Конспект. Открытое занятие в рамках сетевого взаимодействия непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР с использованием регионального компонента
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Федорова Зоя Владимировна

конспект досуга в подготовительной  группе компенсирующей направленности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федорова Зоя Владимировна,

учитель- дефектолог

МДОУ «Детский сад № 41» КГО

КОНСПЕКТ

Открытое занятие в рамках  сетевого взаимодействия

непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР с использованием регионального компонента

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Занятие по формирование произносительной стороны речи и формированию фонетических средств языка

Тема: " Звуки [Л, Ль]. Буква Л. "

Цель: Автоматизация звука[Л] в открытых слогах «ЛА», «ЛО», «ЛИ», «ЛЕ» в  коротких словах с открытым слогом .                                                    

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Отработать умение принятие правильной артикуляционной позы для  произношения изолированного звуков  [Л, Ль].  
  2. Ознакомление с буквой Л.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развивать фонематический слух, упражнять в умении слышать заданный звук [Л]   в словах.
  2. Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Закрепить представление о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
  3. Продолжать развивать когнитивные процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  1. Воспитывать желание прийти на помощь.
  2. Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к оборудованию.

Оборудование:иллюстрации к сказам П.П. Бажова, сухой бассейн, ракушки с чистоговорками, корзина с индивидуальными зеркалами по количеству детей, таблица сравнительной характеристики согласных звуков, макет  пня, конверт  с надписью  «Поиграй», в конверте лежат символы звуков,  карточки для характеристики звука [Л], дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога;, лыжи  пластиковые разного цвета, мольберт, макет сугроба, по 2 палочки на каждого ребенка.

Словарная работа: уточнить лексическое значение слов «балаган, лукошко».

Предварительная работа:Знакомство с творчеством Бажова. Чтение сказки «Серебряное копытце».

ХОД ЗАНЯТИЯ:

  1. Организационный момент:

Логопед: Какое произведение вам больше всего понравилось (или запомнилось) из творчества Павла Бажова?(Дети стоят перед мольбертом)

Выбор сказки «Серебряное копытце»

Логопед:

- Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)

-Из какой сказки эти герои?

Дети: «Серебряное копытце»

Логопед: Правильно.

Логопед:Вымечтали увидеть тесамые разноцветные камешки, которые сыпались из-под копыт козлика?

Дети: Мечтали.

Логопед:Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие к балагану дедушкиКоковани.

Дети:Мы согласны…

Логопед: Так как мы отправляемся в сказ, на пути могут встречаться разные испытания. Вы готовы?

Дети: Да!

Логопед:Напомните мне, в какое время года происходили события в сказе?

Дети: зимой!

Логопед: верно!

Логопед: где зимой жили дедушка Кокованя, внучка Даренка и кошка Муренка?

Дети: в лесу!

Логопед: и тут вы правы.

«В зимнем балагане у покосных ложков с очагом, с окошечком…»

А как добирались Кокованя с Даренкой? Ведь Зимой в лесу очень много снега.

Ответы детей.

Логопед: чтобы удобно было перебираться по снегу,что можно использовать?

Дети: на лыжах!

Логопед: конечно на лыжах! Я предлагаю вам надеть лыжи и отправиться в путь. (Командныелыжи). Звучит фонограмма «Скрип снега»

Согласование речи с движением. С элементамидыхательной  гимнастики.

Дети -лыжники. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить: «М-м-м-м-м».

На пути детям встречается прорубь (сухой бассейн)

  1. Основная часть.

2.1.Введение в тему занятия.

Выделение звуков Л, Ль из чистоговорок.

Логопед: Это прорубь (не простой). Самому смелому нужно нырнуть в прорубь и достать со дна задание, которое спрятанное  вракушках.

(ракушки с чистоговорками, которые дети должны сами прочитать)

1.      Ло-Ло-Ло- Как зимой в лесу светло.

2.      Ла-Ла-Ла-  В лесу видели козла .

3.       Ли-Ли-Ли- В сказку в гости мы пошли.

4.        Ле-Ле-Ле- Белку встретили в дупле.

Логопед:Какой звук чаще всего встречается в чистоговорках?

Дети: [Л, Ль].  

Логопед: Верно!Давайте поработаем над этими звуками. А что нам поможет?

Логопед загадывает загадку.

Что за омут-озерцо?
               Глядь,а там - твое лицо,
               грусть твоя, твоя улыбка.
               Серебрится, но не рыбка!          (Зеркало)

Логопед достает корзину с зеркалами по кол-ву детей.

2.3.Сравнение и характеристика звуков Л, Льпо акустическим и артикуляционным признакам.

Логопед задает вопросы:

- в каком положении губы?

- в каком положении зубы?

- где находится кончик языка?

- голосок? Работает или нет?

- есть ли преграда при произнесении звука?

- Так какой же это звук?

Дети:- Согласный. Звонкий.

(на мольберте таблица «Сравнительная характеристика звуков [Л, Ль])

2.4.Логопед:

Все правильно вы определили. Я предлагаю вам продолжить путь.

 А выбрать правильный маршрут нам помогут обитатели наших лесов.

Логопед:

- Смотрит, я вижу чьи-то следы? А вы догадались, какой зверь оставил их?

Дети: Да. Лисы (Лисьи)

-пойдем по этим следам…(Следы ведут к пню).

-А вот и пенек, давайте, ребята, посмотрим,  что это на нем?

(На пне конверт, на котором написано «Поиграй» в конверте лежат символы звуков).

- Лисонька предлагает нам поиграть.

2.5. Дифференциация звуков [Л, Ль].  Игра «Поймай звук»

Выделение звуков [Л, Ль].

*Изряда звуков: М, Н,Л, П,И,Т,К, Ль,Ы,

* Выделение звуков из слогов: Ла,Па,Ти,Би,Ко,Ло,Ми,Ли,Ву,Ле.

* Выделение звуков из слов: Лес, лось, заяц, лед, лыжи, белка, лиса, дупло, дятел,

*Выделение звуков из коротких фраз:

-зимний лес;

-тонкий лед;

-ловкий заяц:

2.6.  Логопед: Вот еще одно испытание позади. Предлагаю двигаться дальше.

Логопед:Ой, снова следы! Чьи следы перед вами на этот раз?

(на пути беличьи следы)

Дети: беличьи

Логопед: Куда же они нас приведут? Куда мы попали?(перед детьми елочки)

Дети: Хвойный лес.

Логопед:В хвойном лесу очень чистый воздух. Я предлагаю тут задержаться не на долго, отдохнуть.

Физкультминутка
Вот студеною зимой              Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу.            Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах.         Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса                        несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит.              Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах.         Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса.                  Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся       Ходьба.
И домой к себе вернемся.        Дети садятся за столы.

2.7. Развитие фонематических представлений. Определение места звука [Л, Ль].  в словах.

Логопед: Перед вами елочки, под елочками ? Шишки.

Логопед: Правильно.  Находим шишку, на которой есть картинка, за тем  определяем место звука в слове.

Дети присели на пол, на подушечки, елочка по которой двигается шишка на ниточке.

Ответы детей.

2.8. Упражнение на предупреждение дисграфии.Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.

Логопед: Молодцы! Идем дальше.

-Обратите внимание, на снегу лежат обломанные веточки. И следы огромного животного рядом. Как вы думаете, кто тут прошел?

Дети: Лось.

Логопед:  Конечно, это лось.

- Будьте внимательны, лось свернул с дороги, потому что на пути огромный сугроб.

-Умный в гору не пойдет .-Умный гору обойдет.

-Это для нас новое испытание.

- С помощью  палочек, которые обломил лось,  нужноизобразить на сугробе букву Л.

Логопед:-На что похожа эта буква?
-Ответы детей.

Логопед читает стихотворение про букву «Л» (Нищева Н.В.)

Логопед: Какие замечательные буквы у вас получились.

- Молодцы!

-Отправляемся дальше. И снова след. Чей же на этот раз?

Логопед: Узнать след нам поможет загадка.

А след не простой.

 Раз топнет один камень

Два топнет два камня

 А когда бьет, то груда камней.(козел)

Логопед:

- Ребята, посмотрите и правда тут много камней-самоцветов. А это, новое испытание,но что бы пройти это испытание нужно работать парами.

-Как вы думаете, что написано на самоцветах?

Дети: на самоцветах написаны слоги.

-Ваша задача выбрать себе только те слоги, из которых получится составить слово. Затем определить место звука Л или Ль в этом слове .

(Если  дети затрудняются, подсказать : на этих камнях те слова которые  встречались нам во время нашего путешествия)

Логопед:

- сколько в слове гласных?

- сколько слогов?

 - куда падает ударение?

лисица, лось, белка елка, лиса, лыжи, следы,козлик.

Логопед: -Молодцы!У  вас опять все  получилось!

ИТОГ.

(На мольберте изображение крыши дома,из трубы идет дымок.)

Ну вот мы и добрались до балаганчика.

-Но как оказалось даже полюбоваться хризолитом не так уж просто.

- Увидеть их удается только умным и трудолюбивым. Вот и нам предстоит еще потрудиться, пройти  последнее, сложное испытание,что бы его выполнить нужно поработать дружно,группами.

-Сейчас мы разделимся на группы, в каждой группе будет по три человека.

Ваша задача, посовещавшись составить предложения, используя слова.которые вы составляли из камней самоцветов и изобразить схему этого предложения.(взаимопроверка)

-Группы должны поменяться.

РЕФЛЕКСИЯ.(Обсуждаем, проверяем)

Выходит Хозяйка Медной Горы и выносит шкатулка с гостинцами для детей.

Дети прощаются с Хозяйкой Медной Горы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.

Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения  различать звуки [б]-[п],  [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"

Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...

Планирование коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (I период, сентябрь - ноябрь)

Планирование коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (I период, сентябрь - ноябрь) включает тематику фронтальных занятий, содержание работы и обор...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В мире одежды»

Цель: обогащение и закрепление  знаний детей по лексической теме «Одежда». Задачи:- образовательные:  познакомить с этапами  изготовления ткани; закреплять умение состав...

Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

Цель:  закрепление знаний детей о животных Севера, умение аккуратно выполнять аппликацию.Задачи: - закреплять умение работать с клеем, ножницами, шаблонами;- развивать умение выполнять объёмное и...

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.

Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г.           Домашние птицы.Цель.Различение и правильное  произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"

Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...