Проект "Учимся общаться"
проект по развитию речи (подготовительная группа) на тему
В исследованиях С.В. Коваленко, М.И. Кремицкой отметается, что проблема формирования коммуникативных умений дошкольников приобретает все большее значение в исследованиях современных ученых Высокий уровень коммуникативности выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства. Выбирая коммуникативные умения, навыки, способности объектом исследования, ученые осознают, что в современных условиях оно приобретает иное качество. В обществе стремительно развиваются новые информационные технологии, создающие специфическую коммуникативную среду, возрастает роль диалога при решении задач международного значения и внутриполитического характера, интенсифицируются межнациональные контакты [15, 3].
Современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. В основе многочисленных публикаций лежит концепция деятельности, разработанная Л.П. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, Л.В. Запорожцем и др. Основываясь на ней М.И.Лисина, А.Г. Рузская, Т.Д. Репина, рассматривали общение как коммуникативную деятельность. В своих исследованиях они отмечали, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника.
Горбатова О.Г. отмечает, что значение сформированности коммуникативных умений становится более очевидным па этапе перехода ребенка к обучению в школе, когда отсутствие элементарных умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, приводит к возрастанию тревожности, нарушает процесс обучения в целом. Развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Коммуникативные умения дошкольников - это осознанные действия детей и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.[4, 4].
Детское общество является практикой социального поведения (А.П. Усова), т.е. самостоятельное значимое место в процессе социализации каждого конкретного ребенка занимают другие дети. Поскольку дошкольный возраст является фундаментом развития личности в дальнейшем, то проблема формирования коммуникативных умений приобретает особую актуальность. В дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в ней происходят все важнейшие психологические новообразования (А.Н. Леонтьев). Л.А. Венгер, В.С. Мухина справедливо утверждают, что взаимоотношения детей со сверстниками устанавливаются и проявляются в игре и по поводу игры…В играх проявляется непосредственный интерес и отношение детей к жизни в обществе, в нашей действительности. Через игру ребенок вживается в моделируемые отношения; активизируется речевое общение между детьми. Игры также играют важную роль в налаживании эмоциональных контактов между детьми, что помогает детям объединять интерактивное взаимодействие, а это ведет к возникновению и развитию коммуникативных умений. [16, 62].
В отечественной дошкольной дидактике накоплен большой опыт, разработаны теоретические основы методики обучения дошкольников родному языку. Основы методики заложены замечательными педагогами — М.М. Кониной, Л.А. Пеньевской, Е.И. Ра-диной, О.И. Соловьёвой, Ф.А. Сохиным, Е.И. Тихеевой, А.П. Усовой, Е.А. Флёриной — и разрабатывались с опорой на исследования психологов и лингвистов по детской речи—Л.С. Выготского, АН. Гвоздева, АА. Леонтьева, Н.И. Лепской, М.И. Лисиной, АР. Лурии, С.Л. Рубинштейна, С.Н. Цейтлина, AM. Шахнаровича, Н.И. Швачкина, Д.Б. Эльконина и др. В результате создана определенная культура речевого воспитания дошкольников в условиях детского сада. И эту культуру удалось сохранить в условиях сложной социальной ситуации 1990-х гг. Наиболее полно представлена методика на современном уровне в программе речевого воспитания О.С. Ушаковой и в учебном пособии М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной.
Характеризуя состояние изученности проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются мало разработанными. Недостаточно раскрыты содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста, не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект для детей подготовительной к школе группе | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Учимся общаться»
Актуальность темы: современная педагогическая практика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста.
Цель проекта поиск эффективных педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей 7-го года жизни посредством игр.
Паспорт проектной работы.
Возраст детей, на которых рассчитан проект: 6-7 лет
Участники проекта: дети, воспитатели группы, родители.
Тип проекта: творческий, познавательный, групповой.
Форма проведения: игры.
Продолжительность: среднесрочный
Реализация проекта
Констатирующий этап
Цель констатирующего эксперимента: изучить особенности развития коммуникативных умений у детей подготовительной группы.
Задачи констатирующего эксперимента:
1.Изучить особенности потребности в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социального окружения для детей.
2.Изучить особенности развития коммуникативных умений у детей.
ПРОЕКТ
Цель: апробировать и обосновать эффективность педагогических условий, способствующие развитию коммуникативных умений у детей.
Задачи:
1 Отобрать доступное освоению дошкольниками содержание работы по развитию коммуникативных умений.
2.Разработать систему коммуникативных игр с последовательным усложнением заданий для детей.
Нами был разработан перспективный план работы по формированию коммуникативных умений. Система коммуникативных игр формирующей работы включала игры и упражнения на развитие умения сотрудничать; на развитие умения активно слушать; на развитие умения перерабатывать информацию; па развитие умения конструировать «текст для другого».
Каждое направление формирующего эксперимента было направлено на решение нескольких задач. В основу каждого блока положены такие дидактические принципы, как переход от простого к сложному, системность и концентричность при организации игровой деятельности.
Коммуникативные игры и упражнения нами были включены в педагогический процесс ежедневно, где изначально осуществлялось знакомство с коммуникативной игрой, на следующий день мы повторно обыгрывали игру.
Цель контрольного эксперимента: изучить эффективность созданных педагогических условий, направленных на развитие коммуникативных умений у детей подготовительной группы.
Задачи контрольного эксперимента:
1.Изучить динамику развития потребности в общении, эмоциональные предпочтения в общении, значимость социального окружения для детей.
2.Изучить динамику развития коммуникативных умений у детей.
Для решения задач контрольного эксперимента нами были использованы те же методики, что и на констатирующем этапе исследования.
Диагностика исследования коммуникативных умений
Для решения первой задачи констатирующего эксперимента, направленной на изучение особенностей потребности в общении, проявления эмоциональных предпочтений в общении, значимости социального окружения для детей подготовительной к школе группы была использована методика «День рождения» Панфилова Л.А. [Черницкая Л.В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагога дошкольного возраста. – Ростов н/Д : феникс, 2005. – 256 с.; 56]
Анализ результатов осуществился по следующим показателям:
1.Потребность в общении:
2. Эмоциональные предпочтения в общении: кого располагает ребенок в ближайшем окружении (взрослые люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения).
3. Значимость социального окружения:
Количественное преобладание взрослых, или детей, или предметов — наличие опыта общения с ними
Половое преобладание в общении
3. Преобладание какой-то группы (семья, детский сад, школа, двор, дача) — значимость соответствующей среды в общении.
Характеристика уровней потребности в общении, эмоциональном предпочтения в общении, значимости социального окружения у детей подготовительной к школе группе
Высокий уровень (3-2,4 балла) ребенком используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться в широком кругу; Эмоциональные предпочтения в общении сверстнику. Наблюдается примерно одинаковое количество взрослых и детей за праздничным столом, наличие мальчиков или девочек, мужчин или женщин, примерно одинаковое количество людей их разных групп.
Средний уровень (2,3-1,7 баллов) - ребенком используются все места за столом или добавляются новые — ребенок желает общаться в широком кругу; эмоциональные предпочтения в общении отдает взрослому. Наблюдается доминирование количества либо взрослых или детей, присутствие как мальчиков так и девочек, однако можно наблюдать доминирование представителей одного пола, характерно доминирование представителей из 2 определенных групп
Низкий уровень (1,6-1 балл) - ребенок выбирает в качестве «гостей» игрушки, предметы, животные - свидетельство несформированной потребности в общении. Эмоциональные предпочтения в общении отдает животным. Не характерно демонстрировать значимость социального окружения: Наблюдается доминирования представителей одного пола, представителей из одной определенной группы.
Для решения второй задачи констатирующего эксперимента, направленной на изучение особенностей развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе была использована методика «Изучение коммуникативных умений».
Цель: изучить уровень коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора по 6 цветных карандашей.
1.Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому, набору карандашей. Инструкция: «Предлагаю Вам ребята вот по этому изображению нарисовать рукавички и украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Для этого сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Я вам даю по одинаковому, набору карандашей»
2. Детям предлагают сделать то же, но дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться. Инструкция: «Предлагаю Вам ребята вот по этому изображению нарисовать рукавички и украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Для этого сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Я вам даю на стол по одному набору карандашей»
Оценка результатов
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим показателям:
1.Умение договариваться
2.Осуществление взаимного контроля по ходу выполнения деятельности:
3. Отношение к результату деятельности, своему и партнера
4. Осуществление взаимопомощь по ходу рисования (в чем это выражается?)
3 Умение рационально использовать средства деятельности
Характеристика уровней развития коммуникативных умений у детей подготовительной к школе группе
Высокий уровень (3-2,4 балла) ребенок проявляет умение договариваться, стремится приходить к общему решению, при этом используют уговоры и убеждения. В процессе организации совместной деятельности замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, на замечания реагируют положительно. Ребенок демонстрирует одинаковое отношение к результату деятельности (своему и партнеру). Оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности: советует, подсказывает. В процессе совместной деятельности делиться карандашами.
Средний уровень (2,3-1,7 баллов) - ребенок проявляет умение договариваться, но не стремится приходить к общему решению, при этом уговаривает и заставляет. В процессе совместной деятельности иногда замечают друг у друга отступления от первоначального замысла, реагируют достаточно бурно. Ребенок не одинаково относится к результату деятельности (своему – положительно, к деятельности партнера - отрицательно). Периодически оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности реализует помощь в виде замечании, указаний. В процессе совместной деятельности делиться карандашами, только после того как выполнит задание сам или многочисленных просьб со стороны партнера.
Низкий уровень (1-1,6 балла) ребенок не проявляет умение договариваться, не стремится приходить к общему решению, при этом заставляет. Замечает отступления только у товарища, реагируют на замечания бурно. Отрицательно относится к результату деятельности (своему и к деятельности партнера). Не оказывает взаимопомощь партнеру по деятельности. В процессе совместной деятельности не делиться карандашами с партнером.
Перспективное планирование проекта
дни | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя | 5 неделя | 6 неделя |
понедельник | Разучивание игры «Назови себя» Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде | Повторение игры «Снежный ком» Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт. | Индивидуальная работа «Давайте поздороваемся» Разучивание игры «Встаньте те, кто...» Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга. | Повторение игры «Пирамида любви» Цель: воспитывать уважительное, заботливое отношение к людям, развивать коммуникативные способности. | Индивидуальная работа «Сороконожка» Разучивание игры «На мостике» Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию. | Повторение игры «Лабиринт» Цель: тренирует умение соотносить действия с партнером, формирует доверие и сплоченность. |
вторник | Повторение игры «Назови себя» Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде | Индивидуальная работа «Снежный ком» Разучивание игры «Ласковое имя» Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. | Повторение игры «Встаньте те, кто...» Цель: развивает наблюдательность, позволяет детям лучше узнать друг друга. | Индивидуальная работа «Пирамида любви» «Солнечный зайчик» Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки. | Повторение игры «На мостике» Цель: развитие ловкости, способности прогнозировать ситуацию. Игра учит детей соотносить свои действия с партнером для достижения общей цели. | Индивидуальная игра «Лабиринт» Разучивание игры «Кораблик» Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. |
среда | Индивидуальная работа «Назови себя» Разучивание игры «Снежный ком» Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга | Повторение игры «Ласковое имя» Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника. | Разучивание игры «Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. | Повторение игры «Солнечный зайчик» Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки. | Индивидуальная работа «На мостике» Разучивание игры Прогулка с завязанными глазами Цель: игра способствует доверию. | Повторение игры «Кораблик» Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. |
четверг | Повторение игры «Снежный ком» Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт. | Индивидуальная работа «Ласковое имя» Разучивание игры «Давайте поздороваемся» Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы. | Повторение игры «Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие. | Индивидуальная работа «Солнечный зайчик» Разучивание игры «Сороконожка» Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками | Повторение игры Прогулка с завязанными глазами Цель: игра способствует доверию и формирует ответственность за другого человека. | Индивидуальная работа «Кораблик» Цель: способствует доверительным отношениям со взрослым, повышает самооценку ребенка. Разучивание игры «Ива на ветру» Цель: способствует атмосфере доверия и снимает напряжение |
пятница | Индивидуальная работа Разучивание игры «Снежный ком» | Повторение игры «Давайте поздороваемся» Цель: развитие воображения, создание дружеской атмосферы. | Индивидуальная игра «Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие | Повторение игры «Сороконожка» Цель: научить детей сплочению детского коллектива | Индивидуальная работа Прогулка с завязанными глазами Цель: способствовать формированию ответственности за другого | Повторение игры «Ива на ветру» Цель: способствует атмосфере доверия и снимает напряжение. |
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ
«Назови себя»
Цель: позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться к новой среде
Ход игры: Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, может что-то рассказать о себе).
«Снежный ком»
Цель: позволяет детям скорее запомнить имена друг друга, установить контакт.
Ход игры: Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий повторяет его, затем называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу,
«Ласковое имя»
Цель: упражнение так же позволяет детям запомнить имена друг друга, способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника.
Инструкция: «Вспомните, как вас ласково зовут дома. Мы будем бросать друг другу мячик. И тот, к кому мячик попадет, называет одно или несколько своих ласковых имен. Кроме того, важно запомнить, кто каждому из вас бросил мячик. Когда все дети назовут свои ласковые имена, мячик пойдет в обратную сторону. Теперь нужно постараться не перепутать и бросить мяч тому, кто в первый раз бросил его вам, а кроме того, произнести его ласковое имя»
«Давайте поздороваемся»
Цель: развитие воображения, создание психологически непринужденной атмосферы.
Ход игры: В начале упражнения ведущий рассказывает о разных способах приветствия, принятых и шуточных. Затем детям предлагается поздороваться, прикоснувшись плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться посредством его.
ИГРЫ, НАПРАВЛЕННЫЕ РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
«Разноцветный букет» Цель: учить детей взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры: Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой вы бор. Затем все «букетики» объединяются в один большой «букет» и устраивают хоровод цветов
«Солнечный зайчик» Цель: воспитание дружелюбного отношений детей друг к другу, развитие атмосферы тепла, любви и ласки.
Ход игры: Детям предлагают с помощью зеркала «поймать» «солнечного зайчика». Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал «зайчика», предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда «зайчик» возвращается к воспитателю, он обращает внимание детей на то, что за это время «зайчик» вырос и уже не умещается в ладонях. «Зайчика» выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем
«Сороконожка» Цель: научить детей взаимодействию со сверстниками, способствовать сплочению детского коллектива
Ход игры: Воспитатель рассаживает детей на полу и говорит: «Представляете, как сложно жить сороконожке, ведь у нее целых 40 ножек! Всегда есть опасность запутаться. Давайте поиграем в сороконожку. Встаньте друг за другом на четвереньки и положите руки на плечи соседа. Готовы? Теперь начинаем двигаться вперед. Сначала медленно, чтобы не запутаться. А теперь — чуть быстрее». Воспитатель помогает детям построиться, направляет движения сороконожки. Затем говорит: «Ох, как устала наша сороконожка, она буквально падает от усталости с ножек». Дети, по-прежнему держа соседей за плечи, падают на ковер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛОЖЕНИЕ о рабочей группе по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» Муниципального дошкол
1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение по внедрению и реализации профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общ...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется работодателям...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Основная цель вида профессиональной деятельности : оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями осуществляющими обучение)...
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспита
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н "Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования)
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» применяется р...