занятие по ознакомлению с художественнной литературой "Путешествие по башкирским сказкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению детей с художественной литературой.
ТЕМА: «Путешествие в страну башкирских сказок»
Цель: знакомить детей с устным народным творчеством башкирского народа. Формировать образно- выразительные умения. Учить передавать чувства посредством ласковых слов. Пополнить словарь детей.
Предварительная работа: знакомство с башкирскими сказками, потешками, стихами. Чтение сказки « Хитрая лиса»
Словарь: сорока, сорочата, гора – тау, добрая- Изгелектэ, тульке-лиса, талган.
Оборудование: подушки- думки, шапочки- маски сорочат на каждого ребенка, шапочки и костюмы Сороки и Лисы или куклы театра башкирских сказок, башкирские народные костюмы, зонт с прикрепленными к нему ленточками, изображения сороки, игрушечный кот, национальное блюдо чак-чак.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети заходят в группу парами и встают на коврике.
( включается негромкая музыка, входит волшебница в башкирском костюме)
- Вот мы снова с вами вместе. Давайте поприветствуем друг друга. Повернитесь лицом друг к другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам друг друга, улыбнитесь и настроение станет хорошим.
- Сегодня я буду на занятии сказочницей. Давайте познакомимся. Меня зовут Изгелектэ или добрая. А тебя как зовут? (спрашиваю каждого ребенка)
- А как зовут вашу воспитательницу?
-А как зовут маму? Чем вы любите заниматься в детском саду?
- Я тоже люблю играть. Хотите поиграть со мной? Тогда закройте глазки (достаю и раскрываю зонт с лентами).
- Откройте глаза и посмотрите. Мой волшебный зонт превратился в карусель. Приглашаю покататься на ней.
Подвижная игра « Карусель» (дети берутся за ленточки и двигаются под музыку по кругу. По окончании музыки убрать зонт).
- Молодцы, хорошо покатались на карусели. А какие вы любите сказки? Я расскажу вам башкирскую сказку, а вы мне поможете? (показываю изображение сороки)
- Посмотрите внимательно и вспомните, как называется эта птица? Правильно, сорока. А ее дети - птенцы называются сорочата. Запомнили? Повторите.
- Ульяна, повтори. Молодец. ( спросить у 3-4 ребят).
- Запомните, как называют птенцов сороки – сорочата. А теперь я вам расскажу сказку. Она про сороку и сорочат. Сейчас я превращу вас в сорочат.
Влево- вправо повернитесь и немного покружитесь,
А потом остановитесь! В сорочат вы превратитесь!
(всем надеть маски сорочат)
- Сказка начинается.
Средь степей росла роща одиноко.
Там гнездо свое свила пестрая сорока.
Сорочата, помогите построить мне гнездо (дети складывают подушки в виде круга и усаживаются на них).
В недоступном ветерку, в недоступном холодку потаенном месте
Угнездилась на суку Сорока с птенчиками вместе.
Давайте поиграем с вами пальчиками.
Пальчиковая игра «Пшеница» (талхан)
Мы пшеницу мелем- мелем, мы ячмень трем- трем,
Муку(талхан) сыплем-сыплем, жернова крутим-крутим.
Кашу (талхан)делаем- делаем, молока добавим, все размешаем
И в щекотку поиграем: раз- щекотка, два- щекотка, три- щекотка!
- Молодцы! Слушайте сказку дальше.
Только солнышко встает, матери- забота:
Зернышки птенцам несет- детям есть охота!
Сорочата, покажите, как вы учитесь летать и зернышки клевать! Поиграем с вами в подвижную игру « Кот и птички».
Подвижная игра «Кот и птички» :
Прилетели птички, птички- невелички.
Крылышками машут, песенки поют: «Тра-та-та».
(бегают и машут руками, как крыльями)
Ой, как много птичек тут! Птички зернышки клюют (стучат пальчиками по полу)
Тише, птички, белый кот (бисяй), он вас всех подстережет! (беру игрушечного кота)
Птички в домиках сидят и на улицу глядят (сидят на корточках, руки над головой)
Белый кот( бисяй) гулять пошел, только птичек не нашел!
Только котик засыпает, птички снова вылетают (бегают, машут руками, как крыльями).
- Молодцы, сорочата! Возвращайтесь в свое гнездо! (дети садятся на подушки)
Слушайте сказку дальше.
Уж стемнело, и сорока спать вас уложить должна.
По высоким звездам счет ночка темная ведет.
- Ложитесь все на подушки, слушайте меня и выполняйте всё.
Релаксационная гимнастика.
(Дети ложатся на подушки, звучит спокойная музыка).
-Ваши ножки устали, они прыгали, скакали.
Ваши ручки устали: они хлопали, играли.
Реснички опускаются- глазки закрываются.
Глазки засыпают, дети отдыхают…
Глазки открываются – птички просыпаются!
-Вставайте и потянитесь.
Руки вверх мы поднимаем, воздух носиком вдыхаем.
Руки вниз мы опускаем, через ротик выдыхаем (садятся на подушки)
- А дальше вот что было.
А в лесу Лиса жила: неприветлива, груба.
(появляется взрослый в башкирском костюме и шапочке Лисы или кукла )
Начинает речь она, говорит с сорокой, пестрой белобокой.
Лиса: По горам – тау хожу,
По лесам – урман весь день брожу, всех зверей я знаю. Я – лисица - тульке злая! Не отдашь добром детей – по-худому их возьму. Прыгну и среди ветвей окажусь в твоем дому!
- Сорочата, почему Лиса такая злая? Может, её кто- то обидел? Или она чем-то расстроена? Давайте её спросим. Лисичка, почему ты такая злая?
Лиса: Я злая, потому что меня никто не любит.
- Сорочата, давайте погреем наши ладошки у сердца и подарим тепло сердец Лисе.
(прикладывают ладони к груди, затем прикасаются к груди Лисы)
Лиса: Ой,как мне хорошо! Сорочата, вы мне согрели сердце. Спасибо вам. Я теперь добрая стала, потому что вы меня полюбили. И я хочу с вами поиграть.
Гимнастика для глаз.
Са-са-са, вот идет Лиса (поводят глазами налево- направо).
Су-су-су, видим мы лису ( глазами вверх- вниз).
Сы-сы-сы, хвост пушистый у лисы (моргают)
Са-са-са, лисонька – краса (широко раскрывают глаза)
За-за-за, закрываем мы глза ( закрывают глаза)
Глазки открываются, дети улыбаются.
Лиса: Вот и познакомилась я с вами. Вы хорошо играли, но теперь пора вам возвращаться в детский сад. До свидания!
-Закройте глазки. 1,2,3 – откройте глаза- вот и снова мы в детском саду.
-А вам понравилась сказка?
- В кого вы превращались?
- А кто это – сорочата, чьи они детки?
-Кого встретили в лесу? Какая была сначала лиса?
- А какой она стала?
-Вы веселые и добрые дети и Лисе помогли стать доброй. Теперь мне пора к своим сказкам. На прощанье я хочу вас угостить башкирским национальным блюдом чак- чак.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим «В гостях у сказки» во второй младшей группе №5 ОНР
Знакомство с народным творчеством на примере русской народной сказки...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой "Путешествие в сказку"
Закрепление знаний о жанровых особенностях и видах сказок и пословиц....
Конспект занятия по ознакомлению детей II младшей группы с национальной культурой башкирского народа «В гости к Няняйке».
Конспект занятия по региональному компоненту...
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой « Путешествие по сказкам» (подготовительная к школе группа)
Уточнить и обогатить знания детей о русских народных сказках. Учить узнавать сказку по заданию. Учить передавать структуру сказки с помощью моделирования....
Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой. Тема: Башкирская народная сказка «Ленивый сын»
Программное содержание:1. Познакомить детей с башкирской народной сказкой.2.Учить детей видеть поучительный смысл сказки3. Формировать представление о башкирах.4.Развивать познавательный интерес, любо...
Конспект занятия по ознакомлению детей с искусством башкирского народа. Тема: Башкирская национальная одежда
Дети, у каждого народа своя национальная одежда, которая выражает характер людей, их настроение. Старшее поколение берегут такие вещи, т. к. у каждой вещи своя история....
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой " Путешествие по сказкам"
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Путешествие по сказкам» (вторая младшая группа)• Задачи: закрепить знания детей о русских народных сказках;&bu...