Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.
статья (развитие речи) по теме
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе.
Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
- воспитание звуковой речи;
- закрепление, обогащение и активизация словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие речи ребенка проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
Важным условием для своевременного овладения ребенком речью, для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.
3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Важными задачами в работе по развитию речи является:
1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.
Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.
С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.
Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).
В ходе игр дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.
Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку "Волк и семеро козлят" и ответить на вопросы: "О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?". После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить на первую и последнюю картинки, таким образом дети подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).
В свободное время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций. Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации) либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaznoy_rechi.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. В связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Также овладение связной устной речью является важным условием успешной подготовки к обучению в школе.
Обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – это одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Это общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:
- воспитание звуковой речи;
- закрепление, обогащение и активизация словаря;
- развитие и совершенствование грамматического строя речи.
Развитие речи ребенка проходит три этапа.
1. Довербальный - приходится на первый год жизни, когда формируются предпосылки развития речи. Ребенок не умеет говорить, однако вокруг него складываются условия, обеспечивающие овладение речью ребенком в последующем. Такими условиями является формирование избирательной восприимчивости к речи окружающих - предпочтительное выделение ее среди других звуков, а также более тонкая дифференцировка речевых воздействий по сравнению с другими звуками. Возникает чувствительность к фонематическим характеристикам звучащей речи. Довербальный этап развития речи ребенка завершается умением понимать простые высказывания взрослого, возникновением пассивной речи.
2. Переход ребенка к активной речи – приходится на 2 год жизни. Ребенок начинает произносить первые слова и простейшие фразы, развивается фонематический слух.
Важным условием для своевременного овладения ребенком речью, для нормального темпа ее развития является общение со взрослым. Между ребенком и взрослым должен установиться эмоциональный контакт, деловое сотрудничество, также речь взрослого должна быть насыщена различными речевыми элементами.
3. Совершенствование речи, т.е. использование речи как ведущее средство общения. В ней все точнее отражаются намерения говорящего, все точнее передается содержание и общий контекст отражаемых событий. Происходит расширение словаря, усложнение грамматических конструкций, четче становится произношение. Лексическое и грамматическое богатство речи у детей зависит от условий их общения с окружающими людьми.
Так, на 2-3 году жизни происходит интенсивное накопление словаря, значения слов становятся все более определенными. Ко 2 году дети овладевают единственным и множественным числом и некоторыми падежными окончаниями. К концу 3 года ребенок владеет набором примерно из 1000 слов, к 6-7 годам - из 3000-4000 слов.
К началу 3 года у детей формируется грамматический строй речи. К концу дошкольного возраста дети практически владеют почти всеми законами словообразования и словоизменения. Ситуативность речи (отрывочность и понятность лишь в конкретных условиях, привязанность к наличной ситуации) становится все менее выраженной. Появляется связная контекстная речь - развернутая и грамматически оформленная. Однако элементы ситуативности еще долго присутствуют в речи ребенка: она изобилует указательными местоимениями, в ней много нарушений связности. В школьные годы ребенок переходит к сознательному овладению речью в процессе обучения. Усваиваются письменная речь, чтение. Это открывает дополнительные возможности для дальнейшего развития лексической, грамматической и стилистической сторон речи - как устной, так и письменной.
Важными задачами в работе по развитию речи является:
1. Обогащение жизненного опыта детей; необходимо научить видеть и называть характерные признаки, качества и действия предметов.
2. Формирование представления о последовательности действий персонажей в литературном произведении, изображенных на картинке, в игровых ситуациях; о структуре связного повествовательного высказывания.
3. Обучение детей располагать картинки в определенной логической последовательности, в соответствии с развитием действий.
Эти задачи решаются, главным образом, путем создания условий для высокой речевой активности детей.
С целью обогащения содержания речи проводятся наблюдения за окружающей действительностью, рассматривание картин, беседы на интересующие детей темы, в ходе которых создавались условия, побуждающие ребенка к связному высказыванию.
Большое место занимает чтение художественной литературы, в процессе которого обращается внимание детей на композицию произведения (как начинается, о чем рассказ или сказка, как и чем заканчивается), на его языковые особенности. Используются приемы подбора синонимов к характеристикам героев сказок (зайчик в сказке "Заюшкина избушка" - трусишка, маленький, жалкий, косой, серенький, слабый; лиса - хитрая, обманщица, плутовка, злющая; петух - храбрый, удалец, голосистый), отдельных предметов (в той же сказке избушка лубяная - деревянная, из досок, бревен, теплая, прочная, не растает; ледяная - холодная, не прочная, снежная, для зимы, прозрачная, быстро растает весной).
Параллельно должен обогащаться детский словарь. Путем проведения игр типа "Чего не стало?", "Что игрушка рассказывает о себе?", "Угадай игрушку", в которых воспитатель привлекает внимание детей к отдельным признакам объектов, описывает игрушки, предлагает детям найти, что описано. Так, в играх "Чего не стало?", "Угадай игрушку" дети учатся подбирать существительные соответствующие предмету, объекту (заяц, медведь, лиса, колобок и т.п.), а в игре "Что игрушка рассказывает о себе" они подбирают прилагательные, характеризующие соответствующую игрушку (медведь - неуклюжий, большой, добрый, мохнатый, косолапый; колобок - круглый, румяный, душистый, свежий, веселый и т.п.), существительные соответствующие месту нахождения игрушек-персонажей (заяц - норка, избушка, лес, теремок; колобок - домик, печка и т.п.).
В ходе игр дошкольники учатся отвечать на вопросы воспитателя не одним словом, а фразой, предложением, несколькими предложениями. Также с помощью разнообразных игр дети учатся самостоятельно выделять объект, его признаки, называть их, рассказывать двумя-тремя предложениями.
Также воспитателю необходимо научить детей строить предложения для начала и окончания сказки. Воспитатель просит детей вспомнить сказку "Волк и семеро козлят" и ответить на вопросы: "О чем эта сказка? Как она начинается? Чем заканчивается?". После того, как дети ответили, взрослый, в определенной последовательности выкладывает иллюстрации к сказке и просит сказать, используя текст сказки, что изображено на картинках. Особое внимание стоит обратить на первую и последнюю картинки, таким образом дети подводятся к точному воспроизведению начала и конца сказки. В случае затруднения, воспитатель оказывает помощь (начинает предложение, а ребенок должен добавить нужное слово).
В свободное время детям предлагаются знакомые сказки и картинки к ним. Задачей ребенка является придумать предложение по заданной картинке, а также определить последовательность иллюстраций. Если у ребенка данное задание вызывает затруднения, то взрослый (в зависимости от ситуации) либо сам раскладывает картинки, либо делает это вместе с ребенком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста» Период работы над темой: 2011-2015 год
Актуальность: Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования раскрывают новые направления в организации речевого развития детей 4-7 лет. Значение связной р...
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов...
Методическая разработка: Родительское собрание «Развитие связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности.»
Родительское собрание«Развитие связной речи как одно из основныхнаправлений образовательной деятельности.»...
Конспект занятия по развитию связной речи для детей группы компенсирующей направленности от 5 до 6 лет "Моя Родина - Россия"
Занятие направлено на формирование представлений о России как многонациональном государстве....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...