Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации города Подольска
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№ 31 « Алые паруса»
Рабочая программа
дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
2014-2015 учебный год.
Педагог дополнительного образования
Штыкова Наталья Валерьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.
В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, подкреплённый современными инновационными технологиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Цели рабочей программы:
- формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
- применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Задачи рабочей программы способствуют:
- совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
- развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
Занятия проводятся во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах 3-4 человека два раза в неделю длительностью 20-25 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Месяц, тема | Содержание | Контроль и учёт коррекционного воздействия. |
Сентябрь. Мелкая моторика | -Запомнить названия пальцев рук. -Освоить различные движения пальцами рук. -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина) | Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:". Игра "Собери бусинки в нужные коробочки". Пальчиковый театр. |
Октябрь. Артикуляционный аппарат | -Развивать подвижность артикуляционного аппарата. -Уметь расслаблять язык. -Чередовать движения губ и языка. -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка | Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк". Сказка "Как язычок ходил гулять в лес". Игра "Прядки". |
Ноябрь. Речевое дыхание | -Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом). -Отрабатывать силу голоса. -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. | Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота". Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков". Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке. |
Декабрь. Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память | -Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций. -Угадывание предметов по загадке-описанию. -Выполнение действий только при определённом, заданном условии. | Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму). Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово). Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает. |
Январь. Фонематический слух. | -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков. -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками. -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. | Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции". Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори". |
Февраль. Словарный запас. | -Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду" -Уточнение названий геометрических фигур и цвета. -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. | Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме. |
Март Связная речь. | -Составление рассказа-описания по наглядному образцу. -Составление рассказа по сюжетной картине. -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок. -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок. -Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин. Рассказывание по ролям. Прослушивание сказок и текстов. | Индивидуальное рассказывание, описание картин. Рассказывание по ролям. Прослушивание сказок и текстов. |
Апрель Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. | Правильное проговаривание звуков: -Изолированно; -В слогах (прямых, обратных, стечениях); -В словах; -В словосочетаниях; -В предложениях, скороговорках; -В стихотворных текстах; -В связной речи. | Игра "Повтори правильно звук". Запомни и повтори ряд слогов. Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно. Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Занятия с детьми старшей и подготовительной группы проводятся 2 раза в неделю (64 занятия) продолжительностью 20-25 мин. Занятия проводятся индивидуально или в малых группах 3-4 человека.
Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг 2 раза в год, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.;
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
3. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-289248-1391257256.jpg)
Образовательная программа дополнительного образования по учебной дисциплине "Кружок эстрадного танца"
Программа предназначена для детей среднего, старшего и подготовительного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/25/picture-743115-1453723621.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования по дисциплине "Ритмика"
Рабочая программа...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/11/picture-429735-1413034502.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет
Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет
Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/20/picture-1330195-1618926288.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/09/picture-1529919-1723221633.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования «Веселые ладошки» для детей 2-3 лет на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Возраст детей: 2-3 годаСр...