Занятие по речевому развитию: «Знакомство детей с понятием «слово-действие».
методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме

Оболтина Ольга Владимировна

Конспект занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по речевому развитию:

«Знакомство детей с понятием «слово-действие».

     1. Орг. момент.

     В. – Ребята, сегодня к нам пришли гости – учителя. Они рады познакомиться с вами. Дети здороваются, улыбаются,  садятся за столы.

     В. – Ребята, сели удобно, спинки выпрямили, глазки на меня… (Раздается стук в дверь, «заглядывает» игрушка-Лесовичок, воспитатель удивляется, берет игрушку и спрашивает у «грустного» Лесовичка:

     В. – Ой, а что случилось с тобой, милый Лесовичок?

     Л. – Я один, совсем один и мне так грустно.

     В. – Не печалься, ребята  сейчас помогут тебе вспомнить какие у тебя есть слова-родственники, и ты опять будешь веселым.

     В. – Ребята, какие слова мы называем словами-родственниками?

     Д- - Это слова, в которых спряталось одно общее слово и по смыслу все эти слова похожи.

     В. – Молодцы, ребята. Тогда скажите, кто такой Лесовичок?

     Д. – Это такой сказочный герой, который живет в лесу. Он очень добрый и всем помогает: зверям, растениям  и даже людям, которые заблудились…

     В. – Какие же у слова «Лесовик» слова-родственники? Назовите эти слова и объясните их значения.

     Д. – Лес – это когда много деревьев растет.

            Лесник – лесной сторож.

            Лесной – может быть житель леса, запах леса… лесная ягода.

            Лесопосадка – деревья, посаженные людьми.

            Лесничество – участок леса, который охраняется.

            Лесок – маленький, молодой лес.

            Лесистый  (край) – заросший лесом.

     В. – Лесовичок, смотри сколько у тебя оказывается слов–родственников, а значит,  ты совсем не один и тебе не стоит грустить больше.

     Л. – Ура! Теперь я опять весел. И хочу вам, моим друзьям, подарить волшебную палочку! Но можно первое желание я сам загадаю?

-Крибля, крабля, бумс!!! Я хочу оказаться среди своих друзей-зверушек  на лесной полянке. (Убирается материя и Лесовичок оказывается на лесной полянке – береза, грибочки, на полу марля желтая и зеленая, как будто трава осенняя, на ней осенние листья, под деревом пенек, на который воспитатель сажает Лесовичка).

     Л. – Ой, а где же звери?

     2. Подбирают слова-действия к существительным. 

     В. – Не волнуйся, Лесовичок,  у нас дети знают загадки о диких животных, звери услышат о себе загадку и сразу придут к тебе на лесную полянку. (Дети выходят к воспитателю, загадывают всем загадку, если отгадка верная, то ребенок берет животное из-за ширмы и несет на полянку).

     Д. – В густом лесу под елками, засыпанный листвой,

             Лежит клубок с иголками, фыркает и живой. (Еж)

      В. – Дети, а теперь подумайте и ответьте одним словом: что умеет делать еж?

     Д. – Фыркать, защищаться, колоться, трудиться, сворачиваться, нюхать…

     В. – Молодцы. Сейчас вы познакомились с новым понятием. Слова: фыркать… называются слова-действия. А почему так назвали эти слова?

     Д. – Они показывают, что ежик что-то умеет делать.

     В. – Давайте все вместе повторим: «слова-действия» (Дети хором повторяют 2 -3 раза).

     В. – А сейчас вы услышите загадку еще про одного лесного жителя.

     Д. – Серый, зубастый, в лесу воет,

             По полю рыщет, ягнят, телят ищет. (Волк).

     В. – Что умеет делать волк? Скажите одним словом.

     Д. – Рыскать, охотиться, рычать, подстерегать, ловить…

     В. – Как называются эти слова?

     Д. – Эти слова называются словами-действиями.

     В. – Отгадайте еще одну загадку.

     Д. – Хитрая плутовка, рыжая головка,

             Хвост пушистый – краса! А зовут ее - …(Лиса).

      В. - Что умеет делать лиса?

      Д. – Ловить, копать, воровать, хитрить, хватать…

      В. – Как называются эти слова?

     Д. – Слова-действия.

     В. - А кто еще знает загадку про лесного жителя?

     Д. – По полю скачет – ушки прячет,

             Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)

     В. Что умеет делать заяц?

     Д. – Скакать, убегать, дрожать, запутывать, грызть, прыгать, ловить…

     В. – Как называются эти слова?

     Д. – Слова-действия.

     В. – И последняя загадка.

     Д. – Летом ходит без дороги возле сосен и берез,

             А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь).

     В. – Что умеет делать медведь?

     Д. – Рычать, нападать, бороться, лазить, прислушиваться, барахтаться…

     В. – Как называются эти слова?

     Д. – Слова-действия.

     3. Физминутка.

     В. – Ребята, давайте покажем Лесовичку игру про его друга – зайчонка.

(Все дети выходят и самостоятельно играют около «лесной полянки», выполняя движения в соответствии со словами стихотворения).

     Д. – Зайка по лесу скакал, зайка корм себе искал.

             Вдруг у зайки на макушке поднялись, как стрелки,  ушки.

             Шорох тихий раздается, кто-то по лесу крадется.

             Зайка путает следы, убегает от беды.

             Прыгнул вбок и обернулся, и под кустиком свернулся,

             Словно беленький клубок, чтоб  найти никто не смог.

     

     4. Обучение грамоте. Дети прослушивают небольшой рассказ и выделяют в нем предложения. Затем считают количество предложений. Выкладывая фишки на карточке.

     В. – Ребята, Лесовичку понравилась ваша игра. Давайте сядем на стульчики и продолжим наше интересное занятие.

     В. – Ребята, а кто скажет, как правильно назвать этого животного? (Воспитатель берет в руки бурого медвежонка).

     Д. – Это бурый медведь. Он живет в лесу. Его можно увидеть и у нас, в тайге…

     В. – Молодцы. А как называется медведь, который живет в Арктике?

     Д. – Этот медведь называется белым медведем.

(Воспитатель выставляет картину с белым медведем)

     В. – А вы знаете, ведь наш Лесовичок ничего не знает о повадках белого медведя, ведь в его лесу такой медвежонок никак не может появиться.

     Д. – Белый  медведь живет среди снега и льда. Ему не холодно, потому что у него очень густая белая шерсть и толстый слой жира под кожей. Питается он рыбой или охотиться на тюленей. Но у него есть и враг среди зверей – это морж. Зимой медведица роет в больших сугробах себе берлогу и появляются у нее маленькие медвежата…

     В. – Лесовичок, как тебе понравился рассказ детей о белом медведе?

Ребята, а знаете, вот за такой медведицей (Воспитатель убирает картину, где был изображен белый медведь среди снега и ставит другую картину  - белая медведица с двумя медвежатами) однажды наблюдал человек. Он заметил, что медвежата по характеру разные и, чтобы их различать, одного медвежонка назвал Фомка (он был трусишка и от мамы далеко не отходил), а второго медвежонка назвал – Умка (он все хотел узнать сам, был очень любознательным). Вот сейчас вы услышите рассказ про Умку. (Воспитатель читает рассказ, не делая больших пауз между предложениями, так как дети сначала воспринимают художественную сторону рассказа).

                                           Медвежонок

     Медвежонка звали Умка. Он бегал по снегу. Ему было весело. Вот Умка подбежал к морю. Он опустил в воду лапу и лизнул ее. Лапа оказалась соленой.

(Далее идет беседа по рассказу – дети отвечают  полным ответом).

     В. – Как называется рассказ?

     Д. – Рассказ называется «Медвежонок».

     В. – О ком этот рассказ?

     Д. – Этот рассказ о белом медвежонке Умке.

     В. – Что случилось с медвежонком?

     Д. – Он бегал по снегу, играл, добежал до моря. Потом он опустил лапу  в воду, а когда лизнул лапу, то узнал, что вода соленая и невкусная.

     В. – А если бурый медвежонок опустит свою лапу в речку, то его лапа тоже будет соленой?

     Д. – Нет, вода в реке не соленая, а пресная,  медвежонку можно ее пить.

     В. – Что вам понравилось в рассказе больше всего?

     Д. – Мне понравилось, что медвежонок смелый и когда он вырастет, то будет сильным и будет все знать… А мне понравилось, как он лапу лизнул, наверно ему не понравилось и он сморщил свою мордочку и побежал к маме.

     В. – Молодцы, вы внимательно слушали рассказ, а теперь вам надо еще раз прослушать рассказ и выделить в нем предложения. На карточке вы будете каждое новое  предложение отмечать фишкой. (Дети уже выполняли похожее задание, оно идет как на закрепление – фишки кладут слева направо правой рукой, фишки лежат на блюдце, у каждого свое, количество фишек должно превышать количество предложений). У доски с магнитными фишками работает один ребенок, остальные дети выполняют самостоятельно.

     В. – Ира, сколько в этом рассказе предложений?

     Ира – В этом рассказе 6 предложений.

Воспитатель задает аналогичный вопрос еще 3 – 4 детям. Если есть у кого-то ошибки, предлагается проверить себя. Воспитатель читает медленно, делая паузу в конце каждого предложения, а ребенок контролирует себя.

     В. – Молодцы,  ребята. Сейчас вы еще раз услышите этот рассказ и постараетесь, пересказать его. Дети, используя помощником фишки, запоминают очередность предложений и близко к тексту или почти дословно – приветствуется любой вариант, пересказывают рассказ.

     Если позволяет время, можно предложить детям самим придумать продолжение рассказа.

     В. – Ребята, а нашему Лесовичку хочется узнать, что же случилось дальше с Умкой? Для этого я беру нашу волшебную палочку. Все закрывают глаза и слышат только мой голос (включить спокойную мелодию). Крибля, крабля, бумс. Мы с вами не просто мальчики и девочки, а мы отважные путешественники. Мы с вами  находимся в Арктике. Дует ветер, а вокуда не глянь,  всюду снег, снег. Ой, мы видим нашего Умку, белого, веселого медвежонка. Что же он делает? Смотрите внимательно… Путешествие наше подходит к концу. Крибля, крабля, бумс. (музыка замолкает). Дети открывают глаза. Это способствует и отдыху детей – психологическая разгрузка и пальминг для глаз.

     В. -  Кто хочет рассказать, что же было дальше с умкой, ведь Лесовичок с нами не был в этом интересном путешествии.

     Д. – Медвежонок взвизгнул от неожиданности и побежал к маме. А мама уже стала беспокоиться. Она приласкала Умку и накормила его… Дети по желанию придумывают продолжение. Воспитатель хвалит их. Лесовичок благодарит детей и спрашивает,  что понравилось больше всего, что нового узнали на занятии. Воспитатель подводит итог. Игры детей с Лесовичком...

Разработала занятие воспитатель подготовительной группы МДОУ детского сада

«Русская березка» Оболтина О.В.  

п. Кондинское 2007г.  

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по речевому развитию для детей второй младшей группы.Тема:Дикие животные

Я работаю по программе "Детство". Представляю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Коммуникация" с интеграцией в области "Познание", "Социа...

Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"

Конспект НОД во второй младшей группе по речевому развитию " Знакомство детей со сказкой " Теремок" с использованием кукольного театра"...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок» (обр. М.Булатова)».

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Цель:познакомить детей с  русской народной сказкой &la...

Конспект занятия по речевому развитию для детей 4-5 лет Сюжет занятия: «Вернём колобку хорошее настроение!» (путешествие по сказке)

Закрепление знаний в рамках образовательных областей  «Речевое развитие, «Социально – коммуникативное развитие» в процессе игр....

Конспект занятия по речевому развитию для детей средней группы "Три кота в гостях у детей"

Конспект для закрепления знаний правил дорожного движения у детей средней группы...

Конспект занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»

Конспект  занятия по речевому развитию для детей группы компенсирующей направленности Тема: « Знакомство со сказкой «Теремок»...

Конспект занятия по речевому развитию "Знакомство с потешками".

В конспекте использованы различные формы и способы ознакомления детей младшего дошкольного возраста с малыми формами русского народного творчества - тпотешками....