Этапы развития связной речи у детей ОНР в процессе формирования коммуникативной стороны речи.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Сегидина Ольга Юрьевна

Развитие речи у детей с ОНР очень важный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этапы развития связной речи у детей ОНР в процессе формирования коммуникативной стороны речи.

Одной из основных целей логопедической работы с детьми с ОНР является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в целях общения, т. е. коммуникации. Отрабатываются эти умения в процессе формирования связной речи.

Вопросы развития связной речи изучались в разных аспектах Ушинским К. Д., Тихеевой Е. Н, Флериной Е. А., Бородич А. М. и другими. Связная речь – это не просто последовательность связных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами, в правильно построенных предложениях… связная речь как бы вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса и грамматического строя. По тому, как дети строят свои высказывания можно судить об уровне их речевого развития.

По мнению профессора Текучева А. В. под связной речью следует понимать любую единицу речи, составные языковые компоненты которой (знаменательные и служебные слова, сочетания) представляют собой организованное по законам логики и грамматического строя данного языка единое целое. В соответствии с этим каждое самостоятельное отдельное предложение можно рассматривать как одну из разновидностей связной речи.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух формах – диалоге и монологе.

Диалог как форма речи состоит из реплик, из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников.

Монологическая речь понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких – либо фактах действительности. Монолог представляет собой наиболее сложную форму речи, служащую для целенаправленной передачи информации.

Развитие обеих форм  (диалога и монолога) связной речи играет ведущую роль, а процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.

Среди особенностей характеризующих связную речь можно выделить следующие:

  • Развернутость
  • Произвольность
  • Логичность
  • Непрерывность
  • Программированность, т. е. говорящий планирует не только каждое отдельное высказывание, но и весь текст в целом, определяет замысел, объем, характер высказывания, подбирает языковой материал.

У детей без речевой патологии развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления, связано с развитием деятельности и общения и к моменту поступления в школу связная речь у детей с нормальным речевым развитием развита достаточно хорошо.

У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.

Формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем, комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает:

  • Систематическую работу по формированию и закреплению лексико-грамматических категорий
  • Формирование навыков речевого общения на занятиях и в повседневной жизни и деятельности детей
  • Обучение анализу текста, выделению смысловых звеньев, составлению плана и пересказу по плану
  • Формирование правильного лексического и грамматического оформления речевых высказываний
  • Формировать умение планировать собственное высказывание, самостоятельно  ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания
  • Развитие самоконтроля детей за собственной речью.

Ефименко Л. Н. Делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Формирование связной речи – основная задача третьего этапа. Работ начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любимому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта.

Глухов В. П. предлагает систему обучения связной речи в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа – описания, рассказывание с элементами творчества.

Ткаченко Т. А. при работе над формированием связной речи с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и  моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложностей, с постепенным убыванием наглядности и «свертыванием» плана высказывания. В результате обозначается следующей порядок работы:

  • Пересказ рассказа по наглядному действию
  • Рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия
  • Пересказ рассказа с использованием фланелеграфа
  • Пересказ рассказа по серии сюжетных картин
  • Пересказ рассказа по сюжетной картине
  • Пересказ рассказа  по сюжетной картине.

Таким образом, можно выделить  основные этапы работы по формированию связной речи.

Подготовительный этап – предварительная работа ведется по двум линиям:

  1. Интеллектуальное развитие, и прежде всего развитие мышления;
  2. Речевое  развитие: развитие понимания речи, обогащение лексики, формирование грамматических категорий, исправление произношения.

Начальный этап – овладение диалогической речью. Здесь можно выделить следующие задачи:

  1. Научить ребенка отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы)
  2. Научить постановке вопросов
  3. Воспитать способность свободно, непринужденно вести беседу (эта задача в значительной степени психологическая).

Основной этап – формирование монологической речи. Задача данного этапа: Научить детей связно и последовательно, логически строить и заканчивать, точно по употреблению лексики и по содержанию, правильно по грамматическому оформлению, самостоятельно и свободно излагать материал, строить высказывание. Обучение рассказывания проводится по двум направлениям:

  1. Обучение пересказа, т. е. воспроизведению прослушанного (прочитанного) текста
  2. Обучение составлению рассказов (придумывание).

Пересказ – более легкий вид монологической речи, т. к. он придерживается авторской композиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приемы. Это в какой-то степени отраженная речь.

Схема обучения пересказу следующая:

  1. Выбор текстов для пересказа, где критериями отбора являются (небольшой объем произведений, доступность содержания для данного возраста и уровня речевого развития, четкость композиции, простота сюжета, доступность языка, высокая нравственность содержания, высокая художественность текста).
  2. Подготовительная работа знакомство с материалом, связанным с темой и содержанием рассказа; рассматривание картин, иллюстраций по изучаемой теме; наблюдение в природе и окружающей жизни; рисование, аппликация, лепка по содержан6ию рассказа; лексико-грамматические упражнения на лексическом и грамматическом материале рассказа.
  3. Непосредственное обучение пересказу.

Методы и приемы.

  • Первое чтение текста без установки на запоминание. Цель – целостное эмоциональное восприятие.
  • Второе чтение с установкой на запоминание.
  • Беседа по содержанию. Цель – усвоение содержания произведения.
  • Третье чтение произведения с расстановкой смысловых акцентов, выделение смысловых отрывков.
  • Работа с планом (логопед предлагает готовый план, план составляется коллективно, составление плана с помощью сюжетных и предметных картинок, символов, пиктограмм).

Составление рассказов (придумывание) – значительно сложнее пересказа и в известной степени базируется на овладении навыками пересказа.

В работе по составлению рассказа различают рассказы трех видов:

  1. По восприятию (на основе непосредственного зрительного восприятия опоры). Повествовательные рассказы по серии сюжетных картинок; по сюжетной картине; по предметным картинкам или предметам; по несложным пейзажным картинам.
  2. По представлению (в их основе лежит личный опыт детей, т.е. прошлые восприятия).
  3. По воображению (это придуманные рассказы, представляющие собой результат детской фантазии). Это может быть: придумывание конца рассказа или сказки; составление рассказа (сказки) по аналогии; по предложенному сюжету; по заданной теме; про знакомого героя; по названию; по опорным словам.

Исходя из принципа комплексного подхода к преодолению ОНР у детей, предложенная система работы предполагает активное включение педагогов ДОУ и родителей в процесс, используя карточки – задания с текстами литературных произведений для закрепления, изучаемого материала.

Предложенные приемы работы способствует повышению уровня речевого развития детей, формированию у них интереса к русскому языку, закреплению навыков самостоятельной работы, сравнения и обобщения, формированию умений вербализации производимых действий в форме развернутых связных высказываний. В целом учебная деятельность детей начинает характеризоваться осознанностью, мотивированностью и произвольностью поведения и психических процессов. Они могут, руководствуясь системой требований, выполнять указания и инструкции учителя-логопеда, контролировать в определенной мере процесс собственной деятельности и деятельности своих товарищей, повышается их общий культурный уровень, формируется готовность к социальному взаимодействию.

Литература.

  1. Бородич А. М, Методика развития речи детей. – М., 1982 г.
  2. Глухов В. П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию. // Дефектология, 1994, №2.
  3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с ОНР). – М., 1985 г.
  4. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., «982 г.
  5. Преодроление ОНР речи дошкольников. Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Т. В. Волосовец. -  М. 2002 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Распространение педагогического опыта. Тема: «Использование мнемотехники в развития связной речи у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи»

СодержаниеЛитературный обзор состояния вопроса…………………………….3История темы педагогического опыта в педагогике и данном образовательном учреждении……………………………………..4История изучения темы педагогическо...

Опыт работы учителя-логопеда Кулагиной Людмилы Васильевны по теме Устное народное творчество, как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Эффективность опыта   состоит в возможности применения его  в повседневной практике любого дошкольного образовательного учреждения.Представленный опыт  позволит повысить интерес ре...

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в ходе рассматривания картин с использованием технологии ТРИЗ (Теория Решения изобретательских задач ).

Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) испытывают особые трудности в овладении навыками составления рассказа, поскольку у них недостаточно развит словарь, грамматический строй речи. Имеется серье...

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО.

В данной статье раскрываются методы, приёмы коррекционно-развивающей работы, системный подход к развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР). Осо...

опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....

Памятка для родителей (законных представителей) по развитию связной речи у детей. Игры и игровые задания для развития речи.

Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен в...