Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
план-конспект занятия по логопедии
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения
Занятие начального этапа обучения
Тема: «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;
- совершенствовать общую моторику;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать звукоподражания;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); платок-накидка; фигурки — персонажи сказки; яйцо простое деревянное и «золотое», обернутое фольгой; пиктограммы героев сказки; счетные палочки; перышко; карточки со схемой выкладывания перышка из счетных палочек.
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Л: «Садись на стул, за стол!».
У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя».
У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов).
У-Л: «Ко-ко-ко!(поет песенку курочки педагог) Дети, кто вас зовет? Давайте вместе споем песенку Курочки – ко-ко-ко!»
На столе стоят фигурки из настольного кукольного театра – персонажи сказки, накрытые платком. У-Л: «Давай посмотрим, кто тут спрятался? Кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.»
У-Л: А сейчас я расскажу сказку про курочку Рябу и мы еще раз рассмотрим героев сказки.
(Далее педагог читает сказку «Курочка Ряба». Перед детьми выкладываются пиктограммы с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагаю детям находить, называть и сопоставлять фигурки героев сказки и пиктограммы.)
У-Л: Жили – были дед и баба. Посмотри, это дед. Найди деда на картинке. Посмотри, это баба. А где баба на картинке? Это мышка. Вот у мышки ушки, вот лапки. Вот хвостик. Где мышка на картинке, покажи? Посмотри, это яйцо. Вот яйцо простое, на картинке оно белое. А это яйцо «золотое», посмотри, на картинке оно черное и блестит. Дед бил-бил! Посмотри, какая картинка показывает «бил-бил»?
У-Л: Посмотри, какой подарок прислала тебе Курочка Ряба! (у логопеда в руках маленькая корзинка) Давай попробуем угадать, что лежит в корзинке: «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки». (если ребенок не может угадать, что лежит в корзинке, то педагог предлагает ребенку закрыть глаза и дает ему потрогать на ощупь. Затем открыть глаза и посмотреть на перышко) У-Л: Что это? (Перышко) Кто его подарил? Курочка Ряба.
У-Л: «Давай посмотрим на перышко. Какое оно? Пушистое. Из чего состоит? Потрогай пальчиком. Посмотри, у него есть середина и много волосиков, отходящих в стороны. Сейчас мы сделаем перышко из счетных палочек. Вот такое» (педагог дает рассмотреть ребенку образец)
У-Л: «Посмотри, как я делаю перышко из палочек. Сделай такое же.» (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка и они вместе выкладывают палочки на образец).
У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол.
Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого.
Ребенок отраженно повторяет за логопедом песенку «курочки» и получает жетон.
Ребенок снимает платок и рассматривает фигурки, показывает героев сказки и получает жетон.
Ребенок правильно находит героев сказки на пиктограммах и получает один жетон.
Ребенок выполняет все инструкции педагога, получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок повторяет за логопедом движения. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету.
Ребенок повторяет за логопедом движения и получает еще один жетон.
Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока».
|
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kospekt_skazki_kurochka_ryaba_2.docx | 72.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
организованной образовательной деятельности
по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Занятие начального этапа обучения
Тема: «Изучаем героев сказки Курочка Ряба»
Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода
Задачи:
- формировать у детей умение внимательно слушать сказку, умение сопереживать героям; слушать, не перебивая говорящего;
- совершенствовать общую моторику;
- расширять и обогащать словарный запас детей за счет имен существительных (дед, баба, мышка, яйцо), прилагательных (простое, золотое) и глаголов (бил, не разбил, упало, разбилось, плачет, кудахчет);
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать звукоподражания;
- развивать фонематический слух;
- развивать дыхание и голос;
- воспитывать внимание к обращенной речи;
- устанавливать сотрудничество через жетонный метод;
- обеспечивать состояние эмоционального комфорта обучающегося посредством системы поощрения.
Способы: игровая мотивация – «курочка Ряба»; ситуация общения; объяснение; показ образца; словесное обозначение; действия по подражанию; проведение игр: на развитие фонематического слуха, связной речи, звукоподражания, на формирование произвольного выдоха, визуальное подкрепление, система альтернативной коммуникации (карточки PEGS), рефлексия (карточка с символом «Молодец»); поощрение.
Средства: пособие «Сначала – потом», карточки с символами «Занятия», «Играть», «Молодец»; жетоны; поощрения (наиболее предпочитаемые ребенком вещи и действия-картинки); платок-накидка; фигурки — персонажи сказки; яйцо простое деревянное и «золотое», обернутое фольгой; пиктограммы героев сказки; счетные палочки; перышко; карточки со схемой выкладывания перышка из счетных палочек.
Пропедевтическая работа: дефектолог сообщает ребенку, что сейчас мы будем заниматься, и выставляет карточку «Занятия» на пособии «Сначала – потом». После занятия мы будем играть, и выставляет карточку «Играть». Закрепление и показ на пособии: сначала – заниматься, потом – играть.
Методическое обеспечение:
Е.А.Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр» М. Владос -2018, С 220-245
Танцюра С.Ю., Кайдан И. Н. «Формирование речи у детей с аутизмом: рекомендации для специалистов и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2022. – 64 с. (Библитека Логопеда).
«Логопедические игры и упражнения для развития речи у детей с расстройствами аутистического спекта: Пособие для логопедов и родителей / В.С. Сандрикова; Под науч. Ред. О.В. Елецкой.- М.: Редкая птица, 2020. – 80с. – ( Серия «Начинаем говорить»), с. 8-69
Ход ООД:
Слова и действия учителя-дефектолога | Слова и действия ребенка |
У-Л: «Садись на стул, за стол!». У-Л: «Как тебя зовут?», «Я – Галя». У-Л: «Что ты хочешь? Выбирай». (Предлагаю ребенку выбрать поощрение картинки с изображениями желаемых ребенком предметов и действий). У-Л: «Будем собирать жетоны! Соберешь все, получишь то, что хочешь!» (Выкладываю планшет для крепления жетонов). У-Л: «Ко-ко-ко!(поет песенку курочки педагог) Дети, кто вас зовет? Давайте вместе споем песенку Курочки – ко-ко-ко!» На столе стоят фигурки из настольного кукольного театра – персонажи сказки, накрытые платком. У-Л: «Давай посмотрим, кто тут спрятался? Кто пришел к ним в гости? Это дед. Это баба. Это Ряба. Это Мышка. Теперь покажи ты.» У-Л: А сейчас я расскажу сказку про курочку Рябу и мы еще раз рассмотрим героев сказки. (Далее педагог читает сказку «Курочка Ряба». Перед детьми выкладываются пиктограммы с изображением героев сказки. По ходу рассказывания (чтения) сказки, предлагаю детям находить, называть и сопоставлять фигурки героев сказки и пиктограммы.) У-Л: Жили – были дед и баба. Посмотри, это дед. Найди деда на картинке. Посмотри, это баба. А где баба на картинке? Это мышка. Вот у мышки ушки, вот лапки. Вот хвостик. Где мышка на картинке, покажи? Посмотри, это яйцо. Вот яйцо простое, на картинке оно белое. А это яйцо «золотое», посмотри, на картинке оно черное и блестит. Дед бил-бил! Посмотри, какая картинка показывает «бил-бил»?
У-Л: Посмотри, какой подарок прислала тебе Курочка Ряба! (у логопеда в руках маленькая корзинка) Давай попробуем угадать, что лежит в корзинке: «Их много у курочек. Они есть у нее в хвосте, крыльях. Они мягкие, легкие. Ими набивают подушки и перинки». (если ребенок не может угадать, что лежит в корзинке, то педагог предлагает ребенку закрыть глаза и дает ему потрогать на ощупь. Затем открыть глаза и посмотреть на перышко) У-Л: Что это? (Перышко) Кто его подарил? Курочка Ряба. У-Л: «Давай посмотрим на перышко. Какое оно? Пушистое. Из чего состоит? Потрогай пальчиком. Посмотри, у него есть середина и много волосиков, отходящих в стороны. Сейчас мы сделаем перышко из счетных палочек. Вот такое» (педагог дает рассмотреть ребенку образец)
У-Л: «Посмотри, как я делаю перышко из палочек. Сделай такое же.» (Если малыш испытывает двигательные затруднения, взрослый помогает ему, положив свою ладонь на руку ребенка и они вместе выкладывают палочки на образец). У-Л: «Ты сегодня отлично занимался, старался! Все жетоны собрал. Ты, молодец!» (Отдаю карточку с символом «Молодец». «Держи свой приз!» (Я отдаю выбранное ребенком поощрение и прощаюсь с ребенком (ритуал прощания)). «Пока!». ( Машу рукой). | Ребенок садится за стол. Ребенок прикладывает руку к груди, называет свое имя или с помощью педагога, пользуясь жестовой или физической подсказками. Ребенок выбирает карточку с изображением желаемого. Ребенок отраженно повторяет за логопедом песенку «курочки» и получает жетон. Ребенок снимает платок и рассматривает фигурки, показывает героев сказки и получает жетон. Ребенок правильно находит героев сказки на пиктограммах и получает один жетон. Ребенок выполняет все инструкции педагога, получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок повторяет за логопедом движения. За выполненное задание ребенок получает жетон и прикрепляет его к планшету. Ребенок повторяет за логопедом движения и получает еще один жетон. Ребенок прикрепляет карточку к планшету и получает выбранное поощрение за собранные жетоны. Машет рукой «пока». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет. Тема: Беседа о еже.
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет.Тема: Беседа о еже....
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Тема "Игрушки"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Овощи»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периода Занятие подготовительного периода Тема: «Одежда. Обувь.»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию словаря у детей группы компенсирующей направленности с РАС подготовительного периодаЗанятие подготовительного периодаТема: &laq...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Золотая осень"
Тема: «Золотая осень.»Цель: формирование связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗадачи:- формирование умения вслушиваться в речь, дав...
Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения "Слушаем сказку Курочка Ряба"
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обучени...
Конспект организованной образовательной деятельности по формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обучения «Рассказываем сказку Курочка Ряба»
Конспекторганизованной образовательной деятельностипо формированию связной речи у детей группы компенсирующей направленности с РАС начального этапа обученияЗанятие начального этапа обученияТема:...