Авторская статья в сборник статей "Актуальные проблемы дошкольного образования"ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
статья
Предварительный просмотр:
Статья в сборник статей «Актуальные проблемы дошкольного образования» (Выпуск 15) ФГОУ ВО «Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева», Институт педагогики и психологии, кафедра теории и технологий дошкольного образования.
«Воспитательно – образовательная деятельность по развитию детской одаренности».
А.Г. Мацилецкая, воспитатель
МДОУ «Детский сад №4 комбинированного вида»
г.Железногорск
Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность. Самым благоприятным периодом для развития способностей у детей является дошкольный возраст. Для детей дошкольного возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У них развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Очень важно ребенка рассматривать как самостоятельную, уникальную, одаренную и ответственную личность, так как в нем есть потенциал, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать высокого уровня в своем развитии.
В настоящее время внимание многих педагогов привлекает проблема детской одаренности, ее природы, возможности выявления и создания особых образовательных программ для одаренных детей. Следовательно, нужно своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов, родителей. А также стараться создать условия для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие детей, на реализацию и совершенствование их способностей, максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.
Виды одаренности [1]
Виды различий | Виды одаренности |
По широте проявлений | Общая одаренность (интеллектуальная; творческая) Специальная одаренность |
По типу предпочитаемой деятельности | интеллектуальная; творческая; академическая; художественная; психомоторная (спортивная) конструкторская лидерская (организаторская) и др. |
По интенсивности проявлений | повышенная способность к обучению (способные); одаренные; высокоодаренные (талантливые) |
По темпу психического развития | С нормальным темпом психического развития; Со значительным опережением возрастного темпа развития |
По возрастным особенностям проявления | стабильная; приходящая (возрастная) |
Организовать воспитательно – образовательную деятельность по развитию детской одаренности можно в три этапа:
Первый этап (4 – 5 лет) – интерес, желание, творческий поиск. Одна из главных задач на данном этапе поддержать ребенка, помочь ему определиться. Возможна работа по объединению детей, имеющих однотипные способности в группы для индивидуальных занятий.
- анкетирование родителей и воспитателей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей;
- методику диагностики общей одаренности “Интеллектуальный портрет” А.И.Савенкова;
- исследование уровня творческого мышления П.Торренса (фигурная форма).
Второй этап (5 – 6 лет) – яркие проявления природного потенциала. Если на предыдущем этапе деятельность организовывается ребенком просто ради самой деятельности, то теперь ребенок стремится к достижению результата в ней, прилагая максимум усилий, для того чтобы деятельность была успешной. Детям предлагают различные виды интеллектуальных игр.
- создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.
- составить индивидуальные планы развития детей с общей одаренностью для целенаправленного сопровождения их развития и отслеживания его динамики
- скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в этом направлении.
- повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности путем разработки и реализации индивидуальных маршрутов.
третий этап (6 – 7 лет) – проявление одаренности. Данный этап характеризуется тем, что у отдельных детей происходит яркий расцвет способностей, уровень развития которых может говорить о наличии у них определенной степени одаренности. Третий этап развития детских способностей – это подготовительная к школе группа, это возраст проявление одаренности, первые шаги в мир профессионального искусства. Уровень развития способностей некоторых детей уже достаточно высок. Им становится «тесно» в детском саду, они готовы сделать первые шаги в мир. Необходимо расширить сферу их деятельности, создать условия для дальнейшего эстетического и интеллектуального развития.
- направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
- активизировать участие детей в городских мероприятиях.
- способствовать развитию и совершенствованию творческого продуктивного мышления у детей с признаками одаренности.
- организовать совместную работу педагога – психолога, воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей детей.
- создать условия для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
Формы работы с одаренными детьми:
- кружки по интересам
- конкурсы, викторины
- спортивные состязания
- выставки прикладного искусства
- индивидуальные выставки
- исследования динамики развития
- оформление индивидуальных портфолио руководителем кружка
- проекты исследовательской и творческой деятельности детей под руководством руководителей кружков
На каждом из трех этапов составляются индивидуальные маршруты развития для детей с предпосылками одаренности, как узкими специалистами, так и воспитателями, корректируются маршруты каждое полугодие. В конечном итоге это даст хорошие результаты.
Главными союзниками и помощниками здесь становятся наши родители, которые «перебрасывают мостик» для ребенка от детского сада к Дому детского творчества, музыкальной и художественной школам, где ребенок продолжает совершенствовать свой природный потенциал в приоритетном для него виде деятельности.
Список литературы:
- «Одаренные дети в детском саду и в школе» А.И. Савенков. 2000 г. Москва.
- «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» М., 1998 г.
- «Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей» Н.Б. Шумакова. Ж/л “Вопросы психологии” №1 1996 г.; №3 1996 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальные проблемы дошкольного образования детей. Применение технологии-ТРИЗ в дошкольном образовании.
Применение технологии ТРИЗ в обучении дошкольников составлению загадок, с помощью морфотаблиц. Разработка новой игры...
Использование компьютерных технологий в работе учителя - логопеда с детьми с ТНР. Сборник «Актуальные проблемы дошкольного образования». ОГУ, 2019
В данной статье представлен опыт использования компьютерных технологий учителем - логопедом в индивидуальных занятиях по формированию и совершенствованию всех компонентов речи детей ...
Актуальные проблемы дошкольного образования. Сборник статей. Выпуск 14. В 2 томах. Т. 2 Фролова Л.В., воспитатель МДОУ №30, г. Железногорск, Курская обл.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ...
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
D статье раскрывается технология освоения техники различных видов прыжков через скакалку, как эффективного, простого и доступногосредства развития двигательных способностей и укрепления физического зд...
Статья "Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии..." в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №17
Игра как средство эмоционального развития детей с отклонениями в развитии......
Статья "Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер" в сборнике статей "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №21
quot;Формирование ранней профориентации дошкольников с ОВЗ посредством модульной ширмы-трансформер"...
Статья "Проект по тестопластике" в сборнике "Актуальные проблемы дошкольного образования" выпуск №10
Сборник "Актуальные проблемы дошкольного образования" Проект по тестопластике:"ВОЛШЕБНОЕ ТЕСТО"...