Речь как средство общения (дети от 2-3 лет)
статья по развитию речи (младшая группа) на тему
В данном возрасте актуальна тема развития речи. В докладе представлены некоторые примеры в помощь родителям для ее улучшения, начиная с 2-3 летнего возраста ребенка, а также речевые разминки, что также активизирует речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rech_kak_sredstvo_obshcheniya.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Речь как средство общения.
В этом возрасте, то есть в 2-3 года, ребенок впитывает информацию как «губка». Именно в это период он получает 70% информации, остальные 30%- это школа, институт, и т.д.
Чтобы Ваш ребенок получал нужное количество информации, вы перед собой должны поставить следующие задачи:
- Внимательно и заинтересованно выслушивать ребенка;
- Много говорить самим взрослым;
- Вовлекать детей в разговоры на разные темы.
От кого же ребенок получает больше всего информации? От человека, который находится всегда рядом, от которого ребенок слышит речь. В первую очередь - это мама, а затем и папа. Значит, именно от мамы зависит, насколько у ребенка будет развита речь.
Как и о чем говорить с ребенком?
Правило первое: Не угадывайте мысли ребенка. Представьте себе ситуацию: ребенок двух лет, указывая на кошку, говорит: «Коська». А мама ему вторит: «Да, милый! Кошечка. Красивая кошечка! Идет по дорожке. Молодец!». Все, ребенок получил самое дорогое – похвалу и поощрение. Мама счастлива. Зачем еще что-то пытаться сказать? Мама и так все рассказала. Не нужно угадывать мысли ребенка. Задавайте ему вопросы и ждите ответов, даже если Вы и знаете буквально, что ответит Вам ваше чадо.
Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте с ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами. При этом помните, что ребенку двух лет при ответе на Ваш вопрос понадобится больше времени, чем взрослому. Будьте терпимы. Ждите ответа от малыша. А когда он ответит, задавайте вопросы еще и еще. Пусть ребенок говорит и рассказывает. Ребенок в этом возрасте мыслит вслух. То есть, Вы легко можете проследить, КАК мыслит Ваш малыш.
Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала малыш осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш малыш. Например, если на Вашем пути встретится дерево, Ваш диалог будет выглядеть приблизительно так: «Ой, Андрюша, посмотри, ЧТО это?». «Делево» – ответит Вам Ваше чадо. «А какое это дерево?», – Спрашиваете Вы. «Больсое». «А ЗАЧЕМ нам нужно это большое красивое дерево?». И если тут Ваш ребенок испытывает затруднения, объясните малышу, что дерево нужно для красоты (чтобы было где жить птичкам, белочкам…, чтобы мы кушали фрукты с этого дерева…).
Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течении дня.
Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте ребенку об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание ребенка на это облако, расскажите ему, что облако – белое, похоже на верблюда, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите рассказать малыша о нем. Таким образом Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.
Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все, что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.
На какие темы можно говорить с ребенком:
- все, что связано с домом ( что его заполняет, о жителями этого дома, о домашних животных, и т.д.)
- детский сад(…)
- то, что происходит на улице
То есть о том, что ребенок видит в данное время и в данном месте.
2-3 летние дети – народ наблюдательный. Ни одна вещь в ваших руках, ни один ваш жест не остаются не замеченными. Играя с малышами, что-то рассматривая с ними или создавая что – либо в подарок ребенку, вы терпеливо, без суеты расскажите о том, что делаете и зачем, как делаете и что надеетесь получить. Если ребенка что-то заинтересовало, озадачило или ему просто приятно быть около вас, он начнет повторять за вами понравившиеся слова или небольшую фразу, вроде бы пытаясь в чем-то разобраться, утвердиться. Не нарушайте эмоциональный контакт с детьми! Постарайтесь услышать их первые самостоятельные суждения и порадуйтесь за малыша!
Например, мама садится играть в конструктор.
- Что ты делаешь?- спрашивает у вас ребенок.
- Строю заборчик, чтобы твоя лиса не забралась к моим курочкам. Курочки её боятся.
Ребенок, молча, начинает подавать вам кирпичики.
- Давай приставим кирпичики плотно друг к другу, - вы продолжаете строить и говорить, - и у нас получится хороший заборчик без щелей и без дырок.
- Без щелей?
- без щелей. Хороший красный заборчик.
- Красный? Без щелей?
Предложить родителям прокомментировать свои действия.
- Вырезать круг
- прокомментировать свой рисунок
Вопросы:
- Легко ли было комментировать свои действия?
- Получилось ли с первого раза?
- Что было для вас трудным?
- Что вы сделали легким?
Теперь прошу вас внимательно выслушать и решить две ситуации:
Действие происходит в раздевалке:
1. Мама пришла за ребенком в детский сад. Ребенок бежит радостно к маме. Он возбужден, пытается рассказать что-то, показать. Мама говорит своему ребенку:
- Ну что ты бегаешь, давай быстрее одеваться!!!!! (ребенок продолжает бегать, не обращая внимания на слова мамы)
- Если ты сейчас же не будешь одеваться, я уйду и оставлю тебя здесь!!!!! (при этом мама дергает ребенка, пытаясь его одеть)
Ребенок начинает капризничать и плакать. В таком настроении они долго одеваются и идут домой.
Вопросы для обсуждения:
- Оцените действия мамы, какую особенность этого возраста она не учла?
- Как бы Вы поступили в данной ситуации?
- Мама пытается привлечь ребенка к диалогу, к разговору:
-Ну-ка, вспомним, что было одето на тебе с утра. Какого цвета колготки?(красного)
- Что было одето на колготки? (Штаны)
- Почему надо одевать теплые штаны? (потому что на улице холодно, надо тепло одеваться)
- А куртку мы на футболку будем одевать? (нет, сначала надо одеть кофту)
- Как же мы наши маленькие ручки убережем от холода? (мы на них оденем рукавички)
- А на голову? (оденем теплую шапку)
- Ну-ка, посмотри на себя, ты готов выйти на улицу? (я забыл про валенки, без них мои ноги замерзнут)
Далее мама с ребенком идут домой.
Вопросы для обсуждения:
- Оцените действия мамы?
- Поделитесь опытом из жизни, как вы пытались уговорить ребенка одеться?
Проанализировать эти две ситуации.
Также есть такой момент, это как уговорить ребенка если он не хочет уходит. Выслушать примеры из опыта родителей.
- Кто- то ждет его дома - это может быть бабушка, которую он давно не видел, сестренку, братика, любимая игрушка и т. п.
- Мама (папа, бабушка…) очень устала, а дома еще много дел. (Важно научить ребенка осознавать это)
Вывод :по ситуациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"
Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама. Сегодня Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает речевое развитие и владение речью, как средство общения и к
Речь сопровождает практически каждую деятельность ребенка, совершенствует её и обогащается сама.Речевое развитие осуществляется не только через мероприятия речевого цикла, но и через другие виды деяте...
Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок» Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...
Развитие речи как средством общения и культуры, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи
Теоретические аспекты формирования детского словотворчества...
Педсовет "Развитие речи как средство общения и культуры речи дошкольника"
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...
Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»
Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа....
Конспект занятия «Игра - викторина «Юные знатоки родной речи»» Совершенствовать навыки правильной речи, обучать владению речью как средством общения и культуры.
Продолжать учить старших дошкольников играть в развивающие игры; соблюдать правила игры; быть сдержанными; умело отвечать на вопросы воспитателя и отгадывать загадки. Совершен...