Проект «Учимся общаться»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Дошкольнику, чтобы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуникабельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektuchimsya_obshchatsya.doc | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 «Калинка» г.Волжск РМЭ
Проект
««Учимся общаться»»
Разработала: воспитатель логопедической группы
Смирнова Елена Владимировна
2009
“Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных
задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста”
В.А.Сухомлинский
Актуальность.
На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, так как формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач, обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Дошкольнику, что бы стать образованным, легко адаптирующимся в социуме, коммуника бельным, необходимо овладеть коммуникативной компетенцией.
Для дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) данная проблема особенно актуально. У детей с ОНР наряду с основными речевыми трудностями отмечается крайне низкий уровень коммуникативных умений и навыков.
К старшему дошкольному возрасту ребёнок уже должен овладеть коммуникативными навыками. Эту группу навыков составляют общеизвестные умения:
- сотрудничать;
- слушать и слышать;
- воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию;
- говорить самому
К особенностям коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи относятся:
- - наличие развернутой фразовой речи с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики;
- - характерно неточное понимание и употребление обобщенных понятий, слов с абстрактным и отвлеченным значениями;
- - словарный запас ниже чем у детей без речевой патологии;
- - трудности в воспроизведении слов и фраз сложной слоговой структуры;
- - недостаточная дифференциация звуков на слух;
- - низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту;
- - нарушение фонематического восприятия;
- - отмечаются нарушения коммуникативной функции - снижение потребности в общении, несформированность способов коммуникации (диалогической и монологической речи), незаинтересованность в контактах, неумение ориентироваться в ситуации общения и негативизм.
Всему этому мы учим ребенка в семье, в детском саду, в общении с воспита телями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни.
Коммуникативное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворении всех их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви, поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам), в общении, сотрудничестве с взрослыми и сверстни ками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.
Интенсивное личностное развитие, совершенствование коммуникативной деятельности детей с ОНР зависит от:
- эмоционально комфортного климата в группе;
- содержательного личностно- ориентированное взаимодействия воспитателя с детьми;
- участия воспитателя в делах и проблемах детей;
- умения поддержать инициативу детей и побуждения их к проявлению добрых чувств.
В процессе работы с детьми, мы обратили внимание, на то, что определенная часть детей в разной степени испытывает трудности в овладе нии ком муникативной деятельностью, некоторые дети проявляют агрессию по отношению к сверстникам, имеются застенчивые и замкнутые дети.
Результаты диагностики, направленной на выявление проблем в развитии коммуникативных навыков общения показали, что в группе
-20% детей с высоким уровнем развития коммуникативных навыков общения,
-30% со средним уровнем развития коммуникативных навыков общения;
-50% детей с низким уровнем развития коммуникативных навыков общения.
Исходя из представленных результатов, возникла необходимость создания проекта «Учимся общаться», который бы позволил решить вышеперечисленные проблемы.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков общения детей старшего дошкольного возраста основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве детей и взрослых.
Задачи:
- Подобрать и изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме общения;
- Подобрать диагностический инструментарий с учетом особенностей развития детей с различными нарушениями речи. В процессе диагностики детей выявить уровень развития коммуникативных навыков
- подобрать для диагностики коммуникативной деятельности детей;
- разработать и внедрить программу мероприятий, направленных на развитие коммуникативных навыков, эмоциональной сферы детей;
- Подобрать согласно задачам игры, игровые упражнения, коммуникативные тренинги, литературный материал и оформить их в виде картотеки.
- учить детей применять полученные знания в повседневной жизни;
- Создать условия для развития коммуникативного взаимодействия педагогов, детей и родителей повышать уровень психолого-педагогических знаний родителей по проблеме общения;
- осуществлять мониторинг развития коммуникативных навыков, эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
- Обогатить игровую среду современным дидактическим материалом.
- Разработать методические рекомендации (памятки) для педагогов ДОУ по формированию коммуникативных навыков.
Предметом проекта является: развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР
Гипотеза. В результате целенаправленной и системной работы по развитию коммуникативных навыков общения детей старшего дошкольного возраста с различными нарушениями речи, возможно повыситься уровень речевого развития
Участники проекта: воспитатели и дети коррекционной группы, учитель-логопед, психолог, музыкальный руководитель, родители.
Реализация проекта
В подготовке и реализации проекта принимали участие 10 детей старшего дошкольного возраста с ОНР и их родители, воспитатели и психолог.
Содержание работы включает практические и творческие дела. Продолжительность проекта –2 учебных года.
В работе использованы следующие методы:
- Анализ теоретических источников;
- Сбор эмпирических данных (тестирование, анкетирование);
- Метод качественной и количественной обработки.
Ожидаемый результат:
- снизить детскую конфликтность,
- наладить дружеские взаимоотношения между детьми,
- создать благоприятную психологическую атмосферу в детском коллективе,
- обогатить опыт детей выражать свои эмоции, понимать состояния других людей.
Содержание проекта
| Содержание и форма проекта |
I этап – информационно-аналитическое обеспечение проекта Задачи:
|
|
II этап – методическое обеспечение проекта Задача: Оптимизация проектирования воспитательно-образовательного процесса |
|
III этап – работа с детьми Задачи:
|
3.Формирование коммуникативных навыков общения у детей, развитие эмоциональной сферы через: - традиционные (игры-занятия, развлечения, самостоятельная, совместная речевая деятельность); - нетрадиционные (детско-взрослые проекты)
Коммуникативные игры |
IV этап – работа с родителями Задачи:
- взаимообогащение и нахождение общих интересов; повышение творческого потенциала.
|
|
V этап – подготовка к презентации и презентация проекта Задача: демонстрация опыта работы |
|
Работа с родителями.
- родительские собрания;
- педагогические консультации с родителями (индивидуальные, общие);
- целевые посещения детей в семье;
- дни открытых дверей;
- опросные методы (анкеты, тесты);
- ролевые, спортивные игры с родителями;
- использование информационных стендов, папок-передвижек.
Взаимодействие со специалистами.
Свою работу осуществляла в тесном контакте с узкими специалистами ДОУ: совместное планирование деятельности, обмен информацией, подбор диагностического инструментария.
-Психолог (помогла подобрать литературу по данной теме, систематизировать работу, составить диагностические таблицы, еженедельно проводила занятия, игры с детьми).
-Музыкальный руководитель (подобрала классические произведения для детей, спокойную музыку для релаксации).
Ожидаемый результат проектной деятельности:
- для педагога:
- повышение уровня педагогической компетентности; профессиональный рост;
- удовлетворенность работой;
- систематизация и повышение качества работы с детьми речевой группы по развитию коммуникативных способностей через различные виды продуктивной деятельности.
- для детей:
- развитие детского творчества; повышение уровня речевой культуры;
- способность к речевому планированию (активизация планирующей функции речи);
- развитие «чувства инициативы»;
- умение работать в группе активно, сообща;
- навыки коммуникативного общения;
- обогащение эмоциональной сферы; формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их взаимодействия и общения со взрослыми.
- для родителей:
- осознанное отношение к навыкам коммуникативного взаимодействия детей;
- партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Заключение.
Образовательный проект «Учимся общаться» осуществлялся в форме включения детей с различными нарушениями речи в разнообразные виды художественно-творческой и речевой деятельности. В результате реализации проекта у детей произошло накапливание впечатлений, личного опыта, обогатилась эмоциональная сфера. В ходе совместной и самостоятельной деятельности дети приобрели навыки диалогического общения, опыт в решении специально моделируемых проблемных ситуаций, научились применять практические навыки и знания в процессе самостоятельного поиска новых способов решения.
Работа над проектом обеспечила выход каждого ребенка на свой более высокий для него уровень развития. Дети продемонстрировали умение сообща планировать и осуществлять работу, терпимость, трудолюбие, инициативу, самостоятельность. Повысился уровень развития речи детей до возрастных норм, заложенных в базисную программу. Работа над проектом активизировала познавательно-речевые способности детей.
Родители стали непосредственными участниками проекта, который перерос в тесное содружество детского сада и семьи, обогатило воспитательно-образовательный процесс ценным положительным опытом семейного воспитания.
Педагоги ДОУ используют данный опыт работы, который позволяет им наиболее эффективно планировать работу, направленную на речевое и эмоциональное развитие детей, формирование коммуникативных навыков общения дошкольников, что в свою очередь, усиливает коррекционно-развивающий компонент педагогического процесса в целом, а также способствует активному эмоционально-позитивному обмену информацией между всеми участниками педагогического сообщества
Используемая литература:
- Арушанова А. «Коммуникативное развитие: проблемы и перспективы», // Дошкольное воспитание – 1998г. - № 6, 8,11,12
- Грибова О.Е. К проблеме анализа речевой коммуникации у детей с речевой патологией. // Дефектология, 1995. - № 6. - с.16 - 19.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи дошкольников: (Дети с общим недоразвитием речи). Кн. для логопедов. - 2 изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985. - 4 с.\
- Зимняя, И. А. Педагогическое общение как процесс решения коммуникативных задач // под ред. А. А. Бодалёва, В. Я. Ляудис. – М. : Просвещение, 1980. – 134 с.
- Клюева И.В. Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996. - 240 с.
- Коломинский Я.П. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. - Минск, 1969. - 240 с.
- Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А.В. Запорожца и Д.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Учимся общаться"
В исследованиях С.В. Коваленко, М.И. Кремицкой отметается, что проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в исследованиях современных ученых Высокий уро...
Психологический проект " Учимся общаться"
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Учимся общаться" для детей подготовительной группы на развитие толерантного отношения к разным типам людей, на примере общения и взаимоотно...
Проект "Учимся общаться"
Проект "Учимся общаться" вторая младшая группа...
Педагогический проект "Учим детей общаться"
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общенияАнтуан Сент-Экзюпери.Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте...
летний проект "Учимся общаться с природой"
Проект для детей младшей группы. Цель проекта-развитие коммуникативно-речевых навыков у детей через общение с природой...
Проект "Учимся общаться"Проект "ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ старшего ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ
Этот материал поможет педагогам в развитие у детей коммуникативных навыков через игровую деятельность:ØУметь слушать и вступать в диалог;Ø Участвовать в коллективном обсуждении проблем;Сотруднич...
Презентация проекта "Учимся общаться"
Проект направлен на развитие у дошкольников социальных и коммуникативных компетентностей...