Педагогический проект "Учим детей общаться"
проект по развитию речи на тему

Каржова Наталья валерьевна

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан Сент-Экзюпери.

Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей. 

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения. 

         В наше время в общении между людьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или  дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_karzhova_n.v.docx43.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Камышловского городского округа детский сад №5 «Радуга»

                            Педагогический проект

   

                                                                                                                        

                                Составитель:

воспитатель

Каржова  Наталья  Валерьевна

                                        Камышлов, 2013 г.

Содержание:

1.Актуальность проблемы                                                                      3

2.Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов                  5                                                                        

3. Этапы  реализации проекта                                                                6                                                              

4. Направления реализации проекта                                                      7                                                    

5. Результаты реализации проекта                                                         9                                                  

                                                           

Список используемых информационных источников                               10                     Приложения                                                                                                    11                                                                  

1.Актуальность проблемы

Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения

Антуан Сент-Экзюпери.

Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.  

Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.  

        В наше время в общении между людьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или  дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.

           Игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.

В связи с этим я рассматриваю  влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств дошкольников.  Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.

 Актуальность данной проблемы на сегодняшний день подтвердилась и из моих собственных наблюдений за детьми старших групп и из бесед с педагогами нашего МБДОУ на основании обследования учителя - логопеда, обращений  родителей воспитанников. Анализируя полученные данные,  я выявила следующие факты:

Во-первых:

отношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно, а возникающие порой конфликтные ситуации между детьми в группе не только препятствуют нормальному их общению, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.

Во-вторых:

у некоторых детей недостаточно сформированы умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам.

    Частое обращение родителей по вопросу проявления неадекватного поведения ребёнка не только в группе сверстников, но и в условиях семьи также подтверждает необходимость более глубокого изучения проблемы раз вития взаимоотношений детей.

   Таким образом, встал вопрос о  разработке и реализации педагогического проекта «Учим детей общаться».  

Цель проекта:

Развитие коммуникативных способностей  старших дошкольников

В соответствии с целью сформулированы задачи проекта:

 1. Изучить психолого-педагогическую и  методическую литературу по проблеме.

2. Спланировать поэтапную реализацию проекта, подобрать  игры,  направленные на развитие  коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.

3. Включить коммуникативные игры в воспитательно–образовательный процесс.

4. Просветить родителей в вопросах развития коммуникативных способностей детей, включать  в совместную деятельность.

  4. Проанализировать результаты  реализации проекта, с презентацией достижений дошкольников.

2.  Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов

Модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:

•        Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;

•        Любознательный, активный;

•        Эмоционально отзывчивый;

•        Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

•        Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;

•        Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Дошкольник должен уметь:

•        стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);

•        формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;

•        оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд)

•        развивать нравственно-ценный словарь (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.) (Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка);

•        формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность).

3.Этапы реализации проекта

 Данный проект реализовываться в средней и старшей группе в течение 2  лет

по следующим этапам:

Содержание работы

Прогнозируемый результат

Сроки выполнения

1. Подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное).

Выявление уровня развития коммуникативных способностей детей .

Сентябрь 2011г.

2.Планирующий.

Создание картотеки  игр  направленных на развитие  коммуникативных способностей

Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми

  Октябрь-Декабрь

2011 г.

 3.Практический.

 Проведение  игр в различных видах деятельности

Развитие   коммуникативных способностей детей .

Созданы условия для  развития коммуникативных способностей детей .

 

 

В течение года

2012 года

 4. Аналитический

Проведение контрольного диагностического исследования

Формулировка выводов

   Проведение мониторинга развития    коммуникативных способностей детей

 

Январь  2013

   

4.  Направления  реализации проекта:

Работа реализовывалась по следующим направлениям деятельности:

-Совместная и индивидуальная  работа с детьми;

-Работа с родителями

-Взаимодействие со специалистами

-Организация  пространственно-развивающей среды

          Работа с детьми

В своей работе я использовала коллективную, индивидуальную и фронтальные формы работы с детьми, применяла следующие методы и приемы работы:

1. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.

 2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию).

 3. Практические методы: посещение театральных постановок,  с последующим анализом, участие в спектаклях, исполнение ролей, просмотр видеозаписей и последующее обсуждение, участие в игре

 4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток , музыкальных пауз, самомассаж, тропа здоровья, ленивая гимнастика, пальчиковая и артикуляционная  гимнастика.

5. Метод моделирования ситуаций, это создание вместе с детьми сюжетов –моделей, ситуаций- моделей, этюдов в которых дети осваивают способы коммуникативной деятельности.

6.Технология сказкотерапия, развивает умение сочинять новые сюжеты сказок, учит общению детей в группе.

7. Технология ТРИЗ

8. Игровые технологии

 Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых др. игр. Не меняя  ребенка и не переделывать его, не учить его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослым.

Условием реализации проекта для решения поставленной цели, стала  реализация,  игр направленных на развитие  коммуникативных способностей с помощью которых создавалась  положительная,  доверительная обстановка в группе, чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.

Приложением к проекту является  сборник игр, направленных на развитие коммуникативных способностей дошкольников. 

Представленные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.        

          Работа с родителями

Работе с родителями уделяется особое внимание. Для организации эффективной работы по развитию коммуникативных способностей у детей  необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.

В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы:

- анкетирование
- групповые собрания «Речь и общение»;
- консультации «Если ваш ребенок агрессивен», «Учим детей общаться»;
- участие родителей  в подготовке и проведении праздников и развлечений;
в групповых проектах.

                         Взаимодействие специалистов

Важную роль в развитии коммуникативных способностей детей, играет единство подходов всех участников образовательного процесса, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя  инструктора по физической подготовке, младшего воспитателя. В проекте представлена функциональная модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (приложение №1).

           Организация пространственно-развивающей среды

При   построении  пространственно-развивающей среды группы  учитывались принципы,   сформированные в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.

Разработана и реализуется модель ПРС, в которой обозначены  направления развития дошкольников и содержание игрового оборудования для каждого центра развития (приложение №2).

 Созданные психолого-педагогические условия позволили повысить коммуникативные способности у дошкольников, что подтверждается  результатами мониторинга достижений дошкольников.

 Мониторинг  оценки уровня   коммуникативных способностей дошкольников  проводился по авторской методике Т.И. Гризик (приложение № 3).

 Вашему вниманию, я  предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы (приложение № 4).

 

 

5. Результаты реализации  проекта:

  • Созданные психолого-педагогические  условия  способствовали  развитию интегративных качеств  детей, повысились результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
  • Повысилась профессиональная компетентность в вопросах развития коммуникативных навыков;
  •  Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.

Данный опыт был  представлен на педагогическом совете перед коллегами и окружной выставке «Восхождение к олимпу», 2013 г.

 

 

 

 Используемые  информационные источники:

1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
2. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина, Т.С.   Михальчин,  Н.Ф.  Пронина и  др;  Под ред.   М.В.  Гамезо - М.: «Просвещение», 1994.

3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.

 4.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

5.Новгородцева  Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.

6.Чеснокова  Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.

7.Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.

8. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.

9.  Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.

Электронная литература:

  1. Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста.  http://festival.1september.ru.
  2. Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальный конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности- наши общие результаты"

В апреле 2018года педагоги ДО2  ГБОУ Школа 2075 приняли участие в конкурсе педагогического мастерства "Наши общие возможности-наши общие результаты"...

Презентация к выступлению на Педагогическом совете "Коммуникативное развитие дошкольников в игре, или Как научить детей общаться посредством игровой деятельности"

Выступление о развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей  с элементами игрового практикума для педагогов. Тема посвящена рассмотрению одной из годовых задач ГБОУ "Шко...

Муниципальный конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"

В апреле 2018 года педагоги ГБОУ Школа 2075 Д /О 2 приняли участие в конкурсе педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты" ...

Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»

Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...

Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".

Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...

Окружной конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"

Окружной конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"...