Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
статья по развитию речи (старшая группа)
Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
katya.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Основные направления коррекционной работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Развитие связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Организация обучения детей с недоразвитием речи предполагает формирование умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях речевой ситуации, самостоятельно определять содержание своего высказывания.
Л. Н. Ефименкова делает попытку систематизировать приемы работы по развитию речи детей с ОНР. Вся коррекционная работа делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по развитию словаря, фразовой речи и выходу в связную речь. Развитие связной речи — основная задача третьего этапа. Работа начинается с понятия о слове, о связи слов в предложении. Автор предлагает обучать детей с ОНР сначала подробному, затем выборочному и творческому пересказу. Любому виду пересказа предшествует анализ текста. Завершается работа над связной речью обучением составлению рассказа на основе личного опыта
В. П. Глухов предлагает систему обучения рассказыванию детей в несколько этапов, предусматривающих овладение детей навыками монологической речи в следующих формах: составление высказываний по наглядному восприятию, воспроизведение прослушанного текста, составление рассказа-описания, рассказывание с элементами творчества
Т. А. Ткаченко при работе над развитием связной речи, у детей с ОНР использует вспомогательные средства, такие как наглядность и моделирование плана высказывания. Упражнения располагаются в порядке возрастающей сложности, с постепенным убыванием наглядности и "свертыванием" плана высказывания. В результате обозначается следующий порядок работы:
- пересказ рассказа по наглядному действию;
- рассказ по следам наглядного (демонстрируемого) действия;
- пересказ рассказа с использованием фланелеграфа;
- пересказ рассказа по серии сюжетных картин;
- составление рассказа по серии сюжетных картин;
- пересказ рассказа по сюжетной картине;
- рассказ по сюжетной картине.
Особенностью данной системы работы является то, что последова-тельно применяя этапы обучения, удается развивать связную речь у тех де-тей, которые изначально не владели, развернутыми смысловыми высказываниями
В специальной литературе недостаточно полно отражено содержание коррекционно-педагогической работы по обучению старших дошкольниковумениям и навыкам построения связного высказывания с элементами творчества, особенно придумывание рассказов, сказок.
При оценке готовности к творчеству детей учитываются следующие моменты:
- правильно ли передается замысел, тема;
- какова степень точности в обрисовке персонажей;
- какова самостоятельность и логическая последовательность из-ложения;
- какие используются художественные средства, характерные для сказок;
- использование выразительности голоса (смысловых пауз, ударений, интонационной окраски).
Основные направления коррекционной работы по обучению детей с ОНР составлению рассказов и пересказов с элементами творчества в старшей группе, во время обучения:
1. Составление предложений по двум предметным картинкам (бабушка, кресло; девочка, ваза; мальчик, яблоко) с последующим распространением однородными определениями, другими второстепенными членами предложения. (Мальчик ест яблоко. Мальчик ест сочное сладкое яблоко. Маленький мальчик в клетчатой кепке ест сочное, сладкое яблоко.)
2. Восстановление различного рода деформированных предложений, когда слова даны в разбивку (живет, в, лиса, лесу, густом); одно или несколько, или все слова употреблены в начальных грамматических формах (жить, в, лиса, лес, густой); имеется пропуск слов (Лиса. в густом лесу.); отсутствует начало (. живет в густом лесу) или конец предложения (Лиса живет в густом.).
3. Составление предложений по «живым картинкам» (предметные картинки вырезаны по контуру) с демонстрацией действий на фланелеграфе.
Этот вид работы очень динамичен, позволяет моделировать ситуации, включая пространственные ориентиры, помогает закрепить в речи многие предлоги, употребление предложно-падежных конструкций. Например: петух, забор. (Петух взлетел на забор. Петух перелетел через забор. Петух сидит на заборе. Петух ищет корм за забором. и т. д.)
4. Восстановление предложений со смысловой деформацией. (Мальчик режет бумагу резиновыми ножницами. Дул сильный ветер, потому что дети надели шапки.)
5. Отбор слов из названных логопедом, и составление с ними предложения. (Мальчик, девочка, читать, писать, рисовать, мыть, книжку).
Постепенно дети учатся располагать предложения в логической по-следовательности, находить в текстах опорные слова, что является следую-щей ступенькой к умению составлять план, а затем определить тему выска-зывания, выделить главное, последовательно строить собственное сообще-ние, которое должно иметь начало, продолжение, конец.
В процессе выполнения этих заданий у детей активизируется сформированное ранее представление о семантике слов и словосочетаний, совершенствуется навык отбора языковых средств для точного выражения собственной мысли
Таким образом, направленность коррекционной работы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровняглавными задачами являются:
- совершенствование связной речи;
- обогащение и уточнение словаря;
- практическое усвоение грамматических средств языка;
- формирование правильного произношения, воспитание артикуляционных навыков, фонетико-фонематической стороны речи, слоговой структуры;
- подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты
Литература:
1. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции / Е. Ф. Соботович. —Москва: Классикс Стиль, 2003,—124 с.
2. Ткаченко, Т. А. Формирование и развитие связной речи / Т. А. Ткаченко. —СПб: Детство-пресс, 1999,—215 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...
Система коррекционно - логопедической работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Предлагаемая система занятий адресована логопедам, работающим с детьми с общим недоразвитием речи III уровня, а также может быть выборочно использована в работе воспитателя логопедической группы....
Мастер – класс на тему «Использование мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста».
Цель: познакомить педагогов с использованием мнемотехники в работе по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Задачи: - популяризация инновационных идей, технол...
опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр
Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....
Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...
"Методики коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с моторной алалией"
Связная речь – это смысловое целое, которое включает в себя законченные отрезки, связанные между собой и объединенные единым содержанием.Связная речь должна отражать все стороны своего предметно...