Рабочая программа и план работы кружка "Непослушный язычок"
материал по развитию речи на тему
Содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 33.85 КБ |
perspektivno_-_tematicheskoe_planirovanie.docx | 48.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»
Рабочая программа
кружковой деятельности
по развитию речи
«Непослушный язычок»
Подготовила:
воспитатель Золина Е.Н.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его речевое развитие.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Для этого в детском саду организована работа кружков и студий. Занятия в кружках позволяют ребёнку раскрыться, а родителям увидеть весь спектр его истинных возможностей и сферу будущих интересов! Кружковая работа направлена на развитие речи в игровой деятельности и поддерживает интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействует налаживанию их диалогического общения в совместной деятельности.
Для организации кружковой работы созданы все необходимые условия, разработана программа и тематические планы. Работа рационально сочетается с выполнением программных задач. Занятия проводятся во второй половине дня, учитывая интересы детей и их родителей.
Кружок "Непослушный язычок" - способствует развитию всех сторон речевой деятельности, совершенствованию мелкой моторики, развитию памяти, внимания, мышления с учетом возрастных и индивидуальных способностей.
Актуальность:
Научными исследованиями в области дефектологии доказано важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям среднего возраста. Работу по развитию общих речевых навыков целесообразно проводить в форме коррекционно-развивающего кружка «непослушный язычок». Кружковая работа направлена на преодоление речевых нарушений путем артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, упражнений для развития речевого аппарата с одновременным освоением лексических тем.
Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.
Цель: содействовать развитию речи детей, усвоению детьми лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию речевого общения.
Задачи:
- формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком;
- развивать потребность в общении и формировать коммуникативные навыки;
- развивать интерес к окружающей действительности, стимулировать познавательную активность;
- формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
- работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
- совершенствовать мелкую моторику рук;
- формировать общие речевые умения.
Участники программы:
- дети среднего дошкольного возраста;
- родители;
- воспитатели группы.
Принципы:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
- принцип системности;
- принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
- принцип учёта индивидуальных особенностей ребенка.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы. Кружок создан для детей среднего дошкольного возраста с 4 до 5 лет для своевременной профилактики и коррекции речевых нарушений. Основными направления в работе являются:
1.Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
2.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, мелкой и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
3.Развитие лексико-грамматических категорий. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями.
4.Формирование связной речи. При развитии связной речи созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно с взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4- 5 ЛЕТ
Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формировать взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании мира, в котором мы живем.
Речь дана природой от рождения, а мы – взрослые прикладываем немало усилий, чтобы она была развита своевременно и правильно.
У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р.
Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.
Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания. В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный, оранжевый). Начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты). Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.
Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч. Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.
Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.
Для исправления этих недостатков необходимо:
- развивать связную речь детей;
- научить фантазировать, придумывать и пересказывать сказки и рассказы;
- познакомить с простыми приемами запоминания;
- развивать логическое мышление;
- уметь формулировать свою мысль;
- уметь понимать речь окружающих.
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики;
- обогащение, уточнение и активизация отработанной лексики в соответствии с лексическими темами;
- правильное употребление грамматических категорий;
- развитие внимания, памяти, логического мышления в играх и упражнения на бездефектном речевом материале;
- формирование связной речи;
- умение использовать коммуникативные навыки общения со сверстниками и взрослыми.
ОРГАНИЗАЦИЯ И УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Кружковая деятельность реализуется в рамках коррекционно- развивающего процесса по формированию коммуникативных навыков у детей среднего возраста на основе тематического принципа планирования занятий с целью профилактики и коррекции речевых нарушений.
Деятельность кружка осуществляется в форме НОД на основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Нищевой Н.В. НОД проводится 1 раз в неделю по 15 - 20 минут во второй половине дня. Деятельность кружка включает следующие блоки:
1-й блок.
Логопедическая деятельность направлена на развитие речевой функциональной системы, слуховых функций, двигательной сферы, мелкой и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных психических процессов, творческих способностей. Занятие строится за счёт использования комплекса методов и приёмов:
- комплекс упражнений для укрепления мышц артикуляционного аппарата;
- пальчиковая гимнастика для развития тонких движений пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, предназначенных для мышечно-двигательного и координационного тренинга;
- фонопедические упражнения для формирования навыков речевого дыхания;
- использование потешек, чистоговорок, сопровождаемых движениями рук для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и памяти;
- упражнения для развития мимических мышц, эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления;
- релаксационные упражнения для снятия напряжения.
2-й блок.
Формирование связной речи и речевой коммуникации у детей.
В ходе этой части занятия решаются задачи:
- развитие динамической стороны общения, позитивного самоощущения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
- формирование культуры общения;
- формирование навыков связной речи (составление рассказов по картине, по демонстрируемым действиям, обучение пересказу);
- развитие у детей творческих способностей высказываний на основе применения наглядности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа воспитания и обучения в детском саду. Москва. “Просвещение”, 1987г.
- Методические рекомендации к “Программе воспитания и обучения в детском саду”.
- О.С. Ушакова. “Занятия по развитию речи в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1993г.
- В.В. Глебова. “Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада”. Москва. “Просвещение”., 1989г.
- С.А. Миронова. “Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
- П.Г. Саморукова. “Методика ознакомления детей с природой в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
- А.К. Бондаренко. “Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
- В.А. Дрязгунова. ““Дидактические игры в детском саду”. Москва. “Просвещение”, 1981г.
- О.М. Дьяченко. “Чего на свете не бывает”. Москва. “Просвещение”, 1992г.
- А.А. Катаева. “Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых детей”. Москва. “Просвещение”, 1991г.
- Сайт - http://nsportal.ru/sites/default/files/2015/01/24/
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Сентябрь | 1-2 неделя диагностика. Тема « Детский сад» 1.Игра «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» -закрепить имена, фамилии детей и их сверстников. 2. Упражнение на развитие речевого дыхания «Веселый ветерок». 3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» - развитие мелкой моторики. 4. Зрительная гимнастика для глаз «Привет глазки». 5. «Мой Веселый язычок» - знакомство с органами артикуляции | Тема «Осенний лес – полон чудес» 1.Релаксационные упражнения «Хорошее настроение» 2. Игра «Узнай по голосу»- формирование слухового восприятия. 3. Упражнение на дыхание «Листопад» 4.Заучивание стихотворения «Осень» 5. Зрительная гимнастика «Солнышко и тучки»- профилактика зрительных нарушений. | ||||
Октябрь | Тема «Во саду ли в огороде» 1.Массаж для глаз «Раздеваем лук» 2. Закрепление названия органов артикуляции: игра «Сказочка - подсказочка» 3.Пальчиковая гимнастика «В огороде» 5. Чтение сказки «Репка» | Тема « У медведя во бору» 1. Дыхательное упражнение «Листопад». 2.Релаксия (образные превращения) 3.Логоритмические упражнения- учить слышать ритм и темп музыки. 4.Су джок терапия «Ёжик» 5. Игра «Постучимся в «Теремок» | Логотренинг «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить» 1.Пальчиковая игра «Как живешь?» 2. Самомассаж 3. Работа над дыханием «Ветерок» 4. Игра «Сказочка - подсказочка»- закрепление названия органов артикуляции | Тема « Волшебный мир звуков» 1.Сказка "Сказка о непослушном язычке". 2. Игры со звучащими предметами - знакомство со звуками. 3.Интонационная выразительность речи «Колобок» 4.Игра «За грибами» - развитие общей моторики. | ||
ноябрь | 1-2 неделя. Тема «Я люблю свою лошадку»
2.Сказка "Сказка о непослушном язычке"- развитие органов артикуляции. 3. Игра с прищепками «Котенок»- координация движений рук 4. Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками 5. Игра «Узнай по силуэту»- узнавать и называть домашних животных. | 1-2 неделя. Тема «Пернатые друзья» 1.Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков» 2. Игра «Гуси- лебеди»- развитие речевого дыхания. 3. Развитие выразительности речи. Стихотворение «Стайка». 4. Игра «Многим домик послужил, кто только в домике не жил». 5.Усвоение понятий «живой — неживой» - развитие мышления. | ||||
Декабрь | Тема «Здравствуй, зимушка- зима» 1. Релаксационные упражнения 2. Дыхательное упражнение «Снежинка» 3.Массаж «Мороз- красный нос» 4. Закрепление произношения звуков в чистоговорках «Раз, два, три, четыре, пять стихи - будем сочинять». 4.Упражнения для коррекции зрения «Лыжники» | Тема «Семья» 1.Пальчиковая игра «Дружная семья» 2.Игра с мячом «Подбери пару». 3.Артикуляционная гимнастика «В гости к дедушке и бабушке». 4.Мимические упражнения «Гномики» 5. Игра «На помощь Забывайкину»- активизировать словарный запас. | Тема «Здравствуй, елочка- зеленая иголочка» 1.Дыхательное упражнение «Снежинка». 2.Релаксационные упражнении «Прогулка в зимний лес» 3. Гимнастика для глаз «Ёлочка». 4.Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…» | |||
Январь | Тема «Зимние забавы» 1.Дыхательное упражнение «Вьюга». 2.Релаксационные упражнения «Зимние забавы» 3. Выполнение артикуляционных упражнений игра «Сказочка- подсказочка» 4. Оздоровительный массаж. 5.Театральная игра «Сказочные превращения». 6. Работа над выразительностью в стихотворении «Есть в лесу под елкой хатой…» | Тема «Зимовье животных» 1. Дыхательное упражнение «Снежинки». 2.Релаксия (образные превращения) 3.Логоритмические упражнения 4.Игра «Узнай по силуэту» 5. Драматизация сказки «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям». | Тема «Зимующие птицы» 1 Дыхательное упражнение «Сдуй снежинку». 2.Релаксационные упражнение «Согреем воробушка» 3. Ритмодекламация «Кормушка» 4. Театральная игра «Одно и то же по-разному». | |||
февраль | Тема «Мир полон сказок и чудес» 1.Работа над речевым дыханием «Снежинка» 2. Зрительная гимнастика «Елочка». 3.Релаксационные упражнения «Сказочные превращения» 4. Упражнение «Снеговик» (составление предложений) 5. Пальчиковая гимнастика «Снежок» 6.Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка» | Тема « Я- человек». 1.Дыхательное упражнение «Шарик». 2. Игра «Доскажи словечко» 3. Игра “Что делаем, покажем и скажем» 4.Распознаём по мимике и интонации «Назови ласково» 5. Активизация словарного запаса «Расскажи про себя» | Тема«Малыши- кибальчиши» 1.Дыхательное упражнение «Звездочки». 2.Релаксационные упражнения «Мы - веселые ребята» 3.Пальчиковая гимнастика. 4. Побуждать вступать в игровое и речевое взаимодействие рассматривание картин. 5. Игра «Летим- плывем-шагаем» развитие общей моторики | |||
март | Тема «Весна- красна. Мамин праздник» 1 Дыхательное упражнение «Аромат роз». 2. Релаксационные упражнения «Игра с песком». 3.Заучивание стихотворения «Мамин день» 4. Драматизация сказки «Теремок». | Тема «Все работы хороши» 1. Дыхательное упражнение «Солнечные зайчики». 2.Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки» 3.Оздоровительный массаж. 4.Развитие мышления «Кто больше заметит небылиц» 5.Работа над выразительностью: стихотворение «Мамин день». | Тема «Ателье»
«Ветерок».
4.Релаксационные упражнения «Холодно -жарко». 5.Массаж «Что делать после дождика?». | |||
апрель | Тема «Перелетные птицы» 1. Дыхательное упражнение «Гуси- лебеди». 2. Релаксационное упражнение Холодно -жарко» 3. Массаж лица «Воробей». «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям». 4.Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка» 5. «Злая, злая нехорошая змея укусила молодого воробья»- мимические упражнения. | Тема «Цветы» 1.Дыхательное упражнение «Лепестки». 2.Релаксационное упражнение «На полянке». 3Логоритмическое упражнение «Цветок»
| Тема «Подводный мир» 1.Дыхательное упражнение «Буря в стакане». 2. Релаксационные упражнения «Водопад». 3. Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные ушки?” 4.Гимнастика для глаз. 5.Театральная игра «Морское путешествие». | Тема «Транспорт» 1.Дыхательное упражнение «Паровоз». 2.Подвижня игра «Шоферы» -координация речи с движением. 3.Дифференциация звуков. Упражнение “Шина” -“Насос” 4.Упражнение “Шифровальщики”- слуховое восприятие. 5.Упражнение “Машина”: собрать машину из счетных палочек. | ||
май | Тема « Мир насекомых» 1 Дыхательное упражнение «Ворона». 2. Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей». 3.Массаж ушных раковин. 4. Су Джок терапия «Ёжики» 5. Игра «Каждому страх большим кажется»- развитие связного высказывания. | Тема« Скоро лето» 1.Дыхательное упражнение Дровосек». 2.Релаксационные упражнения «Бабочка». 3.Оздоровительный массаж. 4.Пальчиковая гимнастика «Раз, два….» 5. Мимические упражнения «Преодолеем страх». | ||||
3-4 неделя - диагностика |
МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Звуко - произношение | Фонематический процесс | Словарный запас | Грамматический строй речи | Связная речь | Артикуляционная моторика | Мелкая моторика |
|
| |||||||
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, перспективные планы для средней группы по программе "Детство"
Рабочая программа содержит следующие разделы: нормативно-правовые документы,психолого-педагогическая характеристика возрастных возможностей детей среднего дошкольного возраста,задачи воспитания ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Примерная рабочая программа дополнительного образования кружок "Весёлый язычок"
Программа дополнительного образования «Весёлый язычок» направлена на развитие речи и профилактику речевых нарушений у детей от 3-7 лет, не посещающих логопедическую группу или логопункт. В...
Рабочая программа воспитателя для работы с детьми младшей группы по программе "От рождения до школы"
Методическая разработка рабочей программы воспитателя для детей младшей группы ДОУ....
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Послушный язычок"
Рабочая программа дополнительного образования дошкольников с нарушениями речи (ФФН, ФД)...