КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) по теме
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».
Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.
Задачи:
-Коррекционно-образовательные:
- учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 24.15 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА – ДЕТСКИЙ САД «ЦЕНТР ДЕТСТВА «ЖЕМЧУЖИНКА»
КОНСПЕКТ
ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.
Учитель-логопед:
БАБАЕВА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА.
2013г.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».
Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов.
Задачи:
-Коррекционно-образовательные:
- учить детей находить сходство и различие в акустико-артикуляторных характеристиках звуков, научить сравнивать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов;
- продолжить работу по различению терминов «звук» и «буква», «гласный звук» - «согласный звук», «звонкий согласный звук» - «глухой согласный звук», точному употреблению этих терминов в речи детей;
- закреплять звукобуквенные связи;
- развивать умение выполнять слоговой анализ и синтез;
- закрепить умение точно произносить изолированные согласные звуки;
- развивать артикуляционную моторику при выполнении общих упражнений артикуляционной гимнастики в сочетании с движениями пальцев рук (биоэнергопластика);
- развивать мимическую моторику;
- продолжить работу по формированию слоговой структуры слова, использованию в речи детей слов сложной слоговой структуры;
продолжить работу по определению смысловых ошибок в предложениях и их исправлению;
- продолжить работу по формированию умения сочетать движения пальцев рук с речевым сопровождением;
- продолжить работу по развитию речевого голоса и учить детей пользоваться свойствами голоса и средствами выразительности речи.
коррекционно-развивающие:
- активизировать произвольное внимание;
- развивать коммуникативные навыки, формировать навыки работы в группе;
- развивать умение выполнять словесные инструкции;
- развивать память, мышление;
- продолжить работу по формированию пространственных представлений;
воспитательные:
- воспитывать положительное отношение к организованной образовательной деятельности;
- воспитывать в детях желание приходить на помощь при затруднениях в выполнении заданий, принимать помощь без смущения и агрессии;
- воспитывать доброжелательность, готовность конструктивно разрешать конфликты;
- вызывать интерес к языковым явлениям.
Используемое оборудование:
-4 картинки с изображением домиков, символы звуков – Звуковички;
- сундучок, карточки с заданиями,
- 4 картинки, названия которых начинаются на один из звуков темы - Б, БЬ, П, ПЬ.
- карточки с картинками на звуки П, ПЬ, Б, БЬ;
-карточки с изображением Букв и картинок для определения места звуков в словах, карандаши синего и зеленого цвета.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Организационный момент.
1. (Дети под музыку входят в зал. На доске висят 4 картинки с изображением домиков. Под доской лежат символы звуков «Звуковички»).
Логопед:
- В городе Звуков случилось несчастье –
Туда Звукоежка послала ненастье.
Бедные звуки теперь без жилья.
Давайте мы с вами поможем друзьям.
И непременно случится здесь чудо:
Подскажем им – кто они и откуда.
Нужно задания выполнить вам,
Чтобы расставить все здесь по местам.
- Ребята, посмотрите, в городе Звуков тишина, домики пусты, хозяев нет! Вот они, бедные Звуковички, забыли – как их зовут и где их домики! А вот и задания, которые нужно выполнить, чтобы помочь нашим друзьям. (Логопед показывает сундучок, в котором лежат карточки с заданиями).
II.Знакомство с темой.
1. (Логопед читает стихотворение, дети договаривают концовку)
-Много звуков есть на свете, говорим мы звуки … (речи).
Гласные звуки … (поют и кричат), согласные …( перед преградой стоят).
Согласные с гласными … (подружились), вот уже …(слоги у нас получились).
Если слоги рядом поставим, сразу … (нужное слово составим).
А потом слова возьмем, … (в предложения соберём).
Мы с вами в городе Звуков. Что можно сделать со звуками? (говорить, слышать).
2. Артикуляционные упражнения, совместные с движениями обеих рук, имитирующие движения челюстей, языка и губ.
Логопед: Вот первое задание Звукоежки. Чтобы правильно и внятно говорить, мы с вами должны делать зарядку. Для чего мы её делаем? (для губ, языка, щёк)
Логопед читает задание:
Тренируйте язык, губы,
Плотно вы сжимайте зубы.
Упражнения выполняйте,
Пальчиками помогайте.
выполняются упражнения:
- «Улыбка» - «Трубочка»
- «Шарик»
- «Погладим губы»
- «Лошадка»
3. Игра «Определи первый звук в слове».
Логопед: Зарядку мы сделали, набрались сил, и теперь смело можем браться за дело, а то наши друзья Звуковички совсем загрустили. И следующее задание, которое мы должны с вами выполнить будет таким.
(читает задание по карточке)
На картинку посмотрите,
Первый звук определите,
С этим звуком вы знакомы,
Станет он хозяин в доме.
(картинки расположены рядом с домиком.)
Нам нужно определить какие это звуки и в каком домике они живут. (Дети называют картинку, определяют первый звук в слове и выбирают подходящий Звуковичок. Одновременно дается детьми характеристика каждого звука:
«Б» - бабочка, звук Б согласный, мягкий, звонкий;
«БЬ» - белка, звук БЬ согласный, твердый. Звонкий;
«П» - попугай, звук П согласный, твердый, глухой;
«ПЬ» - петух, звук ПЬ согласный, мягкий, глухой.
Звуковички помещаются возле соответствующего домика).
4. Игра «Телевизор».
Логопед: Ребята, Звукоежка дает следующее задание – сначала выучить наизусть небольшое стихотворение:
Поля бантик повязала,
С песней к бабушке бежала.
(Логопед проговаривает стихотворение с выделением изучаемых звуком)
Дети, назовите звуки, которые я выделяю голосом. (Б, БЬ, П. ПЬ)
В каких словах слышится звук Б (бантик, бабушка), Звук БЬ (бежала), звук П (Поля, повязала), звук ПЬ (песней).
Стихотворение заучивается наизусть. Логопед дочитывает задание:
Чтобы звуки зазвучали
И не ведали печали,
В «Телевизор» поиграйте,
Голос свой вы развивайте.
(поводится игра «Телевизор» на развитие речевого голоса и средств выразительности речи – тембра, ритма, темпа)
5. ФИЗМИНУТКА.
(Логопед достает из сундучка карточку со следующим заданием)
Все выходят по порядку, (ходьба на месте)
Дружно делают зарядку.
Влево — вправо, влево — вправо, (наклоны)
Назад — вперед, назад — вперед.
Можно и на оборот.
Встали ровно! Подтянулись!
И на месте повернулись!
Весёлая мимическая гимнастика
В зоопарке побывали,
Бегемота увидали.
Удивились! Так и знай:
Брови выше поднимай.
Вот бульдог – серьёзный пёс.
У него курносый нос.
Он подачек не берёт,
Челюсть выставил вперёд.
Не хотел есть кашу Паша.
Рассердилась мама наша.
Брови хмурила вот так:
Каша – это не пустяк!
Мы увидели пион.
Как чудесно пахнет он!
Воздух носом втянем дружно:
Нам цветок понюхать нужно.
6. Игра «Закончи слово нужным слогом».
Молодцы, ребята, вы справились и с этим заданием. (Достает следующую карточку)
Попугай слова кричал,
Но концовки он не знал.
Получалось у него
Ровным счетом «ничего».
Чтобы слово угадать,
Концовку вы должны сказать.
Говорите вы всегда
Где нужно ПА, где нужно БА.
Вот какие слова без концовки кричал попугай. Я начну, а вы договариваете нужный слог ПА или БА, чтобы получилось слово:
Жа – ба.
Шай – ба,
ры – ба, ре – па,
ли – па,
лу – па,
ла – па,
тум – ба,
вер – ба,
шу – ба,
лам – па,
шля – па,
сту – па,
нер - па
7. Игра «Запомни, повтори так, как я скажу», «Скажи наоборот».
Логопед: Наши звуки приуныли,
Как звучат они – забыли.
Вы, ребята, не зевайте,
Слушайте внимательно,
Точно так же повторяйте
Песенки старательно.
(- Логопед проговаривает цепочки слогов со звуками типа ПА-БА-ПО-БО и т. п., дети повторяют;
8. Игра «Телеграф».
(Логопед читает следующее задание)
Телеграмма вам пришла,
Необычная она.
Чтобы понятен был смысл наших слов,
Определим, сколько в слове слогов.
Сколько раз хлопну я – ты повтори,
Слово такой же длины ты найди.
(На доску вывешиваются карточки с картинками на звуки Б, БЬ, П, ПЬ. Логопед хлопает в ладони 2раза. Дети называют предметы, названия которых состоят из двух слогов. Затем – 3 хлопка, 4 хлопка. Дети называют трех – четырехсложные слова).
9. Работа с карточками по определению места звуков в словах, знакомство с буквами Б, П.
(Логопед достает карточку со следующим заданием)
Звуки говорим и слышим,
Буквы мы… (видим и пишем).
Место звукам вы найдите,
Буквы ровно обведите,
Кружок поставьте под картинкой,
И заштрихуйте букв половинки.
(Логопед раздает детям карточки, предлагает закрасить необходимый кружок под картинкой в зависимости от места звука в словах, и заштриховать правую половину буквы синим цветом, а левую – зеленым. Дети выполняют задание самостоятельно).
10. Итог занятия.
Логопед:
Ребята, мы с вами выполнили все задания Звукоежки, помогли Звуковичкам найти свои домики. Давайте ещё раз произнесём звуки, которые они обозначают. (Логопед называет характеристику звука, дети называют звук).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытая интегрированная непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе №2 «Почемучки» На тему: «В поисках радуги»
Итоговое занятие для открытого просмотра для учителей начальных классов...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Знакомство со свойствами бумаги и её производством».
Познакомить детей с происхождение бумаги и ее свойствами.Воспитывать бережное отношение к природе(деревьям),бумаге....
Конспект по грамоте непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе дня детей с ОНР «Королева знаний»
Знакомство детей со звуком "р".Путешествие детей по стране ГРАМОТА с приключениями....
Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР
Материал для логопедов и воспитателей логогрупп....
Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. «Зимняя сказка. Новогодние традиции»
Занятие для детей подготовитнльной группы о праздновании Нового года в разных странах. Об истории празднования в России....
Сценарий непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе "Помощь детям Играй - города"
В занятии использованы разнообразные виды деятельности, способствующие познавательной активности детей. Действие происходит в сказочном Играй-городе....
«Педагогическое мероприятие с детьми». Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по физическому развитию "Совет Айболита"
Открытое занятие в подготовительной группе...