Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения
Занятие начального этапа обучения
Тема: «Рассказываем сказку Курочка Ряба»
Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;
- совершенствовать общую моторику;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать звукоподражания;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); мнемотаблица сказки «Курочка ряба» целая и разрезанная на отдельные карточки; яйцо простое деревянное и золотое, обернутое фольгой; перышко; мел; зеркало.
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Л: «Садись на стул, за стол!».
У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».
У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).
У-Л: Кто на прошлом занятии к нам приходил? Правильно, Курочка Ряба! Что курочка нам приносила, посмотри на стол. Правильно – перышко, яичко простое и яичко золотое.
У-Л: «Посмотри внимательно на картинки и послушай, я сейчас расскажу тебе сказку про курочку «Рябу».
Педагог рассказывает сказку «Курочка Ряба», опираясь на мнемотаблицу. По ходу развития сюжета сказки последовательно показывает указательным пальцем соответствующую тексту картинку.
У-Л: «Давай с тобой вспомним, какой был дед, когда бил яйцо? (Сердитый) Покажи, как сердился дед? Кто разбил яйцо? (мышка) Мышка была рада или огорчилась, когда разбила яйцо? (если ребенок не справляется, педагог предлагает ему посмотреть в зеркало и изобразить эмоции «сердитый, рада, огорчилась», вместе с ребенком глядя в зеркало) А теперь ты.»
У-Л: «Давай поучим мышку катить яйцо и не ронять его?» Логопед чертит на столе две параллельные линии мелом. В начале дорожки ставит пиктограмму мышки, а в конце пиктограмму курочки и предлагает ребенку катить яичко от мышки к курочке, не выходя за пределы линий.
У-Л: «А теперь ты расскажешь сказку сам» (Педагог выкладывает картинки из мнемотаблицы по одной и ждет когда ребенок озвучит фразу. Если ребенок затрудняется, логопед помогает. Так продолжается до тех пор, пока все картинки не будут выложены, а сюжет сказки не рассказан полностью.)
У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол.
Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.
Ребенок смотрит на стол, называет разложенные предметы и получает жетон.
Ребенок внимательно слушает сказку и следит за действиями педагога.
Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их. Получает еще один жетон.
Ребенок выполняет задание. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок самостоятельно или отраженно воспроизводит фразы, изображенные на картинках. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_skazki_kurochka_ryaba_3.docx | 25.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения
Занятие начального этапа обучения
Тема: «Рассказываем сказку Курочка Ряба»
Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;
- совершенствовать общую моторику;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать звукоподражания;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); мнемотаблица сказки «Курочка ряба» целая и разрезанная на отдельные карточки; яйцо простое деревянное и золотое, обернутое фольгой; перышко; мел; зеркало.
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Л: «Садись на стул, за стол!». У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя». У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов). У-Л: Кто на прошлом занятии к нам приходил? Правильно, Курочка Ряба! Что курочка нам приносила, посмотри на стол. Правильно – перышко, яичко простое и яичко золотое. У-Л: «Посмотри внимательно на картинки и послушай, я сейчас расскажу тебе сказку про курочку «Рябу». Педагог рассказывает сказку «Курочка Ряба», опираясь на мнемотаблицу. По ходу развития сюжета сказки последовательно показывает указательным пальцем соответствующую тексту картинку. У-Л: «Давай с тобой вспомним, какой был дед, когда бил яйцо? (Сердитый) Покажи, как сердился дед? Кто разбил яйцо? (мышка) Мышка была рада или огорчилась, когда разбила яйцо? (если ребенок не справляется, педагог предлагает ему посмотреть в зеркало и изобразить эмоции «сердитый, рада, огорчилась», вместе с ребенком глядя в зеркало) А теперь ты.» У-Л: «Давай поучим мышку катить яйцо и не ронять его?» Логопед чертит на столе две параллельные линии мелом. В начале дорожки ставит пиктограмму мышки, а в конце пиктограмму курочки и предлагает ребенку катить яичко от мышки к курочке, не выходя за пределы линий. У-Л: «А теперь ты расскажешь сказку сам» (Педагог выкладывает картинки из мнемотаблицы по одной и ждет когда ребенок озвучит фразу. Если ребенок затрудняется, логопед помогает. Так продолжается до тех пор, пока все картинки не будут выложены, а сюжет сказки не рассказан полностью.)
У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол. Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого. Ребенок смотрит на стол, называет разложенные предметы и получает жетон. Ребенок внимательно слушает сказку и следит за действиями педагога. Ребенок правильно реагирует на инструкции и выполняет их. Получает еще один жетон. Ребенок выполняет задание. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок самостоятельно или отраженно воспроизводит фразы, изображенные на картинках. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"
Тема: «Золотая осень.»Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗадачи:- формирование умения вслушиваться в речь, дав...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...