Рабочая программа по логоритмике для детей старшей и подготовительной логопедических группы "Веселый язычок"
рабочая программа по логопедии (старшая группа) на тему
Рабочая программа для старшей и подготовительной к школе логопедических групп по логоритике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Веселый язычок" | 394 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида
№ 53 «Чебурашка»
г. Клин Московской области
Рабочая программа по логоритмике
«ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК»
Разработали:
Кузина Светлана Борисовна
учитель-логопед
Никитушина Любовь Валерьевна
музыкальный руководитель
Клин, 2011г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную деятельность по логоритмике.
Логоритмика полезна всем детям, посещающим логопедическую группу, имеющим проблемы становления речевой функции, в том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание, аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым речевым негативизмом, так как НОД создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, мотивацию к выполнению логопедических упражнений и пр. Логоритмика – мощное вспомогательное средство для эффективной совместной работы логопеда и музыкального руководителя по коррекции различных нарушений речи дошкольников.
НОД по логоритмике направлена на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и пальчиковые игры. В ход НОД вводятся элементы психогимнастики, активной и пассивной музыкотерапии.
Программа «Веселый язычок» по НОД логоритмика составлена учителем - логопедом и музыкальным руководителем МДОУ ЦРР д/с №53 «Чебурашка» на 2 года (старшая и подготовительная к школе логопедическая группа для детей с ОНР). Непосредственно образовательная деятельность по логоритмике проводятся с детьми логопедической группы 1 раз в неделю музыкальным руководителем, логопедом и воспитателем. Длительность НОД проходит в соответствии с требованиями СанПиНа. В данной программе отражены следующие разделы:
- задачи (коррекция нарушений речи, развитие музыкальных и творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья детей);
- тематическое планирование;
- учебно-тематические планы;
- ожидаемые результаты на каждый учебный год.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
С каждым годом, по наблюдению учителя - логопеда, в детском саду растет количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
Цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
- оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедической группы;
- создать условия для организации НОД по логоритмике с использованием здоровьесберегающих технологий;
- внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания и коррекции;
- разработать перспективный план проведения НОД по логоритмике, дидактические пособия;
- создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.
Практическая значимость. Программа предназначена для музыкальных руководителей, учителей - логопедов и воспитателей ДОУ. Подробное учебно-тематическое планирование, а также наличие готовых конспектов НОД по логоритмике поможет педагогам свободно внедрять программу в своих дошкольных учреждениях. Данная программа адаптирована к ФГТ.
Инновационная направленность. Программа «Веселый язычок» - полностью соответствует лексико-грамматическому планированию логопедических занятий в нашем дошкольном учреждении, включающая работу над закреплением звуков в определенной последовательности. Кроме того, НОД по логоритмике включает в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста.
Степень распространения. Программа представлена на педсовете детского сада, городском МО музыкальных руководителей, городском МО логопедов детских садов.
БАЗИС ПРОГРАММЫ
Рабочая программа «Весёлый язычок» базируется на основных положениях программ и методических пособий:
по логопедии:
- Программа и методические рекомендации «Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием» Т.В. Филичевой и Г. В. Чиркиной;
- «Система коррекционной работы (старшая группа)» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекционной работы в логопедической группе с общим недоразвитием речи» Н. В. Нищевой;
- «Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет, 6 лет»
Т. А. Ткаченко;
- Учебно-методическое пособие «Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение» Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой;
- Методическое пособие «Развитие связной речи» В. В. Коноваленко и С. В. Коноваленко;
- Методическое пособие «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках» Т. А. Куликовской;
- «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников». Учебно-методическое пособие / Под общей ред. Т.В. Волосовец;
по логоритмике:
- Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой, Л. Казанцевой, О.И.Крупенчук, А.В.Никитиной, Новиковской О.А., В.Т.Таран, Р.Л.Бабушкиной и других;
- «Логопедические распевки» Н.Г.Гавришевой, Н.В.Нищевой;
- «Весёлая логоритмика» Е.Железновой;
по оздоровлению детей:
- Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей» М.Н.Щетинина;
- «Психогимнастика М. И. Чистяковой;
- «Азбука физкультминуток» В. И. Ковалько;
- «Дыхательная и звуковая гимнастика» Т.В.Нестерюк;
- «Пальчиковые игры и упражнения: Массаж карандашами» Т.В.Пятница.
по музыкальному воспитанию:
- Методическое пособие «Музыкальное воспитание дошкольников» О.П.Радыновой;
- Программа по слушанию музыки «Музыкальные шедевры» О.П.Радыновой;
- «Музыкальная ритмика» Т.И.Суворовой;
- Программа «Ритмическая мозаика» Т.И.Бурениной;
- «Работа над ритмом в логопедической практике» Г.В.Дедюхина
- «Ритмика в специальном образовании» А.М.Доронина, Л.Е.Шевченко, Н.В.Дорониной;
- «Музыкальные складушки про весёлые игрушки: Оздоровительные голосовые песенки-игры для детей» Л.К.Волошиной;
- «Фонопедичесчкий метод обучения пению» В.Емельянова;
- «Этот удивительный ритм» И.М.Каплуновой, И.А.Новоскольцевой.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками и технологиями.
2. Принцип целостности, комплексности педагогических процессов. НОД по логоритмике планируются, проводятся и анализируются музыкальным руководителем, логопедом, воспитателем логопедической группы. Вопросы включения в ход НОД здоровьесберегающих технологий решаются совместно с медицинскими работниками детского сада.
3. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
4. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.
5. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути. Работа над одним звуком подготавливает и облегчает правильное произношение других звуков, той же фонетической группы, и звуков других групп (постановка звука “с” полностью подготавливает артикуляционный уклад звука “з” и частично уклады шипящих звуков). Эта взаимная связь позволяет использовать здоровые звуки для постановки дефектно произносимых звуков.
6. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога). Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.
9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.
10. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ЛОГОРИТМИКЕ
НОД по логоритмике включает следующие виды упражнений:
- Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
- Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и ловкими.
- Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата – основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка, челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
- Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. На НОД по логоритмике совместно с логопедом ДОУ и по рекомендации врача-педиатра используются:
- упражнения на развитие диафрагмально-брюшного дыхания,
- выработка продолжительного речевого выдоха,
- тренировка согласованной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем.
- Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве профилактики простудных заболеваний. На НОД используются фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
- Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей, способность быстро реагировать на смену деятельности.
- Чистоговорки обязательны на каждой НОД. С их помощью автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения, отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей развивается фонематический слух и слуховое внимание.
- Речевые игры могут быть представлены в различных видах: ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки, прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и облегчает выполнение логоритмических задач.
- Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в ритмической основе слов, фраз.
- Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление, эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию голоса, артикуляции, дыхания.
- Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому, развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на НОД по музыкальному воспитанию, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка звучит фоном. Очень полезно использовать лепку несложных фигур, оригами, выкладывание несложных узоров мозаики под проговаривание текста игры.
- Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание, память, а также остальные психические процессы, сопровождающие исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки, «шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
- Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек), пластичность и выразительность движений детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ, обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
- Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы общения; приобщают к сотрудничеству. Такие игры чаще проводятся в общем кругу.
- Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания, ответственности, побуждают детей выполнять правила игры.
МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Мониторинг проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты мониторинга учитываются при составлении планов НОД по логоритмике, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе НОД по логоритмике. (Критерии мониторинга и сводная таблица результатов см. в приложении 1)
СТАРШАЯ ГРУППА
ЗАДАЧИ
- Создание благоприятных условий для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей.
- Проведение активной работы по организации детского коллектива.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности;
- формировать умения двигаться в соответствии с текстом, ориентироваться в пространстве;
- научить детей правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;
- развивать музыкальные и творческие способности детей;
- развивать речевую моторику для формирования артикуляционной базы звуков, темпа, ритма речи;
- развивать правильное дыхание;
- развивать общую и мелкую моторику, умение напрягать и расслаблять мышцы;
- развивать зрительное, слуховое и двигательное внимание, память.
- Воспитание у детей доброжелательного отношения к окружающим людям, бережного отношения к природе, животным.
Тематическое планирование НОД
в старшей логопедической группе.
Месяц | Недели | Тема НОД |
Сентябрь | 1 | Обследование |
2 | Обследование | |
3 | День знаний. Детский сад | |
4 | Сад-огород: овощи, фрукты | |
Октябрь | 1 | Осенняя ярмарка: ягоды |
2 | Осень. Деревья | |
3 | Одежда, обувь, головные уборы | |
4 | Птицы (домашние) | |
Ноябрь | 1 | Домашние животные, их детеныши |
2 | Перелетные птицы | |
3 | Дикие животные, их детеныши. Подготовка животных к зиме | |
4 | Осень (обобщение) | |
Декабрь | 1 | Зима |
2 | Зимующие птицы | |
3 | Хвойные деревья | |
4 | Новый год | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | Каникулы | |
3 | Мебель. | |
4 | Профессии | |
Февраль | 1 | Зимние забавы. |
2 | Транспорт. ПДД | |
3 | День Защитника Отечества | |
4 | Зима (обобщение) | |
Март | 1 | Весна. 8 Марта |
2 | Семья. Части тела и лица | |
3 | Инструменты. | |
4 | Мой город. Моя улица | |
Апрель | 1 | Животные (обобщение, повторение) |
2 | День космонавтики | |
3 | Рыбы | |
4 | Посуда | |
Май | 1 | Цветы |
2 | День Победы (9 мая) | |
3 | Весна (обобщение) | |
4 | Лето. Насекомые |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Обследование.
- Обследование.
- «День знаний. Детский сад»
- Закреплять знания детей о детском саде, о дне знаний.
- Развивать слух на неречевых звуках.
- Формировать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Развивать силу голоса в упражнениях и играх.
- «Сад-огород: овощи, фрукты»
- Закрепить знания по теме.
- Развивать слуховое восприятие на речевых звуках.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных.
- Развивать звуковысотный, тембровый и ритмический слух.
- «Осенняя ярмарка: ягоды»
- Закрепить знания детей об овощах и фруктах и ягодах в дидактической игре.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласного [У].
- Выучить с детьми комплексы оздоровительных упражнений.
- Развивать у детей умение согласовывать движения с ритмичным проговариванием текста.
- Развивать произвольную переключаемость органов артикуляционного аппарата.
- «Осень: деревья»
- Углубить знания детей о временах года, об осени, об изменениях в жизни деревьев, их многообразием, познакомить с народными приметами.
- Закрепление артикуляции звука [А] в фонематических упражнениях.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать у детей умение выразительно читать стихотворения, выполнять движения танцев в соответствии с характером музыки.
- «Одежда, обувь, головные уборы»
- Дать знания детям о многообразии материалов, из которых сделаны одежда, обувь, головные уборы.
- Учить детей правильно пропевать сочетания двух гласных звуков [АИ], [ИА], [АУ], [УА].
- Развивать тембровую окраску голоса в играх со звукоподражаниями.
- Развивать слуховое внимание.
- «Птицы (домашние)»
- Закреплять знания детей о домашних птицах, их птенцах, условиях их обитания.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса; умение допевать фразу до конца.
- Закреплять умение различать на слух гласные звуки [А – У - И], определять последний согласный звук в словах.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
- «Домашние животные, их детеныши»
- Совершенствовать знания детей о домашних животных, их детенышей; их жизни возле человека и их пользе.
- Уточнение артикуляции звука [Н], учить детей выполнять длительный выдох при произнесении этого звука.
- Развивать навыки двигательных импровизаций под текст.
- Развивать мимику детей и пантомимику.
- Воспитывать правильное речевое дыхание.
- «Перелетные птицы
- Закрепить знания детей о перелетных птицах, приметах, связанных с ними.
- Упражнять детей в выделении звука [М] в слогах и словах.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижной игре.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- «Дикие животные, их детеныши. Подготовка диких животных к зиме»
- Закреплять знания детей о диких животных, их детенышах.
- Формировать навыки выразительных и ритмичных танцевальных движений.
- Уточнить артикуляцию звуков [А – О – У - И], пропевая сочетания из гласных звуков [АУО], [ИУО], [УОИ].
- Уточнить артикуляцию звука [П], учить выделять его из слогов и слов.
- Развивать речевое и физиологическое дыхание детей в дыхательных упражнениях.
- «Осень (обобщение)»
- Систематизировать знания детей об осени.
- Уточнить артикуляцию звука [Т] в коротком пропевании.
- Разучить с детьми комплекс игрового массажа.
- Формировать правильное речевое дыхание.
- Развивать способность изменять голос по силе, высоте, тембру.
- «Зима»
- Закрепить знания детей о зиме.
- Закрепить умение использовать в речи простые предлоги.
- Учить детей выделять звук [К] из ряда согласных звуков.
- Развивать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушанную музыку, желание музицировать на музыкальных инструментах.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
- «Зимующие птицы»
- Систематизировать знания детей о зимующих птицах.
- Уточнить артикуляцию звуков [К - Т] и закрепить их чистое произношение в речевых играх.
- Развивать мелкую и общую моторику детей пальчиковых и подвижных играх.
- Развивать коммуникативные навыки детей в процессе музицирования на детских музыкальных инструментах.
- «Хвойные деревья»
- Расширить знания детей о хвойных деревьях.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [П - Т] в пропевании слоговых рядов.
- Формировать навыки выразительных импровизационных движений под музыку в соответствии с характером музыкального произведения.
- Развивать чувство ритма, слуховое и зрительное внимание.
- «Новый год»
- Закрепить знания детей по теме «Новый год».
- Учить детей правильно пропевать звуки [П – Т - К] в логопедических распевках.
- Разучить с детьми комплекс оздоровительных упражнений для горла, для формирования правильной осанки.
- Развивать координации движений в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей с помощью пальчиковых сказок.
- Каникулы
- Каникулы
- «Мебель»
- Закрепить знания детей о мебели, о ее производстве и назначению разных видов мебели.
- Закрепить правильное произношение звука [Х] в дыхательных играх.
- Формировать умение детей ритмично проговаривать текст и одновременно выполнять соответствующие движения.
- Развивать у детей умение расслабляться под звуки релаксирующей музыки.
- « Профессии»
- Познакомить детей с профессиями, воспитывать уважение к каждой професии.
- Формировать у детей правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру при помощи специальных упражнений.
- Учить детей дифференцировать звуки [К - Х] в речевых играх.
- Развивать у детей устойчивое слуховое внимание, слуховую и двигательную память.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук с одновременным проговариванием чистоговорок.
- «Зимние забавы»
- Систематизировать знания детей о зиме, зимних забавах.
- Закрепить умение детей выделять звук [О] из ряда гласных звуков.
- Разучить с детьми комплекс самомассажа лица и шеи.
- Развивать динамическую координацию, четкость и точность выполнения движений в заданном темпе и ритме музыкального сопровождения.
- Развивать певческие навыки детей посредством разучивания фонематических и оздоровительных упражнений.
- «Транспорт. ПДД»
- Расширить знания детей о видах транспорта, Правилах Дорожного Движения.
- Закрепить навыки правильного диафрагмального дыхания, правильной артикуляции гласных [А], [У], [И], [О], согласного [Х’].
- Учить детей двигаться пластично, выразительно передавая образ музыкального произведения.
- Развивать мелкую моторику пальце рук при помощи специальных упражнений на сжатие, растяжение и вращение кистей рук.
- «День Защитника Отечества»
- Закрепить знания детей о празднике «День Защитника Отечества».
- Формировать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Уточнить артикуляцию звука [П’], учить детей находить позицию этого звука в словах.
- Развивать чувство ритма, метра, темпа, умение слышать сильную долю такта.
- Развивать фантазию и творческое мышление детей, умение сочинять сказки, мелодии, последовательности простейших танцевальных движений.
- «Зима (обобщение)»
- Расширить знания детей о зиме, приметах зимы.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [Т], учить детей пропевать прямые и обратные слоги с данным звуком.
- Развивать координацию движений и ориентацию в пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных движений.
- Формировать умеренный темп речи, силу и модуляцию голоса.
- «Весна. 8 Марта»
- Закрепить знания детей о весне, празднике «8 Марта»
- Учить детей выделять звук [К’] в речевых играх.
- Развивать общую и мелкую моторику, формировать координации движений в мелких мышечных группах пальцев и кистей рук.
- Формирование длительного плавного ротового выдоха.
- Воспитывать у детей любовь к своей малой родине, ее культуре.
- «Семья. Части лица и тела»
- Расширить знания детей о семье Познакомить с частями лица и тела.
- Уточнить артикуляцию звука [Ы], вырабатывать силу выдоха в речевых и оздоровительных играх.
- Формировать устойчивое слуховое внимание, эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
- Развивать чувство ритма, умение согласовывать речь с движением.
- Воспитывать у детей привычку к здоровому образу жизни, положительное отношение к окружающему миру, самому себе.
- «Инструменты»
- Систематизировать знания детей об инструментах.
- Закрепить умение дифференцировать звуки [Ы - И] в речевых играх.
- Развивать правильное речевое и физиологическое дыхание.
- Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных звуков в логопедических распевках и песнях.
- «Мой город. Моя улица»
- Закреплять знания детей о родном городе, об улице, на которой живешь.
- Закрепить умение детей выделять звук [Л’] в оздоровительных и подвижных играх.
- Учить детей петь выразительно, слушать друг друга.
- Развивать коммуникативные навыки детей в подвижных играх.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства детей.
- «Животные (обобщение, повторение)»
- Закрепить знания детей животных.
- Уточнить артикуляцию звука [Л’ - Й], учить детей выделять эти звуки из ряда согласных звуков.
- Развивать способность детей изменять голос по тембру, динамике, высоте.
- Формировать навык выразительных и ритмичных движений под музыку.
- Воспитывать у детей любовь к природе, животным.
- «День космонавтики»
- Систематизировать знания детей о космосе, о первом космонавте, о празднике.
- Формировать слуховое внимание, учить детей начинать и заканчивать пение вместе с музыкой.
- Закрепить правильную артикуляцию звука [В] в речевых играх.
- Формировать правильное речевое дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру.
- Развивать творческие способности детей в музицировании на музыкальных инструментах.
- «Рыбы»
- Систематизировать у детей знания о рыбах, о месте их обитания.
- Учить детей определять позицию звука [Ф] в словах.
- Развивать общую, ручную, мелкую моторику в общеразвивающих и оздоровительных комплексах упражнений.
- Развивать подвижность артикуляционного аппарата, просодических компонентов речи.
- «Посуда»
- Дать детям знания о посуде.
- Закрепить умение детей выделять звук [Ф’] в пальчиковых играх.
- Формировать выразительность и эмоциональную окрашенность речи в играх-диалогах.
- Развивать правильное речевое дыхание, длительный плавный выдох.
- «Цветы»
- Закрепить знания детей по данной теме.
- Закреплять умение согласовывать движения со словами.
- Развивать коммуникативные навыки в речевых и подвижных играх.
- «День Победы»
- Расширить знания детей по данной теме.
- Воспитывать у детей патриотические чувства, уважение к истории страны, к старшему поколению.
- Формировать артикуляционную моторику и дыхательную мускулатуру.
- Развивать двигательное внимание детей, координацию движений в подвижных играх.
- Развивать певческие навыки, укреплять голосовой аппарат с помощью оздоровительных упражнений.
- «Весна (обобщение)»
- Закрепить знания детей о весне.
- Развивать чувство ритма, умение самостоятельно менять движение в соответствии со сменой музыкального материала.
- Развивать зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза, цветовосприятие.
- «Лето. Насекомые»
- Уточнить знания детей о лете, насекомых.
- Развивать слуховое внимание и память.
- Формировать координацию движений пальцев и кистей рук с помощью игрового массажа.
- Развивать певческие навыки детей, умение выразительно передавать характер песни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
месяц | неделя | тема и задачи НОД |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 | Обследование. Обследование. «День знаний. Детский сад»
«Сад-огород: овощи, фрукты»
«Осенняя ярмарка: ягоды»
«Осень: деревья»
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Птицы (домашние)»
«Домашние животные, их детеныши»
«Перелетные птицы
«Дикие животные, их детеныши. Подготовка диких животных к зиме»
«Осень (обобщение)»
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Хвойные деревья»
«Новый год»
Каникулы Каникулы «Мебель»
« Профессии»
«Зимние забавы»
«Транспорт. ПДД»
«День Защитника Отечества»
«Зима (обобщение)»
«Весна. 8 Марта»
«Семья. Части лица и тела»
«Инструменты»
«Мой город. Моя улица»
«Животные (обобщение, повторение)»
«День космонавтики»
«Рыбы»
«Посуда»
«Цветы»
«День Победы»
«Весна (обобщение)»
«Лето. Насекомые»
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний по лексическим темам.
- Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.
- Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды на напряжение и расслабление мышц тела.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении.
- Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.
- Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов мониторинга развития речи.
- Воспитание бережного отношения к природе, животным.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, заботе о своем здоровье и здоровье окружающих.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
ЗАДАЧИ
- Мониторинг неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана.
- Развитие коммуникативных навыков детей.
- Осуществление коррекционной работы:
- закреплять артикуляции звуков в определенной последовательности, тренировать умение дифференцировать парные согласные;
- учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом;
- научить детей основным принципам дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой, развивать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру;
- закреплять умение детей выполнять здоровьесберегающие упражнения, в том числе и на формирование правильной осанки;
- развивать координацию движений, ориентирование в пространстве;
- развивать музыкальные и творческие способности детей, умение импровизировать в различных видах музыкальной деятельности;
- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат;
- развивать артикуляционную, общую и пальцевую моторику;
- развивать фонематический слух, слуховое, зрительное внимание, память.
- Формирование у детей привычки к здоровому образу жизни, чувства ответственности за свое здоровье, бережного отношения к окружающему миру.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к традициям своего народа.
Тематическое планирование НОД
в подготовительной к школе логопедической группе.
Месяц | Недели | Тема НОД |
Сентябрь | 1 | Обследование |
2 | Обследование | |
3 | День знаний. Школа | |
4 | Сад-огород: овощи, фрукты, ягоды | |
Октябрь | 1 | Осенняя ярмарка: грибы, лесные ягоды |
2 | Осень: лиственные деревья, кустарники | |
3 | Одежда, обувь, головные уборы | |
4 | Птицы (домашние) | |
Ноябрь | 1 | Домашние животные, их детеныши |
2 | Перелетные птицы | |
3 | Дикие животные, их детеныши. Подготовка животных к зиме | |
4 | Осень (обобщение) | |
Декабрь | 1 | Зима |
2 | Зимующие птицы | |
3 | Хвойные деревья | |
4 | Новый год | |
Январь | 1 | Каникулы |
2 | Каникулы | |
3 | Мебель. Мой дом | |
4 | Профессии | |
Февраль | 1 | Зимние забавы. Спорт |
2 | Транспорт. ПДД | |
3 | День Защитника Отечества | |
4 | Зима (обобщение) | |
Март | 1 | Весна. 8 Марта |
2 | Семья | |
3 | Инструменты. Электроприборы | |
4 | Мой город. Адрес | |
Апрель | 1 | Животные Севера и жарких стран |
2 | День космонавтики | |
3 | Рыбы | |
4 | Посуда. Продукты питания | |
Май | 1 | Цветы |
2 | День Победы (9 мая) | |
3 | Весна (обобщение) | |
4 | Лето. Насекомые |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
- Обследование
- Обследование
- «День знаний: школа»
- Закреплять знания, умения и навыки по лексической теме «День знаний: школа».
- Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук.
- Развивать у детей чувство ритма, метра посредством речевых игр со звучащими жестами.
- Тренировать детей двигаться, сохраняя правильную осанку.
- «Сад-огород: овощи, фрукты, ягоды»
- Активизировать словарь по данной теме.
- Учить детей выполнять игровой самомассаж.
- Учить образовывать имена существительные в форме родит падежа единственного числа.
- Развивать память, умение размышлять, анализировать.
- Развивать фонематический слух, слуховое внимание, зрительную память.
- Воспитывать нравственно-патриотические чувства.
- «Осенняя ярмарка: грибы, лесные ягоды»
- Закрепить знания о грибах, лесных ягодах.
- Учить детей точно выполнять движения в соответствии с текстом.
- Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику, зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза.
- Укреплять голосовые связки детей с помощью оздоровительных упражнений.
- «Осень: лиственные деревья, кустарники»
- Закреплять знания детей об осени, деревьях и кустарниках.
- Развивать силу и модуляцию голоса, слуховое внимание, темпо-ритмическое восприятие.
- Развивать продолжительный выдох дыхательными упражнениями.
- «Одежда, обувь, головные уборы»
- Уточнить знания детей по данной лексической теме.
- Закреплять артикуляции звуков в звуковых играх.
- Развивать у детей чувство ритма, умение согласовывать движение со словами.
- Развивать мимику и пантомимику, умение импровизировать в движении.
- Вырабатывать навыки правильного речевого дыхания, укреплять голосовой аппарат с помощью фонопедических упражнений.
- Воспитывать у детей бережное отношение одежде, обуви, головным уборам.
- «Птицы (домашние)»
- Закреплять знание детей о домашних птицах.
- Уточнить артикуляцию гласных звуков, пропевая их в чистоговорках.
- Формировать правильное дыхание и естественное звучание голоса.
- Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда.
- Совершенствовать технику ходьбы скользящего шага.
- «Домашние животные, их детеныши»
- Закрепить знание детей о домашних животных и их детенышах.
- Закрепить правильное произношение согласных звуков в чистоговорках и звуковых играх.
- Развивать зрительное внимание.
- Тренировать детей согласовывать движения со словами, определять начало и конец фразы, распределять движения на всю музыкальную фразу, умение детей ходить «змейкой».
- «Осень (обобщение)»
- Закреплять знания детей об осени.
- Учить детей петь выразительно, чисто интонировать мелодию, четко проговаривать слова, удерживать дыхание до конца фразы.
- Закреплять четкую артикуляцию звуков в скороговорках, звуковых играх.
- Развивать у детей внимание, умение строиться в круг по ориентирам, определять направления направо, налево.
- «Зима»
- Закрепить знания детей о зиме, временах года, зимних месяцах.
- Развивать зрительное внимание.
- Упражнять детей в ходьбе по кругу по одному и парами, следить за осанкой.
- «Зимующие птицы»
- Дать детям знания классификации зимующих и пролетных птиц.
- Учить детей петь эмоционально, правильно брать дыхание, отчетливо произносить слова.
- Уточнить артикуляцию звуков [А, О, И, У], работать над пропеванием звуков на вдохе.
- Совершенствовать технику ходьбы, бега, ориентирования в пространстве, развивать ловкость, зрительное внимание.
- «Хвойные деревья»
- Закрепить знания детей о хвойных деревьях.
- Закрепить правильную артикуляцию звуков [А – У - О], учить детей пропевать эти звуки длительно и коротко.
- Формировать у детей правильную артикуляцию и четкое произношение слов.
- Развивать у детей умение ориентироваться в пространстве, четко и правильно по сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях, координировать слово с движением.
- Развивать мелкую моторику, чувство ритма.
- «Новый год»
- Закрепить знания детей о празднике «Новый год».
- Развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаз.
- Развивать правильное дыхание, мелодико-интонационные и просодические компоненты, слуховое внимание, мелкую моторику пальцев рук.
- Каникулы
- Каникулы
- «Мебель. Мой дом»
- Закрепить у детей представление о мебели, доме, его частях.
- Развивать координацию слова и движения, чувство ритма.
- Развивать умение точно выполнять движения по тексту.
- Тренировать у детей силу выдоха, умение правильно выполнять самомассаж.
- «Профессии»
- Закрепить знания детей о профессиях.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
- Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
- Развивать мелкую моторику пальцев рук в пальчиковых играх.
- Воспитывать в детях уважение к профессиям.
- «Зимние забавы. Спорт»
- Систематизировать знания детей о видах спорта, Олимпиаде (Олимпиада в Сочи в 2014 г.), Олимпийских играх.
- Закрепить правильную артикуляцию согласных звуков в логопедических распевках и потешках.
- Развивать чувство темпа и ритма, умение выделять сильную долю такта.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
- «Транспорт. ПДД»
- Обобщить знания детей о видах транспорта.
- Закрепить знания безопасного поведения на дороге, дворовых территориях.
- Научить детей выполнять самомассаж лица, шеи.
- Развивать фонематический слух и слуховое внимание детей.
- Развивать умение детей импровизировать мелодии на заданную тему.
- «День Защитника Отечества»
- Познакомить с праздником «День Защитника Отечества», армией, родами войск.
- Учить детей произвольно менять силу голоса, динамику, высоту.
- Закрепить четкую артикуляцию звуков в слоговых рядах, распевках.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие детей.
- Развивать речевое дыхание с помощью дыхательных упражнений.
- «Зима (Обобщение)»
- Систематизировать знания детей о зиме..
- Закрепить правильную артикуляцию последовательности звуков [А – У – О - Ы] с помощью фонопедических упражнений.
- Формировать правильную голосоподачу и плавность речи.
- Развивать мелкую и общую моторику.
- «Весна. 8 Марта»
- Активизировать знания о весне, празднике «8 Марта».
- Развивать навыки правильного речевого дыхания.
- Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
- «Семья»
- Закрепить знания детей о членах семьи.
- Закреплять артикуляцию звуков в слоговых рядах и чистоговорках.
- Формировать умение детей согласовывать движение со словами.
- Развивать слухомоторные и речедвигательные координации на материале песен, стихотворений, танцев.
- «Инструменты. Электроприборы»
- Дать детям знания по данной теме.
- Формировать умение образовывать существительные единственного и множественного числа.
- Развивать коммуникативные способности детей.
- Развивать творческую активность детей, эмоциональный отклик на прослушанное музыкальное произведение.
- «Мой город. Адрес»
- Закрепить знания детей о родном городе, стране.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, прослеживающую функцию глаза.
- Воспитывать у детей любовь к Родине, природе, родному краю.
- «Животные севера, жарких стран»
- Дать детям представление о многообразии животных Севера, жарких стран.
- Совершенствовать навык проговаривания слов в сочетании с движениями под музыку.
- Развивать мелодико-интонационные и просодические компоненты, творческую фантазию и воображение.
- «День космонавтики»
- Систематизировать знания детей о космосе, о первом космонавте.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки в слоговых рядах и логопедических распевках.
- Развивать речевое дыхание, эмоциональную выразительность речи, движения, жестов, мимики и пантомимики.
- «Рыбы»
- Закрепление знаний о многообразии рыб (пресноводных, морских, аквариумных).
- Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- «Посуда. Продукты питания»
- Познакомить детей с видами посуды, продуктами питания.
- Тренировать умение детей дифференцировать звуки в дыхательных упражнениях.
- Развивать слуховое внимание, общую и мелкую моторику, звуковысотный слух и чувство ритма.
- «Цветы»
- Закрепить знания детей о цветах (садовых, полевых).
- Тренировать автоматизацию звуков в слоговых рядах и дыхательных упражнениях.
- Развивать темпо-ритмическое восприятие музыки.
- Развивать ладовое чувство, чувство ритма в музицировании на детских музыкальных инструментах.
- «День Победы»
- Закрепить знания детей о Дне Победы.
- Развивать силу и модуляцию голоса, чистоту интонирования мелодии.
- Развивать умение детей ориентироваться в пространстве, выразительно двигаться в соответствии с текстом, передавать движениями данный образ.
- «Весна (обобщение)»
- Закреплять знания детей по теме, о сезонных изменениях в природе.
- Закреплять правильную артикуляцию звуков в дыхательных играх.
- Развивать интонационную выразительность речи, четкую дикцию.
- «Лето. Насекомые»
- Закреплять знания детей о лете, насекомых.
- Закреплять правильную артикуляцию звуков в чистоговорках и потешках.
- Укреплять голосовой аппарат детей с помощью фонопедических и оздоровительных упражнений.
- Развивать звуковысотный, тембровый, мелодический слух.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ
Месяц | Неделя | тема и задачи НОД |
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май | 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4 | Обследование Обследование «День знаний: школа»
«Сад-огород: овощи, фрукты, ягоды»
«Осенняя ярмарка: грибы, лесные ягоды»
«Осень: лиственные деревья, кустарники»
«Одежда, обувь, головные уборы»
«Птицы (домашние)»
«Домашние животные, их детеныши»
«Осень (обобщение)»
«Зима»
«Зимующие птицы»
«Хвойные деревья»
«Новый год»
Каникулы Каникулы «Мебель. Мой дом»
«Профессии»
«Зимние забавы. Спорт»
«Транспорт. ПДД»
«День Защитника Отечества»
«Зима (Обобщение)»
«Весна. 8 Марта»
«Семья»
«Инструменты. Электроприборы»
«Мой город. Адрес»
«Животные севера, жарких стран»
«День космонавтики»
«Рыбы»
«Посуда. Продукты питания»
«Цветы»
«День Победы»
«Весна (обобщение)»
«Лето. Насекомые»
|
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- Сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен
- Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ.
- Сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения.
- Сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата.
- Способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках.
- Способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные (по А. Стрельниковой) и пальчиковые упражнения, самомассаж лица (по А. Уманской) и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма.
- Способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега.
- Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.
- Положительные результаты мониторинга музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения).
- Улучшение результатов мониторинга развития речи, в том числе и диалогической.
- Воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей.
- Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ЛИТЕРАТУРА
- Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКА- ПРЕСС,1993;
- Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
- Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008;
- Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших школьников. СПб.: Речь, 2007;
- Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;
- Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
- Здоровячок. Система оздоровления дошкольников./Авт.-сост. Т. С. Никанорова, Е. М. Сергиенко. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим. М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Картушина М.Ю. Зеленый огонек здоровья: Программа оздоровления дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2007;
- Картушина М. Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2005;
- Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
- Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000;
- Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002;
- Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство Гном и Д», 2005;
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. – М.: Линка-Пересс, 2000;
- Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001;
- Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей, муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
- Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2003;
- Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 9, с. 115-119;
- Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
- Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
- Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.: Школьная Пресса, 2002;
- Хрестоматия для маленьких/Сост. Л.Н.Елисеева. - М.: Просвещение, 1987;
- Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.: Издательство «Лань», 2002;
- Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение, Владос, 1995;
- Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М. Н. Щетинин. - М.: Айрис-пресс, 2007;
Приложение 1
МОНИТОРИНГ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
(по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе)
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. -
2-й элемент: - .. - -
3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - -
По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.
По 1 баллу за правильное выполнение.
2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади.
По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
- силу движений,
- точность движений,
- темп движений,
- координацию движений,
- переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
- «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
- Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
- Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу.
Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.
Результаты мониторинга неречевых психических функций на НОД по логоритмике (в баллах)
МДОУ______________________________________________________________Логопедическая группа № ___________ (старшая, подготовительная к школе)
Возраст детей ______________
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Слуховое внимание | Восприятие и воспроизведе-ние ритма | Ориентирова-ние в пространстве | Состояние общей моторики | Состояние мелкой моторики | |||||
Сентябрь | Май | Сентябрь | Май
| Сентябрь | Май | Сентябрь | Май | Сентябрь | Май
| ||
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 | |||||||||||
15 | |||||||||||
16 | |||||||||||
17 | |||||||||||
18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в старших и подготовительных логопедических группах для детей с ФФНР
Рабочая праграмма...
Рабочая программа по экологическому воспитанию в старшей и подготовительной группе
Рабочая программа кружка "Росток" для старшей и подготовительной группы на 2014-2015 учебный год...
Рабочая программа логопеда в группе детей старше-подготовительного возраста с диагнозом общее недоразвитие речи
Авторская разработка рабочей программы, реализующейся в рамках логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи...
Рабочая программа развития и воспитания детей старшей группы срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Пояснительная запискаРабочая программа старшей группы разработана на основе комплексной программы «Детский сад 2100».Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определ...
Рабочая программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5 - 7 лет) на 2019-2020 учебный год
Программа «Финансовая грамотность» для детей старших и подготовительных групп (5-7 лет) разработана в соответствии с основной общеобразовательной программой МАДОУ «Детский сад «...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)».
Рабочая программа составлена на основе Примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ) на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА«ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШИХ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП (5 - 7 ЛЕТ)на 2023 – 2024, 2024 – 2025 учебные годы...