Методическая разработка: Родительское собрание «Развитие связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности.»
методическая разработка (подготовительная группа)
Родительское собрание
«Развитие связной речи как одно из основных
направлений образовательной деятельности.»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.docx | 54.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
Родительское собрание
«Развитие связной речи как одно из основных
направлений образовательной деятельности.»
Подготовила и провела:
Воспитатель высшей категории
Мальцева Л.С.
г. Бердск
Цель: повышения уровня педагогической компетентности родителей по вопросам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста; привлечь родителей к обмену опытом развития связной речи в семье.
Форма: семинар-практикум.
Подготовительный этап:
- Анкетирование родителей по теме собрания.
- Подготовка выставочных материалов (художественная литература для чтения детям, серии сюжетных картинок) по развитию связной речи дошкольников.
План проведения:
- Справка по результатам анкетирования.
- Вступительное слово «Развитие связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности.»
- Блиц – опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»
- Проведение воспитателем практической деятельности с родителями по освоению ими приемов развития связной речи детей с помощью упражнений.
- Итог собрания.
Ход собрания:
- Вступительное слово воспитателя о значимости развития связной речи.
-Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодняшняя тема нашего
родительского собрания посвящена «Развитию связной речи как одно из основных направлений образовательной деятельности».
Мы провели анкетирование по вопросам развития речи детей и его результаты навели меня на мысль провести среди родителей семинар-практикум, чтобы мы обменивались опытом и в дальнейшем смогли работать в тандеме.
Потому что развитие культуры речи становится всё более актуальной проблемой в нашем обществе. Снижающейся уровень культуры, агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными фильмами и мультфильмами – всё это способствует приближению языковой катастрофы, которая является не менее опасной, чем экологическая.
Связная речь – это умение излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали.
Основные виды связной речи – это монологическая и диалогическая.
В диалоге предложения являются односложными, наполнены интонациями и междометиями. В диалоге важно умение быстро и точно формулировать свои вопросы и давать ответы на поставленные вопросы
собеседника.
Основными средствами развития связной речи являются:
- Книги художественные произведений, сказки;
- Дидактические игры;
- Театрализованные игры.
Хочется отметить что работы, проводимые в детском саду недостаточно для полноценного развития связной речи, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Овладение ребенком речью успешнее идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Однако в современных условиях, когда молодые семьи ориентированы на материальное благополучие и карьерный рост, в семье речевому развитию ребёнка уделяется мало внимания, общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате «вопрос – ответ». Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание, в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление – связность, словарный запас, грамматические ошибки.
По результатам анкетирования выяснилось, что 27% родителей не проводит со своим ребенком работу по совершенствованию речи.
100% родителей хотели бы освоить приемы работы по развитию речи ребенка. 59% родителей ответили, что они не знают какие знания, получает их ребёнок на занятиях по развитию речи. Во время сегодняшнего семинара-практикума мы постараемся ответить на эти вопросы и помочь вам освоить приемы работы по развитию речи с помощью разных упражнений.
- Блиц – опрос для родителей «Речь развиваем, про игру не забываем!»
Какие вы игры играете дома для того, чтобы развивать связную речь ребёнка?
Родители делятся своими опытами.
Всем родителям интересно какие работы проводятся в детском саду для развития речи детей. Приглашаю Вас посмотреть видео.
(Просмотр видео)
Использовать можно все, что видит ребёнок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребёнку вопросы: «Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?» Следите за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов «ширина», «высота», «длина», «высокий», «низкий». Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы способствуете развитию связной речи у детей.
А сейчас предлагаю вам поиграть в речевые игры.
Игра «Подберите эпитеты к словам»:
-ветер (сильный, холодный, пронизывающий, ласковый и т.д.)
-снег (пушистый, сыпучий, белый, мокрый, холодный, мокрый и т.д.)
-дождь (летний, моросящий, сильный, холодный и т.д.)
-слон (серый, добрый, большой, большой и т.д.)
Игра «Сравни предметы между собой».
Нужно найти как можно больше сходства и различия.
-кресло – кровать;
- стол- стул;
-рубашка-футболка.
Игра «Сплетем венок из предложений» (с мячом)
Произношу предложение, а вы находите в нем последнее слово и с этого слова придумываете новое предложение.
Например: 1. Коля читает книгу. 2. Книга лежит на столе. 3. Мой стол чистый. 4. Чистые руки – залог здоровья и т.д.
Невозможно переоценить роль дидактических игр в развитии речи детей. Дидактические игры помогают выработать чувство родного языка и умение правильно произносить слова, легко усвоить грамматические нормы, подготовить к успешному усвоению русского языка в школе.
Например, игры:
«Что здесь лишнее».
Необходимо сказать, какая картинка является лишней по смыслу и полным предложением объяснить почему.
«Что пропало?».
Внимательно рассмотрев картинки, ребенок закрывает глаза. Взрослый прячет одну картинку и просит сказать полным предложением, какую картинку он спрятал.
«Закончи предложение».
Взрослый начинает предложение, а ребенок заканчивает картинкой, показанной взрослым. Названия картинок используются в различных падежах, в ед. и мн. числе. Например, У Ромы был…(им. падеж). У Луши нет…(род. падеж). Володя дал Раису…(вин. падеж).
Играя с детьми важно самому взрослому стараться говорить чисто, ясно, выразительно, не торопясь, грамматически правильно строить предложения.
Не перебивайте и не торопите ребенка, дайте ему выразить свои мысли. Играя с детьми необходимо поддерживать стремление ребенка к общению, поощрять даже за незначительные успехи и самому радоваться этим успехам.
В настоящее время многими исследователями доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи.
Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.
Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами.
А в какие пальчиковые игры вы играете с ребёнком? (Обмен опытом)
Я хочу предложить вам пальчиковую гимнастику «Здравствуй».
Здравствуй!
Здравствуй, солнце золотое! (дети пальцами правой руки по очереди
«здороваются» с
пальцами левой, похлопывая друг друга
кончиками, начиная с
больших пальцев)
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю –
Всех я вас приветствую! (переплетают пальцы «замочком» и
поднимают руки над головой)
Полезно проводить упражнение «Кулак – ребро – ладонь» для подготовки руки ребенка к письму, а также упражнения с предметами.
Используя карандаш можно сделать самомассаж ладоней, ладоней и пальцев, самомассаж кончиков пальцев.
Чем можно занять ребенка в ожидании приёма у врача, в парикмахерской и т.д.
Обсуждение ответов родителей. Обмен опытом.
Можно поиграть с детьми в игры: «А если бы…Я». Варианты: «А если бы у меня был ковёр-самолёт…», «А если бы у меня были сапоги-скороходы…», «А если бы у меня была шапка-невидимка…»
Перед сном - чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал. Например, «Расскажи, как провел выходные дни», «Как провел день рождение», «Что интересного ты увидел (узнал) сегодня».
Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей позволит добиться положительных результатов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи у детей. Этапы. Основные направления работы.
Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это связано, прежде всего, с социальной значимостью речи и ролью в формировании личности. В связной речи реали...
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"
Родительское собрание "Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности"...
Методическая разработка на тему "Развитие связной речи посредством театрализованной деятельности"
Один из методов связной речи...
Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» с использованием ИКТ
Собрание для родителей старшей группы "Пчёлки"...
Методическая разработка занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»
Конспект занятия по развитию связной речи у детей старшей группы с ОНР по теме «Профессии»...
Методическая разработка «Киноплёнка» по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста с элементами технологии «Сторителлинг»
В современном мире к человеку предъявляются высокие требования, и для достижения определенного социального статуса и положения в обществе он должен им соответствовать. Поэтому в дошкольный период...
Методическая разработка: стендовый доклад «Развитие связной речи старших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД «Развитие связной речистарших дошкольников в разных видах деятельности с использованием краеведческого материала»...