Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Макарова Людмила Николаевна

Программное содержание:

1.  Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

  • учить отражать в речи содержание картины;
  • учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
    «белка»;
  • учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
    падеже;
  • ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
    «Зима», «Зимующие птицы»;
  • закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
    теме «Птицы», «Зима»;
  • закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
    числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев);
  • учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
природы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей

Красносельского района

Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

«СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА

ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ

«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»

Провела воспитатель ГДОУ детского сада №14

Макарова Людмила Николаевна

на семинаре для старших воспитателей

Красносельского района,

«Методические приемы организации

работы по развитию связной речи»

Санкт-Петербург

2008


Программное содержание:

1.        Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
речи простые распространенные предложения и сложные предложения;

  • учить отражать в речи содержание картины;
  • учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
    «белка»;
  • учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
  • совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
    падеже;
  • ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
    «Зима», «Зимующие птицы»;
  • закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
    теме «Птицы», «Зима»;
  • закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
    числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев);
  • учить использовать в рассказе по картине прямую речь.

2.        Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
природы.

Предварительная работа:

  • рассматривание картин, иллюстраций, книг по теме «Птицы зимой»;
  • наблюдение за птицами на прогулке в зимнее время;
  • проведение игр (И.Чистяковой) «Прочти предложение» ( составление
    распространенных предложений с опорой на картинку-символ), «Какие бывают
    предметы», «Загадки Карлсона» (согласовывать существительное с прилагательным
    в роде, числе, падеже).

Наглядный материал:

  • картина «Помощь зимующим птицам»;
  • самодельная кормушка;
  • схемы — алгоритмы.

Ход занятия:

I.        Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая висит в группе.
Спрашивает: «Что это?» «Для чего нужна?» «Почему необходимо помогать птицам
зимой?»

(выслушивает ответы детей, обобщает)

«Смастерили мы кормушки

Для голодных зимних птиц:

- Прилетайте к нам, подружки,

Стайки резвые синиц».

II.        Воспитатель: «Хотите , я познакомлю вас с ребятами, которые тоже помогают
птицам зимой?»

Открывается картина.

Воспитатель: - О чем эта картина?

Дети: - Картина о том, как дети помогают птицам зимой, подкармливают их.

Воспитатель: - Где гуляют дети и взрослые? Дети: - Дети и взрослые гуляют в парке.

Воспитатель: - Как вы догадались? Дети: - Много деревьев, много снега, птиц. Воспитатель:- Что можно сказать о парке? Какой он? Дети: - Зимний, заснеженный, красивый ,чудесный....

Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже как будто бы погуляем в этом парке. Послушаем звуки, почувствуем запахи, увидим что-то интересное (звучит музыка).

Воспитатель: - Погуляли? Что же вы услышали в парке? Дети: - Скрипит снег;

  • дятел стучит по дереву;
  • воробьи чирикают;

- разговаривают люди

Воспитатель: - Что вы почувствовали? Дети: - В парке зимой холодно, морозно.

-        В парке свежий воздух, пахнет хвоей и т.д.

Воспитатель: - Давайте посмотрим на картину. Зимой в парке много интересного.

Что интересного дети увидели на деревьях?

Дети: - На деревьях висят разные кормушки, на них сидят птицы.

Воспитатель: - Что делают птицы?

Дети: - Птицы сидят на кормушках.

—Птицы клюют семечки, зерна, хлебные крошки.

Воспитатель:- Каких вы узнали птиц?

Дети: - Это желтогрудые синички, серые воробьи. Пестрый дятел стучит по дереву.


Воспитатель: - Что делает девочка? (показать схему предложения). Дети: - Девочка в красном пальто кормит желтогрудую синичку. Воспитатель: - Как кормит? Чем?

- Как вы думаете, что ей сказал мальчик в меховой шапке? Дети: - Вот здорово! Синичка тебя не боится!

Воспитатель: - Каких птиц мы еще видим на картине? Что они делают? Дети: - На снегу воробьи, голуби. Они весело подлетают к корму.

Воспитатель: - На дереве поползень. Чем эта птица интересна?

Воспитатель: - Что делает мальчик в синем костюме?

Дети: - Мальчик кормит белку. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала белка.

Воспитатель: - Какая белка?

Дети: - Белка маленькая, пушистая, шустрая, ловкая.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а кто гуляет вдалеке парка? Как вы думаете, кого

они увидели?

Дети: - Вдалеке парка гуляют папа с девочкой. Они увидели...

Воспитатель: - Кто еще нарисован на картине?

Дети: - Папа, мама, малыш. Семья.

Воспитатель:- Зачем они пришли в парк ?

Дети: — Пришли погулять в парке ,покормить птиц. Фотографировать птиц, белочек.

Полюбоваться природой        

Воспитатель: - Куда смотрит малыш? Почему он остановился?

Дети: - Малыш в красном комбинезоне остановился, он с удивлением смотрит на

птиц, на то, что делают дети.

Воспитатель: - Как вы думаете, а что сказала его мама ребятам?

Дети: - Молодцы ребята, что заботитесь о птицах, помогаете им перенести холода.

Воспитатель: - Какое название можно дать нашей картине? Дети: - Птицы зимой.

  • Помощь птицам.
  • Птица на кормушке.

( если дети затрудняются с ответом, воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).

Воспитатель: - Очень хорошее название. Помогать птицам зимой - это очень важное дело.


III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Один - много» ( с мячом)

Ребенку необходимо изменить слово так (один воробей - много... воробьев)

Воробей - воробьев

Снегирь - снегирей

Синица - синиц

Голубь - голубей

Ворона - ворон

Свиристель - свиристелей

Галка — галок

Сорока — сорок.

Воспитатель: - Устали? Давайте отдохнем

Физкультминутка «Мы по улице гуляли...» ( речь с       движением)

Воспитатель: - Мы с вами все рассмотрели, теперь при помощи снежинки и подсказок- символов мы сможем составить один общий рассказ. Дети, глядя на символы-подсказки, передают снежинку и по очереди составляют предложения. По плану:

  1. Сначала надо рассказать какой парк.
  2. Затем о кормушках, о птицах.
  3. Потом о том, как дети кормят птиц.
  4. И о том, кто еще гуляет в парке.

Примерный текст рассказа:

На картине изображен зимний парк .В парке очень красиво: кругом лежит белый ,пушистый снег, ,стоят заснеженные деревья. В парке зимой много интересного.

Дети пришли в парк и увидели на деревьях много разных кормушек. На кормушках сидели птицы: это были желтогрудые синички и серые воробьи. Они клевали зерна и семечки. На дереве сидел дятел. Он громко стучал клювом по дереву. На другом дереве дети увидели интересную птицу. Это был поползень. Девочка в красном пальто стала кормить птиц и ей на руку села синичка. А мальчик в меховой шапке сказал: «Вот здорово! Синичка тебя не боится!» Рядом с девочкой, на снегу весело клевали зерна шустрые воробьи и голуби.

Мальчик в синем комбинезоне принес орешки для белок. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала пушистая белка.

Вдалеке гуляют папа с девочкой. Они увидели красногрудого снегиря и с интересом наблюдают за ним.

Мимо детей проходила семья. Они тоже пришли гулять в парк. Фотографировать птиц, белок.

Даже малыш в красном комбинезоне остановился и с удивлением смотрит на птиц и на то, что делают дети.

А его мама сказала: «Молодцы ребята! Они заботятся о птицах, помогают им пережить холода!»


IV. Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ?

- Что для вас было самым сложным? Ответы детей.

Воспитатель: - Вы молодцы... Внимательно слушали друг друга. Правильно выполняли все задания. Вы научились строить предложения и вместе составлять рассказ. А нашу кормушку мы возьмем на прогулку, повесим на дерево, насыпем угощение для птиц. И птицы будут благодарны нам.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Речь с движением:

Мы по улице гуляли,

Дружно птичек мы считали:

Раз, два, три, четыре, пять

-Надо всех пересчитать.

Сосчитать мы их хотели,

Ну, а птицы улетели!


дети шагают, руки на поясе

руки над головой

загибают пальцы правой руки загибают пальцы левой руки пожимают плечами

машут руками, как крыльями, бегут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)

Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технологи...

Совместная деятельность воспитателя с детьми по речевому развитию

Обогощение знаний о медведях, развитие речи детей, развитие мелкой моторики....

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»

Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...

Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».

Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: показать б...

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)

Конспект совместной деятельности  воспитателя с детьми по познавательному развитию  в подготовительной группе  «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)...