Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
рабочая программа по логопедии на тему
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka_veselyy_yazychok.docx | 25.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию
Администрации города Подольска
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№ 31 « Алые паруса»
Рабочая программа
дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Веселый язычок» для детей 5-7 лет
2014-2015 учебный год.
Педагог дополнительного образования
Штыкова Наталья Валерьевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в детском саду.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо развитая речь.
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику малыша, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости.
Чтобы не пропустить различные недостатки речи нужно проводить систематическую работу по формированию правильного произношения у детей.
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи в условиях логопедического кружка дополнительного образования. Применение, которой поможет детям с нарушением речевого развития осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех трудностей, связанных с овладением чтения и письма в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же их социализации.
Рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации “Об образовании”. Содержание рабочей программы соответствует образовательным стандартам и требованиям.
В основе создания программы использован опыт работы логопедов М.Ф. Фомичевой, Т.А. Ткаченко, Т.В. Тумановой, О.И. Крупенчук, Н.В. Нищевой, И.С. Лопухиной, подкреплённый современными инновационными технологиями и методиками в области правильного дыхания, развития пальчиковой и общей моторики, обеспечивающей двигательные функции руки, скоординированных действий глаза и руки, положительно влияющих на улучшение познавательных способностей и развитие речи дошкольников, научно-методическими рекомендациями. В частности, «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.Б. Филичевой, Г.В.Чиркиной.
Основной целью рабочей программы является развитие свободной, творческой, активной личности и создание оптимальных условий для успешной коррекции звукопроизношения у дошкольников с нарушением речи.
Содержание рабочей программы предусматривает интегрированные подходы видов деятельности в организации коррекционно-педагогического процесса, взаимодействие ребёнка с окружающей средой, поэтапную практическую и продуктивную деятельность по достижению поставленной цели в работе с детьми.
Цели рабочей программы:
- формировать правильное звукопроизношение у детей-логопатов;
- применять современные, инновационные технологии в работе с детьми-логопатами по коррекции нарушений речи;
- автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях, связных текстах.
Задачи рабочей программы способствуют:
- совершенствованию работы артикуляционного аппарата (движений губ, языка, нижней челюсти), движению общей и мелкой моторике рук ребёнка, развитию внимания и наблюдательности, памяти и самостоятельного мышления, пространственной ориентации;
- развитию фонематического восприятия детей, навыков правильного дыхания, эмоционально-мимических навыков, смены темпа и ритма речи.
Занятия проводятся во второй половине дня. При построении образовательной деятельности учитываются возрастные психические и физические особенности детей старшего и подготовительного возраста. Занятия проводятся индивидуально и в подгруппах 3-4 человека два раза в неделю длительностью 20-25 минут.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Месяц, тема | Содержание | Контроль и учёт коррекционного воздействия. |
Сентябрь. Мелкая моторика | -Запомнить названия пальцев рук. -Освоить различные движения пальцами рук. -Сопровождать пальчиковые упражнения стихотворными текстами (Т.Ткаченко, И.Лопухина) | Пальчиковая игра "Это я, большой пальчик:". Игра "Собери бусинки в нужные коробочки". Пальчиковый театр. |
Октябрь. Артикуляционный аппарат | -Развивать подвижность артикуляционного аппарата. -Уметь расслаблять язык. -Чередовать движения губ и языка. -Отрабатывать активные, чёткие движения губ и языка | Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк". Сказка "Как язычок ходил гулять в лес". Игра "Прядки". |
Ноябрь. Речевое дыхание | -Учиться правильному речевому дыханию, вдох(носом), выдох(ртом). -Отрабатывать силу голоса. -Формировать целенаправленную и сильную воздушную струю. | Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота". Игра "Запомни и громко, чётко повтори ряд гласных звуков". Упражнения: подуй в пустой бутылёк, поиграй на губной гармошке. |
Декабрь. Слуховое внимание, слуховое восприятие и слуховая память | -Выполнение различных словесных (2-х, 3-х, 4-х ступенчатых) инструкций. -Угадывание предметов по загадке-описанию. -Выполнение действий только при определённом, заданном условии. | Игра "Подбери словечко" (завершение стиха в рифму). Загадки-обманки (выбрать правильный вариант по картинке, относится ли к её содержанию каждое услышанное слово). Игра с правилами - просьба, покажи, бывает не бывает. |
Январь. Фонематический слух. | -Развитие фонематического восприятия на материале правильно произносимых звуков. -Повторение цепочки слогов с легко произносимыми согласными звуками. -Повторение 3-4 похожих по звучанию слов, чёткое их произношение. | Игра "Повтори сочетание звуков, при их чёткой артикуляции". Развлечение "Рифмовки- незаконченные, рифмовки- перепутанки,рифмовки-трудноговорки"
Игра "Запомни и повтори". |
Февраль. Словарный запас. | -Уточнение лексических тем, предлагаемых программой Васильевой "Воспитание и обучение в детском саду" -Уточнение названий геометрических фигур и цвета. -Обобщение слов, синонимы, антонимы, части и целое. | Игра-инсценировка "Кто лишний и почему". Беседа с демонстрацией картинок по теме. |
Март Связная речь. | -Составление рассказа-описания по наглядному образцу. -Составление рассказа по сюжетной картине. -Пересказ сказок и простых текстов по серии картинок. -Заучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок, загадок. -Составление рассказа на материале собственного опыта. Индивидуальное рассказывание, описание картин. Рассказывание по ролям. Прослушивание сказок и текстов. | Индивидуальное рассказывание, описание картин. Рассказывание по ролям. Прослушивание сказок и текстов. |
Апрель Автоматизация и дифференциация поставленных звуков в речи. | Правильное проговаривание звуков: -Изолированно; -В слогах (прямых, обратных, стечениях); -В словах; -В словосочетаниях; -В предложениях, скороговорках; -В стихотворных текстах; -В связной речи. | Игра "Повтори правильно звук". Запомни и повтори ряд слогов. Задание - подбери к заданным словам картинки и скажи правильно. Заучивание и рассказывание стихов, потешек, скороговорок. |
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ НАВЫКОВ.
Занятия с детьми старшей и подготовительной группы проводятся 2 раза в неделю (64 занятия) продолжительностью 20-25 мин. Занятия проводятся индивидуально или в малых группах 3-4 человека.
Для определения готовности детей к усвоению программы проводится мониторинг 2 раза в год, в котором учитываются следующие показатели усвоения детьми программы:
- чистота звукопроизношения;
- автоматизация звуков в речи;
- умение строить предложения;
- умение произносить монолог, чётко высказываться;
- умение вступать в диалог.
Виды контроля и мониторинг:
Вводный - проводится на первом занятии и предназначен для проведения уровня усвоения базовых знаний, умений, навыков, предусмотренных стандартом.;
Итоговый - проводится в виде тестирования после завершения курса с целью определения уровня развития речевых способностей.
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
3. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ Сфера, 2008.
4. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
5. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
6. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
7. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа дополнительного образования по учебной дисциплине "Кружок эстрадного танца"
Программа предназначена для детей среднего, старшего и подготовительного возраста...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине формирования логопедических навыков «Умный язычок» для детей 5-7 лет
Рабочая программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико...
Рабочая программа дополнительного образования по дисциплине "Ритмика"
Рабочая программа...
Рабочая программа дополнительного образования по учебной дисциплине «Информатика» для детей 5—7 лет
Цель курса — пропедевтика основных понятий информатики, развитие интеллекта, творческих способностей детей.Задачи1. Формирование навыков работы с персональным компьютером.2.3акрепление знаний и ...
Рабочая программа дополнительного образования по познавательному развитию «Я познаю мир» («Мы исследователи») для детей 4-5 лет
Программа кружка «Мы исследователи» направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследо...
Рабочая программа дополнительного образования в старшей группе по речевому развитию «Говорящий язычок»
Пояснительная записка.Дошкольное детство - время становления первооснов личности, индивидуальности, наиболее сензитивный период для развитиялюбознательности, общих и специальных способностей. Благодар...
Рабочая программа дополнительного образования «Веселые ладошки» для детей 2-3 лет на 2021-2022 учебный год
Рабочая программа дополнительного образования по развитию мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности «Веселые ладошки»Возраст детей: 2-3 годаСр...