Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по речевому развитию на тему: "Составление повествовательного рассказа по сюжетной картине "Помощь зимующим птицам".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме
Программное содержание:
1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
речи простые распространенные предложения и сложные предложения;
- учить отражать в речи содержание картины;
- учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
«белка»; - учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
падеже; - ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
«Зима», «Зимующие птицы»; - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
теме «Птицы», «Зима»; - закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев); - учить использовать в рассказе по картине прямую речь.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
природы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей
Красносельского района
Санкт-Петербурга
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
«СОСТАВЛЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА
ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ
«ПОМОЩЬ ЗИМУЮЩИМ ПТИЦАМ»
Провела воспитатель ГДОУ детского сада №14
Макарова Людмила Николаевна
на семинаре для старших воспитателей
Красносельского района,
«Методические приемы организации
работы по развитию связной речи»
Санкт-Петербург
2008
Программное содержание:
1. Учить составлять повествовательный рассказ по сюжетной картине, используя в
речи простые распространенные предложения и сложные предложения;
- учить отражать в речи содержание картины;
- учить подбирать определение к словам «деревья», «парк», «синица», «дятел»,
«белка»; - учить описывать картину, называя предметы, их признаки и действия;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе,
падеже; - ввести в активный словарь существительные, прилагательные и глаголы по теме
«Зима», «Зимующие птицы»; - закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги по
теме «Птицы», «Зима»; - закреплять умение правильно употреблять родительный падеж множественного
числа имен существительных (снегирь- снегирей, воробей - воробьев); - учить использовать в рассказе по картине прямую речь.
2. Воспитывать заботливое отношение к птицам, интерес, любознательность к миру
природы.
Предварительная работа:
- рассматривание картин, иллюстраций, книг по теме «Птицы зимой»;
- наблюдение за птицами на прогулке в зимнее время;
- проведение игр (И.Чистяковой) «Прочти предложение» ( составление
распространенных предложений с опорой на картинку-символ), «Какие бывают
предметы», «Загадки Карлсона» (согласовывать существительное с прилагательным
в роде, числе, падеже).
Наглядный материал:
- картина «Помощь зимующим птицам»;
- самодельная кормушка;
- схемы — алгоритмы.
Ход занятия:
I. Воспитатель обращает внимание детей на кормушку, которая висит в группе.
Спрашивает: «Что это?» «Для чего нужна?» «Почему необходимо помогать птицам
зимой?»
(выслушивает ответы детей, обобщает)
«Смастерили мы кормушки
Для голодных зимних птиц:
- Прилетайте к нам, подружки,
Стайки резвые синиц».
II. Воспитатель: «Хотите , я познакомлю вас с ребятами, которые тоже помогают
птицам зимой?»
Открывается картина.
Воспитатель: - О чем эта картина?
Дети: - Картина о том, как дети помогают птицам зимой, подкармливают их.
Воспитатель: - Где гуляют дети и взрослые? Дети: - Дети и взрослые гуляют в парке.
Воспитатель: - Как вы догадались? Дети: - Много деревьев, много снега, птиц. Воспитатель:- Что можно сказать о парке? Какой он? Дети: - Зимний, заснеженный, красивый ,чудесный....
Воспитатель: - Давайте мы с вами тоже как будто бы погуляем в этом парке. Послушаем звуки, почувствуем запахи, увидим что-то интересное (звучит музыка).
Воспитатель: - Погуляли? Что же вы услышали в парке? Дети: - Скрипит снег;
- дятел стучит по дереву;
- воробьи чирикают;
- разговаривают люди
Воспитатель: - Что вы почувствовали? Дети: - В парке зимой холодно, морозно.
- В парке свежий воздух, пахнет хвоей и т.д.
Воспитатель: - Давайте посмотрим на картину. Зимой в парке много интересного.
Что интересного дети увидели на деревьях?
Дети: - На деревьях висят разные кормушки, на них сидят птицы.
Воспитатель: - Что делают птицы?
Дети: - Птицы сидят на кормушках.
—Птицы клюют семечки, зерна, хлебные крошки.
Воспитатель:- Каких вы узнали птиц?
Дети: - Это желтогрудые синички, серые воробьи. Пестрый дятел стучит по дереву.
Воспитатель: - Что делает девочка? (показать схему предложения). Дети: - Девочка в красном пальто кормит желтогрудую синичку. Воспитатель: - Как кормит? Чем?
- Как вы думаете, что ей сказал мальчик в меховой шапке? Дети: - Вот здорово! Синичка тебя не боится!
Воспитатель: - Каких птиц мы еще видим на картине? Что они делают? Дети: - На снегу воробьи, голуби. Они весело подлетают к корму.
Воспитатель: - На дереве поползень. Чем эта птица интересна?
Воспитатель: - Что делает мальчик в синем костюме?
Дети: - Мальчик кормит белку. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала белка.
Воспитатель: - Какая белка?
Дети: - Белка маленькая, пушистая, шустрая, ловкая.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, а кто гуляет вдалеке парка? Как вы думаете, кого
они увидели?
Дети: - Вдалеке парка гуляют папа с девочкой. Они увидели...
Воспитатель: - Кто еще нарисован на картине?
Дети: - Папа, мама, малыш. Семья.
Воспитатель:- Зачем они пришли в парк ?
Дети: — Пришли погулять в парке ,покормить птиц. Фотографировать птиц, белочек.
Полюбоваться природой
Воспитатель: - Куда смотрит малыш? Почему он остановился?
Дети: - Малыш в красном комбинезоне остановился, он с удивлением смотрит на
птиц, на то, что делают дети.
Воспитатель: - Как вы думаете, а что сказала его мама ребятам?
Дети: - Молодцы ребята, что заботитесь о птицах, помогаете им перенести холода.
Воспитатель: - Какое название можно дать нашей картине? Дети: - Птицы зимой.
- Помощь птицам.
- Птица на кормушке.
( если дети затрудняются с ответом, воспитатель при помощи наводящих вопросов подводит детей к нужному ответу).
Воспитатель: - Очень хорошее название. Помогать птицам зимой - это очень важное дело.
III. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Один - много» ( с мячом)
Ребенку необходимо изменить слово так (один воробей - много... воробьев)
Воробей - воробьев
Снегирь - снегирей
Синица - синиц
Голубь - голубей
Ворона - ворон
Свиристель - свиристелей
Галка — галок
Сорока — сорок.
Воспитатель: - Устали? Давайте отдохнем
Физкультминутка «Мы по улице гуляли...» ( речь с движением)
Воспитатель: - Мы с вами все рассмотрели, теперь при помощи снежинки и подсказок- символов мы сможем составить один общий рассказ. Дети, глядя на символы-подсказки, передают снежинку и по очереди составляют предложения. По плану:
- Сначала надо рассказать какой парк.
- Затем о кормушках, о птицах.
- Потом о том, как дети кормят птиц.
- И о том, кто еще гуляет в парке.
Примерный текст рассказа:
На картине изображен зимний парк .В парке очень красиво: кругом лежит белый ,пушистый снег, ,стоят заснеженные деревья. В парке зимой много интересного.
Дети пришли в парк и увидели на деревьях много разных кормушек. На кормушках сидели птицы: это были желтогрудые синички и серые воробьи. Они клевали зерна и семечки. На дереве сидел дятел. Он громко стучал клювом по дереву. На другом дереве дети увидели интересную птицу. Это был поползень. Девочка в красном пальто стала кормить птиц и ей на руку села синичка. А мальчик в меховой шапке сказал: «Вот здорово! Синичка тебя не боится!» Рядом с девочкой, на снегу весело клевали зерна шустрые воробьи и голуби.
Мальчик в синем комбинезоне принес орешки для белок. Он протянул руку с орешками, и к нему тут же прискакала пушистая белка.
Вдалеке гуляют папа с девочкой. Они увидели красногрудого снегиря и с интересом наблюдают за ним.
Мимо детей проходила семья. Они тоже пришли гулять в парк. Фотографировать птиц, белок.
Даже малыш в красном комбинезоне остановился и с удивлением смотрит на птиц и на то, что делают дети.
А его мама сказала: «Молодцы ребята! Они заботятся о птицах, помогают им пережить холода!»
IV. Воспитатель: - Вам понравился наш рассказ?
- Что для вас было самым сложным? Ответы детей.
Воспитатель: - Вы молодцы... Внимательно слушали друг друга. Правильно выполняли все задания. Вы научились строить предложения и вместе составлять рассказ. А нашу кормушку мы возьмем на прогулку, повесим на дерево, насыпем угощение для птиц. И птицы будут благодарны нам.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Речь с движением:
Мы по улице гуляли,
Дружно птичек мы считали:
Раз, два, три, четыре, пять
-Надо всех пересчитать.
Сосчитать мы их хотели,
Ну, а птицы улетели!
дети шагают, руки на поясе
руки над головой
загибают пальцы правой руки загибают пальцы левой руки пожимают плечами
машут руками, как крыльями, бегут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательно-речевому развитию"Держи ушки на макушке"с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми старшей группы с общим недоразвитием речи.
Совершенствовать знания детей об органе слуха.В ыяснить почему нужно беречь слух и соблюдать правила ухода за ушами....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)
Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технологи...
Совместная деятельность воспитателя с детьми по речевому развитию
Обогощение знаний о медведях, развитие речи детей, развитие мелкой моторики....
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»
Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...
Конспект совместной деятельности педагогов с детьми по «Речевому развитию» с использованием «ИКТ технологии».
Тема: «Добро и зло в сказках Г.-Х. Андерсена».Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».Цель: показать б...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Игры на развитие мелкой моторики рук по сказке «Репка»
Развитие речи...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие из Иванова в Тулу» («Великая Россия»)...