Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы (развитие речи)
учебно-методический материал по развитию речи (младшая группа) по теме
Тема: «Путешествие в зимний лес». Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка. Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья, личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx | 162.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности детей и воспитателя младшей группы «Путешествие в зимний лес»
Тема: «Путешествие в зимний лес».
Приоритетные образовательные области: познание, коммуникация, социализация, физическая культура, музыка.
Используемые современные педагогические технологии: технология развивающего обучения, технология развивающих игр, мнемотехника, технологии сохранения и стимулирования здоровья, личностно-ориентированные, коммуникативные, технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, сотрудничество.
Участники: дети в возрасте 3,7 – 4 лет
Количество участников: 11 человек
Длительность: 20 минут.
Цель: Закрепить у детей обобщенное представление о признаках зимы в природе.
Педагогический замысел по образовательным областям:
Познание:
- обогащать и закреплять знания о характерных признаках зимы, сезонных изменениях в природе;
- воспитывать любовь к природе, чувство сопереживания и отзывчивости к животным;
- развивать любознательность и наблюдательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.
Социализация:
- развивать игровой опыт ребенка;
- развивать стремление к совместным играм, развивать навык свободного общения со взрослыми и детьми;
- приучение к культуре поведения и доброжелательному отношению к окружающим;
- пробуждать эмоциональную отзывчивость детей на состояние близких людей, животных.
Коммуникация:
- развивать интерес к общению со взрослыми людьми и сверстниками;
- расширять и активизировать словарь;
- формировать и развивать грамматический строй речи;
- продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы;
- продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; - формировать умение соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги на, под, за, над, перед;
- учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий;
- стимулировать развитие разных видов детского восприятия (зрительного, слухового);
- развивать умение воспроизводить ритм речи, звуковой образ слова, правильно пользоваться речевым дыханием и интонацией.
Физическая культура:
- содействовать гармоничному физическому развитию детей;
- продолжать учить соотносить движения с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений;
- способствовать становлению и обогащению двигательного опыта.
Музыка:
- воспитывать у детей слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку;
- активизировать слуховую восприимчивость детей;
- способствовать развитию умений выражать свои впечатления от прослушанной музыки в словах.
Предварительная работа:
Беседы о зиме, о зимних явлениях природы, о том, как изменяется жизнь животных и растений с приходом зимы: «Зимушка-зима», «Зимние забавы», «Зима в лесу» и др.
Наблюдение: наблюдения за погодными изменениями зимой, за снегом (снегопадом) и ветром, за солнцем и за изменением продолжительности светового дня, за температурой на улице, за деревьями зимой, за изменениями в одежде людей, произошедшими с наступлением зимы; наблюдение за поведением птиц, за трудом дворника на участке, рассматривание иллюстраций и картин о зиме.
Художественная литература: чтение стихов, потешек, рассказов о зиме и зимних явлениях природы, чтение зимних сказок, отгадывание загадок.
Дидактические игры: «Времена года», «Когда это бывает?», «Кто в лесу живет?».
Работа с мнемотаблицами: рассматривание и обсуждение символов по мнемотаблице «Зима».
Заучивание физкультминутки «Зимняя прогулка»
Оборудование:
- елки искусственные для создания атмосферы леса;
- ноутбук, запись видеопослания, музыка Е. Железновой «Паровозик», презентация «Зима»;
- «Волшебный сундучок», мнемотаблицы для составления предложений;
- Игрушка – сова;
- загадки о зиме, книга загадок с вложенными иллюстрациями отгадок, зайчик;
- мнемотаблица «Зима», игрушка – слоненок;
- рисунки-подарки детей для Зимы.
Примерный ход совместной деятельности:
- Приветствие (коммуникативные технологии).
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся и пожелаем всем доброго утра!
- Проблемная ситуация. Ведение в тему, создание дружеского настроя, чувства заинтересованности (игровые и коммуникативные технологии).
Воспитатель: Прислушайтесь, кажется, кто-то стучится к нам в дверь?
В группу приходит почтальон и приносит ноутбук: Ребята, это детский сад? Младшая группа №2? Значит, я правильно пришел. Вам электронное письмо. (Ставит на стол ноутбук, дети подходят к нему и вместе с воспитателем слушают послание)
В ноутбуке видеозапись с посланием от лесных зверей, которые жалуются на то, что Зима злится: пришел ей конец, а она не хочет уходить из леса. Зима не впускает в лес Весну. Звери просят помощи у ребят. Надо выполнить задания, которые приготовила Зима. Тогда она снова станет доброй и отступит, в лес придет долгожданная Весна.
Воспитатель: Ребята, поможем лесным обитателям? Постараемся выполнить все задания, которые приготовила Зима? Тогда надо отправляться в лес! На чем мы поедем? (на поезде)
- Поездка в лес. Игра «Назови ласково» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)
Цель: продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Воспитатель: Ребята, мы едем в зимний лес. Я буду паровозом, а вы вагоны. Встанет за мной тот, кто назовет слово, которое я скажу, ласково.
Зима – зимушка, снег – снежок, мороз – морозик, снеговик – снеговичок, елка – елочка, вагон – вагончик, паровоз – паровозик, сугроб – сугробик, санки – саночки, ветер – ветерок, сосулька – сосулечка.
Дети встают друг за другом, играет музыка (Е. Железнова «Паровозик»). Дети идут по группе за воспитателем.
- Остановка у «Волшебного сундучка». (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии, мнемотехника, личностно-ориентированные технологии)
Составление предложений с опорой на мнемотаблицы. Цель: учить детей составлять предложения о зиме, используя мнемотаблицы. Продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания; формировать умение соотносить знаковые символы с образами.
Дети подходят к елке, под которой стоит «Волшебный сундучок».
Воспитатель: Посмотрите, что это там под елкой, кажется это первое задание Зимы:
Вот чудесный сундучок,
Всем ребятам он дружок.
Очень хочется всем нам,
Посмотреть, ну что же там.
Воспитатель предлагает ребёнку посмотреть, что в сундучке.
Воспитатель: Это зашифрованные таблички, нам надо расшифровать их. Надо составить предложения к этим табличкам.
Каждый ребенок составляет предложение к своей табличке. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.
( Мнемотаблицы к предложениям смотри в приложении)
Молодцы! Поедем дальше, садитесь снова на поезд.
- «Сова на елке» (технология развивающего обучения, коммуникативные технологии)
Цель: продолжать учить правильно употреблять в речи предлоги на, под, за, над, перед.
Дети подходят к елке и замечают на ней сову. Воспитатель предлагает поиграть с совой. Сова прячется, а дети называют, где она: за елкой, под елкой, перед елкой и т.д.
- Физкультминутка «Зимняя прогулка» (технологии сохранения и стимулирования здоровья)
Цель: продолжать учить соотносить движения с текстом, развивать общую и мелкую моторику, координацию движений.
Воспитатель предлагает детям рассказать сове, как мы проводим время зимой. Дети выполняют физкультминутку.
Зимняя прогулка | |
Раз, два, три, четыре, пять | Загибают пальчики, начиная с большого. |
Мы во двор пошли гулять. | Идут, высоко поднимая колени. |
Бабу снежную слепили, | «Лепят снежок» двумя ладошками. |
Птичек крошками кормили, | «Крошат хлебушек» всеми пальчиками. |
С горки мы потом катались, | Ладошкой правой руки проводят по левой под наклоном. |
А еще в снегу валялись. | Показывают ладошками, как они валялись. |
Все в снегу домой пришли, | Отряхивают ладони. |
Съели суп и спать пошли. | «Едят ложкой»; руки – под щеку. |
Воспитатель от имени совы благодарит детей, и они отправляются дальше под музыку.
- Загадки о зиме (игровые технологии).
Цель: закрепить знания детей о зимних явлениях природы; развивать любознательность, интерес к окружающему; развивать мышление детей, внимание, речь.
Дети встречают под елкой зайчика, у которого находят следующее задание Зимы. Это книга с загадками о зиме. Воспитатель читает загадки, если дети отгадают правильно, из книжки достается рисунок-отгадка.
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал
В бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Зимой)
Все его зимой боятся
- Больно может он кусаться.
Прячьте уши, щёки, нос,
Ведь на улице ... (Мороз)
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь:
Станет капелькою чистой,
Как поймаешь на ладонь. (Снег)
Что за звёздочки сквозные
На пальто и на платке,
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь - вода в руке? (Снежинки)
Меня не растили
- Из снега слепили.
Вместо носа
Ловко вставили морковку.
Глаза - угольки,
Руки - сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая? (Снежная баба)
Свяжет бабушка их внучке,
Чтоб зимой не мерзли ручки.
Сохранят тепло сестрички —
Шерстяные... (рукавички)
Воспитатель: Молодцы! Справились и с этим заданием! Скажем зайчику до свидания и поедем дальше!
- Рассказ о зиме с опорой на мнемотаблицу.(смотри в приложении) (мнемотехника)
Цель: учить детей составлять короткие описательные рассказы о времени года (зима) с использованием наглядных пособий; продолжать учить связности, развернутости, непрерывности высказывания.
Дети встречают в лесу слоненка.
Воспитатель: Ребята, откуда же в лесу слоненок, как вы думаете? Он приехал в гости к лесным жителям, а тут зима. Вот он и спрятался здесь под елкой, холодно ему. Ребята, слоненок совсем ничего не знает о зиме, давайте расскажем ему? Помогут нам вот эти карточки. Мы уже умеем их «расшифровывать».
Воспитатель подводит детей к доске с мнемотаблицей. Дети составляют рассказ о зиме. Воспитатель при необходимости помогает, задавая наводящие вопросы.
- Итог занятия. Презентация «Зима» (технологии развития музыкально-эстетической культуры детей, личностно-ориентированные)
В ноутбуке начинает играть музыка. Воспитатель подводит детей к нему. Воспитатель: Ребята, кажется, у нас получилось разгадать все задания Зимы. Она больше не сердится, посмотрите сюда.
Презентация «Зима» (под песню на стихи Андрея Усачева «Зимняя сказка»
идет показ слайдов зимних пейзажей)
Воспитатель: Вот какой красивой бывает зима! Вам понравилось? Зима больше не сердится. Она поняла, что вы ее очень полюбили, и теперь смело может уступить свое место Весне. Скажите еще раз, что вам запомнилось и понравилось зимой? (ответы детей) Зима обязательно придет к нам на следующий год, а мы будем ее ждать и готовить санки и лыжи.
Планируемые результаты
Полученная информация:
- Стимулирует детей к дальнейшей познавательной деятельности.
- Расширяет активный и пассивный словарь детей.
- Формирует и развивает грамматический строй речи детей.
- Обогащает игровой опыт детей.
- Создает радостной и доброжелательной атмосферы при общении детей с воспитателем и сверстниками.
Дальнейшая работа
- Рисование картин в подарок Зиме на тему: «Наша Зимушка-зима»
- Чтение стихов о приходе весны, обсуждение прочитанного.
- Беседа о том, как в старину провожали зиму и встречали весну, рассказ о Масленице.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию элементарных математических представлений "Гуси-лебеди"
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми средней группы по развитию элементарных математических представлений «Гуси-лебеди» Цель:Упражнять в счете в пределах 5.Закрепить предста...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми младшей группы по формированию элементарных математических представлений "Один- много"
Развивать умение действовать со сборно-разборными игрушками трех размеров: большой, поменьше, маленькой. Закрепить знание цвета (красный, желтый) через дидактическую игру «Подбери матрешек по цвету».З...
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми по познавательному развитию в средней группе «В осеннем лесу»
Задачи:Образовательные:Учить испытывать радость от возможности поделиться с друзьями, помочь другу.Знакомить детей с изменениями в природе, знать и называть признаки осени.Обобщать знан...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Сценарий досуга для детей младшей группы ДОУ...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «По следам колобка»
Конспект досуга с детьми младшего дошкольного возраста...
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ».
КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ ЧТЕНИЕ РАССКАЗА Л. ВОРОНКОВОЙ «СНЕГ ИДЕТ»....