группаЦель: развитие связной, диалогической и монологической речи у детей.За...