Педагогический проект "Учим детей общаться"
проект по развитию речи на тему
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан Сент-Экзюпери.
Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.
В наше время в общении между людьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_karzhova_n.v.docx | 43.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Камышловского городского округа детский сад №5 «Радуга»
Педагогический проект
Составитель:
воспитатель
Каржова Наталья Валерьевна
Камышлов, 2013 г.
Содержание:
1.Актуальность проблемы 3
2.Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов 5
3. Этапы реализации проекта 6
4. Направления реализации проекта 7
5. Результаты реализации проекта 9
Список используемых информационных источников 10 Приложения 11
1.Актуальность проблемы
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения
Антуан Сент-Экзюпери.
Отношения детей друг с другом и взрослыми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются именно в детском возрасте. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его поведение и самочувствие среди людей.
Между детьми дошкольного возраста во время игр, совместной трудовой деятельности и на занятиях формируется достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Они дружат, ябедничают, ссорятся, мирятся, обижаются и ревнуют. Все это происходит в процессе общения между ними. Известно, что коммуникативные способности являются индивидуально-психологическими особенностями личности, и обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми. Так же известно, что активное общение – это обязательное условие нормального развития ребенка. В. А. Сухомлинский писал, что введение ребенка в мир межличностных отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей формируя у них определенные психические качества и навыки общения.
В наше время в общении между людьми все чаще приходится наблюдать проявление таких качеств, как жестокость, нежелание и неумение помочь сверстнику, посочувствовать, порадоваться вместе с ним. Трудности дошкольников во взаимоотношении со сверстниками, чаще всего, возникают на почве уже имеющегося актуального неблагополучия в развитии ребенка. Например, он слишком робок, зажат, неуверен в себе и, как следствие, неинициативен в играх и общении, малоинтересен товарищам, или дошкольник – агрессивный, плохо контролирующий свое поведение, склонный к конфликтам и аффективным вспышкам. Такие дети зачастую не умеют уступать, проявляют нетерпимость к индивидуальным особенностям друг друга. Также наблюдая за тенденцией развития в поведении нынешней молодежи негативных явлений (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и т.д.) нужно отметить, что они имеют свои истоки именно в дошкольном детстве.
Игра - ведущий вид деятельности дошкольного возраста, воздействует на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей.
В связи с этим я рассматриваю влияние игры на развитие коммуникативных и личностных качеств дошкольников. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
Актуальность данной проблемы на сегодняшний день подтвердилась и из моих собственных наблюдений за детьми старших групп и из бесед с педагогами нашего МБДОУ на основании обследования учителя - логопеда, обращений родителей воспитанников. Анализируя полученные данные, я выявила следующие факты:
Во-первых:
отношения детей старшего дошкольного возраста не всегда складываются благополучно, а возникающие порой конфликтные ситуации между детьми в группе не только препятствуют нормальному их общению, но и мешают воспитательно-образовательному процессу в целом.
Во-вторых:
у некоторых детей недостаточно сформированы умения организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, эмоционально сопереживать, доброжелательно относиться к сверстникам.
Частое обращение родителей по вопросу проявления неадекватного поведения ребёнка не только в группе сверстников, но и в условиях семьи также подтверждает необходимость более глубокого изучения проблемы раз вития взаимоотношений детей.
Таким образом, встал вопрос о разработке и реализации педагогического проекта «Учим детей общаться».
Цель проекта:
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
В соответствии с целью сформулированы задачи проекта:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме.
2. Спланировать поэтапную реализацию проекта, подобрать игры, направленные на развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
3. Включить коммуникативные игры в воспитательно–образовательный процесс.
4. Просветить родителей в вопросах развития коммуникативных способностей детей, включать в совместную деятельность.
4. Проанализировать результаты реализации проекта, с презентацией достижений дошкольников.
2. Ожидаемые результаты и механизм оценки результатов
Модель выпускника дошкольного учреждения выглядит так:
• Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками;
• Любознательный, активный;
• Эмоционально отзывчивый;
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
• Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
• Овладевший необходимыми умениями и навыками.
Дошкольник должен уметь:
• стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, иметь положительный отклик на предложение поиграть (Коммуникация);
• формировать умение общаться — откликаться на предложение общения, устанавливать вербальные и невербальные контакты со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении, выполнять просьбы, поручения взрослого;
• оказывать посильную помощь взрослым (воспитателю, помощнику воспитателя, родителям) и т. д. (Коммуникация, Труд)
• развивать нравственно-ценный словарь (хорошо — плохо, нехорошо, некрасиво, добрый — злой и др.) (Коммуникация, Чтение художественной литературы, Художественное творчество, Музыка);
• формировать умения в практике общения и взаимоотношений действовать, придерживаясь основных моральных разрешений и запретов, как по указанию взрослых, так и самостоятельно, под влиянием собственных социальных чувств и эмоций, совершать некоторые нравственно-направленные действия (погладить по голове, утешая друга, поднять упавшую у воспитателя книгу и др.) (Коммуникация, Безопасность).
3.Этапы реализации проекта
Данный проект реализовываться в средней и старшей группе в течение 2 лет
по следующим этапам:
Содержание работы | Прогнозируемый результат | Сроки выполнения |
1. Подготовительный Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития коммуникативных способностей детей . | Сентябрь 2011г. |
2.Планирующий. Создание картотеки игр направленных на развитие коммуникативных способностей | Теоретическая подготовка к последующей деятельности с детьми | Октябрь-Декабрь 2011 г. |
3.Практический. Проведение игр в различных видах деятельности | Развитие коммуникативных способностей детей . Созданы условия для развития коммуникативных способностей детей .
|
В течение года 2012 года |
4. Аналитический Проведение контрольного диагностического исследования Формулировка выводов | Проведение мониторинга развития коммуникативных способностей детей |
Январь 2013 |
4. Направления реализации проекта:
Работа реализовывалась по следующим направлениям деятельности:
-Совместная и индивидуальная работа с детьми;
-Работа с родителями
-Взаимодействие со специалистами
-Организация пространственно-развивающей среды
Работа с детьми
В своей работе я использовала коллективную, индивидуальную и фронтальные формы работы с детьми, применяла следующие методы и приемы работы:
1. Словесные методы: метод творческой беседы, тактика ведения диалога.
2. Наглядные методы: прямые (воспитатель показывает способы действия); косвенные (побуждает к самостоятельному действию).
3. Практические методы: посещение театральных постановок, с последующим анализом, участие в спектаклях, исполнение ролей, просмотр видеозаписей и последующее обсуждение, участие в игре
4. Здоровьесберегающие технологии: использование различных физкультминуток , музыкальных пауз, самомассаж, тропа здоровья, ленивая гимнастика, пальчиковая и артикуляционная гимнастика.
5. Метод моделирования ситуаций, это создание вместе с детьми сюжетов –моделей, ситуаций- моделей, этюдов в которых дети осваивают способы коммуникативной деятельности.
6.Технология сказкотерапия, развивает умение сочинять новые сюжеты сказок, учит общению детей в группе.
7. Технология ТРИЗ
8. Игровые технологии
Коммуникативные навыки развиваются в повседневной деятельности, дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых др. игр. Не меняя ребенка и не переделывать его, не учить его, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослым.
Условием реализации проекта для решения поставленной цели, стала реализация, игр направленных на развитие коммуникативных способностей с помощью которых создавалась положительная, доверительная обстановка в группе, чувство единства, сплоченности, умение действовать в коллективе, снятие телесных барьеров.
Приложением к проекту является сборник игр, направленных на развитие коммуникативных способностей дошкольников.
Представленные игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы.
Работа с родителями
Работе с родителями уделяется особое внимание. Для организации эффективной работы по развитию коммуникативных способностей у детей необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями.
В установлении взаимодействия и проявления заинтересованности у родителей используются разнообразные формы работы:
- анкетирование
- групповые собрания «Речь и общение»;
- консультации «Если ваш ребенок агрессивен», «Учим детей общаться»;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений;
в групповых проектах.
Взаимодействие специалистов
Важную роль в развитии коммуникативных способностей детей, играет единство подходов всех участников образовательного процесса, что реализуется в нашей группе при совместном тесном взаимодействии: воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя инструктора по физической подготовке, младшего воспитателя. В проекте представлена функциональная модель взаимодействия всех участников образовательного процесса (приложение №1).
Организация пространственно-развивающей среды
При построении пространственно-развивающей среды группы учитывались принципы, сформированные в ФГТ к условиям реализации ООП ДО.
Разработана и реализуется модель ПРС, в которой обозначены направления развития дошкольников и содержание игрового оборудования для каждого центра развития (приложение №2).
Созданные психолого-педагогические условия позволили повысить коммуникативные способности у дошкольников, что подтверждается результатами мониторинга достижений дошкольников.
Мониторинг оценки уровня коммуникативных способностей дошкольников проводился по авторской методике Т.И. Гризик (приложение № 3).
Вашему вниманию, я предлагаю игры на развитие коммуникативных навыков. Эти игры направлены на развитие навыков конструктивного общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы (приложение № 4).
5. Результаты реализации проекта:
- Созданные психолого-педагогические условия способствовали развитию интегративных качеств детей, повысились результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
- Повысилась профессиональная компетентность в вопросах развития коммуникативных навыков;
- Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Данный опыт был представлен на педагогическом совете перед коллегами и окружной выставке «Восхождение к олимпу», 2013 г.
Используемые информационные источники:
1. Бабаева Т.И. Совершенствование подготовки детей к школе в детском саду. – Л., 1990.
2. Возрастная и педагогическая психология. / М.В. Матюхина, Т.С. Михальчин, Н.Ф. Пронина и др; Под ред. М.В. Гамезо - М.: «Просвещение», 1994.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 1997 – 224 с.
4.Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.
5.Новгородцева Е. А. Формирование доброжелательных отношений у детей в игровой деятельности //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 6/2011 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 60.
6.Чеснокова Е.Н. развитие коммуникативных навыков у старших дошкольников //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 9/2008 г.Москва ТЦ « Сфера» -стр 126.
7.Кулигина Е.А., Кислякова Е.В. Коммуникативные способности дошкольников как фактор социальной адаптации. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 61.
8. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников. //Практический журнал// Воспитатель дошкольного образовательного учреждения № 5/2010 г.Москва ТЦ « Сфера»- стр 65.
9. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду старшие группы. Пособие для воспитателей детского сада. Москва « Просвещение» 1982г.
Электронная литература:
- Ильясова Е.Ю. Развитие коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста. http://festival.1september.ru.
- Орлова Н.Ю. Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в игровой деятельности. http://pedsovet.org.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЩАЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
Информация для учителя -дефектолога...
Муниципальный конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности- наши общие результаты"
В апреле 2018года педагоги ДО2 ГБОУ Школа 2075 приняли участие в конкурсе педагогического мастерства "Наши общие возможности-наши общие результаты"...
Презентация к выступлению на Педагогическом совете "Коммуникативное развитие дошкольников в игре, или Как научить детей общаться посредством игровой деятельности"
Выступление о развитии коммуникативных способностей в игровой деятельности детей с элементами игрового практикума для педагогов. Тема посвящена рассмотрению одной из годовых задач ГБОУ "Шко...
Муниципальный конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"
В апреле 2018 года педагоги ГБОУ Школа 2075 Д /О 2 приняли участие в конкурсе педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты" ...
Выступление из опыта работы по теме: «Психолого –педагогическое сопровождение детей с ОНР(общим недоразвитием речи) и нарушением речи в ДОУ»
Психологическое развитие детей, имеющих нарушения речи, имеет свои особенности. У дошкольников с общим недоразвитием речи страдают высшие психические функции, тесно связанные с речью: память, внимание...
Педагогическая программа "Играй, общайся, развивайся" по направлению "Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений детей среднего дошкольного возраста".
Так как в современное время педагоги и родители всё чаще с тревогой замечают, что многие дети испытывают серьёзные затруднения в общении со сверстниками. Нашему обществу нужны люди с активной жизненно...
Окружной конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"
Окружной конкурс педагогического мастерства "Наши общие возможности - наши общие результаты"...