Рабочая программа кружка "Озорные язычки"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
Данная рабочая программа поможет грамотно составить перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ____________/Г.С. Ивлиева/ Приказ №________ от ______ «_______»_________20_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего _________ /Н.Н. Ананьева/ «_______»_________20____ | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №_____от «___»____20___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
(название курса по плану ННОД)
для общеразвивающей группы
(направленность группы)
воспитанников 4-5 лет
(возраст дошкольников)
Тамбов 2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по развитию речи.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольном образовании.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
– «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26; зарегистрировано в Минюсте РФ от 29 мая 2013 г № 28564.);
– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
– «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» на 2012-2015 учебный год.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» выбрана для разработки основной общеобразовательной программы учреждения и, соответственно, рабочих программ по курсам в связи с тем, что данная программа подразумевает преемственность дошкольного и школьного образования.
. Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным
психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Пространственные условия организации образовательного процесса.
Уголок художественной литературы в группе;
Уголок дидактических игр и наглядного материала в группе; Листок рекомендаций в родительском уголке.
Наглядное сопровождение курса развития речи.
Наглядно - дидактический материал; Игровые атрибуты;
Сюжетные картинки, открытки и иллюстрации для рассматривания.
Учебно-тематический план:
№ | Раздел, тема | Всего часов |
1 | Мониторинг. | 1 |
2 | Мониторинг. | 1 |
3 | Игрушки | 1 |
4 | Части тела | 1 |
5 | Осень. | 1 |
6 | Овощи.. | 1 |
7 | Фрукты. | 1 |
8 | Геометрические фигуры | 1 |
9 | Загадки-описания | 1 |
10 | Дом. Мебель. | 1 |
11 | Электрические приборы | 1 |
12 | Семья. | 1 |
13 | Посуда. | 1 |
14 | Рабочие инструменты. | 1 |
15 | Головные уборы.. | 1 |
16 | Одежда.. | 1 |
17 | Обувь. | 1 |
18 | Зима. | 1 |
19 | Звери. Животные жарких стран. | 1 |
20 | Домашние животные | 1 |
21 | Птицы. | 1 |
22 | Рыбы. | 1 |
23 | Хлебные, молочные, мясные продукты. | 1 |
24 | Магазины. | 1 |
25 | Наземный транспорт. Водный транспорт. | 1 |
26 | Воздушный транспорт. | 1 |
27 | Город. Почта. | 1 |
28 | Театр, музыкальные инструменты. Спорт. | 1 |
29 | Весна | 1 |
30 | Профессии. Детский сад. | 1 |
31 | Лес. Грибы. | 1 |
32-33 | Плоды и семена. Садовые цветы. Полевые цветы . | 1 1 |
34 | Насекомые. Лето. | 1 |
35 | Ягоды. | 1 |
36 | Мониторинг. | 1 |
37 | Мониторинг. | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На 2013-2014 учебный год
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Группа №9 «рябинка»
Воспитатель гриднева алина николаевна
Периодичность НОД: один раз в неделю
Общее количество НОД в год: 37
Планирование составлено на основе:
основной общеобразовательной программы учреждения, примерной общеобразовательной программы «Детский сад 2100», методических пособий:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке» (Ч.1,2).
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
К пятилетнему возрасту, при успешном освоении программы, должен быть достигнут следующий уровень развития ребенка:
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Литература
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, М.О.Дьяченко. М., 1989.
2. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.
3. Волина, В.В. Учимся играя/ В.В.Волина, - М., 1994.
4. Корней Чуковский. Стихи и сказки.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2009.
5. Жукова, Н.С. Домашний букварь/ Н.С.Жукова. – Екатеринбург, 1998.
6.О.Н. Земцова «Развивающие тесты для детей 3-4 лет» -М.: Махаон , Азбука- Аттикус, 2013
7.О.Н.Земцова « Развивающие тесты для детей 4-5 лет»- М.: Махаон, Азбука- Аттикус, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/24/picture-463164-1406210549.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/27/picture-140999-1354024650.jpg)
Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743115-1453723621.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа и план работы кружка "Непослушный язычок"
Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения....
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/25/picture-938441-1558793187.jpg)
Рабочая программа кружка "Ловкий язычок"
Программа по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет....
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1027758-1525671944.jpg)
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/24/picture-460119-1403605774.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....