Доклад на тему: «Развитие речи как средство общения детей»
материал по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Илюшина Наталия Николаевна

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_razvitie_rechi.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

Доклад

на тему: «Развитие речи как средство общения детей»

Воспитатель: Илюшина Н.Н.

Воронеж 2022

Одной из главных задач подготовительной к школе группы является формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературным языком своего народа.

Важнейшей предпосылкой для развития речи, является правильная организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.

Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка. Основные задачи, которые использую в работе:

  • Развитие связной речи
  • Развитие лексической стороны речи
  • Формирование грамматического строя речи
  • Развитие звуковой стороны речи
  • Развитие образной речи.

Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по ознакомлению с художественной литературой. Это чтение литературных текстов и их пересказов, а также заучивание стихотворений и малых фольклорных форм.

Чтение художественных произведений привлекает детей не только содержанием, но и образной формой. Поэтому все произведения прочитываю выразительно. Обязательно чтение сопровождаю разнообразным наглядным материалом: это иллюстрации, расстановка силуэтов, игрушек. Учу детей строить простые и сложные предложения, пользоваться выразительными средствами (сравнениями, эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте. Это все ведет к овладению пересказа, к углублению и уточнению художественного восприятия литературных произведений.

При заучивании стихов, малых фольклорных форм, особое внимание уделяю интонации, выразительности чтения. Это способствует смысловой законченности стихотворения, чистоговорок, потешек и развитию образной речи.

Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по ознакомлению с окружающей действительностью, оно занимает одно из важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают словесные обозначения - это название предметов, материалов. Знакомя детей с окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и фруктах, о съедобных не съедобных грибах, транспортом, семьёй, свойствами материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараюсь пополнить словарный запас. Учу детей образовывать слова в роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например дерево: ствол - ветви - хвоя -листья - зеленое - пушистое - растет - стареет и т.д. или слово игла: нить - вышивать -острая - тупая - тонкая - металлическая - длинная - узор - одежда - платье - шить. На этих занятиях стремлюсь к тому, чтобы речь детей приобретала такие качества, как точность правильность, выразительность.

Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры стараюсь провести с детьми такие, где есть проговаривание текста: игра «Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), «Окошечки» - (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), «Дед Мазай» (здравствуй дедушка Мазай из корзинки вылезай), «Золотые ворота» - (тра- та та. тра-та-та открываем ворота..), «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам пришли..)

У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает более сложные формы. Ребенок интересуется не только содержанием слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.

Предложить можно детям поиграть в сюжетно-ролевые игры: «Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не только содержание игры, но и привлекая внимание детей к объяснению содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить по разному, используя предложения разного типа. Например игра «Светофор». В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет. И машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «когда на светофоре загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы остановились, потому что на светофоре появился красный свет». Дети проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре - зеленый свет, машины двинулись). Спрашиваю детей: « О чем и как вы скажите?» Дети высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры, нацеливаю детей на новые высказывания. Активно использую дидактические игры.

«Потерялся поясок» - упражнение детей в различии большого количества оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.

«Кто как двигается» - расширяем словарь детей, используем в речи глаголы, учим соотносить название глагола движения с действием животного.

 «У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с существительными и т. д.

Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм речи - диалогической и монологической.

При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию умения у детей строить монолог (спрашивать, отвечать, объяснять...), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы: «Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел вьгходной», «Твой лучший друг» т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти умения необходимы и для развития монологической речи.

Дошкольный возраст - благодатная пора для развития речи. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.

                                              Литература:

1. Гербова, В. Развитие речи в детском саду.6-7лет.Подготовительная к школе группа / В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2015. - 112 c.

2. Гомзяк, О.С. Развитие связной речи у шестилетних детей. Конспекты занятий / О.С. Гомзяк. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 96 c.

3.Калиниченко, С.А. Развитие речи у детей 5-7 лет с ОНР: Лексико-грамматические занятия. Тема "Мебель": Учебно-методическое пособие / С.А. Калиниченко. - М.: Владос, 2015. - 55 c.

4. Карпова, С.И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников. 6-7 лет. 33 лексические темы / С.И. Карпова. - СПб.: Речь, 2012. - 144


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Развитие речи, как средство общения детей"

Развитие речи детей подготовительной группы осуществляется в разных видах деятельности и в повседневной жизни. Важнейшей предпосылкой для развития речи является организация обстановки в группе, в кото...

Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения детей второй младшей группы через театрализованную деятельность»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Родничок»  Обобщение опыта работы Тема: «Развитие умения владеть речью как средством общения дет...

Отчет по самообразованию Тема "Развитие речи и речевого общения детей 3-4 лет посредством произведений художественной литературы"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №2 «РОМАШКА»              Отчет по самообраз...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Данный материал содержит план по самообразованию по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества» Цель работы: объединить ус...

Самообразование по теме:«Развитие речи и речевого общения детей посредством произведений устного народного творчества»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Все чаще приходится в...

Мастер-класс для воспитателей на тему «РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»

Мастер-класс для воспитателей на тему«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ»Цель: дать представление о роле художественной литературы в ...