занятие по ознакомлению с художественнной литературой "Путешествие по башкирским сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Мусина Альбина Расульевна

Занятие для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл albine_zanyatie.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой.

ТЕМА: «Путешествие в страну башкирских сказок»

Цель:  знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Формировать образно- выразительные умения. Учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей.

Предварительная работа: знакомство с башкирскими сказками, потешками, стихами. Чтение сказки « Хитрая лиса»

Словарь: сорока, сорочата, гора – тау, добрая- Изгелектэ, тульке-лиса, талган.

Оборудование: подушки- думки, шапочки- маски сорочат на каждого ребенка, шапочки и костюмы Сороки и Лисы или куклы театра башкирских сказок, башкирские народные костюмы, зонт с прикрепленными к нему ленточками, изображения сороки, игрушечный кот, национальное блюдо чак-чак.

                 ХОД ЗАНЯТИЯ.

Дети заходят в группу парами и встают на коврике.

( включается негромкая музыка, входит волшебница в башкирском костюме)

- Вот мы снова с вами вместе. Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам друг друга, улыбнитесь и настроение станет хорошим.

- Сегодня я буду на занятии сказочницей. Давайте познакомимся. Меня зовут  Изгелектэ или добрая. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка)

- А как зовут вашу воспитательницу?

-А как зовут  маму? Чем вы любите заниматься в детском саду?

- Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю  зонт с лентами).

- Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.

   Подвижная игра « Карусель» (дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).

- Молодцы, хорошо покатались на карусели. А какие вы любите сказки? Я расскажу вам башкирскую сказку, а вы мне поможете? (показываю изображение сороки)

- Посмотрите внимательно и вспомните, как называется эта птица? Правильно, сорока. А ее дети - птенцы называются сорочата. Запомнили? Повторите.

- Ульяна, повтори. Молодец. ( спросить у 3-4 ребят).

- Запомните,  как называют птенцов сороки – сорочата. А теперь я вам расскажу сказку. Она  про сороку и сорочат. Сейчас я превращу вас в сорочат.

Влево- вправо повернитесь и немного покружитесь,

А потом остановитесь! В сорочат вы превратитесь!

(всем надеть маски сорочат)

- Сказка начинается.

Средь степей росла роща одиноко.

Там гнездо свое свила пестрая сорока.

Сорочата, помогите построить мне гнездо (дети складывают подушки в виде круга и усаживаются на них).

В недоступном ветерку, в недоступном холодку потаенном месте

Угнездилась на суку Сорока с птенчиками вместе.

Давайте поиграем с вами пальчиками.

 Пальчиковая игра «Пшеница» (талхан)

Мы пшеницу мелем- мелем, мы ячмень трем- трем,

Муку(талхан)  сыплем-сыплем, жернова крутим-крутим.

Кашу (талхан)делаем- делаем, молока добавим, все размешаем

И в щекотку поиграем: раз- щекотка, два- щекотка, три- щекотка!

- Молодцы! Слушайте сказку дальше.

Только солнышко встает, матери- забота:

Зернышки птенцам несет- детям есть охота!

Сорочата, покажите, как вы учитесь летать и зернышки клевать! Поиграем с вами в подвижную игру « Кот и птички».

Подвижная игра «Кот и птички» :

Прилетели птички, птички- невелички.

Крылышками машут, песенки поют: «Тра-та-та».

 (бегают и машут руками, как крыльями)

Ой, как много птичек тут! Птички зернышки клюют (стучат пальчиками по полу)

Тише, птички, белый кот (бисяй), он вас всех подстережет! (беру игрушечного кота)

Птички в домиках сидят и на улицу глядят (сидят на корточках, руки над головой)

Белый кот( бисяй) гулять пошел, только птичек не нашел!

Только котик  засыпает, птички снова вылетают (бегают, машут руками, как крыльями).

- Молодцы, сорочата! Возвращайтесь в свое гнездо! (дети садятся на подушки)

Слушайте сказку дальше.

Уж стемнело, и сорока спать вас уложить должна.

По высоким звездам счет ночка темная ведет.

- Ложитесь все на подушки, слушайте меня и выполняйте всё.

 Релаксационная гимнастика.

(Дети ложатся на подушки, звучит спокойная музыка).

-Ваши ножки устали, они прыгали, скакали.

Ваши ручки устали: они хлопали, играли.

Реснички опускаются- глазки закрываются.

Глазки засыпают, дети отдыхают…

Глазки открываются – птички просыпаются!

-Вставайте и потянитесь.

Руки вверх мы поднимаем, воздух носиком вдыхаем.

Руки вниз мы опускаем, через ротик выдыхаем (садятся на подушки)

- А дальше вот что было.

А в лесу  Лиса жила: неприветлива, груба.

(появляется взрослый в  башкирском костюме и шапочке Лисы или кукла )

Начинает речь она, говорит с сорокой, пестрой белобокой.

Лиса:  По горам – тау хожу,

По лесам – урман  весь день брожу,  всех зверей я знаю. Я – лисица - тульке злая! Не отдашь добром детей – по-худому их возьму. Прыгну и среди ветвей окажусь в твоем дому!

- Сорочата, почему Лиса такая злая? Может, её кто- то обидел? Или она чем-то расстроена? Давайте её спросим. Лисичка, почему ты такая злая?

Лиса: Я злая, потому что меня никто не любит.

- Сорочата, давайте погреем наши ладошки у сердца и подарим тепло сердец Лисе.

(прикладывают ладони к груди, затем прикасаются к груди Лисы)

Лиса: Ой,как мне хорошо! Сорочата, вы мне согрели сердце. Спасибо вам. Я теперь добрая стала, потому что вы меня полюбили. И я хочу с вами поиграть.

Гимнастика для глаз.

Са-са-са, вот идет Лиса (поводят глазами налево- направо).

Су-су-су, видим мы лису ( глазами вверх- вниз).

Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы (моргают)

Са-са-са, лисонька – краса (широко раскрывают глаза)

За-за-за, закрываем мы глза ( закрывают глаза)

Глазки открываются, дети улыбаются.

Лиса: Вот и познакомилась я с вами. Вы хорошо играли, но теперь пора вам возвращаться в детский сад. До свидания!

-Закройте глазки. 1,2,3 – откройте глаза- вот и снова мы в детском саду.

-А вам понравилась сказка?

- В кого вы превращались?

- А кто это – сорочата, чьи они детки?

-Кого встретили в лесу? Какая была сначала лиса?

- А какой она стала?

-Вы веселые и добрые дети и Лисе помогли стать доброй. Теперь мне пора к своим сказкам. На прощанье я хочу вас угостить башкирским национальным блюдом чак- чак.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В гостях у сказки» во второй младшей группе №5 ОНР

Знакомство  с народным творчеством на примере русской народной сказки...

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в сказку"

Закрепление знаний о жанровых особенностях и видах сказок и пословиц....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)

Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»

Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...

Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда

Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Путешествие по сказкам"

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» (вторая младшая группа)• Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках;&bu...