Психология дошкольного образования
статья по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В статье поднимается вопрос о необходимости обучения детей иностранным языкам в дошкольном периоде. Статья помогает раскрыть и понять тесную связь между психологическим развитием детей и их способностями к воприятию новой информации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologiya_doshkolnogo_obrazovaniya.docx | 50.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Психология дошкольного образования.
Основной целью обучения иностранным языкам выступает личностное развитие ребенка.
Язык выступает не только в качестве уникального явления культуры, но и в качестве важного инструмента познавательной деятельности учащихся и учителя, осуществляющего педагогическую деятельность, познания сокровищниц общечеловеческой культуры, национальной культуры разных народов, в том числе своей. Проникновение в новую национальную культуру, приобщение к огромному духовному богатству, созданному другим народом, дают возможность создать основу для развития у ребенка интереса к языковому и культурному многообразию современного мира, потребности познать культуру страны изучаемого языка, уважение к языку и культуре другого народа.
Периодом наибольшего благоприятствования в овладении иностранным языком является возраст от 4 до 8-9 лет. По мере взросления ребенка эта способность постепенно угасает. Поэтому всякие попытки обучить второму иностранному языку (особенно в отрыве от языковой среды) детей более старшего возраста сопряжены, как правило, с целым рядом трудностей.
Успешное овладение детьми иноязычной речью становится возможным в связи с тем, что детей (особенно дошкольного возраста) отличают более гибкое и быстрое, чем на последующих возрастных этапах, запоминание языкового материала.
На начальном этапе обучения детей английскому языку важно помнить и соблюдать три основных принципа:
- Легкость, т.е. доступность понимания и интересность для учащихся
сообщаемых им знаний;
- Основательность, т.е. конкретика. Смысл сказанного учителем не должен быть расплывчатым, иначе он не будет усвоен детьми;
- Краткость, т.е. умение организовывать учебный процесс так, чтобы успеть передать все необходимые знания и навыки и тут же в классе закрепить эти знания.
В процессе обучения следует избегать одностороннего подхода, когда практическое овладение языком превращается в самоцель, как это бывает в школьных курсах. Там педагоги ставят перед собой главной целью «вооружить» детей знаниями и умениями. Для ребенка-дошкольника язык не должен являться самоцелью, для него должно быть важнее то, что влечет за собой язык.
Язык должен вызывать интерес у детей и положительно воздействовать ни их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способности взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях. Тематическая сторона обучения должна учитывать ту сферу, в которой воспитывается ребенок и тот опыт, который он уже приобрел (в семье, на улице, в детском саду). Для достижения наилучшего результата обучения необходимо включать в учебный процесс различные виды деятельности, соответствующие возрасту детей: музыкальные, изобразительные и другие, что будет благоприятствовать многостороннему развитию личности ребенка в изучении иностранного языка и способствовать подготовке дошкольника к программе школьного курса.
В дошкольном возрасте важно совмещать реальные интересы и возможности ребенка с его потребностями (например, потребность в игре). Отсюда следует, что главным методом обучения должны стать игры (подвижные, сюжетно-ролевые, настольные). Поэтому овладение иностранным языком в дошкольном возрасте должно происходить в процессе обучения, какой бы игровой, и внешне спонтанный вид оно не имело. И к этому дети должны быть физически и психологически готовы. Этот период наступает, как правило, к пяти годам. У пятилетних детей формируется чувство смешного, ролевые игры носят развитый, сложный характер. В этом возрасте ребенок способен к более или менее продолжительной концентрации внимания, у него появляется способность к целенаправленной деятельности, он овладевает достаточным лексическим запасом.
Поскольку дошкольники – дети импульсивные, энергичные, несдержанные, поэтому нельзя долгое время их заставлять сидеть на месте иначе весь интерес у них сразу же «испарится». В этом случае будет интереснее создать более уютную и комфортную обстановку, расположившись, к примеру, на мягких подушечках на полу. Психологические возможности дошкольника устроена таким образом, что его нужно все время заинтересовывать. В этом могут помочь ролевые игры, постановка сказочных сюжетов, игрушки, которые могут надеваться на руку.
Дети очень чувствительны к оценке своих поступков, в т. ч. и речевых: они заинтересованно ждут этой оценки.
При традиционном подходе к обучению иностранного языка, педагог, особенно на начальном этапе часто исправляет фонетические ошибки ребенка. В связи с чем у ребенка формируется ощущение, что каждое сказанное им слово проходит строгий контроль. Ребенок начинает думать не о том, что сказать, а о том, как сказать. В результате страдает речевая активность детей, которые боятся сказать что-либо с неправильным произношением, предпочитая молчать с правильным. Поэтому в оценке деятельности ребенка должно звучать общее положительное отношение к нему, как к личности; следует исключать излишние словесные назидания и упреки.
Учитывая анатомо-психо-физиологические особенности следует проводить занятия для детей 3-4 лет – не более 15 минут, 4-5 лет – не более 20 минут, 5-6 лет – не более 25 минут и 6-7 лет – не более 30 минут.
На занятиях по иностранному языку должна быть создана благоприятная атмосфера для формирования у дошкольника готовности и способности к общению с помощью нового для него языка. Занятия не должны быть «сухими»: их следует проводить не как урок, а как совместное времяпрепровождение, задавая каждый раз новую тематику.
В процессе такого «урока» дети испытывают чувство удовлетворения, радости и счастья от общения со сверстниками, игрушками, предметами посредством нового для них языка. Поэтому необходимо отказаться от преимущественного использования таких форм обучения как работа с большими группами по форме «вопрос-ответ».
Наиболее удобным считается использование метода, основанного на теории Говарда Гарднера – теория множественного интеллекта, которая предполагает в процессе обучения учитывать 8 типов интеллекта (визуально-пространственный, вербально-лингвистический, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, логико-математический, межличностный интеллект, внутри личностный интеллект и интеллект естествоиспытателя).
Для эффективного обучения детей дошкольного возраста преимущественно используются вербально-лингвистический, визуально-пространственный, музыкально-ритмический, моторно-двигательный, которые включают в себя следующие приемы:
- обучение через игру;
Например:
Up, down touch the ground
Up, down turn around
Up, down clap, clap, clap (хлопать в ладоши),
Up, down snap, snap, snap (щёлкать пальцами),
Up, down hop, hop, hop (подпрыгивать на корточках),
Up, down stop (замереть на месте).
- обучение через движения (танец, ритмику, физические упражнения); Например:
Up, up, up (руки вверх),
Down, down, down (руки вниз, потрогать пол),
Turn around and (покружиться)
Round and round (продолжайте кружиться).
- обучение через разучивание песен, стишков, рифмовок;
Например:
This is a bear, this is a hare,
This is a dog and this is a frog.
This is a car, this is a star,
This is a ball and this is a doll.
- обучение через изобразительную деятельность (лепка, рисование).
Поэтому для успешного развития детей необходимо очень широкое использование всех типов детской деятельности:
Танцы
Песни
Стихи
Игры
Ситуация общения на занятиях
Видео, аудио
Инсценировки
Диалоги
Рисунки
При этом важно помнить, что любая вышеназванная ситуация (будь то песня или рисование) должна быть не просто песней или рисованием, а тренировкой детей в освоении лексического и грамматического материала.
Например, при чтении стихотворения:
«What do the animals say?»
The dog says, wow, wow, wow.
The cat says, meow, meow, meow.
The bear says, woof, woof, woof.
The frog says, croak, croak, croak.
The lion says, roar, roar, roar,
учитель держит карточку с названным животным и его подписью под картинкой на иностранном языке для визуального запоминания ребенком.
Для успешного освоения детьми иностранного языка недостаточно быть профессиональным учителем высшей категории, иметь под рукой программу обучения и интерес детей к знаниям, необходимо также создать условия обучения (видеотека, аудиотека, библиотека, краски, пластилин, клей, карандаши, цветная бумага и т.д.). Здесь дети знакомятся с новыми языковыми материалами, получают страноведческую информацию, слушают сказки, рассказы, разыгрывают сценки, спектакли. Таким образом, в процессе обучения техническое оснащение кабинета играет одну из главных ролей, наличие такой техники как доска, в том числе интерактивная, теле- и аудио устройства, а также разнообразные наглядные, вербальные и невербальные средства. Стараясь уделять больше внимания разнообразию средствам обучения, можно быстрее добиться желаемого результата.
Таким образом, методика педагогической работы определяется целями и задачами, которые ставит перед собой педагог. Приоритетными целями должны стать цели формирования у детей первичных навыков общения на иностранном языке; умения пользоваться иностранным языком для выражения мыслей и чувств в реально возникающих ситуациях общения; создания положительной установки на дальнейшее изучение иностранных языков; пробуждения интереса к жизни и культуре других стран; воспитания активно-творческого отношения к слову; развития лингвистических способностей учащихся с учетом возрастных особенностей их структуры у старших дошкольников; децентрации личности, то есть возможность посмотреть на мир с разных позиций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реферат слушателя программы профессиональной переподготовки «Педагогика и психология дошкольного образования» Воробьевой Юлии Владимировны на тему «Театрализованная игра как средство коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста».
Материал предназначен для воспитателей и педагогов дополнительного образования для ознакомления и использования в работе....
MIMIO как инструмент коррекции и развития в работе современного психолога дошкольного образования
Но как говорил один мудрец: «Лучший способ избавиться от врага - сделать его другом». Руководствуясь именно этим принципом, должна быть организованна деятельность с использованием компьюте...
Доклад-презентация «Обязательные рабочие документы при аттестации педагогов-психологов дошкольного образования»
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТОБРАЖАЮЩИЕПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬпедагога-психолога в дошкольном образовании...
Психология дошкольного образования
В данной статье представлены аспекты психических процессов детей дошкольного возраста...