Конспект. Открытое занятие в рамках сетевого взаимодействия непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР с использованием регионального компонента
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
конспект досуга в подготовительной группе компенсирующей направленности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в рамках сетевого взаимодействия | 31.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Федорова Зоя Владимировна,
учитель- дефектолог
МДОУ «Детский сад № 41» КГО
КОНСПЕКТ
Открытое занятие в рамках сетевого взаимодействия
непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР с использованием регионального компонента
Образовательная область: Развитие речи
Тип: Занятие по формирование произносительной стороны речи и формированию фонетических средств языка
Тема: " Звуки [Л, Ль]. Буква Л. "
Цель: Автоматизация звука[Л] в открытых слогах «ЛА», «ЛО», «ЛИ», «ЛЕ» в коротких словах с открытым слогом .
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Отработать умение принятие правильной артикуляционной позы для произношения изолированного звуков [Л, Ль].
- Ознакомление с буквой Л.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематический слух, упражнять в умении слышать заданный звук [Л] в словах.
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза. Закрепить представление о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
- Продолжать развивать когнитивные процессы.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать желание прийти на помощь.
- Воспитывать трудолюбие, бережное отношение к оборудованию.
Оборудование:иллюстрации к сказам П.П. Бажова, сухой бассейн, ракушки с чистоговорками, корзина с индивидуальными зеркалами по количеству детей, таблица сравнительной характеристики согласных звуков, макет пня, конверт с надписью «Поиграй», в конверте лежат символы звуков, карточки для характеристики звука [Л], дидактическое пособие для проведения звукового анализа слога;, лыжи пластиковые разного цвета, мольберт, макет сугроба, по 2 палочки на каждого ребенка.
Словарная работа: уточнить лексическое значение слов «балаган, лукошко».
Предварительная работа:Знакомство с творчеством Бажова. Чтение сказки «Серебряное копытце».
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Организационный момент:
Логопед: Какое произведение вам больше всего понравилось (или запомнилось) из творчества Павла Бажова?(Дети стоят перед мольбертом)
Выбор сказки «Серебряное копытце»
Логопед:
- Ребята, отгадайте загадку:
Кто-то сидит у окошка в избушке,
А маленький козлик стоит на опушке.
Ударит копытцем - каменья летят,
И россыпи их под луною блестят.
С козликом рядом кошка Мурёнка,
И смотрит на них из окошка… (Даренка)
-Из какой сказки эти герои?
Дети: «Серебряное копытце»
Логопед: Правильно.
Логопед:Вымечтали увидеть тесамые разноцветные камешки, которые сыпались из-под копыт козлика?
Дети: Мечтали.
Логопед:Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие к балагану дедушкиКоковани.
Дети:Мы согласны…
Логопед: Так как мы отправляемся в сказ, на пути могут встречаться разные испытания. Вы готовы?
Дети: Да!
Логопед:Напомните мне, в какое время года происходили события в сказе?
Дети: зимой!
Логопед: верно!
Логопед: где зимой жили дедушка Кокованя, внучка Даренка и кошка Муренка?
Дети: в лесу!
Логопед: и тут вы правы.
«В зимнем балагане у покосных ложков с очагом, с окошечком…»
А как добирались Кокованя с Даренкой? Ведь Зимой в лесу очень много снега.
Ответы детей.
Логопед: чтобы удобно было перебираться по снегу,что можно использовать?
Дети: на лыжах!
Логопед: конечно на лыжах! Я предлагаю вам надеть лыжи и отправиться в путь. (Командныелыжи). Звучит фонограмма «Скрип снега»
Согласование речи с движением. С элементамидыхательной гимнастики.
Дети -лыжники. Имитация ходьбы на лыжах в течение 1, 5–2 мин. На выдохе произносить: «М-м-м-м-м».
На пути детям встречается прорубь (сухой бассейн)
- Основная часть.
2.1.Введение в тему занятия.
Выделение звуков Л, Ль из чистоговорок.
Логопед: Это прорубь (не простой). Самому смелому нужно нырнуть в прорубь и достать со дна задание, которое спрятанное вракушках.
(ракушки с чистоговорками, которые дети должны сами прочитать)
1. Ло-Ло-Ло- Как зимой в лесу светло.
2. Ла-Ла-Ла- В лесу видели козла .
3. Ли-Ли-Ли- В сказку в гости мы пошли.
4. Ле-Ле-Ле- Белку встретили в дупле.
Логопед:Какой звук чаще всего встречается в чистоговорках?
Дети: [Л, Ль].
Логопед: Верно!Давайте поработаем над этими звуками. А что нам поможет?
Логопед загадывает загадку.
Что за омут-озерцо?
Глядь,а там - твое лицо,
грусть твоя, твоя улыбка.
Серебрится, но не рыбка! (Зеркало)
Логопед достает корзину с зеркалами по кол-ву детей.
2.3.Сравнение и характеристика звуков Л, Льпо акустическим и артикуляционным признакам.
Логопед задает вопросы:
- в каком положении губы?
- в каком положении зубы?
- где находится кончик языка?
- голосок? Работает или нет?
- есть ли преграда при произнесении звука?
- Так какой же это звук?
Дети:- Согласный. Звонкий.
(на мольберте таблица «Сравнительная характеристика звуков [Л, Ль])
2.4.Логопед:
Все правильно вы определили. Я предлагаю вам продолжить путь.
А выбрать правильный маршрут нам помогут обитатели наших лесов.
Логопед:
- Смотрит, я вижу чьи-то следы? А вы догадались, какой зверь оставил их?
Дети: Да. Лисы (Лисьи)
-пойдем по этим следам…(Следы ведут к пню).
-А вот и пенек, давайте, ребята, посмотрим, что это на нем?
(На пне конверт, на котором написано «Поиграй» в конверте лежат символы звуков).
- Лисонька предлагает нам поиграть.
2.5. Дифференциация звуков [Л, Ль]. Игра «Поймай звук»
Выделение звуков [Л, Ль].
*Изряда звуков: М, Н,Л, П,И,Т,К, Ль,Ы,
* Выделение звуков из слогов: Ла,Па,Ти,Би,Ко,Ло,Ми,Ли,Ву,Ле.
* Выделение звуков из слов: Лес, лось, заяц, лед, лыжи, белка, лиса, дупло, дятел,
*Выделение звуков из коротких фраз:
-зимний лес;
-тонкий лед;
-ловкий заяц:
2.6. Логопед: Вот еще одно испытание позади. Предлагаю двигаться дальше.
Логопед:Ой, снова следы! Чьи следы перед вами на этот раз?
(на пути беличьи следы)
Дети: беличьи
Логопед: Куда же они нас приведут? Куда мы попали?(перед детьми елочки)
Дети: Хвойный лес.
Логопед:В хвойном лесу очень чистый воздух. Я предлагаю тут задержаться не на долго, отдохнуть.
Физкультминутка
Вот студеною зимой Дети машут руками.
Ветер дует ледяной
И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые движения руками.
Он суровый и могучий.
Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед на
Даже хитрая лиса несколько секунд, потом встают.
Притаилась и сидит,
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
2.7. Развитие фонематических представлений. Определение места звука [Л, Ль]. в словах.
Логопед: Перед вами елочки, под елочками ? Шишки.
Логопед: Правильно. Находим шишку, на которой есть картинка, за тем определяем место звука в слове.
Дети присели на пол, на подушечки, елочка по которой двигается шишка на ниточке.
Ответы детей.
2.8. Упражнение на предупреждение дисграфии.Развитие тонкой моторики, графомоторных навыков.
Логопед: Молодцы! Идем дальше.
-Обратите внимание, на снегу лежат обломанные веточки. И следы огромного животного рядом. Как вы думаете, кто тут прошел?
Дети: Лось.
Логопед: Конечно, это лось.
- Будьте внимательны, лось свернул с дороги, потому что на пути огромный сугроб.
-Умный в гору не пойдет .-Умный гору обойдет.
-Это для нас новое испытание.
- С помощью палочек, которые обломил лось, нужноизобразить на сугробе букву Л.
Логопед:-На что похожа эта буква?
-Ответы детей.
Логопед читает стихотворение про букву «Л» (Нищева Н.В.)
Логопед: Какие замечательные буквы у вас получились.
- Молодцы!
-Отправляемся дальше. И снова след. Чей же на этот раз?
Логопед: Узнать след нам поможет загадка.
А след не простой.
Раз топнет один камень
Два топнет два камня
А когда бьет, то груда камней.(козел)
Логопед:
- Ребята, посмотрите и правда тут много камней-самоцветов. А это, новое испытание,но что бы пройти это испытание нужно работать парами.
-Как вы думаете, что написано на самоцветах?
Дети: на самоцветах написаны слоги.
-Ваша задача выбрать себе только те слоги, из которых получится составить слово. Затем определить место звука Л или Ль в этом слове .
(Если дети затрудняются, подсказать : на этих камнях те слова которые встречались нам во время нашего путешествия)
Логопед:
- сколько в слове гласных?
- сколько слогов?
- куда падает ударение?
лисица, лось, белка елка, лиса, лыжи, следы,козлик.
Логопед: -Молодцы!У вас опять все получилось!
ИТОГ.
(На мольберте изображение крыши дома,из трубы идет дымок.)
Ну вот мы и добрались до балаганчика.
-Но как оказалось даже полюбоваться хризолитом не так уж просто.
- Увидеть их удается только умным и трудолюбивым. Вот и нам предстоит еще потрудиться, пройти последнее, сложное испытание,что бы его выполнить нужно поработать дружно,группами.
-Сейчас мы разделимся на группы, в каждой группе будет по три человека.
Ваша задача, посовещавшись составить предложения, используя слова.которые вы составляли из камней самоцветов и изобразить схему этого предложения.(взаимопроверка)
-Группы должны поменяться.
РЕФЛЕКСИЯ.(Обсуждаем, проверяем)
Выходит Хозяйка Медной Горы и выносит шкатулка с гостинцами для детей.
Дети прощаются с Хозяйкой Медной Горы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ФРОНТАЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР, III ур. НА ФОРМИРРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ.
Тема занятия «Дифференциация звуков Б-БЬ-П-ПЬ».Цель: формирование умения различать звуки [б]-[п], [б`]-[п`] на материале изолированных звуков, слогов, слов. Задачи: -Коррек...
Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для подготовительной к школе группы "Пресветлое солнце"
Воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны.Формирование элементарных представлений о происхождении и символическом значении изображений на гербе России.Развитие ...
Планирование коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (I период, сентябрь - ноябрь)
Планирование коррекционно - образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР (I период, сентябрь - ноябрь) включает тематику фронтальных занятий, содержание работы и обор...
Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «В мире одежды»
Цель: обогащение и закрепление знаний детей по лексической теме «Одежда». Задачи:- образовательные: познакомить с этапами изготовления ткани; закреплять умение состав...
Конспект специально-организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»
Цель: закрепление знаний детей о животных Севера, умение аккуратно выполнять аппликацию.Задачи: - закреплять умение работать с клеем, ножницами, шаблонами;- развивать умение выполнять объёмное и...
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи.
Тема. Звуки «К – Г». Буквы К –Г. Домашние птицы.Цель.Различение и правильное произношение звуков.Дифференциация звуков. Различение зво...
Конспект образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи по познавательно-исследовательской деятельности "Извержение вулкана"
Программное содержание: Познакомить детей с природным явлением - извержение вулкана;Расширить перспективу развития познавательно-исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные,...