Психология дошкольного образования
статья по психологии (младшая группа)

Олеся Анатольевна Манюк
В данной статье представлены аспекты психических процессов детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihicheskie_protsessy.docx22.95 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Психические процессы представляют собой динамические образования психики, которые характеризуются большой подвижностью, интенсивностью и неустойчивостью. К ним относятся: ощущения, восприятие, память, воображение, мышление, воля, эмоции. Психические состояния являются более устойчивыми, чем процессы, но менее интенсивными и подвижными. К психическим состояниям относят: внимание, чувства, влечения, желания, интересы и т.д.

Психические свойства являются не только устойчивыми трудно изменяемыми образованиями, но и характеризуются более сложной структурой, чем другие психические явления. К ним относятся: темперамент, характер и способности.

Между всеми структурными элементами психики существует неразрывная связь.

В основе психической деятельности лежат психические процессы, которые отражают как внешний, так и внутренний мир человека. На их основе возникают субъективные, внутренние состояния, наполняющие духовный мир человека. Психические свойства возникают на основе психических процессов и состояний, которые закрепляются и имеют устойчивый постоянный характер, свойственный конкретной личности.

Форма существования психических явлений также может быть разнообразной. Это могут быть: впечатления, образы, представления, мысли, взгляды, переживания, мечты и идеалы.

Содержание психических явлений имеет конкретный характер и составляет духовный облик человека. Оно может иметь динамический противоречивый характер, быть положительным или отрицательным, являться высоконравственным или безнравственным. По содержанию психических явлений мы и определяем душу человека.

Каково же назначение психических явлений? Зачем дана душа человеку? Психические явления также естественны для организма человека, как и любые другие. В силу этого они почти не замечаются человеком. Обращают внимание на них только в том случае, если нарушаются их функции. Психика выполняет три основные функции: побудительную, познавательную и регулятивную. Эти функции обеспечивают нормальную жизнедеятельность живого существа и его поведение в самых разнообразных условиях существования. Причем, одни психические явления выполняют преимущественно побудительную функцию, другие познавательную, третьи - регулятивную.

Психика присуща не только человеку, но и животным. В связи с этим термин “психика” обозначает всю совокупность психических явлений, присущих человеку и животным. Однако психика человека качественно отличается от психики животных. Психика может быть сознательной и бессознательной. Бессознательная психика представляет собой низшую форму психической деятельности. Она присуща как человеку, так и животным. Сознательная психика свойственна только человеку. Она связана с переходом человека от чисто биологических условий существования к общественно-историческим. Животные живут в естественной среде. Природа сама создает необходимые для их существования объекты.

Иное дело человек. Он не довольствуется тем, что находит в природе. Он должен сам создавать необходимые для его жизни предметы и явления. Человек сам готовит пищу, строит жилище, изготавливает одежду, создает орудия труда, приборы, аппараты. Причем все это он создает совместно с другими людьми в определенных общественно-исторических условиях существования. В связи с этим у человека появляется высшая форма психики - сознание, благодаря которому функции психики приобретают осознанный, целенаправленный характер.

  1. Сознание представляет собой сложное интегративное психическое явление. В структуру сознания входят как сенсорные, так и интеллектуальные процессы, которые

На наряду с волей и чувствами обеспечивают жизнь человека в сложных социальных условиях. Таким образом, сознание представляет собой систему сенсорных, интеллектуальных, волевых и эмоциональных процессов, направленных на познание и преобразование человеком окружающего мира в соответствии со своими нуждами.

Содержанием сознания является совокупность знаний, полученных на основе ощущений, восприятий, памяти, мышления и воображения, закрепленных посредством языка и речи. Сознание дает возможность человеку познать не только окружающий мир, но и самого себя, выделить себя из окружающей среды, стать субъектом деятельности, а следовательно - личностью.

Характерной особенностью человеческой психики является ее связь с языком и речью. Язык представляет собой особую систему словесных сигналов, посредством которых человек обозначает окружающий мир и свои собственные состояния. Применяя язык в процессе речевого общения, человек получает возможность закреплять свой личный и общественно- исторический опыт, передавать его окружающим людям и использовать в свой деятельности.

Язык и речь являются основными интеллектуальными орудиями сознательной деятельности человека, они объектируют его внутренний душевный мир, делают его доступным для других людей и для самого себя. Поэтому возникновение сознания у человека, как в общественно-историческом, так и в онтогенетическом плане, неразрывно связано с усвоением языка и речи.

Психика человека является сложной и многообразной. В ее структуру входят как сознательные, так и бессознательные психические явления. Сознательная психика обеспечивает связь человека с окружающей средой, дает ему возможность целенаправленно познавать внешний мир и самого себя, осуществлять самые сложные формы поведения в постоянно меняющейся социальной среде.

Бессознательная психика регулирует деятельность внутренних органов, сигнализирует о состоянии внутренней среды, отражает воздействия, находящиеся под порогом сознания, стимулирует реактивные, непроизвольные движения и привычки.

Между сознательной и бессознательной психикой существует непрерывная связь. Бессознательные психические явления могут стать сознательными и наоборот. Это происходит как естественным путем, так и посредством специальной тренировки. Возможно, например, накопление информации в бессознательной сознания, в результате чего происходит стимулирование таких движений и действий, которые не поддаются разумному объяснению. Иногда человек действует интуитивно, или, как иногда говорят, инстинктивно, что не совсем правильно, так как инстинктивные формы поведения присущи только животным. Бессознательная психика человека имеет не животное происхождение, а детерминирована общественно-историческими, социальными условиями существования.

Сознательная психика человека очень ранима. Нарушение нормальных функций сознания у человека происходит как под влиянием социальных условий существования, так и в результате заболеваний, имеющих как функциональный, так и органический характер. Так, резкое понижение социального статуса человека, разрыв с близкими людьми, применение алкоголя и наркотиков вызывают расстройства психики, вследствие чего человек

неадекватно осознает окружающий мир, самого себя, не может правильно ориентироваться в пространстве и во времени, теряет способность сознательно регулировать свое поведение, утрачивает профессиональные знания и навыки. Возможны и патологические изменения в сознании, сопровождающиеся появлением таких явлений, как бред и галлюцинации. Причиной их появления чаще всего бывают подпороговые, субсенсорные раздражители, которые в нормальном состоянии не отражаются, но при расстройствах психики они начинают осознаваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психология дошкольного образования

В статье поднимается вопрос о необходимости обучения детей иностранным языкам в дошкольном периоде. Статья помогает раскрыть и понять тесную связь между психологическим развитием детей и их способност...

MIMIO как инструмент коррекции и развития в работе современного психолога дошкольного образования

Но как говорил один мудрец: «Лучший способ избавиться от врага - сделать его другом». Руководствуясь именно этим принципом, должна быть организованна деятельность с использованием компьюте...

Доклад-презентация «Обязательные рабочие документы при аттестации педагогов-психологов дошкольного образования»

ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ОТОБРАЖАЮЩИЕПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬпедагога-психолога в дошкольном образовании...