Рабочая программа кружка "Озорные язычки"
рабочая программа по развитию речи (средняя группа) по теме
Данная рабочая программа поможет грамотно составить перспективное планирование по развитию коммуникативных способностей воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_razvitiyu_rechi.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик»
УТВЕРЖДАЮ Заведующий ____________/Г.С. Ивлиева/ Приказ №________ от ______ «_______»_________20_____ | СОГЛАСОВАНО Заместитель заведующего _________ /Н.Н. Ананьева/ «_______»_________20____ | ПРИНЯТО на педагогическом совете Протокол №_____от «___»____20___ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
(название курса по плану ННОД)
для общеразвивающей группы
(направленность группы)
воспитанников 4-5 лет
(возраст дошкольников)
Тамбов 2013
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя по развитию речи.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральными государственными требованиями в дошкольном образовании.
Нормативные документы, на основании которых разработана рабочая программа:
– Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об образовании в Российской Федерации";
– «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных организаций» (постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26; зарегистрировано в Минюсте РФ от 29 мая 2013 г № 28564.);
– «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утв. Приказом Минобрнауки России от 23 ноября 2009 г. № 655, регистрационный № 16299 от 08 февраля 2010 г. Министерства юстиции РФ);
– «Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. приказом Минобрнауки России от 20 июля 2011 г. № 2151, регистрационный № 22303 от 14 ноября 2011 г. Министерства юстиции РФ).
Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад комбинированного вида №1 «Семицветик» на 2012-2015 учебный год.
Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100» выбрана для разработки основной общеобразовательной программы учреждения и, соответственно, рабочих программ по курсам в связи с тем, что данная программа подразумевает преемственность дошкольного и школьного образования.
. Система психолого-педагогических принципов, положенных в основу рабочей программы
Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка.
Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир – это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности,
Цели и задачи деятельности по реализации рабочей программы по данному курсу.
Цель: развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя его речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка.
Задачи:
- развитие познавательной речевой активности;
- развитие речевого общения со взрослыми и сверстниками;
- развитие умений говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного словаря;
- формирование описательной развернутой речи воспитанников;
- развитие фонематического слуха, развитие звуковой культуры речи детей.
Формы организации образовательной деятельности.
- Общение взрослого с ребенком во всех видах и сферах деятельности.
- Удовлетворение потребности ребенка в общении со сверстниками, детьми разного возраста.
- Высокая культура речи взрослых.
- Проведение специальных игр и упражнений по развитию речи детей.
- Предоставление воспитанникам в достаточном количестве образовательного материала: игрушек, книг, картинок и др.
Возрастные особенности детей 4-5 лет
Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребёнка. Происходят заметные качественные изменения в развитии основных движений детей. Эмоционально окрашенная двигательная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей, которых отличает довольно высокая возбудимость.
Возникает и совершенствуется умение планировать свои действия, создавать и воплощать определённый замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но также и способах её достижения. Особое значение приобретает совместная сюжетно-ролевая игра. Существенное значение имеют также дидактические и подвижные игры. В этих играх у детей формируются познавательные процессы, развивается наблюдательность, умение подчиняться правилам, складываются навыки поведения, совершенствуются основные движения. Наряду с игрой у детей пятого года жизни интенсивно развиваются продуктивные виды деятельности, особенно изобразительная и конструктивная. Намного разнообразнее становятся сюжеты их рисунков и построек, хотя замыслы остаются ещё недостаточно отчётливыми и устойчивыми.
Восприятие становится более расчленённым. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними. Важным
психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах, обобщённых свойствах этих предметов, связях и отношениях между
предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечёт за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как? зачем? почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая, к своего рода, опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к удовлетворению познавательных запросов дошкольников, во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребёнка. На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.
Пространственные условия организации образовательного процесса.
Уголок художественной литературы в группе;
Уголок дидактических игр и наглядного материала в группе; Листок рекомендаций в родительском уголке.
Наглядное сопровождение курса развития речи.
Наглядно - дидактический материал; Игровые атрибуты;
Сюжетные картинки, открытки и иллюстрации для рассматривания.
Учебно-тематический план:
№ | Раздел, тема | Всего часов |
1 | Мониторинг. | 1 |
2 | Мониторинг. | 1 |
3 | Игрушки | 1 |
4 | Части тела | 1 |
5 | Осень. | 1 |
6 | Овощи.. | 1 |
7 | Фрукты. | 1 |
8 | Геометрические фигуры | 1 |
9 | Загадки-описания | 1 |
10 | Дом. Мебель. | 1 |
11 | Электрические приборы | 1 |
12 | Семья. | 1 |
13 | Посуда. | 1 |
14 | Рабочие инструменты. | 1 |
15 | Головные уборы.. | 1 |
16 | Одежда.. | 1 |
17 | Обувь. | 1 |
18 | Зима. | 1 |
19 | Звери. Животные жарких стран. | 1 |
20 | Домашние животные | 1 |
21 | Птицы. | 1 |
22 | Рыбы. | 1 |
23 | Хлебные, молочные, мясные продукты. | 1 |
24 | Магазины. | 1 |
25 | Наземный транспорт. Водный транспорт. | 1 |
26 | Воздушный транспорт. | 1 |
27 | Город. Почта. | 1 |
28 | Театр, музыкальные инструменты. Спорт. | 1 |
29 | Весна | 1 |
30 | Профессии. Детский сад. | 1 |
31 | Лес. Грибы. | 1 |
32-33 | Плоды и семена. Садовые цветы. Полевые цветы . | 1 1 |
34 | Насекомые. Лето. | 1 |
35 | Ягоды. | 1 |
36 | Мониторинг. | 1 |
37 | Мониторинг. | 1 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На 2013-2014 учебный год
по развитию речи и подготовке к обучению грамоте
Группа №9 «рябинка»
Воспитатель гриднева алина николаевна
Периодичность НОД: один раз в неделю
Общее количество НОД в год: 37
Планирование составлено на основе:
основной общеобразовательной программы учреждения, примерной общеобразовательной программы «Детский сад 2100», методических пособий:
Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова «По дороге к Азбуке» (Ч.1,2).
Планируемые промежуточные результаты освоения Программы.
К пятилетнему возрасту, при успешном освоении программы, должен быть достигнут следующий уровень развития ребенка:
1. Значительно увеличить свой словарь, в частности, за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
2. Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый - печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики, разнообразные свойства и качества предметов.
3. Понимать и употреблять слова-антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами (сахарница-сухарница).
4. Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
5. Осмысливать причинно-следственные отношения; употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
6. Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать открытки из знакомых произведений. .
7. Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
8. Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).
Литература
1. Венгер, Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста/ Л.А.Венгер, М.О.Дьяченко. М., 1989.
2. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина Развитие речи, подготовка к освоению письма: занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М.: ВАКО, 2007.
3. Волина, В.В. Учимся играя/ В.В.Волина, - М., 1994.
4. Корней Чуковский. Стихи и сказки.- М.: ЗАО «ОЛМА Медиа групп», 2009.
5. Жукова, Н.С. Домашний букварь/ Н.С.Жукова. – Екатеринбург, 1998.
6.О.Н. Земцова «Развивающие тесты для детей 3-4 лет» -М.: Махаон , Азбука- Аттикус, 2013
7.О.Н.Земцова « Развивающие тесты для детей 4-5 лет»- М.: Махаон, Азбука- Аттикус, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа и план работы кружка "Непослушный язычок"
Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения....
Рабочая программа кружка "Ловкий язычок"
Программа по профилактике речевых нарушений у детей 4-5 лет....
Рабочая программа кружка "Пальчик, ручка, язычок" дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования 1 младшая группа.
Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцам...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НА 2023 – 2024 уч. год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ Социально-педагогической направленности «Веселый язычок» обьединения «Чистоговорка».
Ррабочая программа разработана на 2023-24 учебный год к дООП объединения Чистоговорка.В ней подробно расписано количество занятий,темы занятий....