КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме

Бабаева Надежда Анатольевна

 

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

 

Задачи:

 -Коррекционно-образовательные:

 

-  учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx24.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»

КОНСПЕКТ

ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР,     III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Учитель-логопед:

БАБАЕВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.

2013г.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».

Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.

Задачи:

 -Коррекционно-образовательные:

-  учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;

 - продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» - «согласный звук», «звонкий согласный звук» - «глухой согласный звук», точному употреблению  этих терминов в речи детей;

- закреплять звукобуквенные связи;

 - развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;

 - закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;

-  развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);

- развивать мимическую моторику;

-  продолжить работу по формированию слоговой структуры слова, использованию в речи детей слов сложной слоговой структуры;

 продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;

 - продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;

- продолжить работу по развитию речевого голоса и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи.

коррекционно-развивающие:

 - активизировать произвольное внимание;

 - развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе;

-  развивать умение выполнять словесные инструкции;

-  развивать память, мышление;

 - продолжить работу по формированию пространственных представлений;

воспитательные:

 - воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;

 - воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;

 - воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;

 - вызывать интерес к языковым явлениям.

Используемое оборудование:

-4 картинки с изображением домиков, символы звуков – Звуковички;

- сундучок, карточки с заданиями,

- 4 картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы -   Б, БЬ, П, ПЬ.

- карточки с картинками на звуки П, ПЬ, Б, БЬ;

-карточки с изображением Букв и картинок для определения места звуков в словах, карандаши синего и зеленого цвета.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I.Организационный момент.

1. (Дети под музыку входят в зал. На доске висят 4 картинки с изображением домиков. Под доской лежат символы звуков «Звуковички»).

Логопед:

- В городе Звуков случилось несчастье –

Туда Звукоежка послала ненастье.

Бедные звуки теперь без жилья.

Давайте мы с вами поможем друзьям.

И непременно случится здесь чудо:

Подскажем им – кто они и откуда.

Нужно задания выполнить вам,

 Чтобы расставить все здесь по местам.

- Ребята, посмотрите, в городе Звуков тишина, домики пусты, хозяев нет! Вот они, бедные Звуковички, забыли – как их зовут и где их домики! А вот и задания, которые нужно выполнить, чтобы помочь нашим друзьям. (Логопед показывает сундучок, в котором лежат карточки с заданиями).

II.Знакомство с темой.

1. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают концовку)

-Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).

Гласные звуки … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).

Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).

Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).

А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).

Мы с вами в городе Звуков. Что можно сделать со звуками? (говорить, слышать).

2. Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ.

Логопед: Вот первое задание Звукоежки. Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для губ, языка, щёк)

Логопед читает задание:

Тренируйте язык, губы,

 Плотно вы сжимайте зубы.

Упражнения выполняйте,

Пальчиками помогайте.

выполняются упражнения:

 - «Улыбка» - «Трубочка»

- «Шарик»

- «Погладим губы»

- «Лошадка»

3. Игра «Определи первый звук в слове».

Логопед: Зарядку мы сделали, набрались сил, и теперь смело можем браться за дело, а то наши друзья Звуковички совсем загрустили. И следующее задание, которое мы должны с вами выполнить будет таким.

 (читает задание по карточке)

На картинку посмотрите,

Первый звук определите,

С этим звуком вы знакомы,

Станет он хозяин в доме.

 (картинки расположены рядом с домиком.)

Нам нужно определить какие это звуки и в каком домике они живут. (Дети называют картинку, определяют первый звук в слове и выбирают подходящий Звуковичок. Одновременно дается детьми характеристика каждого звука:

«Б» - бабочка, звук Б согласный, мягкий, звонкий;

«БЬ» - белка, звук БЬ согласный, твердый. Звонкий;

«П» - попугай, звук П согласный, твердый, глухой;

«ПЬ» - петух, звук ПЬ согласный, мягкий, глухой.

Звуковички помещаются возле соответствующего домика).

4. Игра «Телевизор».

Логопед:  Ребята, Звукоежка дает следующее задание – сначала выучить наизусть небольшое стихотворение:

Поля бантик повязала,

С песней к бабушке бежала.

 (Логопед проговаривает стихотворение с выделением изучаемых звуком)

Дети, назовите звуки, которые я выделяю голосом. (Б, БЬ, П. ПЬ)

В каких словах слышится звук Б (бантик, бабушка), Звук БЬ (бежала), звук П (Поля, повязала), звук ПЬ (песней).

Стихотворение заучивается наизусть. Логопед дочитывает задание:

 Чтобы звуки зазвучали

И не ведали печали,

В «Телевизор» поиграйте,

Голос свой вы развивайте.

 (поводится игра «Телевизор» на развитие речевого голоса и средств выразительности речи – тембра, ритма, темпа)

 5. ФИЗМИНУТКА.

 (Логопед достает из сундучка карточку со следующим заданием)

Все выходят по порядку, (ходьба на месте)

Дружно делают зарядку.

Влево — вправо, влево — вправо, (наклоны)

Назад — вперед, назад — вперед.

Можно и на оборот.

Встали ровно! Подтянулись!

И на месте повернулись!

Весёлая мимическая гимнастика

В зоопарке побывали,

 Бегемота увидали.

 Удивились! Так и знай:

 Брови выше поднимай.

        

Вот бульдог – серьёзный пёс.

 У него курносый нос.

 Он подачек не берёт,

 Челюсть выставил вперёд.

Не хотел есть кашу Паша.

 Рассердилась мама наша.

 Брови хмурила вот так:

 Каша – это не пустяк!        

Мы увидели пион.

 Как чудесно пахнет он!

 Воздух носом втянем дружно:

 Нам цветок понюхать нужно.

6. Игра «Закончи слово нужным слогом».

Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. (Достает следующую карточку)

Попугай слова кричал,

Но концовки он не знал.

Получалось у него

Ровным счетом «ничего».

Чтобы слово угадать,

Концовку вы должны сказать.

Говорите вы всегда

Где нужно ПА, где нужно БА.

Вот какие слова без концовки кричал попугай. Я начну, а вы договариваете нужный слог ПА или БА, чтобы получилось слово:

Жа – ба.

Шай – ба,

 ры – ба, ре – па,

ли – па,

лу – па,

ла – па,

тум – ба,

вер – ба,

шу – ба,

лам – па,

шля – па,

сту – па,

нер - па

7. Игра «Запомни, повтори так, как я скажу», «Скажи наоборот».

Логопед: Наши звуки приуныли,

Как звучат они – забыли.

Вы, ребята, не зевайте,

Слушайте внимательно,

Точно так же повторяйте

Песенки старательно.

 (- Логопед проговаривает цепочки слогов со звуками типа ПА-БА-ПО-БО и т. п., дети повторяют;

8. Игра «Телеграф».

(Логопед читает следующее задание)

Телеграмма вам пришла,

Необычная она.

Чтобы понятен был смысл наших слов,

Определим, сколько в слове слогов.

Сколько раз хлопну я – ты повтори,

Слово такой же длины ты найди.

 (На доску вывешиваются карточки с картинками на звуки Б, БЬ, П, ПЬ. Логопед хлопает в ладони 2раза. Дети называют предметы, названия которых состоят из двух слогов. Затем – 3 хлопка, 4 хлопка. Дети называют трех – четырехсложные слова).

9. Работа с карточками по определению места звуков в словах, знакомство с буквами Б, П.

 (Логопед достает карточку со следующим заданием)

Звуки говорим и слышим,

Буквы мы… (видим и пишем).

Место звукам вы найдите,

Буквы ровно обведите,

Кружок поставьте под картинкой,

И заштрихуйте букв половинки.

(Логопед раздает детям карточки, предлагает закрасить необходимый кружок под картинкой в зависимости от места звука в словах, и заштриховать правую половину буквы синим цветом, а левую – зеленым. Дети выполняют задание самостоятельно).

 

10. Итог занятия.

Логопед:

Ребята, мы с вами выполнили все задания Звукоежки, помогли Звуковичкам найти свои домики. Давайте ещё раз произнесём звуки, которые они обозначают. (Логопед называет характеристику звука, дети называют звук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Знакомство со свойствами бумаги и её производством».

Познакомить детей с происхождение бумаги и ее свойствами.Воспитывать бережное отношение к природе(деревьям),бумаге....

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. «Зимняя сказка. Новогодние традиции»

Занятие для детей подготовитнльной группы о праздновании Нового года в разных странах. Об истории празднования в России....

Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Помощь детям Играй - города"

В занятии использованы разнообразные виды деятельности, способствующие познавательной активности детей. Действие происходит в сказочном Играй-городе....